Файл: Роль рекламы в средствах массовой информации в формировании имиджа предприятия.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 264
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИМИДЖА ПРЕДПРИЯТИЯ И РОЛЬ РЕКЛАМЫ В ЕГО ФОРМИРОВАНИИ И ПРОДВИЖЕНИИ
1.1 Понятие, сущность, составляющие имиджа фирмы. Основные средства его формирования
1.2 Роль рекламы в средствах массовой информации в формировании имиджа предприятия
2.Инвестиции в формирование позитивного имиджа организации на рынке труда на примере ОАО «Аэрофлот»
Основные конкуренты ОАО «Аэрофлот» - компании S7 Airlines и UTair.
S7 Airlines имеет разветвлённую сеть маршрутов, которая включает в себя 83 направления (41 - внутрироссийские) в 26 стран мира с пересадочными узлами в Москве (Домодедово), Новосибирске (Толмачёво) и Иркутске.
Средний возраст самолетов, выполняющих рейсы S7 Airlines, составляет восемь лет. Воздушный парк группы компаний S7 на октябрь 2014 года состоит из 60 дальнемагистральных и среднемагистральных судов (15 - находятся в пользовании дочерней авиакомпании "Глобус").
Основные аэропорты базирования UTair – Рощино (Тюмень), Аэропорт Сургут и Аэропорт Внуково (Москва). Компания осуществляет пассажирские регулярные и чартерные перевозки как в России, так и за рубеж, а также является крупнейшим в России оператором вертолетных перевозок. Авиапарк компании насчитывает более 150 самолётов. Также «ЮТэйр» эксплуатирует крупнейший в мире по размеру и грузоподъемности вертолетный флот. Парк вертолетов группы компаний «ЮТэйр» состоит из более 350 единиц. Всего у «ЮТэйр» около 66 пунктов назначения, преимущественно по России и странам СНГ.
«Транса́эро» базируется в Москве, аэропорты Внуково, Домодедово, Шереметьево. Парк «Трансаэро» по состоянию на апрель 2014 г. состоит из 100 воздушных судов (45 B-737, 20 B-747, 16 B-767, 14 B-777, 3 Ту-214, 2 Ту-204). Выполняет внутрироссийские и международные перевозки. Маршрутная сеть «Трансаэро» охватывает свыше 90 направлений по России и зарубежным странам Европы, Азии, Америки и Африки.
Основные конкуренты ОАО «Аэрофлот» в секторе международных пассажирских перевозок - среди иностранных перевозчиков – компания Lufthansa.
Lufthansa - крупнейшая германская авиакомпания, национальный авиаперевозчик Германии. Lufthansa обслуживает 176 направлений, охватывающих 81 страну Согласно межправительственному соглашению между Россией и Германией Lufthansa имеет 10 возможных направлений полетов в России. Выполняются регулярные перелёты из Германии в Москву, С.-Петербург, Самару, Нижний Новгород. Города прилета из России в Германию – Франкфурт, Мюнхен, Дюссельдорф, Гамбург и Берлин.
В декабре Аэрофлот и Lufthansa Technik AG заключили долгосрочное соглашение о предоставлении услуг по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР) компонентов воздушных судов на улучшенных условиях. Новое десятилетнее соглашение вступает в силу в январе 2015 года и заменяет ныне действующий между двумя компаниями договор.
