Файл: Правовые способы регулирования внешнеэкономической деятельности..pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. СУЩНОСТЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1. Историко-правовой анализ регулирования внешнеэкономической деятельности в России
1.2. Понятие внешнеэкономической деятельности в российском праве
2. СУЩНОСТЬ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2. Правовой статус субъектов внешнеэкономической деятельности
Легальное определение внешнеэкономической деятельности, закрепленное в Федеральном законе от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле", рассматривает ее именно как разновидность хозяйственной (предпринимательской) деятельности, под которой понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).
Предложенная законодателем формулировка не отличается достаточной определенностью и допускает различные толкования. Так, например, В.В. Покровская определяет внешнеэкономическую деятельность как совокупность производственно-хозяйствующих, организационно-экономических и коммерческих функций фирм и предприятий[6].
А.П. Вершинин акцентирует внимание на внешнем характере данной экономической деятельности и определяет внешнеэкономическую деятельность как деятельность граждан и организаций, которая, с одной стороны, является экономической, а с другой стороны, "внешней"[7].
В.А. Бублик характеризует внешнеэкономическую деятельность как урегулированную нормами международного частного, российского и иностранного права хозяйственную деятельность экономических субъектов, осуществляемую ими на мировом рынке[8].
Внешнеэкономическая деятельность как вид хозяйственной деятельности - это прежде всего разновидность деятельности человека. Причем эта деятельность не сводится к простой совокупности действий, а состоит из связанных и последовательных мероприятий (действий) в сфере внешней торговли, инвестиций, производственной кооперации и международного обмена[9]. Как утверждал А.Н. Леонтьев, "деятельность - это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие". Являясь разновидностью деятельности человека, внешнеэкономическая деятельность состоит из различных действий, операций и поступков, объединенных общей целью.
Подобный подход к определению внешнеэкономической деятельности, по мнению некоторых исследователей, является неверным, так как не содержит указания на отношения, возникающие в процессе осуществления внешнеторговой, инвестиционной и иной деятельности, вследствие этого к определению внешнеэкономической деятельности следует подходить как к совокупности отношений.
Будучи разновидностью предпринимательской деятельности, внешнеэкономическая деятельность обладает всеми признаками, присущими предпринимательству. Учитывая точку зрения В.Ф. Попондопуло, который различает общие (родовые), присущие любой свободной деятельности, в том числе внешнеэкономической деятельности, и специфические признаки[10], можно выделить общие признаки внешнеэкономической деятельности, к которым относятся самостоятельность и рисковый характер, и специфические, к которым можно отнести направленность на систематическое получение прибыли и обязательность государственной регистрации.
Самостоятельный характер внешнеэкономической деятельности проявляется во многих отношениях и означает относительную независимость субъекта внешнеэкономической деятельности от иных органов, организаций и частных лиц, предполагая свободу выбора субъектом способов, средств и методов эффективного осуществления внешнеэкономической деятельности для достижения цели. Однако подобная самостоятельность носит относительный характер и ограничивается рамками действующего законодательства.
Что касается рискового характера внешнеэкономической деятельности, то этот вопрос необходимо рассматривать в рамках теоретического исследования категории "риск" как с правовых, так и экономических позиций. В частности, Г.В. Чернова, А.А. Кудрявцев под риском понимают не только потенциальную возможность наступления вероятного события или совокупности событий, вызывающих определенный материальный ущерб, но и возможность недополучения прибыли или дохода[11]. Категория риска многогранна, но отличительной чертой риска является вероятностный характер событий, которые могут повлечь определенные неблагоприятные последствия. В связи с чем наиболее приемлемым представляется определение, сформулированное В.С. Белых в отношении предпринимательского риска, но, на наш взгляд, отражающие основные характеристики категории риска в целом, которое определяет риск как потенциальную возможность (опасность) наступления или ненаступления события (совокупности событий), повлекшего неблагоприятные имущественные последствия для деятельности хозяйствующего субъекта[12]. Причем наступление определенных рисков, например демпинговых, при осуществлении внешнеэкономической деятельности может повлечь возникновение неблагоприятных имущественных последствий (материального ущерба) не только для отдельно взятого хозяйствующего субъекта, но и для отрасли российской экономики в целом. Под материальным ущербом отрасли российской экономики в соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" понимается подтвержденное доказательствами ухудшение положения отрасли российской экономики, которое наступило вследствие демпингового импорта или субсидируемого импорта и выражается, в частности, в сокращении объема производства аналогичного товара в Российской Федерации и объема его реализации на рынке Российской Федерации, снижении рентабельности производства такого товара, негативном воздействии на товарные запасы, занятость, уровень заработной платы в данной отрасли российской экономики, уровень инвестиций в данную отрасль российской экономики.
Получение прибыли является обязательным признаком и отличает предпринимательскую деятельность от других общественно полезных и социально значимых видов деятельности.
