Файл: Правовые способы регулирования внешнеэкономической деятельности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, Российская Федерация, ее субъекты осуществляют внешнеторговую деятельность через специально создаваемые (зачастую в форме унитарного предприятия) структуры, действующие, в свою очередь, в интересах государства.

Среди субъектов внешнеторговой деятельности не названы филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц - резидентов Российской Федерации, как расположенные на территории Российской Федерации, так и находящиеся за ее пределами. В качестве участников внешнеторговой деятельности от имени иностранных юридических лиц и лиц, не являющихся юридическими по законодательству государства их регистрации, могут выступать и филиалы, и представительства, и иные подразделения данных организаций, прошедших процедуру аккредитации в установленном законом порядке и в необходимых случаях вставших на налоговый учет.

В зависимости от юридического статуса участника внешнеторговая деятельность подразделяется на внешнеторговую деятельность юридических и физических лиц, зарегистрированных и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

По форме выхода участника внешнеторговой деятельности на внешний рынок различается внешнеторговая деятельность на основе прямого выхода и с участием посредника.

По характеру совершаемых внешнеторговых сделок субъекты могут быть классифицированы на: экспортеров, импортеров, специализированных посредников (таможенных брокеров, комиссионеров). Из различных видов деятельности внешнеторговых предприятий в России следует выделить экспорт и импорт товаров.

По профилю деятельности участники внешнеэкономической деятельности можно разделить на следующие группы:

- производители-экспортеры, работающие на внешних рынках без посредников (промышленные компании, консорциумы, совместные предприятия и т.п.);

- организации-посредники (особое место занимают в этой группе специализированные внешнеэкономические организации Министерства экономического развития и торговли РФ, специализированные внешнеэкономические объединения отраслевых министерств);

- содействующие организации (оказывающие консультационные услуги, осуществляющие поиск иностранных партнеров, организовывающие проведение экспертизы и т.п.). В эту группу входят ассоциации внешнеэкономического сотрудничества, внешнеторговые организации, Торгово-промышленные палаты России, уполномоченные коммерческие банки и др.

В зависимости от происхождения участников внешнеторговой деятельности она подразделяется на внешнеторговую деятельность российских и иностранных участников. Согласно Закону N 164-ФЗ под ними понимаются:


- российское лицо - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, физическое лицо, имеющее постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации, являющееся гражданином Российской Федерации или имеющее право постоянного проживания в Российской Федерации либо зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- иностранное лицо - физическое, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами.

В последнее время на территории России неуклонно увеличивается присутствие иностранных физических лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности[17]. Это объясняется открытостью российской экономики для зарубежных инвесторов, отменой многих административных ограничений и запретов для въезда и передвижения иностранцев, изменением порядка внешнеторговой деятельности и т.д.

Понятие иностранного инвестора определено в статье 2 Закона об иностранных инвестициях. В соответствии с Законом иностранным инвестором является иностранное юридическое лицо, чья гражданская правоспособность определяется законодательством государства, где оно учреждено, которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, чья гражданская правоспособность определяется законодательством государства, где она учреждена, которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранный гражданин, чьи гражданская право- и дееспособность определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства, который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; лицо без гражданства, постоянно проживающее за пределами Российской Федерации, чьи гражданская право- и дееспособность определяются в соответствии с законодательством его постоянного места жительства, которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемом федеральными законами.


Субъекты инвестиционной деятельности различаются по разным основаниям: по своим функциям в ходе инвестиционной деятельности, по наличию иностранного элемента, по организационно-правовой форме и т.д. Функциональное положение участников инвестиционной деятельности зависит от формы этой деятельности.

Таким образом, участниками внешнеэкономической деятельности являются российские и иностранные лица. Российская Федерация и ее субъекты осуществляют внешнеторговую деятельность через специально создаваемые структуры, действующие в интересах государства. Также субъектами внешнеэкономической деятельности являются филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц, несмотря на то что они не включены в перечень российских и иностранных лиц.

Проведенный анализ свидетельствует, что в настоящее время требуется унификация норм действующего законодательства Российской Федерации в сфере внешней торговли и валютного регулирования и валютного контроля и введение новых понятий, используемых в Законе о внешнеторговой деятельности, исходя из критериев, которым соответствуют резиденты и нерезиденты Российской Федерации согласно валютному законодательству.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги всему сказанному можно сделать следующие выводы. В соответствии с российским законодательством и практикой его применения понятие внешнеэкономической деятельности можно определить как деятельность, направленную на совершение внешнеэкономических сделок.

Одним из видов предпринимательской деятельности является внешнеэкономическая деятельность. Она связана с перемещением через таможенную границу товаров (продукции), капитала, работ, услуг, информации с целью извлечения прибыли. В то же время внешнеэкономическая деятельность — это вид межгосударственного сотрудничества, и в этом качестве она рассматривается как деятельность государств по развитию сотрудничества в области торговли, экономики, науки, культуры, туризма. Отношения, возникающие при осуществлении этой деятельности, регулируются нормами международного публичного права.

Основной правовой формой регулирования межгосударственных отношений являются международные договоры, как двусторонние, так и многосторонние. В многосторонних договорах обычно устанавливаются основные принципы и направления сотрудничества государств.


Субъектами внешнеэкономической деятельности являются государственные органы, осуществляющие регулирование внешнеэкономической деятельности, а также хозяйствующие субъекты, непосредственно ведущие внешнеэкономическую деятельность.

Среди государственных органов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, можно выделить организации, обладающие общей компетенцией в этой области, и организации, обладающие специальной компетенцией в определенных вопросах. Государство, осуществляя публичные функции, выражает интересы всего общества. В этих целях оно устанавливает правила ведения внешнеэкономической деятельности и воздействует на участников этой деятельности тем или иным способом. Валютное регулирование является одной из форм государственного воздействия на участников внешнеэкономической деятельности в целях охраны публичных интересов государства. Цель валютной политики заключается в поддержании экономической стабильности и создании основы для развития международных экономических отношений путем воздействия на валютный курс, на валютные операции. Ряд мер, принятых государством, призван обеспечить возврат валютной выручки в Россию. Это осуществляется для защиты национальной валюты, ограничения вывоза капитала из страны, обеспечения возвращения в Россию валютной выручки, полученной от экспорта. Обеспечение защиты экономических интересов Российской Федерации — важнейшая задача государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется законами и многочисленными подзаконными нормативными актами. Следует иметь в виду, что законодательство данной сферы весьма динамично и поэтому перечисленные нормативные акты действуют с многочисленными изменениями и дополнениями.

Таким образом, внешнеэкономическая деятельность — внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).

Подводя итог всему изложенному выше можно сделать вывод, что на современном этапе развития общества, возникает необходимость принятие мер направленных на разрешение проблем в области внешнеэкономической деятельности.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" // Собрание законодательства РФ, 15.12.2003, N 50, ст. 4850
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
  3. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // Собрание законодательства РФ, 13.12.2010, N 50, ст. 6615.
  4. Веселкова Е.Е. Международно-правовое регулирование внешнеэкономических сделок // Адвокат. 2014. N 5.
  5. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. М.: Издательский дом "Территория будущего", 2005. 800 с.
  6. Веселкова Е.Е. Правовой статус субъектов внешнеэкономической деятельности // Законодательство и экономика. 2014. N 4.
  7. Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. М., 2001.
  8. Вологдин А.А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие для магистров. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство "Юрайт"; ИД "Юрайт", 2013. 445 с.
  9. Вознесенская Н.Н. Инвестиционный климат // Закон. 2011. N 7.
  10. Гущин В.В., Овчинников А.А. Инвестиционное право. М., 2006.
  11. Губарева А.В. Историко-правовой анализ регулирования внешнеэкономической деятельности в России // История государства и права. 2014. N 2. С. 41 - 44.
  12. Губарева А.В. Отношения, складывающиеся в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности // Административное право и процесс. 2014. N 1. С. 38 - 41.
  13. Кравченко Р.Ю. Классификация участников внешнеэкономической деятельности и особенности нормативного регулирования их отношений // Международный бухгалтерский учет. 2010. N 7.
  14. Кулишер И.М. История русской торговли и промышленности / Сост. А.В. Куряев. Челябинск: Социум, 2003. 557 с.
  15. Лодыженский К.Н. История русского таможенного тарифа. СПб., 1886. 408 с.
  16. Павлов П.В. Особые административно-правовые режимы осуществления внешнеторговой деятельности: проблемы и перспективы: Монография. М.: Норма, 2012. 368 с.
  17. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию: монография / Г.К. Дмитриева, И.В. Ершова, А.В. Карташов и др.; под ред. Г.К. Дмитриевой. М.: Норма, Инфра-М, 2013. 192 с.
  18. Смирнов С.А. Правовое регулирование иностранного предпринимательства в России во второй половине XIX - начале XX в.: Дис. ... к.ю.н. М., 2003. 164 с.
  19. Трошкина Т.Н. Система мер нетарифного регулирования международной торговли: понятие и сущность // Налоги. 2009. N 4.
  20. Трошкина Т.Н. Нетарифные меры в системе государственного регулирования международной торговли (на примере развитых стран) / Под ред. В.С. Загашвили. М.: ЦППИ, 2010. 156 с.