Таблица 2.2.- Сравнительный анализ ОАО «Аэрофлот» и конкурентов
№п/п |
Наименование |
Страна регистрации |
Объем проданных услуг, млрд.руб. |
Доля на рынке, % |
|||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016* |
||||
1 |
ОАО Аэрофлот |
Россия |
221,3 |
19,4% |
19,8% |
22,1% |
23,9% |
24,7% |
25,0% |
2 |
ТРАНСАЭРО |
Россия |
110,1 |
11,1% |
11,7% |
13,2% |
14,0% |
14,8% |
14,3% |
3 |
S7 + Глобус |
Россия |
62,4 |
12,6% |
13,0% |
12,5% |
10,4% |
10,4% |
10,7% |
4 |
UTair |
Россия |
73,7 |
6,6% |
6,5% |
7,8% |
7,8% |
9,7% |
9,2% |
Информация об ОАО «Аэрофлот» удовлетворяет требованиям доступности, количества и качества, аналитической целостности, полноты и достоверности. ОАО «Аэрофлот» характеризуется высоким уровнем информационной открытости. Информация о его деятельности и основных событиях, а также ежеквартальные отчеты и другие требуемые законодательством данные регулярно публикуются в СМИ. Раскрываемые отчеты о работе ОАО «Аэрофлот» характеризуются высоким качеством и информативностью.
По итогам 2013 г. ОАО «Аэрофлот» присвоен Национальный рейтинг корпоративного управления 6+, что соответствует «Развитой практике корпоративного управления» по шкале Национального рейтинга корпоративного управления Российского института директоров. По компоненту «Корпоративная социальная ответственность и учет интересов иных заинтересованных лиц» экспертами отмечен тот факт, что ОАО «Аэрофлот» реализует многочисленные проекты корпоративной социальной ответственности в отношении работников и членов их семей, клиентов, населения по месту деятельности, благотворительные и спонсорские проекты. Также следует отметить, что Компанией пройдена сертификация на соответствие стандарту менеджмента качества ISO 9001. ОАО «Аэрофлот» проводит работы по соответствию своей деятельности стандарту ISO 14001 «Environmental management systems – Specification with guidance for use» (ГОСТ Р ИСО 14001 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению»).
Таблица 2.3 – Критерии оценки в категории «Деятельность компании в сфере КСО»
№ |
Критерий |
Характеристика критерия (субкритерии оценки) |
Значение субкритерия |
1. |
Уровень взаимодействия с заинтересованными сторонами |
Ограничено информационным взаимодействием (в том числе в части выпуска нефинансовой отчетности) |
1 |
Участие в мероприятиях совместно с заинтересованными сторонами |
2 |
||
Совместная разработка и реализация социальных программ |
3 |
||
2. |
Уровень информирования заинтересованных сторон |
Выпускается на регулярной основе открытая нефинансовая отчетность по всем составляющим социальной ответственности |
1 |
Объем раскрытия информация нефинансовой отчетности соответствует уровням раскрытия информации Руководства GRI |
2 |
||
Открытые нефинансовые отчеты проходят независимое заверение (аудит нефинансовой отчетности в соответствии со стандартами ISAE3000, АА1000AS) |
3 |
||
3. |
Характер социальной активности |
Осуществляется в виде разовых мероприятий для внешних стейкхолдеров, отдельных программ для внутренних стейкхолдеров. |
1 |
Осуществляется в виде благотворительных программ для внешних стейкхолдеров, наличие социальных программ для персонала. |
2 |
||
Осуществляется комплексно, в том числе в виде социального инвестирования |
3 |
||
4. |
Характеристика системы управления социальной ответственностью |
Внедрены отдельные элементы формализованной комплексной системы управления социальной ответственностью, например, внедрены системы менеджмента по отдельным направлениям социальной ответственности: экология, охрана труда и др. |
1 |
Разработана и внедрена документированная система управления социальной ответственностью (наличие политики, документированных процедур в области социальной ответственности, подготовленных по требованиям ISO 26000 и других аналогичных стандартов в области социальной ответственности) |
2 |
||
Проведена самооценка по стандарту ИСО 26000/сертификация по стандарту SA 8000 |
3 |
Примечание: +1 балл – присоединение к Глобальному договору ООН, Социальной хартии российского бизнеса
В рамках выполнения работы была проведена оценка корпоративной социальной ответственности авиакомпании «Аэрофлот»
Интегральный рейтинг рассчитывался на основе 8 критериев двух категорий: деятельность компании в сфере КСО (4 критерия по 3-балльной шкале, оценки проставлялись автором работы), а также медиа-сопровождение деятельности компании в этой области (4 критерия по 3-балльной шкале). Интегральный показатель рассчитывался как сумма итоговой оценки в категории «Деятельность» с коэффициентом 0,7 и итоговой оценки в категории «Медиа-активность» с коэффициентом 0,3
Вся информация для расчета оценки деятельности в сфере КСО бралась из открытых источников. Оценивалась общекорпоративная практика. Медиа-рейтинг построен на основе анализа свыше 500 федеральных, 8 000 региональных и 3 000 специализированных изданий: ТВ, радио, пресса, информационные агентства и Интернет-СМИ. Период исследования: январь 2012 г. – декабрь 2016г.
