Файл: Товарные запасы и управление ими в оптовой торговле, на пример реально существующей организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Второй по значению группой товаров в формировании товарных запасов является бытовая химия, на которую приходится 10,94% в 2014 г. и 11,58% в 2015 г. от общего размера товарных запасов. Причиной этого является также широкий ассортимент товаров.

Изменение структуры товарных запасов выражается в увеличении удельного веса парфюмерии на 0,44%, средств для волос на 0,66%, средств для лица на 1,05%, средств для тела на 0,57%, товаров для детей на 0,49%, предметов гигиены на 0,82%, хозяйственных товаров на 0,01%, сопутствующих товаров на 1,16%, бытовой химии на 0,64% при снижении удельного веса декоративной косметики на 5,04%, косметики для мужчин на 0,05%, средств гигиены на 0,02%, краски для волос на 0,39% и солнцезащитных средств на 0,34%.

В таблице 5 представлен анализ состояния товарных запасов по кварталам 2014-2015 гг.

Таблица 5

Состояние товарных запасов ООО «Бытовая химия» по кварталам 2014-2015 гг. [47]

Квартал

2014 г.

2015 г.

Отклонение товарных запасов

товарооборот, тыс. р.

товарные запасы

товарооборот, тыс. р.

товарные запасы

тыс. р.

дни

тыс. р.

дни

тыс. р.

дни

1

59152,69

36229,98

55,12

63008,74

49196,91

70,27

12966,93

15,15

2

57601,45

31576,26

49,34

65123,69

51453,40

71,11

19877,14

21,77

3

61102,47

36965,31

54,45

63012,23

53423,24

76,30

16457,93

21,86

4

63286,69

34713,10

49,37

59527,12

41645,00

62,96

6931,90

13,60

Изменение условий закупочной деятельности также привело к существенному росту размера товарных запасов 2015 г. по сравнению с 2014 г. во всех кварталах: в 1 квартале на 12 966,93 тыс. руб. или 15,15 дней, во 2 квартале на 19 877,14 тыс. руб. или 21,77 дней, в 3 квартале на 16 457,93 тыс. руб. или 21,86 дней и в 4 квартале на 16 457,93 тыс. руб. или 13,60 дня.


В целом же если рост суммы товарных запасов может быть обусловлен объективными факторами (расширением ассортимента, повышением цен, ростом объемов товарооборота) и не всегда является отрицательным моментов, то увеличение их величины в днях оборота говорит о неэффективном использовании финансовых ресурсов.

В целом же рост размера товарных запасов в днях оборота потребовал дополнительного привлечения средств в размере:

250 671,78 /360*7,99 = 5 563,52 тыс. руб.

Рост объемов товарных запасов привел к росту потребности в источниках финансирования, в результате чего предприятие привлекло дополнительные заемные средства. Такой подход нельзя назвать положительным, так как это ведет к увеличению затрат на обслуживание привлеченных кредитов. При средней процентной ставке в 19% это означает увеличение затрат предприятия (издержек обращения) на 5 934*19/100 = 1 127,46 тыс. руб.

Выводы. На основании проведенного исследования было выявлено существенное увеличение размера товарных запасов в ООО «Бытовая химия» как в сумме, так и днях оборота, не связанное с ростом объемов реализации товаров. Основной причиной этого является изменение подходов к организации товароснабжения на предприятии, связанное с ростом размера единовременного закупаемых партий и сокращением частоты закупа товаров. Основной целью этого было сокращение уровня транспортных расходов, оплачиваемых поставщикам при осуществлении закупа.

Однако такая ситуация привела к необходимости дополнительного привлечения средств в виде краткосрочных кредитов и займов, что увеличило расходы в виде процентных выплат.

Глава 3. Разработка рекомендаций, направленных на совершенствование управления товарными запасами в компанииООО «Бытовая химия»

3.1.Внедрение метода АВС-управления товарными запасами


В настоящее время руководство и специалисты «Бытовая химия» используют единые подходы к работе с товарными группами формированию товарных запасов, ориентируясь на необходимость постоянного наличия товаров в широком ассортименте, снижение уровня относительных транспортных расходов. В связи с этим предлагается проводить АВС-анализ как товарооборота, так и товарных запасов в целях выделения наиболее важных для предприятия товарных групп.

В таблице 6 проведен АВС-анализ товарооборота.

Группа А - самые важные товары, приносящие первые 50% товарооборота. Группа В - «средние» по важности товары, приносящие 30% товарооборота. Группа С - «проблемные» товары, приносящие остальные 20% товарооборота. На основании этого можно видеть, что наиболее важными при формировании товарооборота для Торгового дома являются такие товарные группы, как «Декоративная косметика», «Бытовая химия», «Предметы гигиены» и «Средства для волос». Эти группы требуют тщательного контроля, анализа и планирования.

