Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики (Психофизиология профессионального отбора и профпригодности).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности
Психофизиология профессионального отбора и профпригодности
1.2 Психофизиология профессиональной пригодности
1.3 Теоретические основы формирования системы оценки профпригодности
Методы диагностики профессиональной пригодности
2.1 Принципы оценки и особенности эффективности диагностических методов
В целом можно сказать, что в настоящее время исследования по психологическому отбору или профессиональной профпригодности, базируются на методологических принципах системно-структурного подхода к оценке функционального соответствия компонентов системы «человек–техника–профессиональная среда», разрабатываемого в отечественной психологии, и означающего применительно к данным задачам необходимость целостного познания структурной взаимосвязи – «ансамбля» профессионально значимых статистических и динамических свойств, качеств личности, параметров структуры, условий деятельности, показатели эффективности и надежности [11,с.25].
1.2 Психофизиология профессиональной пригодности
Несмотря на то, что с большей или меньшей вероятностью успеха, обучить выполнению определенной профессиональной деятельности можно любого человека, очевидно, очевидно, что учет всего комплекса психофизиологических качеств личности при отборе на должность способен резко повысить вероятность эффективного овладения специальностью субъектом [3,с.127].
Таким образом, как при отборе персонала, так и при его подборе и оценку целесообразно проводить индивидуальную оценку психофизиологических и психологических качеств для определения наиболее способных к обучению и овладению конкретной специальностью. Это позволяет значительно сократить сроки подготовки и снизить отсев в процессе обучения.
В основу определения компетенции является определение наиболее полного соответствия с физиологическими особенностями организма человека требованиям профессии, а также выявление тех специальностей, которые соответствуют функционально развитым психофизиологических систем человека [3,с.130].
В нашей стране большинство деталей, качества человека, которые определяют её профессиональную пригодность, была исследована в рамках психологической школы В. Д. Шадрикова. Качеств, способствующих его более полной интеграции работника в профессиональной деятельности, называются профессионально важными качествами. Другими словами, под профессионально важными качествами понимаются индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и профессиональной деятельности [3].
Важность психофизиологически опосредованных профессионально важных качеств в процессе эксплуатации трудно переоценить. Таким образом, в профессиональной деятельности следователя, особенно в момент совершения определенных процессуальных действий (например, обыска), свойства внимания участников следственной группы следственной являются залогом успеха [3].
Следователь, отбирая участников следственной группы, проводящей обыск, должен понимать, что высокой уровень произвольного и сосредоточенного внимания участников обыска должен обеспечиваться в течение всего обыска. Стоит учесть, что руководитель группы должен руководствоваться при отборе участников для их способности устойчивого произвольного внимания, концентрации и стабильный распределяемости внимание. Психофизиологическую основу внимания является ориентировочный рефлекс (определенной двигательной реакции, связанные с представлением значимых стимулов) [5,с.137].
Существует несколько теорий, которые объясняют основные характеристики внимания. Так, теория фильтров, разработанных Д. Бродбентом, является одной из первых концепций доминирования значимого сигнала. Эта теория предполагает ограниченность пропускной способности и скорости обработки сенсорной информации, поступающей параллельно по нескольким каналам. В результате этого, как уровень анализа (головной мозг) так и на и проводящем (нейрона - проводящая система) обрабатываются лишь наиболее важных для организма (наиболее значимых) сигналов. Основным компонентом стимулом здесь является, прежде всего, ее новизной и субъективно - антиципационаная значимость [5].
Распределяемость внимания – это направленность субъекта на выполнение нескольких одновременных действий. Так, следователь, производя обыск, одновременно обследует помещение, поддерживает контакт с обыскиваемым, наблюдая за малейшими изменениями его психического состояния, делает предположение о наиболее вероятных местах хранения объектов. Распределяемость внимание обучаемых и зависит в первую очередь от опыта субъекта. Например, начинающий водитель напряженно регулирует движение автомобиля, он с трудом может оторвать взгляд с дороги, чтобы посмотреть на приборы, и ни в коей мере не расположен поддерживать разговор с собеседником. Приобретая в процессе обучения способность к более высокому уровню внимания распределяемости, специалист начинает совершать те или иные действия полуавтоматически, и регулируются теми участками мозга, которые находятся не в оптимальном состоянии возбуждения. Это позволяет совершать несколько действий одновременно [6,с.94].
