Файл: «Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений..».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По данным таблицы видно, что сеть кофеен растет значительными темпами.

При этом наиболее значительные темпы роста наблюдаются у кофеен Санкт-Петербурга и в регионах.

Динамика показателей деятельности ООО «КОФЕ СЭТ» за 2013-2016 годы приведена в таблице 3 и составлена по данным годовой бухгалтерской отчетности компании.

Таблица 3

Динамика показателей деятельности ООО «КОФЕ СЭТ»

Показатели

Значения

Изменения

Темпы прироста, %

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2014 / 2013 год

2015 / 2014 год

2016 / 2015 год

2014 / 2013 год

2015 / 2014 год

2016 / 2015 год

Выручка от продаж

426334

687727

935019

839843

261393

247292

95176

61,31

35,96

- 10,18

Чистая прибыль (убыток)

-37687

34121

-14142

-66739

71808

- 48263

-52597

-190,54

-141,45

371,92

Рис.1. Динамика выручки от реализации ООО «КОФЕСЭТ» за 2013-2016 годы

По данным рисунка видно, что в 2014 и 2015 годах выручка от реализации компании снизилась, а в 2016 году она снизилась на 10,18 % .

Причиной снижения выручки от реализации стало усложнение ситуации на рынке общественного питания в связи с запретом курения в общественных местах, удорожания сырья и оборудования для компании в связи со снижением курса рубля по отношению к курсу доллара.[24]

В результате перечисленных выше факторов увеличились расходы компании (рис. 2), что привело к росту ее убытка в 2016 году.

Рис.2. Динамика расходов ООО «КОФЕСЭТ» за 2013-2016 годы

Таким образом, эффективность деятельности компании снижается. Это связано со снижением посещаемости кофеен. В частности, посещаемость кофеен в 2017 году снизилась на 17 % , а посещаемость заведений фаст-фуда выросла на 11 %. В итоге на конец 2017 года доля посещений кофеен составила 13 % , а заведений фаст-фуда - 19 % (рис. 3).


Рис.3. Структура посещаемости заведений ресторанного бизнеса в России в 2017 году

В перспективе прогнозируется рост сегмента кофеен примерно на 15 % , так увеличится стремление жителей российских город вести «западный» образ жизни. Кроме того, росту популярности кофеен способствует рост популярности завтраков вне дома, что увеличивает уровень посещаемости тех кофеен, которые предлагают своим посетителям комплексные завтраки.[25]

Немаловажным фактором является рост популярности кофе у россиян, О чем свидетельствует баланс импорта и экспорта кофе, представленный в таблице 4.

Таблица 4

Баланс экспорта и импорта кофе в России за 2012-2016 годы, тыс.т.

Параметр

2012

2013

2014

2015

2016

Экспорт

5,00

6,11

7,06

7,18

7,85

Импорт (готовая продукция)

42,05

49,24

53,07

57,51

67,80

Чистый импорт

37,05

43,14

46,01

50,33

59,96

По данным таблицы 4 видно, что экспорт кофе из России меньше импорта, что свидетельствует о том, что страна является импортером кофе. При этом динамика роста чистого импорта кофе растет, что свидетельствует о росте популярности кофе среди россиян.

Однако потребление кофе в России значительно в меньшей степени, чем в остальных странах мира (рис. 4).

Рис.4. Сравнительная характеристика потребления кофе в России по сравнению с другими странами мира (кг/чел. в год)

Россия традиционно считается «чайной» страной. По уровню потребления кофе на душу населения страна занимает лишь 31 - е место в мире. Если в Финляндии, занимающей лидирующую позицию, житель в среднем потребляет в год 9,7 килограмма кофейных зерен, то в России лишь 0,8 килограмма.[26]

Распределение количества кофеен по городам России приведено на рисунке 5.

Рис.5. Распределение количества кофеен по городам России


По данным рисунка видно, что наиболее популярны кофейни в Москве, Санкт-Петербурге, а также остальных городах, где количество жителей превышает 1 млн. чел. В остальных же регионах популярность кофеен меньше практически в 10 раз. Это связано с тем, что в небольших городах жители России предпочитают питаться в основном дома, а рынок общественного питания является еще недостаточно развитым.

Однако по оценкам специалистов насыщенность рынка кофейня является недостаточной. Наибольшая насыщенность кофейнями в Москве и Санкт-Петербурге. Она составляет около семидесяти процентов.

Основную долю российского рынка кофеен (54,30 %) занимают несетевые кофейти, а сетевые кофейни занимают 45,70 % . Среди сетевых заведений лидером являются кофейни по брендом «Шоколадница» (16 % общероссийского рынка) и «Кофе Хауз» (14 %). Остальные бренды занимают незначительное место на рынке, В том числе исследуемый бренд «COFFEESHOP», что представлено на рисунке 6.

Рис.6. Главные игроки на российском рынке кофеен

2.3. Предложения по совершенствованию деятельности «CoffeeShop Company»

Изучая деятельность «Coffeeshop», мы выявили следующие отрицательные черты:

1. Невозможность расширения ассортимента продукции путем сотрудничества с другими поставщиками (по причине того, что в договоре прописаны поставщики, с которыми франчайзер имеет право сотрудничать)

2. Неэффективность рекламной компании, а так же невозможность проводить рекламную деятельность франчайзером.

