Файл: Товарные запасы и управление ими в оптовой торговле, на пример реально существующей организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Одной из задач деятельности торговли как сферы экономики является наиболее полное удовлетворение покупательского спроса в различных товарах и услугах. Для этого каждое торговое предприятие должно уделять большое внимание рациональному формированию всех элементов своей коммерческой деятельности.

И одним из важных элементов, составляющих деятельность торговых предприятий, является наличие у них определенного количества товаров – товарных запасов. От того, сколько товаров и в каком ассортименте имеет торговое предприятие, зависит стабильность выполнения плана товарооборота, прибыль, получаемая им от реализации товаров. Однако это не значит, что предприятия для обеспечения стабильности своей деятельности и ассортимента предлагаемых товаров должны закупать как можно больше товаров одного и того же вида, а затем длительное время держать их на складе. Такая политика приведет к тому, что предприятие, закупив один товар в большом количестве, не будет иметь средств для приобретения другого товара. Поэтому правильное формирование товарных запасов является важным направлением разработки стратегии деятельности предприятия на рынке.

Целью работы является проведение анализа управления товарными запасами на предприятии оптовой торговли и оптимизация состояния товарных запасов на торговом предприятии.

Задачи работы:

1) исследование понятия, видов товарных запасов и показателей их оценки;

2) рассмотреть вопросы управления товарными запасами на предприятии оптовой торговли;

3) провести анализ товарных запасов исследуемого предприятия;

4) разработать рекомендации, направленные на совершенствования управления запасами в исследуемой организации оптовой торговли;

5) определить экономическую эффективность предложенных мероприятий.

Предмет исследования - методы управления товарными запасами на предприятии оптовой торговли.

Объектом исследования является предприятие оптовой торговли ООО «Бытовая химия».

Научно-методическая основа работы – литературные источники, публикации, посвященные управления товарными запасами в торговых организациях.

Методы исследования – анализ абсолютных и относительных величин, коэффициентный метод, метод сравнения, группировки и пр.


Глава 1. Теоретические аспекты управления товарными запасами в торговли

1.1. Понятие, виды товарных запасов и показатели их оценки

Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения спроса покупателей – потребителей[1]. Товары классифицируются по следующим различным признакам:

1)   по целям использования: потребительские товары - это товары, непосредственно предназначенные для конечного потребления, удовлетворения личных потребностей человека; производственные товары – это товары, используемые в производственном цикле при создании новых товаров[2];

2)   по времени использования (потребления) товары краткосрочного пользования, используемые один или несколько раз; товары длительного пользования, используемые многократно;

3)   по характеру потребления: товары повседневного спроса, товары тщательного выбора, престижные товары;

4)   по характеру использования в зависимости от степени их участия в процессе производства: сырье, материалы, тара и упаковка, комплектующие детали, инструмент, инвентарь, техника и оборудование, прочие товарно-материальные запасы[3];

5) по функциональной принадлежности: товары – продукты питания, промышленные товары;

6) по видам запасов: текущие запасы – это товары на стадии реализации; подготовительные запасы – это товары на стадии предпродажной подготовки; гарантийные (страховые) запасы – необходимый и достаточный резерв товарных запасов с целью обеспечения непрерывного процесса реализации на случай срыва запланированных сроков текущих поставок товаров, изменения интенсивности потребления при непредвиденном возросшем спросе; сезонные запасы - это необходимый и достаточный резерв товарных запасов с целью обеспечения непрерывного процесса реализации в период сезонного колебания покупательского спроса; переходящие запасы;

7)   по видам движения товаров в учете: товары в пути, товары на складе; товары на стадии предпродажной подготовки; зарезервированные товары, товары в магазинах в процессе реализации, товары на консигнации; реализованные товары на ответственном хранении[4].


На эффективность использования товарных запасов оказывают влияние следующие внешние и внутренние факторы, снижение влияния которых может производиться за счет оптимизации управления товарными запасами:

  • внешние факторы – налоговое законодательство, финансово-кредитная политика, величина процентов к уплате по заемным средствам, экономическая ситуация в государстве;
  • внутренние факторы – пути минимизации влияния внутренних факторов: ликвидация сверх нормативных запасов, совершенствования нормирования запасов, улучшение организации снабжения, оптимальный выбор надежных поставщиков, уровень запасов; рациональная организация сбыта товаров, применение рациональных форм расчетов; ускорение документооборота[5].

Для оценки эффективности управления товарными запасами необходимо проанализировать эффективность использования товарных запасов[6]. Экономический анализ, прежде всего, проводится по данным бухгалтерской отчетности, а для более детального рассмотрения отдельных вопросов также используется информация управленческого учета и аналитическая информация по бухгалтерским счетам учета.

