Файл: Правовые способы регулирования внешнеэкономической деятельности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночных отношений деятельность предпринимателей не ограничивается внутренним рынком. Для приобретения и реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг и осуществления других видов хозяйственной деятельности предприниматели выходят на международный (мировой) рынок, т.е. осуществляют внешнеэкономическую деятельность.

Таким образом, мы видим, что данная тема является актуальной в наше время. 

Термин "внешнеэкономическая деятельность" в теории и практике хозяйственной деятельности стал употребляться не сразу. Вплоть до 1980-х гг. сделки между гражданами и организациями различных государств осуществлялись в рамках внешнеторговой деятельности. Предпосылки для использования понятия внешнеэкономической деятельности появились лишь тогда, когда сотрудничество между организациями и гражданами различных стран вышло за рамки внешнеторговых операций и начало осуществляться в области международного производственного сотрудничества и кооперации, международной инвестиционной, лизинговой и некоторых других видов деятельности. Последние стали рассматриваться в рамках общей категории - внешнеэкономической деятельности. 

Понятие внешнеэкономической деятельности в Федеральном законе "Об экспортном контроле" определяется как "внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная деятельность)".

Многие авторы, отметим мнение, Ерешова И.В. он считает, что определение имеет собирательный характер, т.е. закон перечисляет виды деятельности, которые должны составлять понятие внешнеэкономической деятельности. Однако Тихомиров Ю.А., Новкшонов И.Б., Реут А.В., Попондопуло В.Ф., Морозов А.Д. считают, что открытый перечень и отсутствие признаков, на основании которых иной вид деятельности может быть отнесен к категории внешнеэкономической деятельности, позволяют сделать вывод о несовершенстве данного определения. 

Целью данной курсовой работы является рассмотрение правового регулирования внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи: рассмотрение понятия и видов субъектов внешнеэкономической деятельности; государственного воздействия на осуществление внешнеэкономической деятельности; проанализировать нормативно-правовую основу и выявить основные механизмы реализации внешнеэкономической деятельности.


Предметом исследования в курсовой работе являются нормативные правовые акты, которые отражают и регулируют внешнеэкономическую деятельность в Российской Федерации. 

Объектом исследования курсовой работы является внешнеэкономическая деятельность. 

Методологической основой является: логический, метод сравнительного анализа и юридически-формальный метод.

1. СУЩНОСТЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

1.1. Историко-правовой анализ регулирования внешнеэкономической деятельности в России

С самого зарождения российской государственности внешнеэкономической деятельности уделялось особое внимание со стороны государства. В работах по истории российского права отмечается, что первыми источниками писаного права на Руси являлись договоры киевских князей с греками 907, 911, 945 и 971 гг. Данные договоры регламентировали вопросы торговли, пошлин, отношения между греками и русскими (гражданские и уголовные), международные обязательства русских возвращать имущество греков, потерпевших кораблекрушение, вопросы взаимного выкупа и возвращения рабов и пленников[1]. То есть фактически история русского права началась с регулирования вопросов осуществления молодым княжеством и его жителями внешнеэкономической деятельности.

Сама история государства Российского свидетельствует о том, что практически всегда политика государства и все внешнеполитические акции его политических деятелей были направлены на достижение внешнеэкономических целей. Государство - кладовая практически всех необходимых ресурсов - не могло не изыскивать способы свободного выхода на иностранные рынки и обмена ресурсов на технологии.

Несмотря на вышесказанное, началом развития правового регулирования внешнеэкономической деятельности в России ряд исследователей ошибочно считают 1918 г.[2], когда была установлена государственная монополия на внешнюю торговлю и другие виды внешнеэкономической деятельности.


Анализ нормативных правовых актов и научных исследований позволяет предложить следующую периодизацию истории правового регулирования внешнеэкономической деятельности: 1) зарождение элементов правового регулирования внешнеэкономических отношений (X - XV вв.); 2) протекционистская внешнеэкономическая политика (XVI - первая половина XIX в.); 3) поиск пути реформирования внешнеэкономической стратегии (50 - 80-е гг. XIX в.); 4) либерализация правового регулирования внешнеэкономической деятельности (90-е гг. XIX в. - 1918 г.); 5) государственная монополия на внешнеэкономическую деятельность (1918 - 1991 гг.); 6) переход к открытой экономике (1991 - 1998 гг.); 7) евразийская интеграция (1999 г. - настоящее время).

Далее будет рассмотрено правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в России в период до 1918 г.

Зарождение элементов правового регулирования внешнеэкономических отношений (X - XV вв.)

Данный период характеризуется невысокой правовой культурой государства, отсутствием единой валюты и единой экономической политики на территории Руси, существованием внешнеэкономической деятельности преимущественно в форме внешнеторговой деятельности и в незначительной степени - в форме торговли услугами, регулированием ее на уровне межгосударственных договоров и обычаев. Договоры в первую очередь регламентировали личную и имущественную безопасность купцов, размеры пошлин и правила торговли. Как обычаями, так и договорами ограничивалось право иностранных купцов на торговлю между собой и в розницу с местным населением, вводились ограничения на период пребывания иностранного купца на территории Руси - на период продажи привезенных и закупки необходимых товаров.

