Файл: Прибыль и рентабельность производственной организации, на примереООО «Офис-Сервис».pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Экономическая сущность прибыли и рентабельности
1.2. Аналитическая система показателей прибыли и рентабельности: задачи и последовательность анализа
1.3. Классификация факторов и резервов роста прибыли и рентабельности коммерческого предприятия
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Анализ динамики прибыли предприятия
Сопоставление данных показателей с показателями прибыли позволяет рассчитать следующие показатели рентабельности:
- Рентабельность производственной деятельности (коэффициент окупаемости затрат), отражающая величину прибыли на каждый рубль затрат и рассчитываемая как в целом по предприятию, так и по отдельным его сегментам и видам продукции.
- Рентабельность продаж (оборота), являющаяся показателем эффективности производственной и коммерческой деятельности и отражающая величину прибыли на каждый рубль продаж, данный показатель также можно рассчитывать как в целом по предприятию, так и по отдельным его сегментам и видам продукции.
- Рентабельность капитала - характеризует доходность капитала, задействованного в производственном процессе [8, с. 157].
Рентабельность в общем виде характеризует уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). Показатель рентабельности более полно, чем прибыль характеризует окончательные результаты хозяйствования, так как отражает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами [15, с. 171].
Таким образом, прибыль предприятия выступает в качестве важнейшей экономической категории и основной цели деятельности любой коммерческой организации. В то же время такое понимание целевой установки деятельности хозяйствующего субъекта в рыночной экономике и роли прибыли в деятельности современного предприятия в настоящее время не является единственной. Сторонники англо-американской финансовой школы, получившей признание во многих странах мира, в качестве приоритетной цели деятельности коммерческого предприятия называют не прибыль, а максимизацию доходов собственников на вложенный капитал.
Такая целевая установка обусловлена возможностью обеспечения роста прибыли, например, в результате экономии затрат на техническое обслуживание производства или подготовку кадров, однако в будущем такая экономия средств и получение дополнительной прибыли может привести к снижению эффективности функционирования предприятия вследствие высокого уровня износа основных фондов или низкой квалификации персонала. В связи с этим - задачей финансового управления является не только получение прибыли, но и повышение уровня рентабельности предприятия.
1.2. Аналитическая система показателей прибыли и рентабельности:
задачи и последовательность анализа
Значимость показателей прибыли и рентабельности для характеристики результатов деятельности предприятия предопределяют необходимость проведения их анализа, который представляет собой исследование условий и результатов формирования прибыли и расчета показателей рентабельности для выявления резервов их роста [19, с. 148].
К числу основных задач анализа прибыли и рентабельности предприятий следует отнести:
- оценку уровня и динамики показателей прибыли и рентабельности;
- выявление и оценку возможных резервов роста величины прибыли и уровня рентабельности;
- разработку мероприятий по использованию выявленных резервов [9, с. 217].
Основой отчетной формой для анализа прибыли и рентабельности предприятия является отчет о финансовых результатах [5, с. 24].
Поскольку анализ прибыли и рентабельности является комплексным процессом, в нем могут использоваться все основные системы и формы анализа.
Наличие большого количества показателей, назначение которых заключается в характеристике финансовых результатов деятельности предприятия, обусловливает возникновение методологических трудностей их системного рассмотрения, которые проявляются в сложности выбора наиболее информативных, позволяющих получить достоверную информацию о результатах деятельности предприятия в зависимости от цели проводимого анализа.
В то же время следует отметить ряд общих методических моментов, которые позволяют схематично отразить последовательность анализа прибыли и рентабельности:
- первым этапом анализа является оценка динамики показателей прибыли и рентабельности в сравнении с отчетным годом и плановыми показателями;
- вторым этапом анализа является оценка структуры прибыли для выявления степени влияния на бухгалтерскую прибыль величины прибыли от продаж, прибыли от прочей деятельности;
- третьим этапом является проведение факторного анализа с целью выявления степени влияния на величину прибыли и рентабельности цен реализации готовой продукции, элементов расходов, формирующих ее себестоимость, системы налогообложения, изменения величины коммерческих и управленческих расходов и других факторов;
- четвертым - заключительным - этапом является выявление резервов роста прибыли и рентабельности, разработка проектных мероприятий, направленных на ее увеличение, оценка их экономической эффективности.
Кроме того, в анализе прибыли и рентабельности предприятия используется целая совокупность аналитических формул, выступающих в качестве исходной базы для выполнения аналитического исследования в каждом конкретном случае [29, с. 182].
Анализ прибыльности по данным отчета о финансовых результатах предполагает расчет и оценку динамики взаимосвязанных показателей, представленных в таблице 2 [23, с. 173].
Таблица 2
Показатели прибыльности предприятия
Показатель |
Формула расчета |
Пояснения |
Валовая прибыль |
Пв = Впр - НДС - А - Спр |
Пв - валовая прибыль; Впр - выручка от продажи продукции; НДС - налог на добавленную стоимость; А - акцизы; Спр - себестоимость проданных товаров |
Прибыль от продаж |
Ппр = Пв - Ском -Супр |
Ппр - прибыль от продаж; Пв - валовая прибыль; Ском - коммерческие расходы; Супр - управленческие расходы. |
Прибыль от прочих операций |
Ппо = Дпо - Рпо |
Ппо - прибыль от прочих операций; Дпо - прочие доходы; Рпо - прочие расходы. |
Налогооблагаемая прибыль |
Пно = Ппр + Ппо |
Пно - налогооблагаемая прибыль; Ппр - прибыль от продаж; Ппо - прибыль от прочих операций |
Чистая прибыль |
Пч = Пно - НП |
Пч - чистая прибыль; Пно - налогооблагаемая прибыль; НП - налог на прибыль |
Для анализа рентабельности также используется система показателей представленных в таблице 3 [22, с. 285].
