Файл: Функции налогового учета (Налоги: сущность и значение в экономике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принцип гласности основан на требовании обязательного официального опубликования законов, других нормативных актов, касающихся тем или иным образом обязанностей налогоплательщика.

Принцип одновременности обложения базируется на недопущении обложения одного и того же объекта более чем одним налогом.

Следует заметить, что совокупность представленной системы принципов не является общепринятой в теории и практике налогообложения. Различные исследователи по-разному видят эту систему[21].

Классификация налогов - это группировка налогов по различным признакам. Для организации рационального управления налогообложением она имеет большое значение. Самое популярное деление налогов по способу изъятия. Это прямые и косвенные налоги[22].

Учетно-экономическая целесообразность определяет следующую группировку налогов, взимаемых с предприятий и организаций:

- налоги, относимые на издержки производства и обращения;

- налоги, включаемые в продажную цену продукции;

- налоги, относимые на финансовые результаты;

- налоги на прибыль и за счет прибыли, остающейся в распоряжении плательщика.

Учитывая то, к кому поступают налоги, они классифицируются следующим образом:

а) в унитарных государствах бюджетная система состоит из республиканского бюджета и местных бюджетов, поэтому там существуют государственные налоги, устанавливаемые верховной властью, взимаемые на основе государственного законодательства и поступающие в госбюджет, и местные налоги.

б) в федеральных государствах бюджетная система состоит из трех основных звеньев: федеральный бюджет, региональные бюджеты и местные бюджеты. Соответственно и налоги в федеральном государстве делятся на федеральные налоги, налоги субъектов федерации и местные налоги.

Глава 2. Организация налоговой системы Республики Беларусь

2.1 Оценка налоговой системы Республики Беларусь

На территории Республики Беларусь установлены и действуют две группы налогов - республиканские и местные. Такая структура налогов определяет двухуровневую систему, соответствующую бюджетному устройству государства.


Рассмотрим основной перечень действующих налогов и сборов, уплачиваемых в бюджет Республики Беларусь в 2017 году на рисунке 1.

Основные действующие налоги и сборы, уплачиваемые в бюджет Республики Беларусь

Республиканские налоги, сборы (пошлины)

Местные налоги и сборы

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на прибыль;

- налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РБ через постоянное представительство;

- подоходный налог с физических лиц;

- налог на недвижимость;

- земельный налог;

- экологический налог;

- налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;

- сбор за проезд автомобильных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;

- оффшорный сбор;

- гербовый сбор;

- консульский сбор;

- государственная пошлина;

- патентные пошлины;

- таможенные пошлины и таможенные сборы.

налог за владение собаками;

курортный сбор;

сбор с заготовителей.

Рисунок 1 Основные налоги Республики Беларусь

В РБ республиканскими признаются налоги, установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. Республиканские налоги могут выступать в качестве регулирующих доходных источников бюджета, т.е. часть таких налоговых поступлений может передаваться на местный уровень.

Местными признаются налоги, устанавливаемые нормативными правовыми актами местных Советов депутатов и обязательные на соответствующих территориях.

Налоговая база и налоговые ставки по республиканским налогам, сборам устанавливаются настоящим Кодексом или иными законодательными актами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь или таможенным законодательством Таможенного союза.

Налоговая база и налоговые ставки по местным налогам и сборам устанавливаются местными Советами депутатов в соответствии с настоящим Кодексом.

В зависимости от способа получения налогов существует разная классификация.

Первый способ (кадастровый) предполагает использование кадастра, который содержит перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта налогообложения (земли, домов).

Второй способ (декларационный) предусматривает подачу плательщиком в налоговые органы официального заявления - декларации о величине объекта налогообложения, в которую, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления налога.


Третий способ (административный) предполагает исчисление и изъятие налога у источника выплаты дохода[23].

Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь определены в Статье 2 Налогового Кодекса РБ и заключаются в следующем:

1) Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.

2) Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, не предусмотренные Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь.

3) Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.

4) Не допускается установление налогов, сборов и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь.

5) Допускается установление особых видов пошлин согласно международным договорам Республики Беларусь, формирующим договорно-правовую базу Таможенного союза, либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с Кодексом и таможенным законодательством Таможенного союза[24].

Состав налогов налоговой системы Республики Беларусь можно классифицировать определенным образом, объединив группы налогов по классификационным признакам: объект обложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм.

Наибольшее распространение получило деление по способу изъятия, то есть по характеру взаимоотношений между государством и субъектами налогов – на прямые и косвенные. Более подробно изображено на рисунке (Приложение 2).