Эффективность использования товарными запасами оценивается следующими показателями:

1)   удельный вес товарных запасов в их общей величине на начало и конец отчетного периода;

2)   абсолютный прирост товарных запасов на конец отчетного периода (в денежных единицах измерения и в натуральных единицах измерения по каждому виду товара) [7];

3)   темп прироста товарных запасов на конец отчетного периода (в процентах), сравнивается с темпом прироста выручки от торговой деятельности;

4)   оборачиваемость товарных запасов, характеризующая длительность одного полного кругооборота средств с момента превращения оборотных средств из денежной формы в запасы и до их реализации. При ускорении оборачиваемости товарных запасов высвобождаются материальные ресурсы и источники их финансирования;

5)   показатель экономии оборотных средств в результате снижения расходов на материальные ресурсы и товарные запасы на единицу реализованного товара без ущерба для качества, надежности, эксплуатационных свойств[8];

Оценка скорости оборачиваемости запасов в торговой деятельности является одним из основополагающих элементов экономического анализа, так как товарные запасы относятся к медленно реализуемым активам, а в оборотных средствах торговой организации они имеют значительный удельный вес[9].


Оценка влияния на приращение объема продаж экстенсивности и интенсивности использования запасов и оборотных средств позволят вычленить более рациональные и прогрессивные пути повышения эффективности результатов торговой деятельности.

Кроме перечисленных показателей эффективности использования товарных запасов в целях принятия управленческих решений актуальным представляется оценка таких показателей, как товарная структура в товарообороте, рентабельность используемой торговой площади по видам товаров, объем продаж в расчете на единицу торгового персонала или смену (производительность труда), товарная структура поставленных на заказ товаров и прочее[10].

В результате высокой оборачиваемости товарных запасов в торговле экономический анализ рекомендуется осуществлять за минимальный период времени. Отчетным периодом при этом могут быть часы, день, технологическая смена персонала, будние дни, выходные и праздничные дни, неделя, декада, месяц[11].

Оценка товарных запасов и анализ покупательского спроса на отдельные виды товаров позволяет спрогнозировать потребность в товарах различного ассортиментного ряда как в целях развития конкретной торговой организации и повышения ее конкурентоспособности, так и в целях макроэкономического анализа развития экономики по таким показателям как товарная структура в розничной торговле, товарные запасы, коэффициент оборачиваемости товарных запасов и другим показателям[12].

  В международной практике для оценки развития экономики макроэкономическом аспекте используются такие нестандартные для российской статистики показатели как заказы на товары длительного пользования и заказы на производственные товары.

Заказы промышленности — это индикатор, который показывает потребность промышленности в товарах длительного и недлительного пользования. Увеличение значения этого индикатора характеризует активность производства и его возможный рост, тогда как уменьшение свидетельствует о сворачивании производства[13].

Заказы на товары длительного пользования — это индикатор, который показывает потребность в товарах со сроком использования более 3 лет. Обычно такие товары имеют большую цену (например, автомобили), поэтому отражают не только ожидания потребителей, но также и способность последних тратить такие большие суммы. Увеличение этого показателя положительно характеризует состояние экономики и производства. Поэтому рост данного показателя помогает валюте усиливаться, а падение — ослабляет ее. Этот индикатор публикуется ежемесячно и достаточно важен для рынка[14]. Как видно, даже аналитическая информация в управлении товарными запасами используется в оценке макроэкономических показателей.


Эффективное управление товарными запасами позволяет также изыскивать пути оптимизации расходов торговой организации по таким статьям как транспортные и складские расходы[15]. Без предварительного анализа товарных запасов и покупательских предпочтений решение сократить расходы на содержание ряда складских помещений может привести не к экономии, а к обратному эффекту - сокращению продаж и прибыли в результате постоянного дефицита товаров. Чтобы этого избежать, необходимо оценить покупательский спрос, имеющиеся возможности организации в товарных запасах, динамику объема продаж, месторасположение покупателей, мощность и местонахождение складских помещений, транспортные расходы и другие критерии[16]. После этого анализируется альтернативное использование высвободившихся средств в случае сокращения расходов по содержанию складских помещений или транспортных расходов. Оценка проводится комплексным анализом влияния прогнозируемых расходов на показатели товарооборота и рентабельности.

1.2. Планирование товарных запасов в торговле

Основными функциями управления запасами являются планирование, мотивация, организация и контроль сохранности товарных запасов[17].

Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения спроса покупателей – потребителей, поэтому планирование и формирование товарных запасов осуществляется по видам запасов: текущие, подготовительные, гарантийные (страховые), сезонные запасы[18].

На первом этапе планирования товарных запасов необходимо оценить покупательский спрос, предпочтения и платежеспособность покупателей, учесть потребности в товарах на основе портфеля заказов, договоров и нарядов на поставку конкретных товаров покупателям, оценить динамику объема продаж с целью прогнозирования необходимого объема потребления товаров. Затем необходимо проанализировать месторасположение покупателей и поставщиков, мощность и местонахождение складских помещений, транспортные расходы, а также имеющиеся возможности организации в товарных запасах в зависимости от вида формируемых товарных запасов. Таким образом, планирование товарных запасов основывается на прогнозируемых показателях объема продаж и анализа внешних и внутренних факторов, влияющих на формирование товарных запасов[19].