Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования. (СОСТОЯНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Налоговая система является элементом финансовой системы государства, обеспечивающей мобилизацию доходов в бюджеты и не бюджетные фонды, поэтому от эффективности налоговой системы, возможности экономического роста и развития предпринимательства напрямую зависит полнота реализации программ, финансируемых из бюджетов и внебюджетных фондов.

Для оценки эффективности налоговой системы выделяют два основных фактора. Первый – полнота охвата (выявления) источников доходов в целях обложения их налогом. Это ведет к усложнению налоговой системы, специализации и дифференциации форм и методов налогообложения.

Еще в начале прошлого столетия русский экономист профессор И.Х. Озеров проблему эффективности сформулировал как Закон дифференциации налоговой системы. В работе «Основные начала финансовой науки» (1908г.) он писал: «Налоговая система все более и более дифференцируется, чтобы лучше уловить доход во всех его проявлениях, и в этом лежит интерес фиска к дифференциации налоговой системы».

Второй – минимизации расходов по взиманию налогов. Это предполагает упрощение налоговой системы, сокращение количества налогов, в том числе через их укрупнение. В этой связи, определенный интерес представляет анализ и оценка эффективности действующей российской налоговой системы в свете указанных выше факторов.

В широком смысле налоговая система представляет собой основанную на определенных принципах систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением, введением и взиманием налогов.

Элементами налоговой системы являются система налогов, пошлин и сборов, система налогового законодательства, система научных знаний в области налогообложения.

В современной экономической литературе зачастую происходит отождествление понятий «система налогов и сборов» и «налоговая система», в результате чего формируется узкое понятие налоговой системы как совокупности налогов, сборов и пошлин, взимаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В ближайшее десятилетие российская налоговая система столкнется с масштабными вызовами, обусловленными несколькими причинами, имеющими как объективный, так и субъективный характер.

К первой группе относятся существенная зависимость российской экономики от внешнеторговой конъюнктуры, истощение богатых и благоприятно расположенных месторождений полезных ископаемых и соответствующее удорожанием их добычи на новых месторождениях, старение населения.


Ко второй группе относится ряд принятых решений в области бюджетной и налоговой политики: рост расходных обязательств бюджета за счет национальной обороны и правоохранительной деятельности, бессистемное предоставление налоговых льгот и освобождений, конструкция отдельных налогов, не обеспечивающих достаточную прогрессивность и эффективность налогообложения.

Цель: провести анализ налоговой системы РФ

 Задачи:

  1.  Изучить современное состояние налоговой системы РФ
  2. Рассмотреть проблемы налоговой системы РФ

Объектом исследования является налоговой системы РФ

Предметом исследования является особенности налоговой системы РФ Структура данной работы включает в себя: введение, двух глав, заключение и список использованной литературы.

Во введении рассмотрены: актуальность темы, определяются предмет, объект, цели и задачи.

В первой главе будут рассмотрено состояние налоговой системы РФ

Во второй главе показаны проблемы налоговой системы РФ

В заключении проведены итоги.

ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СТРАНЫ

В современном обществе налоги являются основным источником доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.[1]

Именно поэтому одним из важных факторов экономического роста страны и нормального функционирования всего хозяйства является эффективная налоговая система. От формирования налогов зависит, насколько благополучно будет развиваться общество и насколько комфортно будет себя чувствовать каждый граданин в отдельности.

Правовое регулирование взимания налогов, сборов и пошлин в условиях становления свободного рынка в России носит актуальный характер, так как действующее законодательство о налогообложении является несовершенным, а потому сдерживает социально-экономическое развитие российского государства.


Для современной налоговой системы России, характерно множество проблем. Одним из важнейших недостатков является нестабильность налогового законодательства. Это связано с тем, что в налоговый кодекс регулярно вносятся изменения и дополнения, что приводит к неустойчивости экономики страны, способствуя тем самым развитию экономического кризиса. [2]

В связи с этим вытекает следующая проблема – недостаточная четкость и ясность нормативных документов по налогообложению, их противоречивость и запутанность. Все это значительно затрудняет их изучение налогоплательщиком, что приводит к частым ошибкам при исчислении налогов. В налоговой системе РФ существует большое количество налогов, сложные методы их расчета, наличие множества бюрократических процедур.

Все это приводит к значительному увеличению трудоемкости, как налогового учета, так и налогового инспектирования. [3]

Недостатком налоговой системы является и то, что налогоплательщик и налоговые органы находятся в неравноправном положении. Так, например, налогоплательщику тяжело отстоять и защитить свои права через обычные суды в связи с их перегруженностью и отсутствием у судей специальных знаний по этой отрасли. [4]

Фискальная направленность налогового производства продолжает оставаться одной из проблем налоговой системы. Она выражается на практике в установлении жесткого регламента в отношении налогооблагаемой базы. В отличие от большинства европейских стран, в РФ нагрузка на корпоративный сектор гораздо выше, чем на физических лиц.

Это дестимулирует развитие производства. В России легче купить самолет, дорогую машину, элитный дом, чем открыть собственное дело. Нам необходимо перенести тяжесть фискальной нагрузки с процесса производства на процесс потребления.

