Файл: Недействительность сделок..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существо сделки - это типичная для данного вида сделки правовая цель, правовой результат, ради которого она совершается, оно определяет вид, правовую природу сделки. Существо сделки, как уже отмечалось, выражается в ее содержании в соответствии с законом, иными правовыми актами и или соглашением сторон.

О легальном разграничении существа и содержания в сделочных отношениях можно судить при анализе ст. 1205.1 ГК РФ[23] (сфера действия права, подлежащего применению к вещным отношениям) и ст. 1215 ГК РФ (сфера действия права, подлежащего применению к договору).

Виды вещных прав перечислены в законе, и поэтому говорить об их существе излишне, поэтому необходимо определить их содержание. Другое дело - договор. Для установления здесь права, подлежащего применению, следует истолковать, обнаружить его существо, правовую природу, а также содержание, права и обязанности сторон договора.

Действительна сделка, если свободно сформулировались внутренняя воля и волеизъявление сторон, в соответствии с которыми совершены действия граждан и (или) юридических лиц, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей. Никакого основания (каузы), как утверждается в литературе, нет, есть существо сделки, т.е. определенный набор прав и обязанностей сторон, возникших в результате действий граждан и (или) юридических лиц. Законом установлены определенные типы таких правовых результатов, называемых видами договоров (купли-продажи, аренды и т.д.).

Существо сделки, типичная правовая цель, ради которой она совершается, не могут быть безразличны для сторон сделки. Деление сделок на абстрактные и каузальные, на наш взгляд, является надуманным. В качестве примера абстрактной сделки приводится вексель, выдаваемый в качестве платы за конкретные товары или услуги[24]. В соответствии со ст. 815 ГК РФ[25] вексель выдается в соответствии с оглашением сторон заемщиком, т.е. по договору займа. Существом этого договора является заем. Другое дело, как это ничем не обусловленное обязательство векселедателя будет исполняться. Следует отметить, что ныне в ст. 147 ГК РФ, устанавливающей ответственность за действительность прав, удостоверенных документарной ценной бумагой, нет нормы подобной п. 2 ст. 147 ГК РФ необходимость совершения исполнения по ценной бумаге. Отказ от исполнения обязательства, удостоверенного ценной бумагой, со ссылкой на отсутствие основания обязательства либо на его недействительность, не допускается.


Недействительность ничтожных сделок не всегда очевидна. В этих случаях стороны вынуждены обращаться в суд: действительно ли сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, посягает на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, соблюдено ли совпадение воли и волеизъявления сторон в сделках, совершенных под влиянием существенного заблуждения, обмана, насилия, угрозы или неблагоприятных обстоятельств, не нарушены ли представителем или органом юридического лица условия осуществления полномочий и т.п. Таким образом, разграничение недействительных сделок на оспоримые и ничтожные в зависимости от признания или независимо от такого признания судом является не всегда достаточным для требований о применении последствий ничтожной сделки.

При анализе существа и содержания сделки необходимо отдавать предпочтение внутренней воле сторон, получающей выражение в их действиях. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, может быть не оспорена стороной или иным лицом, указанным в законе, и тогда она становится действительной. Более того, суд не вправе применять последствия недействительности сделки, возвращать в первоначальное положение, если их применение будет противоречить основам правопорядка или нравственности (п. 4 ст. 167 ГК РФ).

То, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения, свидетельствует о том, что она не является правонарушением и не подпадает под действие главы 25 "Ответственность за нарушение обязательств". Возникает более общий вопрос: а что такое юридические последствия, гражданско-правовые последствия (п. 2 ст. 181.1 ГК РФ, п. 1 ст. 165.1 ГК РФ)?

Придание сделке характера действия гражданина и (или) юридического лица как с той, так и с другой стороны, определяющего существо и содержание сделки, позволяет отказаться от ранее обоснованной в литературе квалификации ничтожных сделок как абсолютно недействительных и оспоримых как относительно действительных. Правила ст. 166, 168 - 169 ГК РФ в значительной степени стерли грани между ничтожной и оспоримой сделками. Сам по себе критерий разграничения недействительности сделок в зависимости от признания таковой судом или независимо от такого признания недостаточно определен, поскольку, как уже указывалась, в ряде случаев необходимо решение суда ввиду неясности состава сделки. В самом § 2 главы 9 ГК РФ наряду с ничтожностью сделки говорится о последствиях недействительности ничтожной сделки и последствиях недействительности оспоримой сделки (п. 2 ст. 181 ГК РФ). Так, ст. 181 ГК РФ дифференцированно подходит к определению сроков исковой давности по недействительной сделке в зависимости от того, является ли это требование требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки (суд сначала должен определить, является ли она ничтожной в случае спора) или требованием о признании оспоримой сделки недействительной. Нормы ГК РФ о сделках и ее недействительности в случаях спора о составе сделки, о ее оспоримости или ничтожности и последствиях недействительности сделки предоставляют возможность суду оценивать существо и содержание сделки, характер недействительности сделки и их последствия. Исходя из недостаточной определенности в трактовке степени недействительности сделки (оспоримые или ничтожные) суды обязаны принимать к рассмотрению любые требования о признании сделок недействительными и применении последствий их недействительности, руководствуясь правилами о сроках исковой давности по недействительным сделкам, предусмотренными ст. 181 ГК РФ.


