Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
Принятие решения также зависит от стиля руководства. Стиль руководства – система методов взаимодействия руководителей на подчиненных. Многие исследователи выделяют следующие стили руководства:
- Директивный стиль
Этот стиль руководства подразумевает собой принятие решение только лишь руководителем. Централизация власти и полное отсутствие интереса к индивидуальны потребностям своих подчиненных. По сути, авторитарный стиль управления персоналом, преобладающими методами которого являются: приказы; наказания за невыполнение или несоблюдение; выговоры и лишение льгот. Такой стиль руководства полностью негативно отражается на психологическом климате сотрудников, приводя к значительному снижению проявления инициативы и ответственности сотрудников.
- Демократический стиль
В данном стиле руководства коллективом больше преобладает коллективный подход в решении сложившихся проблем или поставленных задач. Руководитель прислушивается к коллективу и при условии принятия важного решения советуется со своими подчиненными, чем лишний раз стимулирует благоприятный психологический настрой сотрудников, которые ощущают важность своего участия в принятии решений.
- Либеральный стиль
Этот стиль управления больше свойственен творческому коллективу, где у сотрудников хорошо выработана индивидуальность подхода, и они не нуждаются в строгом контроле руководителем, так как сами в состоянии принимать решения. Руководитель в свою очередь ждет указаний свыше и старается не проявлять инициативу, зачастую не заинтересован в решении локальных конфликтов.[5]
Значительное внимание исследованию стилей руководства было уделено в трудах Р. Лайкерта, который в 1961 г. предложил континуум стилей руководств. Его крайними позициями являются руководство, сосредоточенное на работе, и руководство, сосредоточенное на человеке, между ними расположены все другие типы лидерского поведения.
Согласно теории Лайкерта, различают четыре стиля руководства:
- Эксплуататорско-авторитарный: руководитель имеет четкие характеристики автократа, не доверяет подчиненным, редко привлекает их к принятию решений, а задачи формирует сам. Основной стимул — страх и угроза наказания, вознаграждения случайны, взаимодействие строится на взаимном недоверии. Формальная и неформальная организация находятся в противоборстве.
- Патерналистски-авторитарный: руководитель благосклонно позволяет подчиненным принимать ограниченное участие в принятии решений. Вознаграждение действительное, а наказание — потенциальное, и то, и другое используется для мотивации работников. Неформальная организация отчасти противостоит формальной структуре.
- Консультативный: руководитель принимает стратегические решения и, проявляя доверие, тактические решения делегирует подчиненным. Ограниченное включение работников в процесс принятия решений используется для мотивации. Неформальная организация не совпадает с формальной структурой лишь частично.
- Демократический стиль руководства характеризуется полным доверием, основан на широком привлечении персонала к управлению организацией. Процесс принятия решений рассредоточен по всем уровням, хотя и интегрирован. Поток коммуникаций идет не только в вертикальных направлениях, но и по горизонтали. Формальная и неформальная организации взаимодействуют конструктивно.
Р. Лайкерт назвал модель 1 ориентированной на задачу с жестко структурированной системой управления, а модель 4 — ориентированной на взаимоотношения, в основе которых лежат бригадная организация труда, коллегиальное управление, делегирование полномочий и общий контроль. По мнению Р. Лайкерта, последний подход является самым эффективным.[6]
Нет какого-либо идеального метода управления персоналом, каждый из вышеперечисленных методов является субъективным и подходит для определенного типа коллектива. Задача руководителя выяснить, какой метод взаимодействия с подчиненными больше будет подходить. Но также стоит учесть, что каждый подчиненный обладает своей индивидуальность и для сплочения коллектива нужно грамотно расставлять цели и задачи, при достижении которых сотрудники смогут больше сплотиться друг с другом и работать как «единый организм». В то же время задача руководителя будет сведена к контролю по исполнению, а не решению внутренних конфликтов своих подчиненных.
В большинстве компаний, в которых руководители не являются приверженцами консервативных взглядов, которые заключаются в авторитарных методах управления персоналом, наблюдается смешанные стили управления и достаточно разносторонне развитые сотрудники.
Также стоит заметить, что не существует хороших или плохих стилей в управлении персоналом, есть несовместимые виды или руководители, чей подход ограничен лишь авторитарными методами управления. Люди подобных взглядов и подходов не способны к восприятию индивидуальности подходов к управлению и совершенно отрицают роль психологии в системе принятия решения.
В настоящее время в большинстве организаций наблюдаются руководители, которые стараются выстроить четкую диктатуру и безоговорочное подчинение их приказам, оспаривать которые совершенно недопустимо и карается дальнейшими выговорами или иного рода затруднительными факторами для обеспечения продуктивной трудовой деятельности.
Психология в принятии управленческих решений самые неотъемлемый и немаловажный фактор, которым нельзя пренебрегать. От принятого решения в конечном итоге будет зависеть благополучие компании по многим аспектам, в том числе и финансовым.
Психология управления – это целая наука, являющаяся совокупностью социальных факторов психологического воздействия как на весь коллектив, так и на отдельного сотрудника.
Процесс принятия решения можно разделить на два основных этапа:
- Процесс выработки самого решения по сложившейся ситуации, то есть анализ текущего положения дел и разрешение ситуации путем «наименьшего» или «наибольшего сопротивления».
- Процесс принятия решения, то есть контроль исполнения результата по проведенному анализу.
Вне зависимости от сферы, решение представляет собой мыслительную деятельность отдельной личности или группы людей. Вывод из сказанного: решение – результат мыслительной деятельности, приводящий к выводу и необходимым действиям. Как таковое решение ничем не ограничивается, но почти всегда рождается в рамках накопленного опыта. Необходимым фактором принятия решения является критичность мышления – неотъемлемая часть мыслительного процесса менеджера-управляющего. Английские специалисты М. Вудкок и Д. Френсис выделяют четыре уровня принятия решений, для каждого из которых требуются определенные навыки.