Переключаемость внимания - это скорость изменения произвольных объектов психических процессов. В свою очередь, это свойство внимания зависит от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека, равновесия и подвижности нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, других – менее. Эта зависимость является основой профессионально важных качеств переключаемости внимания. Как правило, высокий уровень переключаемости внимания требуется в профессиях группы "человек-техника" (например, в профессии водителя), но и в профессиях группы человек-человек" это качество часто является определяющим фактором. Например, в профессии следователя высокой степенью переключаемости внимания, тоже является важным и необходимым профессиональным качеством. Особенно важно это качество для выполнения таких сложных следственных действий, как осмотр места происшествия, обыск и др. [9,с.247].
Объем внимания является также важным профессионально важным качеством проведение определенной профессиональной деятельности. Он определяет количество объектов, которые можно одновременно реализовать может осознавать с одинаковой степенью ясности. Иными словами, внимание обеспечивает определенный диапазон осознания и отслеживания объекта. В таких профессиях, как водитель, слесарь (особенно если эта работа ведется на конвейере), механик, диспетчер, офис-менеджер, и в большинстве групп военных профессий это качество очень важно. Наряду с личностными задатками и способностям, объем внимания зависит от времени экспозиции, характера стимульного материала [9].
Для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности наиболее значительные косвенные психофизиологических профессионально важных качеств сенсорных особенностей субъекта этой деятельности. Самое важное для сенсомоторных реакций профессиональной деятельности относится большинство спортивных специальностей, актерская карьера, музыкальные профессии, а также целый ряд цирковых специальностей [10,с.52].
Существует два основные типы сенсомоторных реакций:
1. Простая сенсомоторная реакция - это возможно самый простой и быстрый ответ заранее известен (шаблонным), как правило, однократного воздействия на конкретные (и заранее известным) выходящего сигнала. Простое время реакции - это интервал между сигналом и началом ответного движения. Примеры стереотипных действий теннисиста на приеме подачи соперника, не двигая ногами (здесь можно указать период ожидания и время сенсомоторной реакции, и тип одного простого движения).
2. Сложная сенсомоторная реакция также имеет свои разновидности. Это может быть реакция различения, (если в ответ на один сигнал должен выполнить определенное движение, а на другой никакого движения выполнять не нужно), реакция выбора (если, в зависимости от сигнала необходимо выбрать один ответ из нескольких возможных), реакция переключения (когда значимое значение изменяется в соответствии с дополнительным сигналом). Вот пример из области спорта, где можно увидеть сложные сенсомоторные реакции различных видах профессиональной деятельности боксеров (в процессе боев противник делает ложным, запутанным, движения) [10].
Важное значение в ряду профессионально важных качеств памяти. Известно, что рецепторы органов чувств, информация сначала обрабатывается сенсорной памятью, которая обеспечивает удержание этой информации в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды). В соответствии с видом стимула сенсорная память может быть иконической (связанной со зрением), эхоической (связанной со слухом) и пр. Важность сенсорной памяти проявляется в селективной передачей наиболее важной информации в более стабильной мнемические зоны. Если информация представляет ценность для субъекта (например, имеет важное значение для процесса адаптации), то она попадает в кратковременную память. Хотя кратковременной памяти информация не сохраняется (без повторений) более 20-40 с, этот тип памяти является необходимым для осуществления профессиональной деятельности. Так как, кратковременная память имеет решающее значение в процессе профессионального обучения.
Именно во взаимодействии кратковременной памяти и операциональной сферы личности в целом сформированы профессиональные навыки [2,с.48].
Кратковременной памяти, имеющей (в среднем) объем запоминания 5-8 объектов может быть неоднократно продлен (объем внимания) за счет участия мышления. Это участие заключается, прежде всего, в способности субъекта ассоциативной или логической группы для запоминания предметов в классах. Однако развитие кратковременной памяти, является основой обучения. Для того чтобы сформировать профессиональные навыки, необходимо его «закрепить »в долговременную память. И снова, как в случае кратковременного запоминания, наиболее важным элементом в повышении эффективности перевода информации из кратковременной в долговременную память, является частью мышления в процессе [2,с.50].