2. Основания недействительности сделок вследствие их ничтожности и оспоримости: отдельные виды и характеристика

2.1. Недействительность сделки, нарушающей требования закона или иного правового акта

Статья 168 ГК РФ и положения иных нормативных правовых актов, применяемых с ней в совокупности при определении недействительности сделки, составляют перечень источников права, в которых реализуется правовая оценка гражданского оборота и составляющих его юридически значимых действий. ГК РФ трактует понятие правовых актов, содержащих нормы гражданского права, весьма узко. В п. 2 ст. 3 ГК РФ под законодательством буквально понимаются сам ГК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы. Иными правовыми актами, содержащими нормы гражданского права, признаются указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации (п. 6 ст. 3 ГК РФ). Таким образом, в качестве источников гражданского права, которым должна соответствовать сделка, ГК РФ не рассматривает акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В то же время иное расширительное толкование норм ст. 168 ГК РФ зачастую находит свое отражение в судебной практике, при этом в некоторых случаях, констатируя такое расширительное толкование, суды не дают ему какого-либо обоснования.

В Постановлении ФАС Московского округа от 7 февраля 2012 г. по делу N А41-30396/10 отмечено, что применение при рассмотрении дела Приказа Минтранса РФ от 20 июня 1994 г. N ДВ-58 "Об утверждении "Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России. НТЭРАТ ГА-93" позволило суду апелляционной инстанции правильно разрешить сложившийся спор между заявителем и ответчиком.


В Постановлении ФАС Уральского округа от 13 октября 2011 г. N Ф09-5801/11 по делу N А60-40461/10 суд указал, что ссылка заявителя кассационной жалобы на неправомерное применение судами к спорным правоотношениям разъяснений Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития Российской Федерации, изложенных в письме от 14 мая 2005 г. N 2220-АБ/70, поскольку данный документ не является нормативным правовым актом, подлежащим обязательному применению к отношениям сторон, подлежит отклонению.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 12 сентября 2000 г. N 6278/98, N 6288/98 по делу N А40-12908/98-24-189, N А40-12909/98-24-190 указал, что при применении Инструкции Министерства финансов Российской Федерации к спорным правоотношениям судом не учтен предмет ее регулирования. Эта Инструкция является специальным нормативным актом, устанавливающим порядок получения, расходования и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, т.е. она устанавливает внутренние правила работы с драгоценными металлами и камнями для предприятий, учреждений и организаций и не содержит положений, регулирующих гражданский оборот этих видов имущества. Таким образом, на основании данного примера находит свое отражение подход ВАС РФ к вопросу о законе и иных правовых актах, которым должна соответствовать сделка. Речь идет исключительно о гражданском законодательстве и иных актах, содержащих нормы гражданского права в соответствии с положениями ст. 3 ГК РФ.

В проекте изменений в Гражданский кодекс РФ, принятом Государственной Думой в первом чтении 27 апреля 2012 г., юридическая конструкция ст. 168 ГК РФ изложена в более раскрытом виде:

1) сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, ничтожна, если законом или иным правовым актом, требования которого нарушены, установлено, что она является недействительной;

2) сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима;


3) в иных случаях сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью соответствующей сделки.

Исходя из представленной в проекте изменений в ГК РФ конструкции ст. 168 ГК РФ, юридическая судьба сделки будет определяться на основании следующих практических ситуаций соотношения ст. 168 ГК РФ и норм закона или иных правовых актов.

Ситуация первая. Статья 168 ГК РФ в совокупности с нормой закона, входящего в сферу гражданского законодательства.

Гражданско-правовая сделка ничтожна, если она нарушает гражданско-правовую норму, в которой прямо написано, что сделка является недействительной, либо в гражданско-правовой норме не указывается на оспоримость сделки, ее нарушающей. Сделки, не соответствующие требованиям закона или иных правовых актов, далеко не всегда прямо указаны законом как недействительные, в таких случаях их недействительность вытекает из самого факта нарушения требований закона в соответствии со ст. 168 ГК РФ. Вместе с тем случаи прямого указания на недействительность сделок в ГК РФ достаточно многочисленны. В частности, ничтожными являются:

соглашение об изменении сроков исковой давности (ст. 198 ГК РФ);

соглашение, ограничивающее право залогодателя завещать заложенное имущество (п. 2 ст. 346 ГК РФ);

заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства (п. 4 ст. 401 ГК РФ);

запрет уступки денежного требования (п. 1 ст. 828 ГК РФ);

соглашение об отказе доверителя отменить поручение или поверенного отказаться от поручения (п. 2 ст. 977 ГК РФ).

В качестве примера можно также выделить ничтожные сделки, являющиеся таковыми в силу несоответствия закону или иному правовому акту предмета сделки:

обещание подарить все свое имущество или его часть без указания на конкретный предмет дарения в виде вещи, права или освобождения от обязанности (п. 2 ст. 572 ГК РФ);