- Рутинный
Данный уровень приятия решения представляет собой ежедневные задачи, с которыми сталкивается руководитель отдела или департамента. В случае сложившейся ситуации, задача руководителя вовремя проанализировать все обстоятельства и на подсознательном уровне выработать механизм действий.
- Селективный
Метод подбора. В этом методе руководитель должен обладать инициативностью и некоторой свободой действия. В сложившейся ситуации он приходит к нескольким вариантам решения сложившейся ситуации и выбирает наиболее подходящий. Примером подобной ситуации являются деловые переговоры, во время которых руководитель принимает массу решений исходя из разговора с оппонентом.
- Адаптационный
В данном методе решения огромное значение имеет собственное творческое мышление руководителя. Ситуация, при которой требуется подобный метод решения уже возникала раннее, но теперь требует нового подхода к ее разрешению.
- Инновационный
Самый сложный метод принятия решения. В данном методе от руководителя требуется новизна действий и совершенно новый подход, так как эта ситуация раннее не возникала, и никто из сотрудников не имеет полного понимания или контроля над сложившейся проблемой. [7]
Одним из самых важных требований к принятию любого типа решений является обоснованность. Обоснованность. Данное требование выражается в том, что решение формируется с учетом объективных закономерностей, нашедших свое выражение в экономических, организационных, технологических и других особенностях объекта, для воздействия на деятельность которого решение готовится. Требование обоснованности не исключает возможность интуитивного и волевого подхода, основанного на знании полученного дела и практическом опыте сотрудника. Бытует мнение, что достаточно одного опыта и можно принимать правильные решения. Но такой упрощенный подход порой приносит вред.
Процесс принятие управленческого решения также можно разделить на этапы: анализ; моральная и умственная подготовка; реализация принятого решения; оценка полученного результата.
Раннее в работе упоминалось, что для принятия какого-либо взвешенного решения по сложившейся ситуации, также нужно обладать рядом личностных критериев:
- Выявление причинно-следственных связей. То есть наличие дедуктивного метода при анализе ситуации.
- Понятие уровня важности
- Сбалансированный анализ различных точек зрения о проблеме
Все эти критерии свидетельствуют о наличии критического мышления в руководителе. Критическое мышление требуется для полного понимания ситуации. в случае отсутствия данного критерия ситуация рисует выйти из под контроля а сам руководитель, находящийся под воздействием негативного эмоционального фона, будет способен принять решение которые приведет к ряду отрицательных результатов как для него самого, так и для всей компании.
Исходя из вышесказанного компетентный руководитель обязан помимо критического мышления обладать очень высоким навыком стрессоустойчивости, так как без этого критерия человеческий мозг напрочь откажется взглянуть на проблему с точки зрения рациональности.
Стрессоустойчивость — совокупность качеств, позволяющих организму спокойно переносить действие стрессоров без вредных всплесков эмоций, влияющих на деятельность и на окружающих, а также способных вызывать психические расстройства. Высокая стрессоустойчивость характеризуется низким уровнем эмоциональности.
Но в отличие от некоторых других психологических факторов, стрессоустойчивость можно развить, даже при условии, что человек не обладал этой характерной особенностью с рождения. Также стоит отметить, что некоторым людям, в силу их сильной эмоциональной раздражительности или врожденных патологий, будет куда сложнее развить в себе стрессоустойчивость.
Вывод
Руководитель должен иметь ряд психологических особенностей характера, которые смогут ему более спокойно подходить к решению ряда проблем. При условии отсутствия этих факторов, человек попросту не сможет взвешенно и полномерно прочувствовать всю серьезность сложившейся ситуации, а также ответственность за принятие своих решений.
Человек, который уже имеет или воспитал в себе лидерские качества, обязан также держать свои эмоции в полном контроле и сохранять ясность сознания. При полном пренебрежении всех психологических факторов, получится руководитель, который будет склонен отдавать приказы, которые нельзя оспаривать. Подчиненные будут вынуждены лишь исполнять их.
В конечном итоге подобная модель взаимодействия приведет компанию к экономическому упадку. Все отрицательные изменения произойдут в силу полной неспособности коллектива мыслить и действовать самостоятельно. Также полностью пропадет инициативность и способность к полноценной трудовой деятельности.
Руководитель компании или подразделения обязан сочетать несколько видов управленческого подхода, быть лоялен к своим сотрудникам. В организации также должна присутствовать грамотная система материальных и нематериальных поощрений для поддержания сотрудников в активном состоянии. Должны быть выстроена определенная цель и разработаны задачи для ее достижения.
С точки зрения объективного психологического подхода к коллективу, руководитель обязан проводить мероприятия по сплочению. С точки зрения субъективного психологического подхода к отдельно взятой личности, руководитель обязан следить за моральным состоянием своих подчиненных. В случае возникновения неопределенной личностной ситуации проводить беседы с сотрудником в диалоговой форме. Если руководитель не имеет должной компетенции по поддержанию морального здоровья своих подчиненных, иметь в штате человека с должным психологическим уровнем подготовки.
В больших организациях подобными вопросами должен заниматься кадровый департамент, и при индивидуальном обращении руководителя структурного подразделения, разработать мотивационную стратегию и предложить ее руководителю, с целью разрешения сложившейся ситуации.
Глава 2. Психология принятия управленческих решений на примере, изложенном в Кейсе
Управленческое решение – совокупность стратегических и логических последовательных действий, с целью реализации поставленной задачи.
Основываясь на опыте различных компаний и их руководителей, управленческие решения также можно разбить на следующие виды: