Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования. (СОСТОЯНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Об эффективности функционирования налоговой системы можно судить на основе соблюдения определенных критериев и принципов.

В основе выстраивания большинства действующих налоговых систем заложены идеи А. Смита, изложенные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения:

- принцип справедливости, который подразумевает что уплата налогов обязательная для всех граждан, и взимается согласно их доходам;

- принцип определенности, означающий что сумма, подлежащая взысканию сплательщика, определена заранее, и заведомо известна плательщику;

- принцип удобства, который подразумевает, что уплата должна взиматься в удобное для плетельщика время;

- принцип экономии, который означает, что издержки формирующие сумму уплачиваемого налога должны снижаться, с целью экономии. [11]

Основные принципы построения налоговой системы в РФ сформулированы в статье третей, части I Налогового кодекса РФ, которая устанавливает основные аспекты законодательства о налогах и сборах:

- Каждое физическое и юридическое лицо обязано уплачивать установленные налоги и сборы.

- Налоги и сборы не могут носить дискриминационный характер и различно применяться исходя из расовых, социальных, религиозных, национальных и иных подобных критериев.

- Не позволяется установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, места происхождения капитала или гражданства физических лиц.

- Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут иметь произвольный характер.

- Обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы, обладающие установленными кодексом признаками налогов и сборов, не может быть возложена, если они не предусмотрены им либо установлены в ином порядке, чем это определено в Налоговом Кодексе.

- Акты законодательства должны быть сформулированы и составлены таким образом, чтобы каждое физическое лицо или организация могли точно определить, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке необходимо платить. [12]

Все неустранимые сомнения, неясности и противоречия законодательных актов трактуются в пользу плательщика сборов (налогоплательщика).

Система налогообложения в России имеет ряд проблем, обусловленных спецификой Российского государства. К данным проблемам можно отнести:

1. Несовершенство законодательной базы. В данном случае имеет место быть нечеткость, неясность формулировок в Налоговом Кодексе, суть которых можно трактовать по- разному в различных ситуациях. Это может приводить к противоречию и путанице в нормативных документах. Несовершенство законодательной базы может усложнить понимание нормативных документов у налогоплательщика. [13]


2. Проблема неплатежей. Эта проблема обусловлена двумя факторами: во первых, увеличение объема отсрочек по платежам предприятиям имеющим долг по платежам в бюджет страны, с целью сохранения выплат заработной платы сотрудникам. Предприятиям предоставляется рассрочка по платежам сроком на шесть лет, в последующие четыре года предприятие должно рассчитаться по начисленным пеням и штрафам. Однако даже на данных условиях не все предприятия способны погасить свои задолженности перед государством. Во вторых, отсутствие денежных средств на уплату налогов и низкая дисциплина налогоплательщиков, что обусловлено менталитетом населения, отсутствием воспитания налоговой культуры.

3. Трудности реализации механизма налогообложения. В данном случае речь идет о неэффективности работы некоторых элементов налоговой системы.

В состав системы входит широкий аппарат таких ведомств как налоговая полиция, отделов УВД по экономическим преступлениям, а так же государственная налоговая инспекция.

Не смотря на все усилия данных служб, процент не уплаты и укрывательства доходов от уплаты налогов и сборов в пользу государства не снижается. [14]

Изменения, произошедшие в сфере налогообложения за последние пять лет – это результаты курса положенного в 2008-2010 годах.

И работа в данном направлении ведется и в настоящий момент. После кризиса этих лет Правительство РФ берет курс в налогообложении на устранение последствий экономического кризиса, а также на создание благоприятных условий для восстановления экономических показателей.

Сокращение объемов и темпов производства, снижение деловой активности в сфере бизнеса грозило государству ростом уклонений от уплаты налогов.

За последние годы изменения коснулись следующих направлений: Совершенствование налога на добавленную стоимость. [15]

Данный налог является очень важным источником дохода государственного бюджета. Совершенствование этого налога заключается в снижении уровня обременения им налогоплательщиков.

Продолжается работа по оптимизации перечня документов, необходимых для обоснования применения нулевой ставки налога НДС к операциям, которые связаны с реализацией товаров, помещенных под таможенные режимы свободной таможенной зоны, экспорта, международного таможенного транзита.

Также возврат НДС был ускорен до 20-30 под предоставление для налогоплательщиков банковских гарантий. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и единый социальный налог (ЕСН).


Планируется упрощение порядка заполнения декларации, так как обычному налогоплательщику даже с высшим образованием сложно это сделать самостоятельно.

Кроме этого, декларация включает в себя оптимизацию порядка налогообложения физических лиц при осуществлении операций с ценными бумагами.

Предполагается ввести налоговый вычет в размере до одного миллиона рублей при продаже ценных бумаг российских эмитентов, обращающихся на российских биржах, в том случае, если ценные бумаги были в собственности гражданина более года.

Также Министерство финансов хочет избавить физических лиц, в том случае, если доходы налогоплательщика освобождаются от налогообложения, от обязательной подачи налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ).

В данный момент в Налоговом кодексе такого порядка не существует, а значит, гражданам пока еще нужно подавать декларации. [16]

Замена земельного налога и налога на имущество физических лиц налогом на недвижимость.

