Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики (Психофизиология профессионального отбора и профпригодности).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности
Психофизиология профессионального отбора и профпригодности
1.2 Психофизиология профессиональной пригодности
1.3 Теоретические основы формирования системы оценки профпригодности
Методы диагностики профессиональной пригодности
2.1 Принципы оценки и особенности эффективности диагностических методов
Качество выполнения определенных профессиональных задач в значительной степени связано с индивидуальными особенностями человека. Трудно человеку открытому, общительному (экстраверту, как бы мы сказали сегодня) быть, например, ювелиром или лесником. А замкнутому, закрытому, необщительному (интроверту) — продавцом овощного магазина. Поэтому с древних времен люди пытаются создать упорядоченную систему для описания множества индивидуальных проявлений человека в обыденной жизни и профессиональной деятельности. Ярко и лаконично представлены типы «скупого», «лгуна», «хвастуна» и др. Такие типологии выполняли диагностическую функцию, позволяя относить того или иного человека, в зависимости от его характеристики, в частности тип, в конечном счете, предсказать его поведение [2].
Различные типологии, разрабатывавшиеся с древних времен, играли огромную роль в появлении научной психодиагностики, основу которой заложили Гиппократ (его идея, чтобы различать людей с разными типами темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик).
Профессиональная пригодность определяется совокупностью индивидуальных особенностей человека, влияющих на развитие и эффективность его реализации. Она отражает реальный уровень развития профессионально важных качеств конкретной деятельности, которые формируются и проявляются на этапах жизненного и профессионального пути. Они включают качества, характеризующие особенности трудового воспитания, профессионального обучения, психологической структуры личности, состояния здоровья и физиологических функций, физического развития, которые определяются требованиями профессии (В. А. Бодров) [5].
Различные виды деятельности предъявляют определенные требования к различным характеристикам человека: уровню его профессиональной подготовки (общей и специальной), состоянию здоровья, индивидуально-психологических особенностей. К некоторым из этих требований можно адаптироваться с течением времени (например, получить дополнительное образование) или с помощью специальной системы подготовки и адаптации. Другие (например, состояние здоровья) стать непреодолимым препятствием для развития профессии. Поэтому организация подбора, психологической поддержки деятельности включают в себя, с одной стороны, оценки уровня соответствия человека требованиям профессии, а с другой — активное, целенаправленное обучение и подготовку его как специалиста. Процедура установления (оценки) соответствия требованиям трудоустройству и обучению специалистов в научных и практических целях определяется как диагностика, прогнозирование, информируя о пригодности конкретного человека, которое включает в себя структурные подразделения рад структурных единиц и проходит в несколько этапов [7,с.83].
1) Трудовое воспитание и обучение — воспитание у ребенка любви к труду, овладение простейшими орудиями и способами труда, формирование готовности к труду, потребности и понимания необходимости развития общетрудовых навыков;
2)профессиональная ориентация — помощь в выборе профессии на основе профессионального просвещения, консультации, коррекции профессиональных планов;
3)профессиональный отбор — определение степени пригодности человека к определенному виду деятельности на основе его индивидуальных особенностей с требованиями профессии (на этом этапе возможно также задача распределения специалистов, комплектование учебных и профессиональных групп, подбор специалиста к функционирующей группе и т. д.);
4)профессиональная подготовка — обоснование рекомендаций к программам, методикам и средствам обучения и тренировки, объективных методов и критериев оценки уровня профессиональной готовности; [12,с.58].
5)профессиональная адаптация — разработка средств, методов и критериев оценки особенностей адаптации трудовых условиям конкретной деятельности и обоснование рекомендаций по ускорению этого процесса;
6)профессиональной деятельности, обеспечение рациональной организации (регламентации), условий и процесса (содержания) трудовой деятельности, высокая эффективность, качество, безопасности труда, профессиональное развитие, охраны здоровья, удовлетворённость работой;
7)профессиональная аттестация — периодическая обзор профессиональной квалификации в целях определения соответствия занимаемой должности и обоснование рекомендаций для работы, перемещения и направление на обучение, переподготовку; [12].
8)профессиональная реабилитация — восстановление функционального состояния организма и психики после напряженной работы и перенесенных заболеваний, при развитии стойких отрицательных доминантных состояний в результате частых профессиональных неудач и т. п.
В формировании профессиональной компетентности личности необходимо учитывать два взаимосвязанных аспекта.
Первый — роль в этом процессе индивидуально-психологических особенностей конкретного человека, выявление которых, а также прогнозирование на этой основе успешности освоения и работы в конкретной профессии являются залогом эффективного профессионального развития каждого работника.
Второй аспект — роль самой деятельности в формировании профессиональной пригодности. Выбранная человеком деятельность через систему своих требований к работнику активизирует соответствующие его свойства и качества, которые и обеспечивают определенный уровень профессиональной пригодности. То есть деятельность выявляет, раскрывает потенциал человека, а также реализует этот потенциал [26,с.39].
Важную роль в этом процессе играет фактор удовлетворенности трудом, которая достигается при условии наиболее полной реализации человека в конкретной деятельности, в достижении жизненных и профессиональных целей (В. А. Бодров) [5,с.152].
В процессе диагностики и формирования профессиональной пригодности необходимо учитывать, что профессия и требования к индивидуальным особенностям человека весьма изменчивы, но сами характеристики относительно стабильны.
Кроме того, некоторые особенности человека остаются практически неизменными (например, свойства нервной системы, темперамент), другие изменения в течение относительно длительного периода времени (способности, черты характера, эмоциональная сфера) [8,с.47].
Работы отечественных и зарубежных психологов позволил сформулировать основные характеристики профессиональной пригодности как системного качества сотрудника [8].