Так же можно обозначить еще одну существенную проблему – ненадлежащий контроль за сбором налогов. Это приводит к уклонению от их уплаты, в результате чего уменьшаются налоговые поступления. Большой резерв для налогообложения сосредоточен в теневой экономике.

Но даже при желании владельцев, капиталам, укрытым от налогообложения, тяжело вернуться в легальную экономику, поскольку крупные инвестиции могут привлечь внимание налоговых органов к источнику средств. Поэтому капиталы, единожды попавшие в теневой оборот, так в нем и остаются или вывозятся за границу.

Можно перечислить еще достаточно много проблем, связанных с различными сферами – это и проблема страховых взносов во внебюджетные фонды, нерациональное распределение средств, поступающих в бюджет, высокое налогообложение физических лиц при невысокой оплате труда, введение налога на недвижимость для физических лиц, подорожание акцизов и другое.


Для решения всех этих проблем необходимо как можно лучше и быстрее привести в действие совершенные налоговые механизмы, что позволило бы преобразовать имеющуюся налоговую систему. [5]

Во-первых, государство должно обеспечить стабильность налоговой системы, а также предсказуемость величины платежей для налогоплательщиков на длительный промежуток времени. Реализации этой цели, в частности, должно способствовать установлению на федеральном уровне исчерпывающего перечня региональных и местных налогов и сборов, а также предельных значений их ставок.

Изменения, производимые в налоговом законодательстве, должны проводиться комплексно и одновременно с проведением других реформ, таких как административная, судебная и др., что позволит избежать противоречивости законов и подзаконных актов.

Необходимо ослабить налоговое бремя путем снижения налоговых ставок, а также обеспечить разумный уровень налоговых изъятий. Следует упростить налоговую систему путем существенного снижения перечня налогов и сборов, максимального объединения действующих методик расчета и порядка уплаты налоговых платежей, а также исключение из законов и инструкций норм, имеющих неоднозначную интерпретацию.

Также Правительство РФ должно совершенствовать элементы налогов и сборов с учетом происходящих изменений в социально-экономическом развитии страны. [6]

Для предприятий, уклоняющихся от налогов и имеющих на протяжении длительного периода времени задолженность по платежам в бюджет, необходимо ввести временные ограничения в их деятельности. На данном этапе нельзя проводить кардинальные реформы и революции. [7]

Необходимо понять, как в сегодняшней ситуации, не дисбалансируя систему в целом, не подвергая её серьёзным рискам, выйти на решения по стимулированию роста. Важно не допустить снижения доходов бюджета, но при этом сделать еще и так, чтобы в дальнейшем за счёт роста налогооблагаемой базы доходы бюджета росли.

При выполнении выше указанных задач возможно создание более удобной, стабильной и, главное, эффективно работающей налоговой системы.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Государство осуществляет контроль за развитием экономической системы, а также всеми процессами, протекающими в сфере рыночных отношений. Для этого используются различные инструменты и рычаги воздействия на экономическую систему.


Система налогообложения является одним из главных регуляторов рыночной деятельности в современном мире. От того насколько верно выстроена налоговая система зависит и степень развития и функционирования народного хозяйства. Налоговая система в России - это перечень налогов и сборов, взимаемых в пользу государства, на основе Налогового Кодекса РФ. [8]

Во главе налоговой системы РФ стоит Государственная налоговая служба РФ. Все функционирование системы налогообложения основывается на действии Конституции РФ и Налогового Кодекса РФ. Структура налоговой системы России определена тремя ступенями, которые включают в себя платежи в федеральные, региональные и местные бюджеты, либо во внебюджетные фонды.

Каждый налог играет определенную роль в системе и выполняет определенную функцию. В целом же, вся налоговая система выполняет ряд важнейших функций:

1.Фискальная функция. Смысл этой функции заключается в том что, взимаемые налоги являются источником государственных финансовых ресурсов, накоплением материальных благ, необходимых для дальнейшего распределения на определенные нужды государства. Фискальная функция формирует базу доходов бюджетов страны. Здесь же кроется определенная проблема, возможность и желание уплаты налогов гражданами напрямую зависит от уровня дохода населения, что может снизить уровень уплаты налогов в период кризиса и экономической нестабильности. [9]

2.Регулирующая функция. Данная функция связана с перераспределением собранных средств на дальнейшие нужды государства, а так же направления средств в отдельные отрасли и сферы народного хозяйствования. Также данная функция регулирует уровень дохода различных слоев населения.

3.Социальная функция. Данная функция имеет тесную связь с фискальной и регулирующей функцией, так как налоговой базой в данном случае будет являться имущество и доходы физических и юридических лиц. Смысл этой функции заключается в том, что большую часть данного налога уплачивают люди с высоким уровнем дохода. Полученные денежные средства в большей степени перераспределяются в пользу малоимущих слоев населения в виде различных выплат и оказываемой материальной помощи со стороны государства. [10]

4.Контрольная функция. Данная функция создает базу для наблюдения и контроля за стоимостными пропорциями в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономической системы. Но данная функция ни как не связана с налоговым контролем осуществляемым органами государственного контроля.