Файл: Функции налогового учета (Налоги: сущность и значение в экономике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дадим оценку снижения налоговой нагрузки на предприятия Слонимскому района на примере Инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Слонимскому району (инспекция МНС по Слонимскому району).

Инспекция МНС по Слонимскому району является структурной единицей областного управления МНС. Это юридическое лицо, имеет печать, бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, счета в банках.

Основные задачи, функции, права и обязанности, порядок деятельности инспекции МНС по Слонимскому району и ее должностных лиц определяются Налоговым кодексом Республики Беларусь, Положением об инспекции МНС Республики Беларусь по Слонимскому району, иными актами законодательства. Инспекция МНС по Слонимскому району подотчетна и подконтрольна инспекции Министерства по налогам и сборам по Гродненской области. Инспекцию МНС по Слонимскому району возглавляет начальник инспекции, который в установленном порядке назначается на должность и освобождается от должности Министром по налогам и сборам, а в случае его отсутствия - лицом, исполняющим его обязанности, с соблюдением требований законодательства о местном управлении и самоуправлении.

Инспекция МНС по Слонимскому району включает следующие структурные подразделения:

1 Начальник инспекции

1-1 Заместитель начальника инспекции - начальник управления контроля за налогообложением ИП и физических лиц

1-2 Заместитель начальника инспекции - начальник управления контроля за организациями

2 Управление учета налогов и взыскания платежей

2-1 Отдел учета и отчетности

2-2 Отдел взыскания платежей

2-3 Сектор экономического анализа

2-4 Сектор по работе с конфискованным имуществом

3 Управление контроля за организациями

3-1 Отдел контроля за организациями

3-2 Отдел оперативного контроля и рейдовой работы

4 Управление контроля за налогообложением индивидуальных предпринимателей и физических лиц

5 Заместитель начальника инспекции – начальник управления контроля за налогообложением ИП и физических лиц

5-1. Отдел контроля за индивидуальными предпринимателями

5-2. Отдел налогообложения физических лиц

5-3. Отдел декларирования доходов и имущества

5-4. Отдел учета платежей физических лиц


6 Юридический сектор

7 Специалист по кадрам

8 Сектор бухгалтерского учета

Все сотрудники инспекции работают на основе должностных инструкций. Должностная инструкция главного государственного налогового инспектора отдела учета налогов и взыскания платежей инспекции МНС по Слонимскому району показана в приложении (см. Приложение 3).

Специалисты должны обладать навыками выбора и применения оптимальных форм и методов контроля над выполнением собственных мероприятий и решений, постановлений вышестоящих органов.

Ко всем специалистам, работающим в отделе, установлены требования к уровню образования - это высшее профильное (по специальности) образование, либо при наличии непрофильного - прохождение переподготовки.

На сегодняшний день на учете в налоговой инспекции Слонимскога района состоит 430 юридических лиц и 11, 2 тыс. физических лиц, из них 75% составляют налоговые поступления предприятий и 25% физических лиц. Наглядно это видно из рисунка 2.

Рисунок 2. Структура налоговых поступлений Слонимскому району за 2016

План доходов консолидированного бюджета Слонимского района за 2016 года выполнен на 100,2%. Структура доходов характеризуется следующими показателями:

- налог на прибыль - 24,9%;

- подоходный налог 18,4%;

- НДС -11,2%;

- доля дивидендов по акциям и доходов от других форм участия в капитале (8%),

- налог на недвижимость -5,7%;

- акцизы -5,1%.

В 2017 году основной акцент сделан на совершенствование налогового администрирования как составного элемента налоговой системы. Это обусловлено тем, что перечень и ставки налогов, а также состав налоговых льгот практически достигли оптимального уровня, в том числе для привлечения инвестиций.

В рамках расширения сферы применения электронных услуг в 2017 году проводится работа по созданию центра электронного информирования плательщиков о налоговых событиях, который позволит налоговым органам в инициативном порядке посредством направления электронных и SMS-сообщений извещать плательщиков о переплате, наличии задолженности, об обязанности представить декларацию, о доходах и имуществе, документы и дополнительные пояснения, необходимые для исчисления и уплаты налогов при проведении камеральных проверок Основным достоинством данного сервиса, является то, что при его внедрении не нужно будет заботиться об обновлении программного обеспечения, у плательщика появляется возможность представлять налоговую отчетность в электронном виде из любой точки, где есть доступ в Интернет.


На данный момент налоговую отчетность в электронном виде подаёт более 50 процентов от субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, то есть 71 136 плательщиков, из них 52 380 - организации, 18 756 - индивидуальные предприниматели. Помимо представления налоговых декларации в виде электронного документа, плательщики, используя сервис «Личного кабинета» получили возможность доступа к электронному консультированию, сверке расчетов с бюджетом, направления заявок на зачет (возврат) налогов, на переход на специальные режимы налогообложения, на получение справок и сведений. По инициативе МНС Пенсионный фонд, Белгосстрах – организация аккумулирующая платежи по страхованию от несчастных случаев на производстве, также перешли на электронное декларирование.