В механизме построения налоговой системы Беларуси важное место занимают налоговые льготы, которые используются государством в качестве регулирующей и стимулирующей функции. Их умелое применение способствует росту эффективности производства, повышению благосостояния населения[25].


По характеру взаимоотношений между государством и субъектами налогов, налоги подразделяются на два вида - прямые и косвенные.

Прямые налоги – это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.

Совокупность взимаемых государством налогов (прямых и косвенных), а также форм и методов их построения образует нало­говую систему государства.

Применяются следующие методы уплаты налога:

- наличный платеж, когда плательщик вносит в бюджет государства определенную суму денег в наличной форме;

- безналичный платеж, когда происходит перечисление через банк со счета плательщика на счет бюджета;

- гербовыми марками, т.е. с помощью покупки плательщиком специальных марок и наклеивания их на официальный документ, после чего документ имеет законную силу.

Меры налогового регулирования широко используются для стимулирования конкурентоспособности тех или иных отраслей, создания им наиболее благоприятных условий для накопления капитала, а также поощрения социально полезной деятельности корпораций. С этой целью предо­ставляются различного рода льготы по уплате корпоратив­ного налога, а также налога с прибылей в зависимости от осуществления корпорациями той или иной деятельности. С помощью налоговых льгот государство может оказывать существенное влияние и на территориальное размещение производительных сил, создание объектов инфраструктуры.

2.2 Характеристика деятельности инспекции по налогам и сборам по Слонимскому району

В Республике Беларусь принята Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития до 2020 года. Один раздел этой стратегии посвящен бюджетно-налоговой политике. Огромная работа проводится над трансформацией нормативной правовой базы с целью снизить уровень ее административного регулирования и улучшить условия ведения бизнеса и создания на территории республики благоприятного инвестиционного климата. Пересмотрено в сторону либерализации законодательство: по распоряжению государственным имуществом; по ценообразованию и страховой деятельности. Проводится плановая приватизация государственной собственности. Совершенствуется система налогообложения.


Приведем немного истории. Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 году. Основу ее составил Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь». Не остались в стороне и специальные акты налогового законодательства, которые определяют по каждому виду налога конкретные объекты налогообложения, порядок уплаты, ставки и льготы. Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов и 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды. Принятый перечень налогов и некоторые методики исчисления имели формальные признаки налогообложения рыночного типа. Однако ее логику и внутреннее содержание определяли потребности сложившегося соотношения доходов и расходов государственного бюджета. В дальнейшем налоговая система постоянно корректировалась: изменялись состав налогов и сборов, порядок расчета.

Внимание, которое государство уделяет налоговой политике, обусловлено ее влиянием на обеспечение условий для экономического роста и повышение уровня жизни населения. За последние годы налоговая система Республики Беларусь претерпела существенные изменения, как в части структуры, так и с позиций методологии исчисления отдельных налогов и, с учетом последних трансформаций, по составу налогов и механизму их администрирования соответствует подходам развитых стран.

На сегодняшний день плательщик уплачивает 6 платежей (налог на прибыль, НДС, налог на недвижимость, земельный налог, экологический, отчисления в социальный фонд). Остальные налоговые платежи выплачиваются в случае занятия специфическими видами деятельности (налог на доходы от лотерейной деятельности) либо совершения специфических операций (оффшорный сбор, акцизы). Принятые меры позволили добиться существенного снижения налоговой нагрузки на экономику. Так, с 2007 по 2017 год налоговая нагрузка на экономику, без учета взносов в ФСЗН, снизилась на 8 пунктов.

Эти результаты достигнуты за счет отмены в 2006-2016 годах 26 платежей, по 9 налогам были снижены налоговые ставки. Положительным моментом в снижении налоговой нагрузки на предприятия за последние два года является отмена некоторых налогов, таких как сбор, в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, местных налогов и сборов, что позволило снизить трудоемкость расчетных операций бухгалтерским работникам предприятий и инспекторам[26].

Упрощены механизмы основных налогов, изменены периоды их уплаты. Если на 1 января 2015 года налоговые органы осуществляли 47 административных процедур в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, то на 1 января 2016 года их количество сократилось до 41, на 1 января 2017 года до 32. Причиной сокращения числа административных процедур является отмена различного рода справок, переход с разрешительного принципа осуществления административных процедур на заявительный (например, переход на упрощенную или иные системы налогообложения). Проводимые на постоянной основе мероприятия по развитию электронного взаимодействия с плательщиками, позволили существенно расширить спектр электронных услуг, тем самым уменьшить необходимость посещения налоговых инспекций.