1. Профессиональная пригодность - это система. Е. А. Климов выделил пять основных компонентов этой системы:
- гражданские качества — идейный и моральный облик человека,
его нравственные качества и т. д.;
- отношение к труду, профессии — мотивы, интересы, склонности,
черты характера (честность, трудолюбие, ответственность, критичность и др.);
- дееспособность — особенности соматического и психического
здоровья, физическое развитие, общие способности;
- специальные способности и другие профессионально важные
качества для отдельных видов деятельности и несколько видов;
- профессиональные подготовленность — знания, навыки, умения,
опыт.
2. Формирование профессиональной пригодности основана на пластичности психики, позволяющий компенсировать недостающие ПВК. Те же профессиональные задачи могут выполняться людьми с различным сочетанием индивидуального своеобразия психических свойств и качеств, используя различные методы осуществления деятельности. Это явление отражает широкие возможности взаимной компенсации различных психических функциональных систем. Б. М. Теплов отмечал, что «в основе успешного выполнения всякой деятельности могут лежать чрезвычайно своеобразные сочетания способностей» [28,с.19].
В процессе развития человека являются наиболее стабильными качества, связанные с общим типом высшей нервной деятельности, особенности темперамента, экстра-интроверсия, нейротизм, эмоциональная реактивность. Однако эти качества изменяются в процессе становления профессионала.
Например, тревожность обычно повышается на начальных этапах профессиональной деятельности, затем начинает снижаться, и через три-пять лет, опять растет. На самом деле личные качества подвержены большей изменчивости в процессе профессиональной деятельности, а также в связи с возрастом.
3. Профпригодность динамична в связи с постоянным развитием, как самой деятельности, так и личности профессионала. Требования деятельности меняются из - за совершенствования инструментов (например, широкое внедрение процессов компьютеризации и автоматизации), настройка новых рабочих задач.
Кроме того, процедура определения пригодности должны включать возможность изменения значений интегрального показателя пригодности. Необходимость смены психологических критериев в сторону их увеличения или уменьшения периодически происходит с альтернативный рынок для учебных заведений, степень успешности прохождения иных видов профессионального отбора [19,с.180].
4.Диагностика и формирование профессиональной пригодности основывается на деятельностный подход (А. Н. Леонтьев) и концепции регулирующей роли психического отражения (Б. Ф. Ломов) [19,с.182].
Теория деятельности позволяет установить характер причинно-следственных отношений на разных уровнях макроструктуры трудового процесса и тем самым проникнуть в суть явлений, определяющих особенности формирования и проявления профессиональной пригодности человека [19].
5.Обоснование, разработка и реализация мероприятий по определению уровня профессиональной пригодности должны отвечать требованиям экономической, организационной, технической осуществимости и приемлемости (принцип активности и практичности). Данные определения профпригодности должны быть использованы и при решении других задач психологического обеспечения профессиональной деятельности [24,с.302].
Психологические возможности и ограничения человека являются источником информации для эргономического обеспечения создания технических средств труда, новых видов и алгоритмов деятельности, методов и средств обучения, критериев оценки функционального состояния человека. Индивидуальные особенности психики являются основой для разработки рекомендаций по обучению и специальной подготовки специалиста, регламентации его деятельности, индивидуальным нормам функционального состояния [24,с.308].
Выводы по 1 главе
Делая вывод по первой главе, мы выяснили, что психофизиологический отбор, являясь составной частью профессионального отбора, направлен на выявление лиц, которые по профессиональным способностям и индивидуальным психофизиологическим качествам соответствуют требованиям различных специальностей. Психофизиологические особенности человека – это особенности его психики, развития, строения организма, состояния здоровья. Каждый человек обладает определенными психофизиологическими качествами. Поэтому можно говорить о том, что человек по своим природным данным более или менее подготовлен к успешному овладению определенной профессией или группой профессий.
Таким образом, учет и изучение опосредованных психофизиологических аспектов профессионально важных качеств не только повышает эффективность профессиональной деятельности работников, но и являются прекрасным психофизиологической технологией планирования, отбора и найма сотрудников. Кроме того, психофизиологический анализ способностей работника поможет и в прогностическом кадровом планировании.
Методы диагностики профессиональной пригодности
2.1 Принципы оценки и особенности эффективности диагностических методов
Профессиональный психологический отбор (ППО) заключается в проведении комплексных мер для выявления лиц, которые являются наиболее подходящими для своих психологических качеств, необходимых для обучения в своевременной и успешной профессиональной деятельности по конкретной специальности [1,с.93].
Главной задачей ППО является оценка профессиональной пригодности кандидата по психологическим показателям и составление на этой основе долгосрочного прогноза эффективности его профессиональной последующей деятельности. Для выполнения поставленных задач используется ряд принципов. Давайте рассмотрим их более подробно:
Принцип комплексности оценки профпригодности требует всестороннего анализа и сопоставления всех данных о человеке, проявляющихся в различных видах деятельности и характеризующих его как на уровне индивидуально-психологических особенностей и индивидуального психического и целостного формирования личности [6,с.102].
Принцип личностно-деятелыюстный, который является одним из основных методологических принципов профессии, требует разработки критериев оценки профессиональных графических результатов профессиональной научно-исследовательской деятельности с учетом конкретных специальностей. Этот важный принцип профессиональной психодиагностики имеет свои научно-теоретические принципы и конкретные методы исследования [23,с.73].
Принцип объективности оценки профпригодности требует не только стандартизации процедуры и определенных условий съемки, а также включить всю необходимую информацию о специалисте и тщательной перекрестной проверки (подтверждения) [23].