Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 3
Уже в ГК РСФСР наряду с абсолютно недействительными (ничтожными) сделками были выделены сделки оспоримые, а во введенном в действие с 1 января 1965 г. Гражданском кодексе Республики Беларусь нашли дальнейшее развитие идеи укрепления института сделки.
На основании изложенного в качестве этапов процесса эволюции понимания и нормативного закрепления положений о недействительной сделке в белорусской науке можно выделить следующие:
1. Первый этап (X - XVIII вв.) - возникновение социально-экономических предпосылок законодательного закрепления института сделки как универсального понятия.
2. Второй этап (XIX в. - начало XX в.) - выделение учения о сделке в составе общей части гражданского права Беларуси. Попытки определения сущности недействительной сделки и выделение степеней недействительности.
3. Третий период (середина XX в. - 1990-е годы XX в.) - законодательное закрепление недействительности сделок в отдельных составах таких сделок. Формулировка противоречивых научных определений недействительной сделки, доктринальное соотношение данной категории с понятием "сделка", "юридический факт". Отсутствие легального определения недействительной сделки.
4. Четвертый период (1990-е годы - настоящее время) - динамичная реализация назревших предпосылок объемного научного и практического толкования возникающих вопросов в отношении недействительных сделок.
Недействительная сделка и сделка соотносятся как различные грани одного явления - определенной совокупности действий, направленных на установление, изменение, прекращение гражданских правоотношений, с той разницей, что первая, оставив неоспоримый след в материальном мире и социальной действительности, обладает неким недостатком. В силу этого недействительная сделка не в состоянии в целом повлечь за собой принимаемые правом последствия, в том числе когда эти последствия возникают как абсолютно правомерные, но по истечении некоторого времени должны быть аннулированы в случае оспоримости сделки.
Но даже сделка, являющаяся недействительной в силу указания на то в законодательстве, не перестает быть тем юридическим фактом, той совокупностью действий людей, имевшей место и действительно случившейся, существовавшей, но впоследствии не принимаемой правом.
Понятие сделки не обязательно должно быть связано с наступлением определенных (надлежащих) правовых последствий. Естественно, каждое сознательное действие должно быть направлено на определенный результат, однако гарантировать неукоснительное его достижение невозможно. Иногда даже действительная сделка как юридический факт не влечет правовых последствий, на которые была направлена воля участников.
Недействительность есть ненаступление тех юридических последствий, которые стороны желали вызвать своими действиями, их отрицание правом, когда при планомерном развитии событий такие последствия должны были наступить либо наступили, но в силу объективных причин не имеют правового значения. Недействительность сделки является недостатком сделки, но невозможно отрицать факт ее существования.
С учетом анализа различных подходов к концепции термина "недействительная сделка" предлагаем понимать под недействительными сделками действия физических и юридических лиц, хотя и направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, но не создающие этих последствий в силу несоответствия совершенных действий требованиям законодательства, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Республики Беларусь либо иными законодательными актами.
1.2. Сделка и ее недействительность
Договоры и сделки являются преобладающими основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей среди действий граждан и юридических лиц (пп. 1 п. 1 ст. 8 ГК РФ). Находясь в структуре Общих положений ГК РФ, сделки определяют содержание подраздела 4, обособляя от себя главу о решениях собраний и конструируя понятие гражданско-правового представительства как способа совершения сделки, а не каких-то других юридических действий, как в уже упомянутой статье, так и в ст. 154 ГК РФ договоры и односторонние сделки рассматриваются как самостоятельные, но взаимосвязанные действия граждан и юридических лиц. Нет оснований для утверждения, что сделка - более общее понятие, чем договор, как нередко утверждают в учебной литературе, казалось бы, логически такое суждение построено правильно, но оно отражает лишь одну сторону явлений - направленность лиц на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, хотя и здесь обнаруживается существенное различие между односторонней сделкой и договором. Если для односторонней сделки необходимо и достаточно выражения воли одной стороны, то для заключения договора необходимо выражение воли двух сторон (двухсторонняя сделка) либо трех и более сторон (многосторонняя сделка). Отмечу, что к односторонним сделкам соответственно применяются общие положения об обязательствах и о договорах, поскольку это не противоречит закону, одностороннему характеру и существу сделки (ст. 156 ГК РФ). В то же время к договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренных главой 9 ГК РФ (п. 2 ст. 420 ГК РФ), а одностороннюю сделку можно рассматривать как недоговорное отношение. Действия граждан и юридических лиц, характеризуемые ГК РФ как сделки, подвергаются специальному регулированию, которое предполагает единство норм § 1 и § 2 главы 9 ГК РФ. В понятии сделки, содержащемся в ст. 153 ГК РФ, указывается, что действия граждан и юридических лиц, именно направленные на возникновение, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, и могут привести к совершению сделки при выражении воли стороной или сторонами в соответствии с законом, иными правовыми актами и соглашением сторон. В § 2 главы 9 ГК РФ предусматриваются случаи, когда сделка может быть недействительной по основаниям, установленным законом. Встречающееся в литературе утверждение, что сделка - это всегда правомерное действие, чем она отличается от деликта, неточно, поскольку она может оказаться и недействительной. Более того, направленность сторон на совершение сделки может преследовать цели, противные основам правопорядка и нравственности, не отвечать совпадению воли и волеизъявлению и т.д.