Основной задачей налоговой политики на 2015 - 2016 годы была 300 предопределена замена земельного налога и налога на имущество физических лиц налогом на недвижимость. [17]

Также необходимо сформировать четкий порядок определения налогооблагаемой базы, в качестве которой должна будет выступать стоимость объектов недвижимости.

Также в настоящий момент продолжает свое формирование методики кадастровой оценки недвижимости и разрабатываются нормативные документы.

В заключении можно сказать, что налоговая система является важным элементом по регулированию национальной экономики и правильная политика государства в сфере налогообложения способна обеспечить стабильный экономический рост.

Так же стоит отметить, налоговая система это целый комплекс правовых и организационных баз, формирующих налоговую политику государства. В свою очередь, налоговая политика обеспечивает сбор необходимых средств в пользу государства и формирует финансовые ресурсы, необходимые стране для обеспечения экономического развития и которые впоследствии могут быть перераспределены в различные отрасли народного хозяйства и различным слоям населения. [18]

Данный аспект помогает поддерживать необходимые для стабильного развития экономики предприятия и организации, а так же поддерживать покупательную способность малоимущих слоев населения. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что налоговая система выполняет важную функцию регулятора всей экономической системы.


В настоящий момент курс российской налоговой политики направлен на поддержание устойчивого экономического развития, поддержку инновационных площадок страны, а так же нацелен на противодействие кризисным ситуациям и снижение налогового бремени налогоплательщиков, однако на практике предприятия малого и среднего бизнеса не чувствуют эффекта от нововведений в налоговой политике.

Так же необходимо отметить прогнозы экспертов, в которых говорится о возможной тенденции повышения налоговых ставок, которая непосредственно связана с политическим кризисом на Украине, присоединением Крыма, а так же введением санкций в отношении отдельных отраслей Российской экономики иностранными государствами.

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

2.1. К ВОПРОСУ О НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РФ

В настоящее время под воздействием процессов глобализации происходит становление новой системы регулирования международных экономических отношений, неотъемлемым элементом которой является налоговое регулирование.

На практике налоговое регулирование проявляется путем применения налоговых инструментов-совокупности норм налогового законодательства, обеспечивающих влияние государства на хозяйственное поведение налогоплательщика для достижения экономического, социального или иного результата. Налоги относятся к экономической категории. [19]

Они возникли исторически сразу же после появления государства, и призваны обеспечивать выполнение разнообразных функций: оборонительных, охранительных, социальных, образовательных, политических, и других. [20]

Главной целью взимания налоговых платежей является обеспечение финансовой деятельности государства. Данный процесс налогообложения осуществляется государством и полностью зависит от степени его развития.

В этой связи формы налогообложения связаны с эволюцией взглядов на роль государства в экономике. Все мы прекрасно знаем, что именно налоговые платежи формируют значительную часть государственного бюджета страны. Помимо этого, в него входят доходы юридических лиц, таможенные выплаты, рентные платежи, и иные доходы государства.


От уровня экономической ситуации зависит и налоговая политика РФ. Бюджет государства, тщательно рассматривается, и согласовывается на всех уровнях и принимается в виде федерального закона.

Налоговая система в России в настоящее время вполне адекватна экономической ситуации. Рассматриваемый курс на улучшение российской экономики должен быть разработан не только экономическими, но и соответствующими налоговыми платежами. [21]

Так в условиях модернизации экономики целесообразно увеличивать бюджетные расходы, что очень часто делается за счет повышения налогов. На современном этапе дефицит государственного бюджета, уже достиг 4,6% от ВВП.

В 2012 году в России наблюдался рост налоговой нагрузки на 2,3% а в 2013 году – 3,6%. Многие европейские страны такие как: Латвия, Финляндия, Чехия, Венгрия, уже сталкивались с этой проблемой . после они пришли к выводу что увеличение косвенных налогов является эффективным средством увеличения экономического роста страны, рост налога на прибыль с организации, этот процесс тормозит.

На наш взгляд к основным недостаткам современной налоговой сферы относятся следующее:

- Нестабильность налоговой политики;

- Чрезмерное налоговое бремя, возложенное на налогоплательщика;

- Уклонение от уплаты налогов юридическими лицами;

- Чрезмерное распространение налоговых льгот, что приводит к потерям бюджета.

- Опыт данных развитых стран показывает об целесообразности зачисления льгот на государственные налоговые расходы, и включения их в расчеты эффективности государственного сектора экономики;

- Отсутствие стимулов для развития реального сектора экономики;

- Эффект инфляционного налогообложения;

- Чрезмерный объем начислений на заработную плату;

- Единая налоговая ставка на доходы физических лиц, т.е. лица с высокими доходами платят в госбюджет более высокие налоги, а малообеспеченные слои населения от этого освобождаются.

После отмены прогрессивной шкалы подоходного налога стал нарушен один из важнейших принципов налогообложения – его справедливость, кроме того, при его установлении предел для стандартных вычетов по налогу на доходы физических лиц этот общий для всех налогоплательщиков элемент обложения по сравнению с другими вычетами, для которых лимиты по доходам не установлены.

Ряд некоторых недостатков проводимых в России налоговой сфере относится:

- перенос основного налогового бремя на производственные отрасли;