Файл: «Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений..».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современных сложных условиях экономического развития и отсутствия гарантий будущей стабильности предприниматели вынуждены искать возможности минимизации риска своей деятельности. Появляется потребность определять альтернативные способы ведения бизнеса, позволяющие гибко реагировать на изменения в предпринимательской среде и успешно адаптироваться к ним.

Одной из наиболее привлекательных форм деятельности в малом и среднем бизнесе на сегодняшний день является франчайзинг. Он представляет собой способ организации бизнес-отношений между независимыми компаниями или физическими лицами, в рамках которого одна из сторон (франчайзи) получает от другой (франчайзера) официальное разрешение на использование знака обслуживания, фирменного стиля, деловой репутации, ноу-хау и готовой бизнес-модели за определенную плату (роялти). Привлекательность франчайзинга объясняется рядом причин: минимизация предпринимательских рисков, «раскрученный» бренд, относительно небольшие издержки обращения и высокая «выживаемость» франшизных предприятий.

Являясь выгодной формой предпринимательской деятельности, позволяющим сводить всевозможные риски к нулю, использовать известный бренд и готовую бизнес-модель с наработанной клиентурой, франчайзинг в скором будущем может стать одним из основных инструментов развития потребительского рынка. Успех франчайзинга обеспечен сочетанием стимула личного владения с управленческим и техническим мастерством бизнеса.

В этой связи, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью детального изучения как преимуществ франчайзинга, так и его недостатков (ограничений), а также особенностей использования на рынке мебели.

Объектом исследования курсовой работы является франчайзинг как модель ведения бизнеса. Предмет исследования составляют особенности франшизы «CoffeeShop Company».

Целью настоящего исследования является изучение особенностей системы франчайзинга. Задачи курсовой работы следующие:

1) рассмотреть понятие франчайзинга и механизм организации франчайзинговых отношений;

2) выявить особенности современного развития российского франчайзинга;

3) проанализировать ограничения отношений «франчайзер-франчайзи»;

4) исследовать особенности применения франчайзинга на примере международной сети кофеен «CoffeeShop Company».

Написание курсовой работы опиралось на изучении трудов таких авторов, как А.Р. Базаева, С. Ватутин, А.Б. Гармашева, И.Б. Дзюбенко, И.Д. Котляров, А.В. Патрушева, Л.И. Шмаркова и др.


Методы исследования. Исследование проводилось в рамках системного подхода. В качестве методологической базы исследования применялись общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, аналогия; специальные методы: методы сбора статистических данных, методы сплошного и выборочного обследования.

Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования ее основных положений в учебном процессе, а также в качестве основы для написания дипломной работы.

Структура работы включает введение, основную часть (2 главы), заключение, список использованных источников и приложение.

1. Теоретические основы франчайзинга и его общая характеристика

1.1. Понятие и сущность франчайзинга

Франчайзинг - это форма межфирменной кооперации, основанная на передаче в пользование франчайзи интеллектуальной собственности франчайзера на платной основе и на условиях, указанных в договоре.[1] Основной задачей франчайзера является организация и администрирование канала сбыта - франчайзинговой сети, которую, в свою очередь, образуют франчайзи, входящие в нее.

По другому определению, франчайзинг – это форма предпринимательской деятельности, предполагающая деловое сотрудничество двух фирм, при котором компания с известным на рынке именем перепродает права на неё. Иными словами, это «аренда» товарного знака, способствующая развитию экономики и взаимодействию различных международных компаний.[2]

Развитие малого предпринимательства испытывает трудности, которые обусловлены отсутствием экономических знаний у руководителей, неэффективной маркетинговой политикой, значительными расходами на уплату налоговых платежей и сборов, отсутствием надлежащего объема финансовых ресурсов, а также отсутствием должной государственной поддержки.[3] Все эти причины приводят к банкротству созданных малых предприятий. И, исходя из всего этого, малые предприятия стремятся из конкурентов превратиться в партнеров крупных предприятий, что позволяет обеспечивать благоприятные условия не только для вхождения в соответствующий сектор рынка, но и для выживания в нем.


Любая предпринимательская деятельность связана с риском, и одной из важнейших характеристик франчайзинга является снижение этого риска.

Франчайзинг - это очень интересная, выгодная и перспективная деятельность. Эта система является одним из эффективнейших способов развития бизнеса как для фирм уже добившихся успеха и желающих развивать свой успех и дальше, так и для мелких предпринимателей, даже для человека, который никогда не занимался бизнесом. Перспективность заключается в том, что если в обычном бизнесе из 100 возникающих предприятий в итоге выживает не более 10, то из 100 франшизных будет успешно работать 90, что немаловажно и с точки зрения создания новых рабочих мест.[4] Таким образом, можно сказать, что франчайзинг - это выгодный договор для обеих сторон.

Одним из главных недостатков являются условия, ограничивающие деятельность франчайзи как предпринимателей, потому что они должны вести предпринимательскую деятельность так, как определит франчайзер в руководстве по управлению предприятием. Также для покупки франшизы нужен первоначальный капитал, и средств потребуется намного больше, чем при самостоятельном создании бизнеса. Еще одним минусом является то, что репутация выбранного бренда переходит к франчайзи, и она, к сожалению, бывает далеко не всегда положительной.[5]

По сравнению с этими недостатками преимуществ, конечно, намного больше. Нет необходимости обустройства торговой точки и поиски сырья и оборудования, так как все это предусмотрено условиями франчайзинга. Собственник франшизы заинтересован в информационной поддержке новоиспеченного бизнесмена, который приобретает право на применение технологий и использование бренда его компании, поэтому вам гарантирована помощь при ведении бизнеса и грамотные консультации. Если франчайзи нужно будет получить кредит, у него всегда будет поручитель, в роли которого выступает владелец франшизы. Для успешного старта бизнеса нужны хотя бы минимальные навыки в сфере менеджмента. Франчайзер также оказывает необходимую поддержку в этой области. Также нет необходимости в маркетинговых исследованиях и изучении рынка, поскольку всю информацию мониторинга можно позаимствовать у собственника франшизы.