Не случайно в ст. 167 ГК РФ указано, что недействительная сделка, совершенная и исполненная, не влечет юридических последствий и каждая из сторон обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке. Таким образом, из действий граждан и (или) юридических лиц, направленных на возникновение, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, не всегда следует, что совершена и исполнена сделка в соответствии с законом, иными правовыми актами и соглашением сторон. Действия граждан и юридических лиц становятся сделкой, если соглашение сторон хотя и не предусмотрено законом, но не противоречит ему пп. 1 п. 1 ст. 8 ГК РФ. Следует отметить, что в ГК РФ не всегда проводится четкая грань между законом и иными правовыми актами. В п. 2 ст. 154 ГК РФ установлено, что односторонняя сделка совершается в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, а в ст. 156 ГК РФ предусмотрено, что к односторонним сделкам применяются общие положения об обязательствах и о договорах, если это не противоречит закону, а об иных правовых актах не упоминается. Таким образом, договор как вид сделки, не являясь формой права, устанавливает обязательные для сторон гражданские права и обязанности. Более того, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу (п. 2 ст. 422 ГК РФ). Обновленные нормы главы 9 ГК РФ дают основания для утверждения, что договор порождает права и обязанности не только его сторон, но оказывает правовое воздействие на лиц, указанных в законе. Иные лица могут предъявлять требования о признании оспоримой сделки недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы этих лиц (п. 2 ст. 166 ГК РФ). Требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки также вправе предъявить не только сторона сделки, но и иные лица в предусмотренных законом случаях (п. 3 ст. 166 ГК РФ).
Сделка не является отношением, связывающим правами и обязанностями только стороны, она может посягать на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц (п. 2 ст. 168 ГК РФ). Публичные интересы защищаются прежде всего ст. 169 ГК РФ. Сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна, каждая из сторон обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке, и только в случаях, предусмотренных законом, суд может взыскать в доход Российской Федерации все полученное по такой сделке сторонами, действовавшими умышленно, или применить иные последствия, примененные законом. Для понимания сделки, влекущей правовые последствия, на которые стороны рассчитывали при ее совершении, важно иметь в виду, что ныне в нормах закона провозглашается принцип нерушимости сделки, если только ее существо или содержание не нарушают публичные интересы или права, охраняемые законом интересы третьих лиц. Тем самым кардинально расширяется сфера действий граждан и юридических лиц по установлению, изменению и прекращению гражданских прав и обязанностей своей волей и в своем интересе, что соответственно сокращает участие суда в признании сделок недействительными.
Важной новеллой в упрочении действительности сделки является норма ч. 4 п. 2 ст. 166 ГК РФ. Сторона, подтвердившая оспоримую сделку, не вправе ее оспаривать по основанию, о котором она знала или должна была знать при проявлении воли, под которой понимается поведение стороны, совершившей сделку, если очевидна ее воля сохранить сделку. Для этой стороны такая юридически упрощенная сделка более не является оспоримой по тому основанию, о котором этой стороне известно или должно быть известно.
Заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на действительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки (п. 5 ст. 166 ГК РФ).
Содержание приведенных норм права свидетельствует, что отношения, возникающие при совершении сделки, не всегда охватываются общетеоретическим понятием правоотношения, и регулируются они не только законами и иными правовыми актами, но и соглашением сторон.
Подход к сделкам как волевым действиям граждан или юридических лиц, направленным на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, но не всегда имеющим правомерный результат, предполагает определить состав сделки, т.е. условия действительности совершения сделки. Считаю, что в состав сделки включаются внутренняя воля, волеизъявления (форма сделки), существо и правовой результат.
В отличие от сделки преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ[21]). Действие (бездействие) вменяемого физического лица, достигшего определенного в УК РФ возраста, становится преступлением, деянием, запрещенным УК РФ, если оно представляет общественную опасность. Необходимая оборона, крайняя необходимость, обоснованный риск и другие обстоятельства, предусмотренные в главе 8 УК РФ, исключают преступность деяния.
Сделка, как правило, имеет созидающий характер. При помощи договоров и иных сделок опосредуется предпринимательская и иная экономическая деятельность. Важнейшим элементом сделки является ее существо наряду с внутренней волей сторон, их волеизъявлением и правовым результатом (правовыми последствиями). Определяется состав любой сделки. Не случайно Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ[22] в п. 3 ст. 167 ГК РФ слово "содержание" было заменено на слово "существо". Существо сделки тождественно понятию "природа сделки" (пп. 3 п. 2 ст. 178 ГК РФ), в то же время в содержание сделки могут входить условия, не свойственные существу сделки, ее виду, типу. В п. 2 ст. 170 ГК РФ указано, что "к сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила". В том случае, когда ГК РФ указывает на характер сделки, имеется в виду односторонняя (ст. 156) или многосторонняя сделка (п. 4 ст. 420 ГК РФ). Общие положения о сделке и общие положения о договоре применяются к договорам, заключаемым двумя сторонами.