Особое значение в формировании профессионально значимых качеств являются основные свойства нервной системы человека – силу, уравновешенность и подвижность. Сила (и слабость как другой полюс этого свойства) выражается в степени выносливости нервной системы с текущим стимулом, но также в переносимости сильных раздражителей, хотя бы кратко. Сила нервных процессов проявляется в том, насколько адекватно нервная система реагирует на раздражители различной силы, что свидетельствует о его чувствительности и возбудимости. Крепкая нервная система не только реагирует на длительное воздействие раздражителей, но также сохраняет достаточную активность (т. е. адекватно реагирует на текущие раздражители), не приходя в состояние запредельного торможения. С развитием нервной системы работника резко возрастает такое профессионально важное качество, как стрессоустойчивость (т. е. к работе в условиях нервной перегрузки) [30,с.215].
Например, офисный работник, имеющий развитую силу нервной системы, несмотря на информацию о давлении в текущем режиме, показывает адекватную умственную деятельность, направленная на эффективное и безошибочное профессиональной деятельностью комиссии.
Подвижность нервных процессов (на противоположном полюсе - инертность), определяется скоростью перестройки нервной системы на меняющиеся раздражители. Это свойство нервной системы лежит в основе не только переключаемости внимания, но одна из главных детерминант скорости Центральной переработки информации, в том числе и скорости процесса принятия решения [30,с.217].
Баланс (или дисбаланс) нервных процессов показывает соотношение и баланс возбуждения и торможения по их силе. Другими словами, это способность нервной системы из состояния активности впадают в спячку и обратно. Каждый человек характеризуется уникальным сочетанием этих свойств. Свойства нервной системы являются физиологической основой и появляются в стиль профессиональной деятельности [27,с.62].
Работники со слабой нервной системой - не способны на волевые проявления, высокую работоспособность, что приводит к низкой скорости выполнения задачи обслуживания, низкой стрессоустойчивости, повышенной утомляемости и т. д. Работники с сильным подвижным типом нервной системы показывают максимальную производительность при выполнении нескольких, более быстро выполняемых задан, а также частая смена рабочих мест или изменение условий деятельности. Представители слабого инертного типа низкие показатели здоровья. Такие работники обычно не выдерживают 8-часовой рабочий день. Качество рабочих мест в конце дня работники этого типа резко уменьшается [27].
Таким образом, при планировании профессиональной деятельности ведущую роль должен иметь дифференцированный подход к подбору персонала на различные позиции в зависимости от различий в индивидуальных особенностях нервной системы. Установлено, что психологический стресс, вызванный, например, потребностью в приобретении новых знаний, подготовиться к выступлению или переговорам выполнить трудное задание, не влияет на всех одинаково: повышает волевую активность человек с сильной нервной системой и понижает готовность к борьбе с трудностями у более "слабых" типов [21,с.36].
Поэтому, перед ответственными выступлениями, переговоров, важных сделок «сильными нервными типами» должно быть вдохновляющим, стимулируя их активность, если необходимо, напомнить об ответственности, о будущем, стимулы и т. д., и «слабые нервные типы» - успокоить, отвлечь от мыслей о возможной неудаче [21,с.38].
1.3 Теоретические основы формирования системы оценки профпригодности
История определения пригодности человека к выполнению различных видов профессиональной деятельности датируется еще в Древнем Китае и Древней Греции. Изначально тестовые испытания проходили кандидаты в чиновники и солдаты, используя различные методики. Так, в Древнем Китае создано более 2 200 лет до нашей эры, система подбора охватывала целый ряд способностей, от умения писать и считать до поведения в быту. Эти «тесты» совершенствовались на протяжении нескольких веков, что позволяет сэкономить значительные средства за счет, прежде всего, минимальной «текучести кадров» и обеспечения эффективной работы специально отобранных чиновников [2,с.102].