Файл: Функции налогового учета (Налоги: сущность и значение в экономике).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. НАЛОГИ: СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ
1.3 Основные принципы налогообложения и виды налогов
Глава 2. Организация налоговой системы Республики Беларусь
2.1 Оценка налоговой системы Республики Беларусь
2.2 Характеристика деятельности инспекции по налогам и сборам по Слонимскому району
Дадим оценку снижения налоговой нагрузки на предприятия Слонимскому района на примере Инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Слонимскому району (инспекция МНС по Слонимскому району).
Инспекция МНС по Слонимскому району является структурной единицей областного управления МНС. Это юридическое лицо, имеет печать, бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, счета в банках.
Основные задачи, функции, права и обязанности, порядок деятельности инспекции МНС по Слонимскому району и ее должностных лиц определяются Налоговым кодексом Республики Беларусь, Положением об инспекции МНС Республики Беларусь по Слонимскому району, иными актами законодательства. Инспекция МНС по Слонимскому району подотчетна и подконтрольна инспекции Министерства по налогам и сборам по Гродненской области. Инспекцию МНС по Слонимскому району возглавляет начальник инспекции, который в установленном порядке назначается на должность и освобождается от должности Министром по налогам и сборам, а в случае его отсутствия - лицом, исполняющим его обязанности, с соблюдением требований законодательства о местном управлении и самоуправлении.
Инспекция МНС по Слонимскому району включает следующие структурные подразделения:
1 Начальник инспекции
1-1 Заместитель начальника инспекции - начальник управления контроля за налогообложением ИП и физических лиц
1-2 Заместитель начальника инспекции - начальник управления контроля за организациями
2 Управление учета налогов и взыскания платежей
2-3 Сектор экономического анализа
2-4 Сектор по работе с конфискованным имуществом
3 Управление контроля за организациями
3-1 Отдел контроля за организациями
3-2 Отдел оперативного контроля и рейдовой работы
4 Управление контроля за налогообложением индивидуальных предпринимателей и физических лиц
5 Заместитель начальника инспекции – начальник управления контроля за налогообложением ИП и физических лиц
5-1. Отдел контроля за индивидуальными предпринимателями
5-2. Отдел налогообложения физических лиц
5-3. Отдел декларирования доходов и имущества
5-4. Отдел учета платежей физических лиц
7 Специалист по кадрам
Все сотрудники инспекции работают на основе должностных инструкций. Должностная инструкция главного государственного налогового инспектора отдела учета налогов и взыскания платежей инспекции МНС по Слонимскому району показана в приложении (см. Приложение 3).
Специалисты должны обладать навыками выбора и применения оптимальных форм и методов контроля над выполнением собственных мероприятий и решений, постановлений вышестоящих органов.
Ко всем специалистам, работающим в отделе, установлены требования к уровню образования - это высшее профильное (по специальности) образование, либо при наличии непрофильного - прохождение переподготовки.
На сегодняшний день на учете в налоговой инспекции Слонимскога района состоит 430 юридических лиц и 11, 2 тыс. физических лиц, из них 75% составляют налоговые поступления предприятий и 25% физических лиц. Наглядно это видно из рисунка 2.
Рисунок 2. Структура налоговых поступлений Слонимскому району за 2016
План доходов консолидированного бюджета Слонимского района за 2016 года выполнен на 100,2%. Структура доходов характеризуется следующими показателями:
- налог на прибыль - 24,9%;
- подоходный налог 18,4%;
- НДС -11,2%;
- доля дивидендов по акциям и доходов от других форм участия в капитале (8%),
- налог на недвижимость -5,7%;
- акцизы -5,1%.
В 2017 году основной акцент сделан на совершенствование налогового администрирования как составного элемента налоговой системы. Это обусловлено тем, что перечень и ставки налогов, а также состав налоговых льгот практически достигли оптимального уровня, в том числе для привлечения инвестиций.
В рамках расширения сферы применения электронных услуг в 2017 году проводится работа по созданию центра электронного информирования плательщиков о налоговых событиях, который позволит налоговым органам в инициативном порядке посредством направления электронных и SMS-сообщений извещать плательщиков о переплате, наличии задолженности, об обязанности представить декларацию, о доходах и имуществе, документы и дополнительные пояснения, необходимые для исчисления и уплаты налогов при проведении камеральных проверок Основным достоинством данного сервиса, является то, что при его внедрении не нужно будет заботиться об обновлении программного обеспечения, у плательщика появляется возможность представлять налоговую отчетность в электронном виде из любой точки, где есть доступ в Интернет.
На данный момент налоговую отчетность в электронном виде подаёт более 50 процентов от субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, то есть 71 136 плательщиков, из них 52 380 - организации, 18 756 - индивидуальные предприниматели. Помимо представления налоговых декларации в виде электронного документа, плательщики, используя сервис «Личного кабинета» получили возможность доступа к электронному консультированию, сверке расчетов с бюджетом, направления заявок на зачет (возврат) налогов, на переход на специальные режимы налогообложения, на получение справок и сведений. По инициативе МНС Пенсионный фонд, Белгосстрах – организация аккумулирующая платежи по страхованию от несчастных случаев на производстве, также перешли на электронное декларирование.
Рассмотрим предоставление льгот по некоторым видам налогов, предоставляемых предприятиям города Слоним. В составе промышленного комплекса района функционируют предприятия: ОАО «Слонимский мясокомбинат», ЧУП «Слонимский кооппром», КПУП «Слонимский плодоовощной завод», ООО «Формэль», ОАО «Слонимский водоканал» и др
В агропромышленный комплекс Слонимского района входит 14 сельхозпредприятий, специализирующихся на производстве молока и мяса. Выращиванием овощей занимаются 8 сельхозорганизаций, картофеля – 8.
