Файл: Коммерческая деятельность как категория рыночной экономики: содержание, цели, формирование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования заключается в том, что коммерческая деятельность представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленной на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли.

Современная практика коммерческой деятельности требует самых разнообразных знаний. Необходимо уметь исследовать рыночную ситуацию, учитывать ее тенденции, принимать коммерческие решения. Много серьезных коммерческих задач связано с организацией закупки и продажи товаров. Для их успешного решения необходимо знать методы, которые позволят правильно выбрать поставщика, сформировать ассортимент, определить формы продажи являющиеся целесообразными и какие средства рекламы лучше использовать.

Объект исследования – коммерческая деятельность торгового предприятия.

Предмет исследования – управление коммерческой деятельностью.

Цель исследования – проанализировать коммерческую деятельность как категорию рыночной экономики: содержание, цели, формирование
и разработать мероприятия по ее совершенствованию на предприятии.

Задачи по достижению сформулированной цели:

• обобщить теоретические аспекты управления коммерческой деятельностью;

• провести анализ управления коммерческой деятельностью предприятия оптовой торговли;

• разработать направления по совершенствованию управления коммерческой деятельностью предприятия.

Исследование проведено на примере ООО «Дизайнер-Сервис», которое осуществляет оптовую продажу канцелярских товаров.

Теоретическую основу составила специальная литература авторов занимающихся исследованием вопросов коммерческой деятельности (Ф. Половцева, Ф.Г. Панкратов, О.В. Чкалова, И.М. Синяева, Е.Н. Киселева, О.Г Буданова, И.Ю. Коротких, Н.Ф. Солдатова и др.). Среди отечественных ученых, занимающихся проблемами организации коммерческой деятельности, следует отметить Л. П. Дашкова, Л. В. Осипову, В.К. Памбухчиянц, Ф. П. Половцеву, Б.И. Синецкого, В.А. Строкова, Е.Е. Тарасову. В их исследованиях рассмотрены особенности коммерческой деятельности в машиностроении, торговле, системе потребительской кооперации РФ. Вопросы международной коммерческой деятельности российских предприятий освещены в трудах И.Н. Герчиковой, Р.Б. Ноздревой, Л.И. Цыгичко.

Методологической основой исследования является диалектический метод познания и системный подход.


В процессе исследования использовались методы статистики, группировки и сравнения, управления финансовыми ресурсами.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

1.1. Сущность и содержание коммерческой деятельности

Коммерческая деятельность является необходимой составной частью любой предпринимательской деятельности - и в сфере производства и в сфере обращения, так как в условиях господства рыночных отношений получение прибыли связано с реализацией комплекса операций предназначенных на рынке для купли продажи продукции, работ или услуг. Все, что будет продано - это товар, а полученные за него деньги – источник прибыли для продавца товара.

Коммерция в переводе с латинского означает «торговля»:

• коммерция – торг, торговые обороты, купеческие промыслы (из Толкового словаря В. И. Даля);

• коммерция –торговля, торговые операции (из Толкового словаря С. И. Ожегова);

Таким образом, под коммерческой деятельностью понимается купля - продажа товаров с целью получения прибыли при удовлетворении спроса покупателей в товарах и услугах.

Термин «коммерческая деятельность» означает не только непосредственно торговую, но и другие виды предпринимательской деятельности». Чтобы акт купли-продажи состоялся, торговые предприятия должны: [6, с. 22]

• изучить спрос населения и рынка сбыта товаров,

• выявить и изучить источники поступления и поставщиков товаров,

• установить рациональные хозяйственные связи с поставщиками, включая разработку и представление им заявок и заказов на товары,

• вести оптовую и розничную торговлю и обслуживание покупателей,

• вести работу по формированию ассортимента и управлению товарными запасами.

Операции, связанные с осуществлением коммерческой деятельности, можно разделить на блоки. В каждый из них входят операции, выполняемые на соответствующем этапе коммерческой деятельности.

Система хозяйственных связей торговли с промышленностью - важнейшая составная часть хозяйственного механизма страны. Это взаимодействие предприятий, объединений, отраслей народного хозяйства с потребителями продукции. Рациональные хозяйственные связи способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения. Осуществляется своевременная поставка товаров народного потребления и продукции производственного назначения покупателям. [14, с. 87]


В условиях развитой рыночной экономики централизованное регулирование хозяйственных связей между поставщиками и покупателями уступает место самостоятельному установлению взаимоотношений между партнерами.

1.2. Организация управления коммерческой деятельностью: цели и задачи

Система управления приобрела особую значимость в России на современном этапе. Управление в целом предприятием и управление коммерческой деятельностью в частности являются одними из наиболее актуальных проблем в рыночных отношениях.

