Файл: «Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений..».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стремительное развитие франчайзинга в России сдерживает немало факторов. Среди основных причин эксперты называют нехватку качественной недвижимости, которая соответствовала бы профилю бизнеса. Отсутствие внятной законодательной базы не способствует развитию бизнеса по франшизе. Эксперты РАФ отмечают, что не лучшим образом сказывается и закрытость самих франчайзеров, которые не торопятся предоставлять исчерпывающую информацию о том, на каких условиях могут сотрудничать.[13]

Исследование «Российский сетевой рынок общественного питания - 2017», проведённое «РБК. Исследования рынков», утверждает, что из появившихся на рынке в мае 2017 года ресторанов 47,8 % были открыты по франшизе. В России почти половина всех сетевых проектов в сегменте общественного питания работает по франшизе, что составляет около 7 тыс. заведений, работу в которых обеспечивают 40-45 тыс. сотрудников. Тот факт, что «количественными лидерами» отечественной ресторанной индустрии являются проекты, избравшие этот путь развития, говорит об эффективности франчайзинговых моделей. В 2017 году на рынке вновь появился мировой гигант Pizza Hut, также вышли американская сеть кафе-кондитерских Magnolia Bakery, кафе-пекарня Great American Cookies, спортивные бары Hooters и Twin Peaks, фастфуд-рестораны Schlotzsky’s, бренд компании Global Franchise Group-Pretzelmaker и др. Иностранные бренды в 2016 году открыли у нас в стране 831 точку.[14]

Сила бренда, а также многолетний опыт работы на разных рынках являются главными преимуществами франчайзинговых сетей перед российскими. Следует отметить, что российские франчайзеры не ограничиваются родной страной. Показательным примером этого служит сеть кофеен «Double В», которая запустила проекты в Казахстане и планирует активное развитие в Европе - первая точка уже работает в Праге, «Росинтер» продолжает развиваться в Казахстане, Латвии, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, «Штолле» - в Белоруссии, Украине и Казахстане, сеть кафе-мороженых «33 пингвина» нарастила свое присутствие в Казахстане с 29 точек до 64. Фастфуд - единственный сегмент, который, по данным исследования, вырос в 2017 г. Увеличение оборота составляет 3,2 %, а по количеству точек данный сегмент вырос на 8,6 %, на 560 точек. Лидером стала сеть кафе - мороженых «33 пингвина», приросшая 102 точками, на втором месте - сеть KFC, которая открыла 94 точки, далее идут Burger King (88) и McDonald’s (65). Открытые по франшизе в 2017 году 80,5 % предприятий работают с низким средним чеком в сегментах «фастфуд» и «стритфуд». Из-за небольших вложений и сравнительно быстрых сроков окупаемости такие франшизы пользуются стабильным спросом на рынке.


Третье место занимают проекты take-away - новый тренд на рынке общественного питания в целом и во франчайзинговом его сегменте в частности, представленные корнерами на базе кафе и ресторанов, в торговых центрах и на фуд-кортах, прилавками и «окошками» с незамысловатой в исполнении продукцией: кофе, чаем, сэндвичами, кебабами, лапшей. Формат take-away отличается низким уровенем инвестиций в открытие бизнеса (до 1 млн. руб.) и лояльностью к начинающим предпринимателям: бизнес прост в организации и быстро окупается.[15]

В первой десятке рейтинга франшиз России, по данным интернет-ресурса FranchExpert, находятся: TOM TAILOR (магазины одежды), «ИНВИТРО» (лаборатории диагностики и процедурные кабинеты), «Росинтер Ресторантс Холдинг» (Il Patio, «Планета суши»), TELE2 (сотовый оператор), SUBWAY (сеть кафе быстрого обслуживания) и пр.[16]