Помимо упомянутых выше договоров киевских князей с греками 907, 911, 945 и 971 гг., среди важнейших договоров X - XV вв. необходимо отметить мирную грамоту новгородцев с немцами 1195 г., договор Новгорода с немецкими городами и Готландом 1270 г., соглашение между Ганзой и царем Иваном Васильевичем 1487 г.

Регулирование внешнеэкономической деятельности на уровне законодательных актов в указанный период времени практически отсутствовало. Исключением, подтверждающим данное правило, является ст. 69 Русской Правды (список Карамзина), закрепляющая преимущество иностранного кредитора перед любыми местными кредиторами должника (за исключением князя). Эта норма в дальнейшем перекочевала в большинство договоров, регулирующих внешнеэкономическую деятельность.

Рассматриваемый период закончился после установления прямых дипломатических и торговых связей с Западной Европой.


Протекционистская внешнеэкономическая политика (XVI - первая половина XIX в.)

Открытие английскими моряками в 1553 г. морского пути в Московское государство в самой Англии было приравнено к открытию Америки и открытию морского пути в Индию[3]. Для России это событие является не менее значимым - впервые появилась возможность напрямую торговать со странами Западной Европы, минуя посредников (Ганзейский союз) и геополитических конкурентов (Речь Посполитую, Швецию). В целях привлечения английских купцов царь Иван IV пошел на беспрецедентный шаг: он не только даровал им право беспошлинной торговли, но и предоставил право торговать на территории всего царства, право самоуправления и право торговать с Персией. Данные льготы предопределили динамику развития правового регулирования внешнеэкономических отношений в течение всего рассматриваемого периода, поскольку все дальнейшие преобразования в регулировании внешнеэкономической деятельности прямо или косвенно связывались с этими льготами.

Данный период характеризуется постепенным переходом к нормативному регулированию внешнеэкономических отношений, несмотря на отдельные периоды перехода к предоставлению равных прав иностранцам, в целом вектор политики был направлен на ограничение прав иностранцев. Кроме того, установлен единый таможенный тариф[4], введен запрет на обращение иностранной валюты, введена единая государственная валюта, введены существенные ограничения на перемещение иностранцев по территории России.

В области внешней торговли в целом был установлен протекционистский режим.

Наиболее значимыми нормативными актами, посвященными внешнеэкономической деятельности, являются Соборное уложение 1649 г., Новоторговый устав 1667 г., Манифесты от 16.04.1702, 30.07.1720, от 01.01.1807, Свод законов Российской империи.

Несмотря на то что государство нуждалось в новых технологиях, а отдельные производства создавались иностранцами, законодательное регулирование иностранных инвестиций не было окончательно оформлено.

Период окончен поражением России в Крымской войне 1853 - 1856 гг., показавшим технологическую отсталость России.

Поиск пути реформирования внешнеэкономической стратегии (50 - 70-е гг. XIX в.)

Условиями Парижского трактата 1856 г. (ст. ст. XII и XXXII), заключенного по результатам поражения России в Крымской войне, были закреплены в качестве принципа межгосударственных экономических отношений взаимная свобода торговли и предпринимательства. Однако данный принцип заработал лишь после подписания и ратификации Россией торговых трактатов с Францией (1857 г.), Бельгией (1858 г.), Англией (1859 г.). Но поскольку трактаты не отменяли ранее действующее законодательство, то и действовали весьма ограниченно.


Либерализация правового регулирования внешнеэкономической деятельности (80-е гг. XIX в. - 1918 г.)

Данный период можно охарактеризовать как период максимальной свободы участия во внешнеэкономической деятельности: были сняты практически все ограничения на участие в экономической жизни России иностранных граждан, для иностранных инвестиций открыты практически все отрасли экономики[5], введена свободно конвертируемая валюта, для привлечения инвестиций в промышленность России установлены относительно высокие пошлины на ввоз готовых товаров. При этом высокие пошлины воспринимались как основной инструмент защиты национальной экономики от поглощения иностранным капиталом.

Помимо законодательной регламентации внешнеэкономических отношений оформляется "сепаратное" законодательство. В связи с тем что уставы акционерных обществ утверждались верховной властью, они фактически представляли собой закон и могли изменять порядок организации и деятельности конкретного юридического лица, установленный гражданским законодательством империи. Именно посредством "сепаратного" законодательства в индивидуальном порядке и снимались ограничения на экономическую деятельность иностранцев в России.

1.2. Понятие внешнеэкономической деятельности в российском праве

Внешнеэкономическая деятельность является связующим звеном национальной экономики государства и мировой экономики в целом, развитие внешнеэкономических связей государства принято относить к приоритетным направлениям экономической деятельности Российской Федерации и ее субъектов. В связи с этим необходимо определить понятие и выделить признаки внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации как объекта правового обеспечения.

Можно рассматривать внешнеэкономическую деятельность со следующих позиций: внешнеэкономическая деятельность как вид хозяйственной, предпринимательской деятельности и внешнеэкономическая деятельность как вид отношений.

Несомненно, что внешнеэкономическая деятельность является хозяйственной деятельностью, так как предполагает осуществление последовательных действий "субъектов хозяйствования по созданию, распределению и доведению до потребителей продукции (работ, услуг), предназначенной для удовлетворения потребностей экономики в целом и населения".