Файл: Товарные запасы и управление ими в оптовой торговле, на пример реально существующей организации.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления товарными запасами в торговли
1.1. Понятие, виды товарных запасов и показатели их оценки
1.2. Планирование товарных запасов в торговле
Глава 2. Анализ управления товарными запасами мв ООО «Бытовая химия»
2.1.Характеристика предприятия
3.1.Внедрение метода АВС-управления товарными запасами
Первым этапом планирования величины товарных запасов является определение плановой величины товарооборота на предприятии. Планирование товарооборота на 2016 г. проведем методом, основанным на использовании его темпа роста в 2015 г. по сравнению с 2015 г.
Плановая величина товарооборота в этом случае составит: 250 671,78*103,95/100 = 260 573,32 тыс. руб.
Планирование товарооборота по товарным группам на 2016 г. проведем на основании расчета среднего удельного веса реализации товаров по товарным группам в общем объеме товарооборота (таблица 8).
Таблица 8
Расчет плана товарооборота ООО «Бытовая химия» по товарным группам на 2016 г. [51]
Товарная группа |
Удельный вес в товарообороте, % |
План товарооборота на 2015 г., тыс. р. |
||
2014 г. |
2015 г. |
средний |
||
Парфюмерия |
6,70 |
6,79 |
6,74 |
17575,12 |
Декоративная косметика |
15,89 |
15,62 |
15,75 |
41051,83 |
Средства для волос |
7,11 |
7,44 |
7,27 |
18956,05 |
Средства для лица |
6,80 |
6,77 |
6,78 |
17677,68 |
Средства для тела |
7,41 |
7,30 |
7,35 |
19159,95 |
Косметика для мужчин |
3,44 |
3,58 |
3,51 |
9145,664 |
Товары для детей |
6,70 |
6,78 |
6,74 |
17565,46 |
Средства гигиены |
7,30 |
7,19 |
7,25 |
18889,87 |
Предметы гигиены |
7,71 |
7,60 |
7,66 |
19957,35 |
Хозяйственные товары |
4,65 |
4,77 |
4,71 |
12272,57 |
Сопутствующие товары |
3,36 |
3,48 |
3,42 |
8909,178 |
Бытовая химия |
12,95 |
12,73 |
12,84 |
33455,81 |
Краски для волос |
5,87 |
5,88 |
5,88 |
15317,21 |
Солнцезащитные средства |
4,10 |
4,06 |
4,08 |
10639,57 |
Итого |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
260573,32 |
Первый метод, который используем при расчете плановой величины товарных запасов, это метод, основанный на расчете коэффициента эластичности, отражающего зависимость изменения товарного запаса от изменения объема товарооборота:
Э = ТЗ / Т (3)
где Э – коэффициент эластичности;
ТЗ – прирост суммы товарного запаса, %;
Т - прирост товарооборота, %
Э = 19,97 / 3,95 = 5,0557.
Исходя из того, что плановый темп прироста товарооборота на 2016 г. составляет 3,95%, плановый темп прироста суммы товарных запасов составит: 3,95*5,0557 = 19,97%.
Плановая сумма товарных запасов в этом случае составит
41 645,00 * (100+19,97)/100 = 49 961,51 тыс. руб.
В днях: 49 961,51 / 260 573,32*360 = 69,02 дня
Второй метод, который используем при планировании размера товарных запасов - это экономико-статистический метод, основный на расчете их средней величины в днях оборота в предплановом периоде (таблица 9).