Второй по значению категорией являются товарные группы «Средства для тела», «Средства гигиены», «Парфюмерия», «Товары для детей», «Средства для лица». Эти группы требуют периодического контроля.

Таблица 6

АВС-анализ товарооборота «Бытовая химия» [48]

Товарная группа

Удельный вес в товарообороте, %

Группа

значение

нарастающим итогом

1

2

3

4

Декоративная косметика

15,62

15,62

А

Продолжение таблицы 6

1

2

3

4

Бытовая химия

12,73

28,35

А

Предметы гигиены

7,60

35,95

А

Средства для волос

7,44

43,39

А

Средства для тела

7,30

50,69

В

Средства гигиены

7,19

57,88

В

Парфюмерия

6,79

64,67

В

Товары для детей

6,78

71,45

В

Средства для лица

6,77

78,22

В

Краски для волос

5,88

84,10

С

Хозяйственные товары

4,77

88,87

С

Солнцезащитные средства

4,06

92,93

С

Косметика для мужчин

3,58

96,51

С

Сопутствующие товары

3,48

100,00

С


Остальные товарные группы не требуют больших затрат, но их доля в общем объеме товарооборота также важна, так как их наличие обеспечивает комплексность удовлетворения покупательского спроса.

Аналогичным образом в таблице 7 представлен АВС-анализ товарных запасов.

Таблица 7

АВС-анализ товарных запасов ТД ООО «Бытовая химия» [49]

Товарная группа

Удельный вес в товарных запасах, %

Группа

значение

нарастающим итогом

Декоративная косметика

11,71

11,71

А

Бытовая химия

11,58

23,29

А

Предметы гигиены

8,92

32,21

А

Средства для волос

8,56

40,77

А

Средства для лица

8,11

48,88

А

Парфюмерия

7,96

56,84

В

Средства для тела

7,59

64,43

В

Средства гигиены

6,80

71,23

В

Товары для детей

6,73

77,96

В

Краски для волос

6,28

84,24

С

Хозяйственные товары

5,53

89,77

С

Сопутствующие товары

4,09

93,86

С

Солнцезащитные средства

3,07

96,93

С

Косметика для мужчин

3,06

100,00

С

При формировании товарных запасов наиболее важное значение имеют такие товарные группы, как «Декоративная косметика», «Бытовая химия», «Предметы гигиены», «Средства для волос», «Средства для лица», требующие наиболее тщательного анализа и контроля за их состоянием.

Второй по значению категорией выступают товарные группы «Парфюмерия», «Средства для тела», «Средства гигиены», «Товары для детей». К категории «С» относятся группы «Краски для волос», «Хозяйственные товары», «Сопутствующее товары», «Солнцезащитные средства» и «Косметика для мужчин».


Аналогичным образом необходимо выделить наиболее значимые товарные позиции по подгруппам товаров. Исходя из этой градации, следует построить работу категорийных менеджеров.

Как уже было выявлено в процессе исследования, за состояние товарных запасов в «Бытовая химия» отвечают категорийные менеджеры, за каждым из которых закреплена одна товарная группа.

Исходя из предлагаемой градации товарных групп и подгрупп с помощью АВС-анализа, предлагается распределить категорийных менеджеров следующим образом, представленным на рисунке 2.

Товарная группа категории А, В

Подгруппы категорий А, В

Товарная группа категории А, В

Подгруппы категорий С

Товарная группа категории С

Подгруппы категорий А, В, С

1 специалист на группу

1 специалист на 3 группы

1 специалист на 2 группы

Рисунок 2 - Предлагаемый вариант распределения категорийных менеджеров по товарным группам[50]

Перераспределение функций позволит поставить на наиболее важные направления наиболее опытных менеджеров, даст возможность более качественно организовать работу по товарному обеспечению.

Кроме того, необходимо предусмотреть материальную ответственность категорийных менеджеров за состояние товарных запасов. В частности, можно предусмотреть премирование менеджеров на получение относительной экономии средств от снижения размера товарных запасов при условии полного выполнения объема всех заказов, сделанных покупателями.

3.2. Оценка экономической эффективности рекомендаций

В настоящее время общее количество категорийных менеджеров составляет 12 человек. В результате реализации предложенного распределения обязанностей возникнет необходимость увеличения численности категорийных менеджеров до 14 человек, то есть на 2 человека. Размер премирования менеджеров может составлять 1% от суммы полученной относительной экономии от сокращения размера товарных запасов в днях оборота и сэкономиленных средств от процентных выплат по кредитам, привлеченным для пополнения товарных запасов.

Прогноз возможной величины товарных запасов на 2016 г. проведем с использованием нескольких методов.