Если рассматривать города России, то достаточно широко используется франчайзинг в Москве и Санкт-Петербурге, перспективными являются также Тюмень, Екатеринбург, Тольятти, Нижний Новгород, Пермь, Самара, Новосибирск и Владивосток. Обычно внедрение брендов происходит в стратегически важных городах и крупных экономических центрах, потом уже марка выводится на региональный рынок, это дает возможность при минимальных финансовых вложениях быстро выйти на рынок.[17]

1.3. Перспективные направления использования франчайзинга в России

Мощный положительный импульс для процветания нашей экономики в целом даёт развитие малого предпринимательства в России, причем перспективы малого и среднего бизнеса открываются в самых неожиданных областях. Причины, сдерживающие интенсивное развитие компаний - это дефицит финансов и недостаток времени. В этом случае одним из перспективных путей может стать франшиза, которая существенно снижает предпринимательские риски, как и говорилось раньше.

Перспективы развития малого бизнеса лучше прослеживаются в крупных городах, где даже в период финансового кризиса достаточно свободных ниш, многие предприятия вынуждены дешево продавать свои помещения и оборудование. Это позволяет начинающим бизнесменам быстро открыть свое собственное дело.

Можно выделить несколько перспективных направлений, имеющих высокий потенциал роста в России:


1. Общественное питание. Здесь огромный выбор: суши-бары, престижные рестораны, точки фаст-фуда, семейные кафе, пивные. Все зависит от размера первоначального взноса. Рестораны, предлагающие здоровую пищу, пользуются большим спросом.

2. Розничная торговля. Это самая лидирующая франшизная сеть у нас в стране и занимает почти половину продаваемых франшиз. Самым популярным направлением считается торговля, связанная с одеждой.

3. Информационные технологии. Международные корпорации будут активно внедрять инновационные технологии, а потребители будут более активно скупать смартфоны, планшеты и различные приложения к ним.

4. Сфера услуг. Предложения касаются разных сфер и их достаточно много: туристическая компания, салон красоты, юридическое бюро, фитнес-клуб, химчистка, а также услуги в области здоровья и спорта, аренды, ремонта и продажи автомобилей.

5. Сфера производства. Здесь находится около 10 % предложений рынка, особенно в сфере производства безалкогольных напитков. По франчайзинговой системе у нас работают почти все региональные заводы.

На данный момент франчайзинг в России стал очень популярным и модным, заручился поддержкой властей и общества, появились банковские и государственные механизмы финансирования стартапов, а также инструменты продвижения российских концепций за рубеж.[18]

Таким образом, франчайзинг - это довольно перспективный и стремительно развивающийся вид деятельности. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что франчайзинг как в России, так и в зарубежных странах с каждым годом становится все более популярным и эффективным.

Такая система ведения бизнеса способствует снижению уровня банкротства, позволяя малым предприятиям реализоваться и устоять на рынке, что благоприятно влияет на общеэкономическую ситуацию в целом.

Франчайзинг дает некоторые гарантии, так как опыт работы и основное направление развития бизнеса уже определены и на практике приносят положительный результат, что в настоящей нестабильной экономической ситуации является большим плюсом. Также присутствует поддержка со стороны франчайзера, который имеет опыт управления в данной сфере.

2. Применение франчайзинга в международной сети кофеен «CoffeeShop Company»


2.1. Краткая характеристика деятельности сети кофеен «CoffeeShop Company»

Рассмотрим роль франчайзинга в развитии малого и среднего предпринимательства на примере международной сети кофеен «CoffeeShop Company».

Международная сеть кофеен «CoffeeShop Company» является частью концерна Schaerf Group (Австрия), занимающегося производством профессионального кофейного оборудования. Сеть включает в себя более 300 заведений в нескольких странах, значительная часть кофеен работает по франчайзингу «CoffeeShop Company».