Таблица 9
Расчет плана товарных запасов ООО «Бытовая химия» на 2016 г. [52]
Товарная группа |
Товарные запасы в днях |
Сумма товарных запасов, тыс. р. |
Отклонение товарных запасов |
||||
2014 г. |
2015 г. |
средний |
2014 г. |
2015 г. план |
сумма, тыс. р. |
дни |
|
Парфюмерия |
58,21 |
70,12 |
64,17 |
3315,69 |
3132,69 |
-183,00 |
-5,95 |
Декоративная косметика |
54,63 |
44,84 |
49,74 |
4877,55 |
5671,79 |
794,24 |
4,89 |
Средства для волос |
57,56 |
68,84 |
63,20 |
3564,78 |
3328,03 |
-236,75 |
-5,64 |
Средства для лица |
53,84 |
71,67 |
62,76 |
3377,89 |
3081,62 |
-296,27 |
-8,92 |
Средства для тела |
49,12 |
62,18 |
55,65 |
3161,03 |
2961,89 |
-199,14 |
-6,53 |
Косметика для мужчин |
46,77 |
51,18 |
48,97 |
1274,77 |
1244,16 |
-30,61 |
-2,20 |
Товары для детей |
48,27 |
59,36 |
53,82 |
2803,41 |
2625,87 |
-177,54 |
-5,54 |
Средства гигиены |
48,39 |
56,52 |
52,46 |
2831,31 |
2752,52 |
-78,79 |
-4,06 |
Предметы гигиены |
54,45 |
70,17 |
62,31 |
3715,52 |
3454,46 |
-261,06 |
-7,86 |
Хозяйственные товары |
61,53 |
69,29 |
65,41 |
2303,34 |
2229,89 |
-73,45 |
-3,88 |
Сопутствующие товары |
45,11 |
70,27 |
57,69 |
1701,38 |
1427,61 |
-273,77 |
-12,58 |
Бытовая химия |
43,78 |
54,42 |
49,10 |
4822,69 |
4563,00 |
-259,69 |
-5,32 |
Краски для волос |
58,85 |
63,90 |
61,37 |
2616,98 |
2611,21 |
-5,77 |
-2,52 |
Солнцезащитные средства |
43,12 |
45,17 |
44,15 |
1278,66 |
1304,74 |
26,08 |
-1,03 |
Итого |
51,82 |
59,81 |
55,82 |
41645,00 |
40389,47 |
-1255,53 |
-3,99 |
Третьим методом, который используем при расчете плановой величины товарных запасов, будет метод скользящей средней, основанный на расчете средней величины запасов по квартальным данным за 2014-2015 гг. (таблица 10).
Таблица 10
Расчет плановой величины товарных запасов на 2016 г. методом скользящей средней[53]
Квартал |
Размер товарных запасов, дни |
Расчет |
1 квартал 2014 г. |
55,12 |
|
2 квартал 2014 г. |
49,34 |
К1 = (55,12+49,34+54,45)/3 =52,97 |
3 квартал 2014 г. |
54,45 |
К2 = (49,34+54,45+49,37)/3 = 51,05 |
4 квартал 2014 г. |
49,37 |
К3 = (54,45+49,37+70,27)/3 = 58,03 |
1 квартал 2015 г. |
70,27 |
К4 = (49,37+70,27+71,11)/3 = 63,58 |
2 квартал 2015 г. |
71,11 |
К5= (70,27+71,11+76,30)/3 = 72,56 |
3 квартал 2015 г. |
76,30 |
К6 = (71,11+76,30+62,96)/3 = 70,12 |
4 квартал 2015 г. |
62,96 |
К = (70,12-52,97)/ (6-1)= 3,43 |
Плановая величина товарных запасов на 2016 г. составит:
1 квартал 2015 г. 76,30+2*3,43 = 83,16 дня
2 квартал 2015 г. 62,96+2*3,43 = 69,82 дня
3 квартал 2015 г. 83,16+2*3,43 = 90,02 дня
4 квартал 2015 г. 69,82+2*3,43 = 76,68 дня
Плановая сумма товарных запасов на конец 2016 г. при данном методе планирования составит: 260 573,32*76,68/360 = 55 502,12 тыс. р.
В таблице 11 представлено сопоставление вариантов плана товарных запасов, полученных при использовании различных методов.
Таблица 11
Сопоставление вариантов плана товарных запасов на 2016 г. [54]
Метод планирования |
План товарных запасов на 2016 г. |
Отклонение от факта 2015 г. |
||
тыс. р. |
дни |
тыс. р. |
дни |
|
Метод экстраполяции |
49961,51 |
69,02 |
8316,51 |
9,21 |
Экономико-статистический метод |
40389,47 |
55,82 |
-1255,53 |
-3,99 |
Метод скользящей средней |
55502,12 |
76,82 |
13857,12 |
17,01 |
Так как полученные варианты дают довольно значительный разброс в показателях, в качестве окончательно варианта выберем метод, дающий снижение величины товарных запасов как в сумме, так и в днях оборота.
Экономическая эффективность от реализации данного мероприятия заключается, прежде всего, в сокращении потребности в привлечении кредитных средств. При средней процентной ставке по предоставленным предприятию кредитам в размере 19% снижение суммы товарных запасов на 1 255,53 тыс. руб. означает экономию средств на процентных выплатах в размере: 1 255,53*19/100 = 238,55 тыс. руб.