Крупнейшими сельскохозяйственными предприятиями района являются: ОАО «Шиловичи», ОАО «Залужье», филиал ПСХ «Синегово», ОАО «Вил-Агро».
Торговое обслуживание населения Слонимского района осуществляется 94 юридическими лицами различных форм собственности и индивидуальными предпринимателями. На территории района функционирует более 176 объектов торговли, в том числе райпо – 64.
Сеть общественного питания насчитывает 35 объектов (общедоступных – 18, Слонимского райпо – 26).
Жителям района оказывает платные услуги 61 субъект хозяйствования, бытовые – 30 субъектов хозяйствования.
Бытовые услуги сельским жителям оказываются через 12 комплексно-приёмных пунктов КУП «Слонимский РКБО».
В 2016 году достигнуты высокие темпы роста поступлений по таким доходным источникам, как земельный налог (183,7%), сбор на развитие территорий (174,4%), налог на прибыль (172,6%), налог при упрощенной системе налогообложения (147,7%), дивиденды (144%), акцизы (131,8%).
В таблице 2.1 проведен анализ налогоплательщиков по Слонимскому району за 2015-2017 гг.
Таблица 2.1
Численность налогоплательщиков и льготников по налогам ИМНС по Слонимскому району
Налогоплательщики |
2015 год |
2017 год |
||
всего плательщиков |
из них имеют льготы по НДС и налогу на прибыл |
всего плательщиков |
из них имеют льготы по НДС и налогу на прибыль |
|
Государственные унитарные предприятия |
4 |
2 |
4 |
3 |
ОАО с долей государственной собственности |
18 |
10 |
18 |
12 |
Учреждения |
15 |
2 |
13 |
2 |
Унитарные сельскохозяйственные предприятия |
3 |
3 |
3 |
3 |
Сельскохозяйственные производственные кооперативы |
9 |
5 |
8 |
6 |
Потребительские кооперативы |
6 |
4 |
6 |
4 |
Банки |
2 |
2 |
||
Страховые и перестраховочные организации |
1 |
1 |
||
Коммерческие организации с иностранными инвестициями |
3 |
3 |
3 |
3 |
Фермерские хозяйства |
6 |
6 |
6 |
6 |
Др. коммерческие и некомерческие организации |
84 |
24 |
96 |
32 |
Индивидуальные предприниматели |
279 |
277 |
||
Всего |
430 |
59 |
437 |
71 |
Как видно, в районе увеличилось и количество налогоплательщиков и тех, кто может пользоваться льготами по налогам.
Рассмотрим Слонимский районный комбинат бытового обслуживания - это коммунальное предприятие, основанное в 1965 году, оказывает бытовые услуги населению. В связи с этим, оно пользуется льготами по налогу и НДС на основании Указа президента Республики Беларусь 30 августа 2015 года № 389 «О некоторых вопросах бытового обслуживания населения в сельской местности в 2016–2017 годах». Согласно данному Указу, в целях дальнейшего развития бытового обслуживания населения в сельской местности, организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие бытовые услуги населению в сельской местности и имеющие сеть (два и более) сельских комплексных приемных пунктов по приему заказов на оказание бытовых услуг до 1 января 2018 г. освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль (подоходного налога с физических лиц) при реализации товаров. За исключением плательщиков налога при упрощенной системе налогообложения, а также индивидуальных предпринимателей – плательщиков единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
Для целей Указа под сельской местностью понимаются территории сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами, а также территории иных населенных пунктов, не относящихся к административно-территориальным единицам, входящих вместе с другими территориями в пространственные пределы сельсоветов.
Условием предоставления льгот по уплате налогов является выполнение субъектами, оказывающими бытовые услуги населению в сельской местности, доведенного облисполкомами показателя по объему бытовых услуг в сельских населенных пунктах на душу населения (в фактически действующих ценах). В случае невыполнения доведенного облисполкомами показателя по объему бытовых услуг в сельских населенных пунктах на душу населения эти средства подлежат взысканию в бюджет в порядке, установленном законодательством.
Таким образом, Слонимский районный комбинат бытового обслуживания может получить данные льготы, так как в своей структуре насчитывает 12 комплексно-приёмных пунктов. Для получения льгот предприятию необходимо предоставить в инспекцию МНС по Слонимскому району необходимый пакет документов. А именно:
- Решение Гродненского областного исполнительного комитета «Об установлении показателей по объемам бытовых у слуг в сельских населенных пунктах»;
- Расчет показателя по объему бытовых услуг на 1 жителя в сельской местности КУП «Слонимское РКБО»;
- Заявление о предоставлении льготы по НДС.
Предприятия Слонимского района Гродненской области также используют налоговые льготы, что снизило налоговую нагрузку на экономику предприятий.
Дальнейшее реформирование налоговой системы должно обеспечивать создание инновационной экономики и устойчивый экономический рост. Для этих целей необходимо:
- предоставлять существенные льготы предприятиям, работающим в инновационной сфере,
- предоставлять льготы предприятиям, обеспечившим рост производства выше прогнозных показателей, что в целом позволит обеспечить рост ВВП в стране;
- предоставлять льготы по налогу на прибыль, в сумме превышающий ее прошлогоднее значение, что позволит стимулировать повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговая система представляет собой