Файл: Прибыль и рентабельность производственной организации, на примереООО «Офис-Сервис».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что получение прибыли является основной целью деятельности коммерческой организации. Прибыль в хозяйственной деятельности коммерческого предприятия выступает в качестве показателя, характеризующего уровень абсолютной эффективности его деятельности. Увеличение суммы полученной и остающейся в распоряжении предприятия прибыли обеспечивает создание ресурсной базы, используемой для финансирования производственных затрат, обновления производственных мощностей, обеспечения социально-экономического развития организации и материального поощрения персонала.

Стремясь получить максимальный размер прибыли, предприниматель ориентируется на выпуск продукции, обладающей высоким качеством и потребительскими характеристиками, пользующейся потребительским спросом, на снижение ее себестоимости. В результате происходит достижение не только целей предпринимательской деятельности, но удовлетворяются и потребности общества в качественных товарах и услугах.

Таким образом, в условиях рыночной экономики прибыль выступает в качестве одной из основных движущих сил, побудительного мотива предпринимательской деятельности и влияет на уровень дохода сотрудников предприятия, его владельцев, партнеров, контрагентов, на экономический климат в регионе, стране, а также способствует увеличению бюджетных поступлений.

Размеры прибыли сами по себе - недостаточная характеристика долгосрочной выживаемости предприятия. Реальную информативность несет сопоставление прибыли с теми ресурсами, которые вложило предприятие в процессе получения этой прибыли. Такую характеристику дают показатели рентабельности - отношение прибыли к различным показателям деятельности предприятия.

В совокупности показатели прибыли и рентабельности характеризуют финансовый результат деятельности предприятия. Этим обусловлена необходимость систематического анализа динамики данных показателей с целью выявления и реализации резервов их роста.

Цель работы заключается в разработке рекомендаций, направленных на повышение прибыли и рентабельности на основе проведенного анализа применительно к условиям деятельности конкретного предприятия.

Реализация поставленной цели обусловила постановку следующих задач исследования:

  • обобщить теоретические подходы к определению сущности категории «прибыль» и рентабельность;
  • изучить систему аналитических показателей прибыли и рентабельности;
  • изучить особенности функционирования предприятия, проанализировать и оценить основные экономические показатели его деятельности;
  • проанализировать динамику прибыли на предприятии и уровня его рентабельности;
  • разработать рекомендации для повышения прибыли и рентабельности предприятия, оценить эффективность их реализации.

Объектом исследования выступает общество с ограниченной ответственностью «Офис-Сервис» (ООО «Офис-Сервис»), осуществляющее производство и реализацию корпусной мебели для офисов.

Предметом исследования являются показатели прибыли и рентабельности ООО «Офис-Сервис».

При написании работы использовались метод сравнения, вертикальный, горизонтальный и трендовый анализ, методы факторного анализа, графический метод.

В качестве научно-информационной базы исследования использовался широкий круг отечественной литературы по проблеме организации системы анализа и управления прибылью и рентабельностью на предприятии, в том числе работы Г.П. Грузинова, А.И. Гинзбурга, Э.И. Крылова, Л.В. Прыкиной, С.М. Пястолова, В.И. Стражевой, Л.Н. Чечевицыной и других авторов, публикации в специализированных изданиях по теме исследования.

Информационную базу аналитического исследования динамики показателей прибыли и рентабельности ООО «Офис-Сервис» составила бухгалтерская отчетность предприятия.

1. Экономическая сущность прибыли и рентабельности как показателей деятельности коммерческого предприятия

1.1. Экономическая сущность прибыли и рентабельности

Во всех экономических формациях прибыль является одной из важнейших категорий характеризующих товарное производство. Экономическая наука на протяжении пяти веков пытается определить ее сущность. Экономическая сущность прибыли и на сегодняшний момент не имеет однозначной трактовки и является предметом научных дискуссий [3, с. 9].

С развитием экономической науки происходило и развитие понятия прибыли, сопровождавшееся ее усложнением.

Так, Т. Манн и Ж.Б. Кольбер предполагали, что прибыль присуща внешнеторговым операциям, потому что товары, вывозимые за границу, продаются значительно дороже, чем внутри страны.

Представителями классической школы политэкономии А. Смитом и Д. Рикардо в качестве источника прибыли определялось производство. По их мнению, при обмене произведенного продукта на деньги кроме возмещения всех понесенных на его изготовление затрат возникает «нечто», которое выступает в качестве компенсации риска предпринимателя и является его прибылью. При этом величину прибыли данные экономисты определяли только в зависимости от размера используемого капитала и не связывали с заработной платой.


Д. Кларк характеризовал прибыль в качестве трудового дохода предпринимателей.

Ф. Найт обусловливал возникновение прибыли предпринимательской деятельностью, но анализировал ее величину в зависимости от степени хозяйственного риска. По его мнению, любая предпринимательская деятельность сопровождается риском, вознаграждением за который выступает прибыль.

К. Маркс определял прибыль в качестве приращенной формы прибавочной стоимости, которая порождается всем авансированным капиталом. При этом К. Маркс в качестве источника прибавочной стоимости называл труд наемных работников, которые заняты в сфере материального производства. По его мнению, рабочий своим трудом создает стоимость большую, чем стоит его рабочая сила, разница между которыми и составляет прибыль.