Ускорение оборачиваемости средств в товарных запасах на 3,99 дня означает получение относительной экономии в размере: 260 573,32*3,99/ 360 = 2 888,02 тыс. руб.
Увеличение суммы фонда заработной платы в результате премирования менеджеров составит: 2 888,02*1/100 = 28,88 тыс. руб.
Кроме того, увеличение численности работников на 3 человека также приведет к росту суммы фонда заработной платы на: 26,08*2*12 = 625,92 тыс. руб.
Изменение показателей деятельности ООО «Бытовая химия» в результате реализации мероприятий представлено в таблице 12.
Таблица 12
Изменение показателей деятельности ООО «Бытовая химия» в результате реализации мероприятий по улучшению экономической ситуации[55]
Показатель |
До мероприятий |
После мероприятий |
Изменение |
1 |
2 |
3 |
4 |
Товарооборот, тыс. р. |
250671,78 |
260573,32 |
9901,54 |
Валовой доход, тыс. р. |
42517,11 |
44196,54 |
1679,43 |
в % к товарообороту |
16,96 |
16,96 |
0,00 |
Издержки обращения, тыс. р. |
23480,47 |
24795,32 |
1314,85 |
в % к товарообороту |
9,37 |
9,52 |
0,15 |
Прибыль от реализации, тыс. р. |
19036,64 |
19401,22 |
364,58 |
в % к товарообороту |
7,59 |
7,45 |
-0,15 |
Среднесписочная численность работающих, чел. |
64 |
67 |
3,00 |
Фонд оплаты труда, всего |
20029,44 |
20655,36 |
625,92 |
Среднемесячная заработная плата 1 работника, тыс. р. |
26,08 |
25,69 |
-0,39 |
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. р. |
12 |
12 |
0,00 |
Фондоотдача, р. |
20889,32 |
21714,44 |
825,13 |
Продолжение таблицы 12
1 |
2 |
3 |
4 |
Фондорентабельность, % |
158638,67 |
161676,82 |
3038,15 |
Общая площадь, кв. м. |
1381,60 |
1381,60 |
0,00 |
Товарооборот на 1 кв. м. площади, тыс. р. |
181,44 |
188,60 |
7,17 |
Товарооборот на 1 работника, тыс. р. |
3916,75 |
3889,15 |
-27,59 |
Товарные запасы |
|||
сумма, тыс. р. |
41645,00 |
40389,47 |
-1255,53 |
дни |
59,81 |
55,82 |
-3,99 |
Краткосрочные заемные средства, тыс. р. |
10256 |
9000,47 |
-1255,53 |
Процентные выплаты по кредитам, тыс. р. |
1948,64 |
1710,09 |
-238,55 |
Таким образом, в результате реализации предложенного мероприятия ООО «Бытовая химия» сможет снизить размер товарных запасов, добиться сокращения потребности в привлеченных кредитных ресурсах.
Выводы. Предлагается проводить АВС-анализ товарооборота и товарных запасов, в целях выявления наиболее важных из них для предприятия. Такой анализ должен проводиться как по товарным группам, так и по товарным позициям внутри групп. В результате этого необходимо будет провести перераспределение категорийных менеджеров по группам товаров.
Материальная заинтересованность менеджеров будет заключаться в получении премии в виде процентных выплат, полученных от экономии средств в результате ускорения оборачиваемости.
Также в работе было проведено прогнозирование размера товарных запасов с использованием нескольких методов.
В результате реализации предложенного мероприятия ООО «Бытовая химия» сможет снизить размер товарных запасов, добиться сокращения потребности в привлеченных кредитных ресурсах.
Заключение
Товарные запасы являются основополагающими элементами управления торговой деятельности, от эффективности управления товарными запасами напрямую зависят результаты торговой деятельности, показатели товарооборота и рентабельности. Задача управления запасами заключается в том, чтобы применительно к конкретной хозяйственной ситуации найти оптимальное решение по объему и срокам запасов, чтобы своевременно и в необходимом размере удовлетворить имеющиеся потребности и при этом обеспечить минимальные издержки на хранение и поставку ресурсов. Решению этой задачи способствует, прежде всего, комплексный подход к снабженческо-заготовительным процессам, согласующимся с планами реализации, посредством различных инструментов в зависимости от компетентности и профессионализма персонала, используемых информационных технологий, программного обеспечения, степени автоматизации процесса снабжения и реализации, организации документооборота и скорости обработки всей документации.