Российский сегмент сети в настоящее время составляет около 90 кофеен. Франшиза предполагает выплату паушального взноса в размере 1,5 млн. рублей, роялти «CoffeeShop Company» - 6 % от оборота. Размер начальных инвестиций зависит от выбранного формата кофейни, сроки окупаемости - от 2,5 лет.[19]

Основа деятельности кофеен «Coffeeshop Company» является концепция «Кофе - на ходу», которая возникла в 80-х годах XX-го века в США и в настоящее время все больше распространяется на международных рынках. Кофе позиционируется в рамках этой тенденции как «образ жизни». Центральное место в концепции является качество предлагаемого кофе, употребление которого является частью современной культуры. «Coffeeshop Company» развивалась на протяжении многих лет, учитывая традиции венских кофеен.

Поэтому кофейни должны отражать современную культуру потребления кофе в Европе, включающую помимо качественного кофе, атмосферу венской кофейни, культуру обслуживания.[20]

«Coffeeshop company» предлагает три формата франшизы, которые приведены в таблице 1.

Таблица 1

Форматы покупки франшизы «Coffeeshop»

Характеристики

Форматы кофеен

Lounge

Base

Corner

Площадь, кв.м

160 - 250

120 - 160

15 - 20

Требования к инфраструктуре

35 кВт,

водоснабжение,

канализация

35 кВт,

водоснабжение,

канализация

10 – 15 кВт водоснабжение,

Канализация

Потребление кофе

В кофейне, кофе с собой

Кофе с собой

Кофе с собой

Размещение

Первые этажи зданий, оживленные улицы

Островные кофейни, которые размещаются в местах интенсивных людских потоков.

Размещается в местах интенсивных потоков


Для оценки окружающей инфраструктуры эксперты ИСПОЛЬЗУЮТ систему замеров проходимости локации, оценку значимых и якорных объектов инфраструктуры вокруг локации, чтобы дать партнеру прогноз оборота будущей кофейни.

На третьем этапе разрабатывается дизайн - проект бесплатно для того, чтобы создать особую европейскую атмосферу и сочетать его с существующей инфраструктурой.[21]

В процессе обучения стандартам работы «Coffeeshop company» передаются франчайзи основные навыки командной работы основан на передаче ключевых навыков команде, запускающей проект, и создании условий для передачи этих знаний другим сотрудникам кофейни. Обучение осуществляется в два этапа. На первом этапе - обучение проводится в собственном тренинговом центре управляющих кофейни в течение трех недель. На втором этапе происходит обучение линейного персонала тренером компании.[22] При этом при разработке плана продвижения кофейни и утверждении ее ассортимента учитывается региональная специфика развития кофеен, а также лучшие практики организации бизнеса в России.

Для того чтобы оценить динамику развития «Coffeeshop» на российском рынке рассмотрим динамику показателей деятельности ООО «КОФЕ СЭТ», которое является владельцем франшизы «Coffeeshop» в России.

2.2. Динамика показателей деятельности ООО «КОФЕ СЭТ»

Особенностью механизма работы данной компании является то, что данная компания взаимодействует с компанией «Coffeeshop» на основании договора генерального франчайзинга - механизм мастер франчайзи, когда генеральный франчайзи продает свою франшизу определенной организации.[23]

Кроме того, особенностью данной компании является то, что сам владелец бренда «Coffeeshop» Райнхольд Шерф купил 10 % российского франчайзи своих кофеен, заплатив €2 млн.

Другой особенностью кофеен данной сети является, то, что наибольшее количество кофеен открывается именно в Санкт-Петербурге, так как по сравнению с Москвой аренда помещений под кафе значительно дешевле (Таблица 2).

Таблица 2

Динамика численности кофеен ООО «КОФЕ СЭТ» за 2010 - 2017 годы

Города

2010

год

2011

год

2012

год

2013

год

2014

год

2015

год

2016

год

2017

год

1. Количество заведений

Санкт Петербург, шт.

3

7

12

27

32

36

38

41

Архангельск, шт.

1

1

1

1

1

1

1

1

Москва, шт.

0

0

0

9

10

11

19

21

Другие города, шт.

0

0

0

13

18

21

26

30

Итого,шт.

4

8

13

50

61

69

84

93