Таблица 3
Порядок расчета показателей рентабельности
Показатель |
Формула расчета |
Пояснения |
Рентабельность продаж |
Рпр = ЧП / ВР |
ЧП - чистая прибыль; ВР - выручка от реализации |
Рентабельность затрат |
Род = Ппр / С |
Ппр - прибыль от продаж; С - себестоимость реализованной продукции |
Рентабельность производственных фондов |
Рпф = Пно / [((ОСн + Зн) + (ОСк + ЗК)) / 2] |
Пно - налогооблагаемая прибыль; ОСн и ОСк - стоимость основных средств на начало и конец периода; Зн и Зк - стоимость запасов на начало и конец периода |
Рентабельность всего капитала |
Ра = ЧП / [(ВБн + ВБк) / 2] |
ЧП - чистая прибыль; ВБн и ВБк - валюта баланса на начало и конец периода |
Рентабельность собственного капитала |
Рск = ЧП / [(СКн + СКк) / 2] |
СКн и СКк - величина собственного капитала на начало и конец периода |
Рентабельность уставного капитала |
Рак = ЧП / [(УКн + УКк) / 2] |
УКн и УКк - величина уставного капитала на начало и конец периода |
По итогам анализа разрабатывают конкретные мероприятия по освоению выявленных резервов и осуществляют контроль за их проведением [10, с. 53].
Основными направлениями совершенствования анализа прибыли предприятия являются: расширение круга анализа на основе существующих форм с выделением факторов неблагоприятного воздействия; углубление аналитических сопоставлений и использование новейших приемов анализа, применяемых в странах с развитой рыночной экономикой, расширение числа показателей и использования данных внутренней отчетности; применение аналитических оценок данных, формируемых по методологии международных бухгалтерских стандартов, направленных в достаточной мере на определение степени эффективности инвестирования капиталов [2, с. 276].
Таким образом, анализ показателей прибыли и рентабельности дает возможность собственникам бизнеса определить наиболее важные направления его развития.
В практической деятельности аналитическая работа осуществляется на предприятии, исходя из ранее высказанных теоретических положений и конкретных методик расчетов. В современном анализе прибыли широко используются прикладные компьютерные программы, позволяющие быстро и точно получить необходимый результат с использованием большого числа факторов и переменных.
1.3. Классификация факторов и резервов роста прибыли и
рентабельности коммерческого предприятия
Разработка мероприятий, направленных на рост прибыли и рентабельности предприятия требует учета множества факторов, оказывающих влияние на их динамику.
Большинством экономистов все факторы, влияющие на прибыль и рентабельность, подразделяются на две большие группы: факторы внешней среды, не зависящие от деятельности предприятия, но прямо или косвенно оказывающие влияние на результаты его деятельности, и факторы внутренней среды, которые находятся в прямой зависимости от деятельности предприятия в целом, принимаемых управленческих решений. Однако, разные авторы в числе этих групп выделяют различные их виды, оказывающие, по их мнению, наиболее существенное влияние на величину получаемой предприятием прибыли и уровень его рентабельности.
Например, В.В. Куренная в числе внешних факторов, в наибольшей степени оказывающих влияние на величину получаемой предприятием прибыли и уровень его рентабельности, выделяет уровень конкуренции на рынке; величину цен и тарифов на топливо и электроэнергию; законодательно установленные нормы амортизации и правила ее исчисления; применяемую в соответствии с законодательством систему налогообложения прибыли; соблюдение условий договоров контрагентами. В перечень наиболее важных внутренних факторов, влияющих на прибыль и рентабельность предприятия, данный автор относит объемы производства и сбыта продукции, ее качественные характеристики, конкурентные преимущества; уровень затрат на производство и реализацию продукции; используемую предприятием ценовую политику; техническое состояние и новизну используемого оборудования и технологии производства; образовательный и квалификационный уровень персонала предприятия, его материальную заинтересованность в получении максимальной прибыли [13, с. 206].
Л.В. Прыкина в числе основных внешних факторов называет экономические условия хозяйствования, состояние конъюнктуры рынка, стоимость потребляемых производственных ресурсов, транспортную доступность, уровень развития внешнеэкономических связей. В составе внутренних факторов данный автор выделяет основные, в числе которых объем производства и сбыта продукции, ее структура, величина затрат на производство и реализацию, ценовые и качественные характеристики продукции, и второстепенные, к которым относит нарушения договорной и расчетной дисциплины, приводящие к уплате штрафных санкций из прибыли [21, с. 206].
А.В. Шаркова в составе факторов внешней среды обособляет конъюнктурные факторы, в числе которых наиболее значимыми, по мнению автора, являются условия конкуренции на рынке и инфляция, и административно-правовые, к числу которых автор причисляет государственную налоговую политику и дотационную политику государства. В составе факторов внутренней среды А.В. Шаркова наиболее существенными факторами, непосредственно оказывающими влияние на размер получаемой предприятием прибыли и уровень ренабельности, выделяет материально-техническую группу факторов, которая выражается в уровне экстенсивного и интенсивного использования потребляемых ресурсов, организационно-управленческую группу факторов, проявляющуюся в уровне организации производственных и трудовых процессов, а также группу социально-экономических факторов, включающих в себя условия труда и систему экономического стимулирования персонала предприятия [28, с. 380].