П.Э. Самуэльсон и В.Д. Нордхаус в качестве прибыли определяли величину доходов от факторов производства, вознаграждение за предпринимательскую деятельность и введение технических усовершенствований. По их мнению, величина получаемой предпринимателем прибыли зависит от размера имплицитных (неявных) издержек, дохода от риска и инновационной прибыли [12, с. 10].

Анализ современной экономической литературы также свидетельствует об отсутствии единого понимания понятия прибыли. В таблице 1 представлены современные подходы к определению данного понятия.

Таблица 1

Подходы к определению понятия «прибыль»

Авторы, источники

Определение прибыли

М.Д. Магомедов [17, с. 123]

Превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров и услуг

М.И. Яковлев [30, с. 307]

Выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предприятием деятельности, разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

А.П. Канковская [11, с. 375]

Конечный положительный финансовый результат предприятия, представляющий собой реализованную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом

А.А. Максютов [16, с. 357]

Денежное выражение части стоимости прибавочного продукта.

О.В. Баскакова [7, с. 237]

Часть чистого дохода, непосредственно получаемого субъектами хозяйствования в процессе реализации продукции

В.И. Стражева [24, с. 201]

Чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе хозяйственной деятельности


В российском законодательстве определение прибыли дается в части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Так, под прибылью признается: для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов; для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов; для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации [1].

С учетом вышеизложенного можно сформулировать следующее комплексное определение понятия прибыли, которое можно представить в качестве экономической категории, характеризующей конечный финансовый результат от финансово-хозяйственной деятельности предприятия, определяемый как разность между доходами предприятия и расходами, связанными с осуществлением его деятельности, исчисленная в денежном выражении.

Экономическая сущность категории «прибыль» находит свое наиболее полное выражение в выполняемых ею функциях. В отечественной литературе отсутствует единое мнение по вопросу о функциях прибыли, разные авторы выделяют от трех до шести функций. В то же время большинством экономистов выделены три основные функции, которые наиболее полно отражают экономическую природу прибыли, в числе которых:

  1. оценочная функция;
  2. стимулирующая функция;
  3. распределительная функция.

Выполнение оценочной функции прибыли заключается в ее применении в качестве характеристики результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Прибыль представляет собой итог его деятельности, на величину которой оказывают влияние наличие платежеспособного спроса на производимую продукцию, уровень затрат на ее производство, объем выпущенной продукции, ее качественные характеристики, эффективность использования трудовых и материальных ресурсов, основных средств, организационная структура управления, организация материально технического снабжения, размер доходов и расходов от финансовой и инвестиционной деятельности и пр.

Стимулирующая функция прибыли заключается в ее одновременном проявлении в качестве финансового результата и основного элемента финансовых ресурсов предприятия. Получение прибыли в результате осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия позволяет осуществлять за счет нее финансирование экономического и социального развития предприятия и коллектива, удовлетворять интересы общества, организации, предпринимателей и работников, выполнять обязательства перед государством по налогам и сборам.


Являясь одним из источников формирования бюджетов всех уровней прибыль выполняет распределительную функцию. Часть прибыли хозяйствующими субъектами перечисляется в бюджет в виде налогов, тем самым предприятие принимает участие в финансирования расходов государства на инвестиционные, производственные, научно-технические и социальные цели [26, с. 474].

Таким образом, прибыль - это экономическая категория, отражающая чистый доход организации, созданный в процессе предпринимательской деятельности. На практике под прибылью понимают превышение доходов организации над расходами (обратное положение называется убытком).

Прибыль является особым систематически воспроизводимым ресурсом предприятия, конечной целью любой предпринимательской деятельности, рычагом умелого сочетания частнопредпринимательских и социально-экономических интересов общества в целом.

Прибыль - основная составляющая экономической деятельности компании. Показатели прибыли применяются при оценивании результатов финансовой и производственной деятельности хозяйственного субъекта, отображают итог продуктивности работы компании за определенный промежуток времени и показывает пути для дальнейшего развития [4, с. 453].

Величина прибыли является характеристикой абсолютной доходности предприятия, но не позволяет оценить эффективность его деятельности, степень использования производственных средств, с помощью которых эта прибыль получена, так как на величину прибыли помимо уровня себестоимости и цен оказывает влияние и масштаб производства. Для оценки эффективности работы предприятий, характеристики их относительной доходности (степени прибыльности) служат показатели рентабельности.

Рентабельность (от нем. rentabel - доходный, прибыльный) - это соотношение прибыли (на различных этапах ее формирования) с различными показателями деятельности предприятия, характеризующее его способность приносить доход. Обычно в роли таких показателей выступают:

- выручка от реализации или затраты на реализованную продукцию;

- имущество (активы) предприятия - совокупные активы целесообразнее сравнивать с чистой прибылью, а производственные фонды, основные и оборотные - с прибылью от продаж;

- вложенный в предприятие капитал - его необходимо соотносить с чистой прибылью, чтобы узнать меру эффективности его вложения; может рассчитываться по собственному, заемному, инвестированному с учетом долгосрочных кредитов и совокупному капиталу [6, с. 199].