Файл: Правовые способы регулирования внешнеэкономической деятельности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона N 164-ФЗ ввозные и вывозные пошлины устанавливаются таможенным законодательством в целях регулирования внешней торговли, в т.ч. для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике. Таким образом, на первый взгляд таможенные отношения должны быть сведены лишь к вопросам взимания и уплаты пошлин.

Действующее таможенное законодательство трактует таможенное регулирование крайне широко, распространяя его и на отношения, которые далеки от собственно таможенных - взимания установленных пошлин за международное перемещение товаров. Согласно ст. 1 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное регулирование в Таможенном союзе - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Для целей именно правового регулирования внешнеэкономической деятельности таможенные отношения могут быть обозначены как отношения, возникающие при импорте в Россию и экспорте из России товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза, их перевозке по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временном хранении, таможенном декларировании, выпуске и использовании в соответствии с таможенными процедурами, проведении таможенного контроля, уплате таможенных платежей.

Отношения в сфере введения и применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Нетарифное регулирование в отличие от тарифного является чрезвычайной мерой и в большинстве случаев временной. К этим мерам прибегают в тех случаях, когда более традиционные меры таможенно-тарифного регулирования перестают быть эффективными. Более того, если таможенно-тарифное регулирование направлено в том числе на увеличение доходной части бюджета, нетарифное регулирование всегда является только защитной мерой и в большинстве случаев не основано на экономических критериях. Особенностью нетарифного регулирования можно также считать и распространение его и на сферу услуг, что несвойственно таможенно-тарифному регулированию.


В правовой и экономической науке вопросам нетарифного регулирования уделяется особое внимание[16], что обусловлено как евразийскими интеграционными процессами, так и вступлением России во Всемирную организацию торговли.

В настоящее время сфера нетарифного регулирования регламентируется как законодательством Российской Федерации, так и международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов Таможенного союза. В части экономических мер нетарифного регулирования практически вся нормативная база урегулирована международными договорами и актами органов Таможенного союза.

Как нами указано выше, договорно-правовая база Таможенного союза предоставляет России право применять ряд мер нетарифного регулирования и в отношении стран - членов Союза, однако в настоящее время у России отсутствует правовая база для легитимного введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров из Республики Беларусь или Казахстана. Действующий Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" предоставляет право введения таких мер только при импорте товаров на таможенную территорию России, в то время как таможенная территория России практически три года как не существует и ее тем более не существует для вышеуказанных государств. В целом Россия в вопросах нетарифного регулирования внешней торговли сконцентрировалась на технических барьерах - национальных требованиях к техническим характеристикам товаров, специальных требованиях к качеству товаров, их соответствию санитарным, фитосанитарным и ветеринарным требованиям, системам сертификации и др. Это одна из наиболее эффективных мер нетарифного регулирования, поскольку не запрещена правом Всемирной торговой организации и позволяет жестко контролировать допуск иностранных товаров в национальную экономику.

Действующее законодательство позволяет выделить следующие группы мер нетарифного регулирования:

1) меры экономического характера - установление количественных ограничений, введение квоты, лицензирование, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (ст. 21, 23, п. 1 ч. 1 ст. 24, ст. 26 Федерального закона N 164-ФЗ), а также специальные защитные меры (специальная пошлина, импортная квота), антидемпинговые меры (антидемпинговая пошлина) и компенсационные меры (компенсационная пошлина), эмбарго. Меры экономического характера вводятся только в отношении внешней торговли товарами;


2) меры неэкономического характера, которые вводятся исходя из национальных интересов и целей, определенных Федеральным законом N 164-ФЗ, при этом такие меры могут применяться в отношении внешней торговли как товарами, так и услугами. К числу мер неэкономического характера можно отнести и особый порядок допуска иностранных инвесторов в те отрасли экономики России, которые считаются стратегическими. В отличие от мер экономического характера неэкономические меры вводятся органами государственной власти Российской Федерации и на основании российского законодательства.

Несмотря на то что действие Федерального закона N 164-ФЗ не распространяется на отношения, регулируемые Федеральным законом "Об экспортном контроле"), предложенная выше классификация мер применима и к отношениям, регулируемым данным Законом.

Отношения в сфере введения и применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности могут быть определены как отношения, возникающие в процессе международной миграции объектов гражданских прав в связи с осуществлением Российской Федерации суверенных прав по регулированию такой миграции вне рамок таможенного тарифа.

2.2. Правовой статус субъектов внешнеэкономической деятельности

Существенное значение имеет факт, кто и при каких условиях имеет право на заключение внешнеторговых сделок. Основные положения об участниках внешнеторговой деятельности содержатся в главе 3 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Согласно статье 10 указанного Закона любые российские и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности. Это право может быть ограничено в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

Субъекты внешнеторговых сделок различаются по национальной принадлежности и классифицируются на российских и иностранных лиц.

Российским в соответствии с пунктом 23 ст. 2 Закона о внешнеторговой деятельности считается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации. Физическое лицо является российским, если имеет постоянное или преимущественное место жительства на территории РФ, является гражданином РФ или имеет право постоянного проживания в Российской Федерации либо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с российским законодательством.


К иностранному лицу согласно пункту 11 ст. 2 Закона о внешнеторговой деятельности относится физическое, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами.

Анализ норм Закона о внешнеторговой деятельности свидетельствует, что к определению сторон внешнеторговых сделок не применяется терминология валютного законодательства. Валютное законодательство предусматривает деление участников соответствующих правоотношений на резидентов и нерезидентов. Перечень резидентов и нерезидентов Российской Федерации, предусмотренный в Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле", гораздо шире, чем указанный в Законе о внешнеторговой деятельности. В частности, в перечень лиц, являющихся резидентами Российской Федерации, на основании статьи 1 Закона о валютном регулировании и валютном контроле включены Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования. Согласно статье 2 Закона о внешнеторговой деятельности указанные субъекты правоотношений не относятся к российским лицам, а в статье 11 указано, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами.

От имени Российской Федерации и субъектов Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 Гражданского кодекса РФ).


В настоящее время от имени Российской Федерации в сделках по распоряжению федеральным имуществом выступает Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которому переданы правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и управлению имуществом упраздненного Министерства имущественных отношений РФ.

Согласно статье 126 ГК РФ Российская Федерация, субъект Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме закрепленного за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также находящегося только в государственной или муниципальной собственности.

Кроме того, юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам, а Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.

Однако от государственных органов отличаются созданные государством юридические лица - самостоятельные участники гражданского оборота, к которым можно отнести государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. ст. 294 и 295 ГК РФ) и государственные учреждения (ст. ст. 296 - 298 ГК РФ).

В соответствии со статьей 50 Закона о внешнеторговой деятельности право осуществления внешнеэкономических интересов Российской Федерации в иностранных государствах предоставлено дипломатическим представительствам и консульским учреждениям Российской Федерации, а также созданным на основании международных договоров Российской Федерации торговым представительствам Российской Федерации, решение об учреждении которых принимается Правительством РФ.

При совершении внешнеторговых сделок, заключенных российскими торговыми представительствами за рубежом, Российская Федерация несет по данным сделкам имущественную ответственность. Вместе с тем ни торговые представительства, ни Российская Федерация в целом не отвечают по сделкам, заключенным внешнеторговыми (в том числе государственными) организациями как самостоятельными юридическими лицами, а эти организации, в свою очередь, не отвечают по обязательствам торгпредств или государства.