Рассмотрим предоставление льгот по некоторым видам налогов, предоставляемых предприятиям города Слоним. В составе промышленного комплекса района функционируют предприятия: ОАО «Слонимский мясокомбинат», ЧУП «Слонимский кооппром», КПУП «Слонимский плодоовощной завод», ООО «Формэль», ОАО «Слонимский водоканал» и др

В агропромышленный комплекс Слонимского района входит 14 сельхозпредприятий, специализирующихся на производстве молока и мяса. Выращиванием овощей занимаются 8 сельхозорганизаций, картофеля – 8.

Крупнейшими сельскохозяйственными предприятиями района являются: ОАО «Шиловичи», ОАО «Залужье», филиал ПСХ «Синегово», ОАО «Вил-Агро».

Торговое обслуживание населения Слонимского района осуществляется 94 юридическими лицами различных форм собственности и индивидуальными предпринимателями. На территории района функционирует более 176 объектов торговли, в том числе райпо – 64.

Сеть общественного питания насчитывает 35 объектов (общедоступных – 18, Слонимского райпо – 26).

Жителям района оказывает платные услуги 61 субъект хозяйствования, бытовые – 30 субъектов хозяйствования.

Бытовые услуги сельским жителям оказываются через 12 комплексно-приёмных пунктов КУП «Слонимский РКБО».

В 2016 году достигнуты высокие темпы роста поступлений по таким доходным источникам, как земельный налог (183,7%), сбор на развитие территорий (174,4%), налог на прибыль (172,6%), налог при упрощенной системе налогообложения (147,7%), дивиденды (144%), акцизы (131,8%).

В таблице 2.1 проведен анализ налогоплательщиков по Слонимскому району за 2015-2017 гг.

Таблица 2.1

Численность налогоплательщиков и льготников по налогам ИМНС по Слонимскому району


 Налогоплательщики

2015 год

2017 год

всего плательщиков

из них имеют льготы по НДС и налогу на прибыл

всего плательщиков

из них имеют льготы по НДС и налогу на прибыль

Государственные унитарные предприятия

4

2

4

3

ОАО с долей государственной собственности

18

10

18

12

Учреждения

15

2

13

2

Унитарные сельскохозяйственные предприятия

3

3

3

3

Сельскохозяйственные производственные кооперативы

9

5

8

6

Потребительские кооперативы

6

4

6

4

Банки

2

2

Страховые и перестраховочные организации

1

1

Коммерческие организации с иностранными инвестициями

3

3

3

3

Фермерские хозяйства

6

6

6

6

Др. коммерческие и некомерческие организации

84

24

96

32

Индивидуальные предприниматели

279

277

Всего

430

59

437

71

Как видно, в районе увеличилось и количество налогоплательщиков и тех, кто может пользоваться льготами по налогам.

Рассмотрим Слонимский районный комбинат бытового обслуживания - это коммунальное предприятие, основанное в 1965 году, оказывает бытовые услуги населению. В связи с этим, оно пользуется льготами по налогу и НДС на основании Указа президента Республики Беларусь 30 августа 2015 года № 389 «О некоторых вопросах бытового обслуживания населения в сельской местности в 2016–2017 годах». Согласно данному Указу, в целях дальнейшего развития бытового обслуживания населения в сельской местности, организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие бытовые услуги населению в сельской местности и имеющие сеть (два и более) сельских комплексных приемных пунктов по приему заказов на оказание бытовых услуг до 1 января 2018 г. освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль (подоходного налога с физических лиц) при реализации товаров. За исключением плательщиков налога при упрощенной системе налогообложения, а также индивидуальных предпринимателей – плательщиков единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.


Для целей Указа под сельской местностью понимаются территории сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами, а также территории иных населенных пунктов, не относящихся к административно-территориальным единицам, входящих вместе с другими территориями в пространственные пределы сельсоветов.

Условием предоставления льгот по уплате налогов является выполнение субъектами, оказывающими бытовые услуги населению в сельской местности, доведенного облисполкомами показателя по объему бытовых услуг в сельских населенных пунктах на душу населения (в фактически действующих ценах). В случае невыполнения доведенного облисполкомами показателя по объему бытовых услуг в сельских населенных пунктах на душу населения эти средства подлежат взысканию в бюджет в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, Слонимский районный комбинат бытового обслуживания может получить данные льготы, так как в своей структуре насчитывает 12 комплексно-приёмных пунктов. Для получения льгот предприятию необходимо предоставить в инспекцию МНС по Слонимскому району необходимый пакет документов. А именно:

- Решение Гродненского областного исполнительного комитета «Об установлении показателей по объемам бытовых у слуг в сельских населенных пунктах»;

- Расчет показателя по объему бытовых услуг на 1 жителя в сельской местности КУП «Слонимское РКБО»;

- Заявление о предоставлении льготы по НДС.

Предприятия Слонимского района Гродненской области также используют налоговые льготы, что снизило налоговую нагрузку на экономику предприятий.

Дальнейшее реформирование налоговой системы должно обеспечивать создание инновационной экономики и устойчивый экономический рост. Для этих целей необходимо:

- предоставлять существенные льготы предприятиям, работающим в инновационной сфере,

- предоставлять льготы предприятиям, обеспечившим рост производства выше прогнозных показателей, что в целом позволит обеспечить рост ВВП в стране;

- предоставлять льготы по налогу на прибыль, в сумме превышающий ее прошлогоднее значение, что позволит стимулировать повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговая система представляет собой