Рассматривая внешнеэкономическую деятельность как разновидность правоотношений, следует исходить из того, что правоотношение в теории права определяется как взаимосвязь субъективных прав и обязанностей участников общественных отношений, устанавливаемая нормами права. Правоотношения есть разновидность общественных отношений, содержание которых определяется соответствующими нормами права и участники которого обладают определенным набором качественных характеристик, установленных законом.
С этих позиций внешнеэкономическую деятельность можно определить как совокупность отношений, участниками которых являются физические лица, юридические лица, международные организации и публично-правовые образования, урегулированных нормами права и возникающих по поводу международного обмена товарами, работами, услугами.
О.Н. Толочко также определяет внешнеэкономическую деятельность как обособленный комплекс хозяйственных отношений, связанных с международным экономическим сотрудничеством, и выделяет характерные черты внешнеэкономической деятельности, такие как самостоятельность, целостность, специфика регулирования, наличие собственного понятийного аппарата и методов правового регулирования, присущих только данным отношениям[13].
Следует заметить, что общественные отношения во внешнеэкономической сфере достаточно разнообразны и включают в себя не только отношения по экономическому сотрудничеству, но и торговые на международном уровне.
Так, например, Е.В. Гуменюк к внешнеэкономическим отношениям относит "международные хозяйственные, торговые, политические отношения, включающие обмен товарами, различные формы экономического содействия, научно-технического сотрудничества, специализацию, кооперацию производства, оказание услуг и совместное предпринимательство"[14].
Внешнеэкономическая деятельность также рассматривается "как деятельность по развитию сотрудничества с другими государствами в области торговли, экономики, техники, культуры, туризма".
Основной правовой формой реализации внешнеэкономических отношений Российской Федерации являются международные договоры и соглашения, закрепляющие правовые основы взаимодействия государств в сфере внешнеэкономической деятельности.
Также следует заметить, что понятие "внешнеэкономические отношения" трактуется неоднозначно, зачастую "внешнеэкономические отношения" и "внешнеэкономические связи" употребляются как синонимы внешнеэкономической деятельности. К тому же определение содержания данных понятий в теории и законодательстве разнится.
Термин "внешнеэкономические связи" используется законодателем исключительно применительно к международной деятельности субъектов Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и российским законодательством субъектам Федерации предоставлено право на осуществление международных и внешнеэкономических связей, однако регионы, являясь субъектами Российской Федерации, не могут быть самостоятельными субъектами международного права, поэтому в отношении их международной деятельности законодатель использует термин "внешнеэкономические связи", а не "внешнеэкономические отношения", подчеркивая тем самым неполитический характер подобной деятельности. В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" под внешнеэкономическими связями субъектов Российской Федерации понимаются осуществляемые в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и в иных (неполитических) областях связи с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, международными организациями, а также с органами государственной власти иностранных государств.
Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что единообразные подходы к определению понятия внешнеэкономической деятельности отсутствуют, а применение законодательного определения оправданно в той мере, в которой оно отражает специфику данного явления, что говорит о неопределенности понятийного аппарата в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности.
2. СУЩНОСТЬ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Отношения, складывающиеся в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
Предмет внешнеторгового права складывается из гражданско-правовых отношений, возникающих в связи с импортом и экспортом объектов гражданских прав, и публично-правовых отношений, возникающих в связи с осуществлением государством контроля над таким оборотом объектов гражданских прав.
В настоящее время предложено для рассмотрения и анализа достаточно много классификаций[15], которые включают в предмет внешнеэкономического права как частноправовые отношения, так и публично-правовые отношения.
Считаем, что в предмет внешнеэкономического права входят следующие группы отношений:
1. Частноправовые отношения: внешнеторговые отношения; международные инвестиционные отношения; отношения в сфере международных перевозок.
2. Публично-правовые отношения: валютные отношения; таможенные отношения; отношения в сфере введения и применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности; отношения в сфере правового регулирования территорий с особым экономическим статусом.
Рассмотрим наиболее специфические публично-правовые отношения: таможенные отношения и отношения в сфере введения и применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Таможенные отношения. Роль таможенного законодательства в регулировании внешнеэкономической деятельности, в первую очередь внешнеторговой деятельности, сложно переоценить - фактически это основной публично-правовой инструмент регулирования внешней торговли. Внешняя торговля характеризуется перемещением товаров с территории одного государства на территорию другого государства. Соответственно, самым очевидным способом контроля такой деятельности является контроль на границе Российской Федерации.
В настоящее время таможенное регулирование является единственным видом публично-правового регулирования, переданного Россией на наднациональный уровень, в рамках интеграционных процессов, происходящих на территории Евразии. 1 июля 2010 г. на международной арене возникло новое образование - Таможенный союз Республики Казахстан, Республики Беларусь и Российской Федерации. Причиной образования этого союза послужило не только объективное притяжение государств - республик бывшего СССР, но и намерение России ускорить ход переговоров по вступлению во Всемирную торговую организацию. После образования Таможенного союза существенно изменилась динамика интеграционных процессов на территории бывшего СССР и началась открытая конкурентная борьба России с Европейским союзом за вновь возникшие государства.