Процесс глобализации рынка и интеграционные процессы торговли послужили толчком появление большого числа новых форматов в торговле, стремящихся потеснить уже существующие предприятия и занять свое место в экономике, завоевать свою долю на рынке. Устоять в этой борьбе без создания системы эффективного управления невозможно. [32, с. 92]

К факторам, обусловливающим возрастающую роль управления, можно отнести:

• рост числа управленческих кадров, который усиливает требования к уровню организации его работы и подготовке;

• рост масштабов общественного производства, усложнение хозяйственных связей, что требует улучшения координации процессов коммерческой деятельности, распределения, обмена и потребления;

• расширение и усложнение международных связей;

• изменение методов хозяйствования в рыночных отношениях, что требует кардинальной перестройки системы управления на всех уровнях предприятия;

• развитие научно-технического прогресса;

• морально-политические аспекты, связанные с необходимостью преодоления культов личности, застоя в общественной жизни, повышения материальной и моральной заинтересованности работников и т.п. [17, с. 43]

В практической деятельности торговых предприятий необходимы использование методов комплексного исследования рынка, анализ коммерческой информации, оценка эффективности хозяйственных связей. Оценка эффективности каждой торговой сделки и коммерческой деятельности предприятия в целом позволяет принимать обоснованные управленческие решения. При выработке управленческих решений руководитель должен учитывать многовариантность и взаимовлияние отдельных элементов системы, таких как закупки, продажи, управление персоналом, организация обслуживания поставщиков и покупателей и т.п. [6, с. 27]


Индивидуализация потребительского спроса обуславливает необходимость создания в торговой сфере качественно новых организационных форм, в основе формирования которых лежит разработка и управление стратегиями развития коммерческой деятельности торговых предприятий с использованием элементов современного менеджмента, маркетинга и распределительной логистики.

В связи с этим вопросы повышения эффективности управления коммерческой деятельностью торговых предприятий имеют важное прикладное значение.

Коммерческая работа предприятия в рыночных условиях должна базироваться на принципах современного маркетинга. Коммерческая деятельность как понятие шире маркетинговой деятельности, однако, еѐ зависимость прослеживается: в деятельности по закупкам продукции (для предприятий торговли), в организации складского хозяйства, в процессе продажи партий товара, в деятельности стимулирования продаж и в послепродажной работе коммерческой службы. Но если рассмотреть функционирование маркетинга в торговом предприятии, то оно начинается задолго до коммерческой деятельности и является не только атрибутом еѐ успешности, но и самостоятельно функционирующим структурным подразделением, находящим себя в реализации целей деятельности предприятия.

Коммерческая деятельность рассчитана на комплексный подход в управлении деятельностью торгового предприятия и первую очередь, направленную на управление процессами купли-продажи.

Коммерческая деятельность имеет свою систему основных понятий, составляющих ее структуру, с помощью которых наиболее адекватно и полно отражаются исследуемые коммерческие процессы. Для обобщения коммерческих процессов и результатов коммерческой деятельности в целом применяются понятия: система, организация, структура организации, миссия, цель, субъекты и объекты и др.

Коммерческая деятельность рассматривается как основа функционирования предприятия, и тем самым усиливается внимание к ее функциям и системе управления.

При рассмотрении коммерческой деятельности целесообразно выделить ту ее часть, которая взаимодействует с рынком, а именно: с товарно-денежным обменом в условиях конкурентной среды рынка и получением реальной прибыли. От коммерческой деятельности требуется адекватная реакция на изменения рыночной ситуации, что способствует устойчивому положению торгового предприятия на рынке. Не менее важным моментом является и ориентация на потребителя. Торговое предприятие любой формы собственности существует для потребителей и благодаря ним. Поэтому коммерческая деятельность должна быть направлена на реализацию пожеланий и запросов покупателей.


Коммерческая деятельность помимо торговли включает в себя виды работ, обеспечивающие нормальное осуществление акта купли-продажи товаров в сфере товарного обращения, к которым относят – маркетинговое исследование рынка объектов коммерческой деятельности, информационное обеспечение коммерческих операций, диспетчирование коммерческой деятельности, организацию внешних связей коммерческого предприятия, а также рекламную деятельность. [23, с. 63]

Перечисленные функции составляют базис, основу осуществления коммерческих операций. Наряду с ними, существуют так называемые функции, создающие условия нормального протекания коммерческих процессов. Это - организация работы складов, создание оптимального парка транспортных средств, обеспечение сохранности объектов коммерческой деятельности, а также охраны работников коммерческого предприятия, своевременное предоставление работникам коммерческого предприятия полного состава средств оргтехники и т.д.

Резюмируя можно отметить, что все положения концепции взаимосвязаны, взаимозависимы и носят глобальный характер.

Содержание коммерческой деятельности включает процессы управления ею, основные процессы и процессы ее поддержки.

Таким образом, система управления, ориентированная на рынок, означает не только организацию структуры и взаимосвязанную совокупность задействованных процессов предприятия, но и их сочетание со всеми внешними факторами.

2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ООО «ДИЗАЙНЕР-СЕРВИС»

2.1. Краткая характеристика ООО «Дизайнер-Сервис»

Общество с ограниченной ответственностью «Дизайнер-Сервис» является юридическим лицом – коммерческой организацией. В Уставе ООО «Дизайнер-Сервис» указано, что оно может осуществлять предпринимательскую деятельность в разных сферах.

Однако, основным видом деятельности в данное время является следующее:

• оптовая торговля;

• складские услуги.

Административная часть представлена следующими должностями:

• директор;

• заместитель директора по оптово-розничной торговле;