3. Низкий уровень развития информационных технологий в деятельности предприятия общественного питания.

4. Отсутствие инвестирования в научные разработки, позволяющие повысить качество реализуемой продукции.

Исходя из этого, мы предлагаем провести следующие мероприятия, представленные в таблице 5.

Таким образом, подводя итоги полученным результатам, мы пришли к выводу, что использование информационно - коммуникационных технологий, научных разработок, а также предоставление более широкой свободы франчайзеру позволят повысить выручку от продаж, обеспечить рост прибыли компании, а также обеспечат более сильные позиции на рынке общественного питания.

Таблица 5

Предложения по совершенствованию деятельности «Coffeeshop»


Наименование предложения

Содержание предложения

Обеспечение свободы выбора поставщиков продукции франчайзером с целью расширения ассортимента.

1.Исключение из договора концессии пункта о жестком регламентировании поставщиков «Coffeeshop», предложить их, как «рекомендуемые».

2.3аключение договоров с новыми поставщиками, наиболее выгодными для франчайзера.

Обеспечение проведения рекламной кампании франчайзером на территории франшизы.

Осуществление кроссмаркетинговой деятельности с салонами красоты, супермаркетами, бутиками одежды, находящимися рядом с франшизой «Coffeeshop». В качестве рекламного предложения может выступать купон со скидкой или рекламный баннер.

Введение новых информационных технологий в сферу финансов, обслуживания клиентов, складских запасов.

Покупка программных комплексов, которые смогут обеспечить более эффективную деятельность предприятия, такие как: Штрих - М, UCS, Iiko, TillyPad, Альянс.

Данные программы позволяют:

- составлять отчетность в разрезе каждого заведения и общую отчетность ресторанной сети по продажам, производству, персоналу и финансам;

- управлять складскими запасами на уровне всех подразделений;

- осуществлять централизованный товарный и финансовый учет сети, ориентированный на глобальный контроль движения продуктов и денежных средств;

- отслеживать все операции по обслуживанию клиентов официантами.

Инвестирование в научные разработки с целью совершенствования качества продукции.

1. Совершенствование кофемашин, закупка нового оборудования.

2. Введение новой технологии фильтрации воды, по причине того, что готовый кофе на 93 % состоит из воды, а, следовательно, обеспечивает качество готового продукта.

Широкая мировая практика доказала, что франчайзинг представляет собой один наиболее эффективных способов бизнес - развития для компаний, уже имеющих успех и желающих дальше развиваться. С иной стороны, франчайзинг - это одна из лучших возможностей организовать достаточно надежное собственное дело для начинающего предпринимателя, даже если он никогда до этого не занимался бизнесом.

На развивающихся рынках, таких как наша страна, франчайзинг - это наиболее быстрый способ обучения бизнесменов практическим стандартам, необходимым для успешного ведения бизнеса.

В настоящий момент времени существуют проблемы применения франчайзинга в России, однако зарубежные франчайзеры видят достаточно широкие возможности для развития в нашей стране.


Заключение

Завершая исследование, отметим, что франчайзинг – это форма предпринимательской деятельности, предполагающая деловое сотрудничество двух фирм, при котором компания с известным на рынке именем перепродает права на неё.

Франчайзинг - это очень интересная, выгодная и перспективная деятельность. Одним из главных недостатков являются условия, ограничивающие деятельность франчайзи как предпринимателей, потому что они должны вести предпринимательскую деятельность так, как определит франчайзер в руководстве по управлению предприятием. Также для покупки франшизы нужен первоначальный капитал, и средств потребуется намного больше, чем при самостоятельном создании бизнеса. Еще одним минусом является то, что репутация выбранного бренда переходит к франчайзи, и она, к сожалению, бывает далеко не всегда положительной.

При этом франчайзинг позволяет крупным компаниям расширить влияние как в сфере производства, так и на рынке, путём инвестирования собственных средств и за счет привлечения дополнительного капитала малых фирм, экономя на строительстве своих филиалов. А малым фирмам осуществлять предпринимательскую деятельность, используя хорошую репутацию и престижную торговую марку, экономя при этом на продвижении товара на рынок, рекламе, маркетинговых исследованиях.

Анализ особенностей финансовых взаимоотношений между франчайзером и франчайзи показал, что имеет место частое отсутствие явных (а в отдельных случаях - и неявных) платежей, а также прямое участие франчайзера в ценовой политике франчайзи. При этом в настоящее время в России происходит адаптация моделей данных финансовых отношений франчайзера и франчайзи к изменившейся экономической ситуации (включающая в себя льготы по определению величины и порядку выплаты франчайзинговых платежей). Франчайзеры берут часть рисков, связанных с изменением экономической ситуации, на себя, стремясь сохранить привлекательность своих франшиз для потенциальных франчайзи.

В практической главе рассмотрено применение франчайзинга в международной сети кофеен «CoffeeShop Company». Проводится анализ показателей деятельности ООО «КОФЕ СЭТ», входящее в указанную выше структуру. Выявляются проблемы в деятельности и предлагается эффективные мероприятия для совершенствования работы компании.