Франчайзинг позволяет крупным компаниям расширить влияние как в сфере производства, так и на рынке, путём инвестирования собственных средств и за счет привлечения дополнительного капитала малых фирм, экономя на строительстве своих филиалов. А малым фирмам осуществлять предпринимательскую деятельность, используя хорошую репутацию и престижную торговую марку, экономя при этом на продвижении товара на рынок, рекламе, маркетинговых исследованиях.[6]


Следует отметить, что родиной франчайзинга являются США. Именно здесь «Singer Sewing machine company» еще в 1851 году создала прототип данного бизнес-формата. Практически в каждом штате появились швейные машинки, однако отсутствовали сервисные мастерские, которые при необходимости могли бы выполнять ремонт этих машинок. Для решения этой проблемы основатель компании Исаак Зингер впервые применил формат франчайзинга в США, начав подписывать со своими дистрибьюторами соглашения, передающие им право на оговоренной территории продавать и ремонтировать машинки.[7]

И в наши дни франчайзинг продолжает успешно развиваться. В США созданы все условия для эффективного развития франчайзинга. В этой стране действуют законы, которые защищают потенциальных франчайзи от мошенников. Успех американского франчайзинга во многом определяется поддержкой со стороны государства, устойчивостью стратегий, сильными маркетинговыми позициями, серьезным отношением к продвижению торговых марок, принятием, совершенствованием и выполнением стандартов качества как продукта, так и бизнеса систем в целом.[8]

Основные торговые партнёры США: Китай, Канада, Мексика, Япония, Великобритания, Германия. Так франчайзинг в США обеспечивает рабочие места более 10 млн. человек. Объем производства предприятий составляет более 650 миллиардов долларов. Наиболее активными франчайзинговыми системами можно назвать America Center (услуги), Athlete's Foot (спортивное оборудование), Avis (прокат автомобилей), Baskin Robbins (мороженое), Burger King (быстрое питание), ERA (недвижимость), Nail Boxes (почтовые услуги), McDonald's (быстрое питание) и др.

В Европу эта модель построения бизнес-отношений пришла уже после того как получила широкое распространение и доказала свою успешность в США. Франчайзинг наиболее распространен во Франции. В Германии и Великобритании франчайзинг популярен в сфере обслуживания. А вот некоторые сферы деятельности в европейских странах лишены этой модели развития. Например, отельный бизнес в Германии. По состоянию на 1997 год товарооборот европейского франчайзинга составлял 70 млрд. евро, занятость - 1 млрд. человек, а сегодня прибыль франчайзинга достигла 150 млрд. долларов, количество систем увеличилось на 1000 единиц - до 4500. Европейцы признали франчайзинг как перспективную систему развития, и практически на всем европейском пространстве наблюдается активность в формировании и продвижении сетей.[9]


Как показывает зарубежный опыт, важная роль в механизме становления и функционирования высокоэффективного рынка принадлежит франчайзингу. В развитых капиталистических странах франчайзинг служит важнейшим элементом современного менеджмента.

1.2. Возникновение и развитие франчайзинга в России

Мировой опыт франчайзинга насчитывает более 100 лет, но в России такой способ организации бизнеса вошел в практику лишь в 1993 г.

С 1995 г. по 1999 г., в течение первых лет существования франчайзинга в России на ее территории возникли 42 франчайзинговые системы, т.е. в среднем по 8 новых франшиз в год. С 2000 г. по 2001 г., за 2 года - количество франшиз почти удвоилось, а только за один 2002 г. появилось 29 новых франшиз. Период 2007-2010 гг. можно считать особым в развитии франчайзинга среди российских предпринимателей, так как именно в эти года появилось особенно много компаний, предлагающих «дутые франшизы».[10] За 2013-2014 гг. открыто более 700 магазинов по всей России.[11]

В настоящее время Россия является одной из передовых стран по темпам развития франчайзинга. Все больше предпринимателей обращаются к использованию этой эффективной формы ведения бизнеса. На сегодняшний день в России по франшизе работает более 40 тысяч предприятий по данным Российской Ассоциации Франчайзинга (РАФ), для сравнения, 5 лет назад их было всего 18,5 тысяч. Франчайзинг с каждым годом становится все более популярным в России и, по словам Юлия Михайличенко, исполнительного директора РАФ, кризис только подстёгивает предпринимателей обращать более пристальное внимание на эту модель бизнеса.[12]

За последние три года, по данным специалистов Европейской ассоциации франчайзинга, рынок франчайзинга в России увеличился на 98 %. При этом высокие темпы его развития, по мнению экспертов организации, продолжатся и в ближайшие пять лет. Россия находится в числе лидеров по динамике роста стартапов, которые открылись по франшизе.

По данным журнала «Франчайзи» более половины российских франшиз были связаны непосредственно с торговлей. Дальше в списке следуют общепит, бытовое обслуживание, сфера услуг, авто, медицина и здоровье. Эксперты прогнозируют России бурный рост франчайзинга в секторе сервиса и услуг, и в этом плане Россия идет в одну ногу со всем остальным миром.