Критерии оценки в категории «Освещение деятельности компании в сфере КСО в СМИ» представлены в табл. 2.9.
Таблица 2.4 – Критерии оценки в категории «Освещение деятельности компании в сфере КСО в СМИ»
№ |
Критерий оценки |
Характеристика критерия (субкритерии оценки) |
Значение субкритерия |
1. |
Количество сообщений |
от 0 до 100 по итогам 4 лет |
1 |
От 100 до 300 сообщений |
2 |
||
Свыше 300 публикаций |
3 |
||
2. |
Разнообразие информационных поводов |
Инфоповодов мало, сообщения в основной массе представляют собой «перепечатки» |
1 |
Среднее число инфоповодов, сообщения на одну тему преимущественно отличаются друг от друга, раскрывая тот или иной нюанс события |
2 |
||
Высокое число инфоповодов, сообщения в рамках одной темы заметно отличаются друг от друга, событие освещается с разных точек зрения |
3 |
||
3. |
Разнообразие задействованных СМИ |
Подавляющее число пресс-релизных источников |
1 |
Преобладание отраслевых и региональных изданий |
2 |
||
Наибольшая доля в общем массиве федеральных деловых и общественно-политических изданий, а также специализированных СМИ |
3 |
||
4. |
Представленность компании в сообщениях |
Преобладание нейтральных сообщений без цитат представителей компании |
1 |
Примерно равное число «позитива» и «нейтрала» со средним числом цитат |
2 |
||
Доминирование позитивных оценок на фоне активного использования спикеров |
3 |
Результаты оценки корпоративной социальной ответственности ОАО «Аэрофлот» представлены в табл. 2.5.
Таблица 2.5 – Оценка корпоративной социальной ответственности ОАО «Аэрофлот»
Вид оценки |
Критерии оценки |
Итоговая оценка |
|||
Деятельность компании в сфере КСО |
Уровень взаимодействия с заинтересованными сторонами |
Уровень информирования заинтересованных сторон |
Уровень социальной активности |
Характеристика системы управления социальной ответственностью |
|
3 |
0 |
2 |
1 |
6 |
|
«Освещение деятельности компании в сфере КСО в СМИ» |
Количество сообщений |
Разнообразие инфоповодов |
Разнообразие СМИ |
Медиаэффективность |
Итоговая оценка |
1 |
1 |
2 |
1 |
5 |
Нефинансовая отчетность ОАО «Аэрофлот» не обнаружена. Годовой отчет за 2013 г. содержит крайне незначительную информацию по вопросам социальной ответственности (в части рисков, связанных с экологической безопасностью, вознаграждения сотрудников). Социальная активность осуществляется в рамках благотворительности, часть мероприятий близки по характеру к социальным инвестициям. Внедрены и сертифицированы системы экологического менеджмента и менеджмента охраны труда и техники безопасности.
Представленность компании ОАО «Аэрофлот» в СМИ в сфере КСО характеризуется преобладанием нейтральных сообщений без прямой или косвенной речи. В целом стоит отметить небольшое количество инфо поводов.
По критерию «деятельность компании в сфере корпоративной социальной ответственности» ОАО «Аэрофлот» набрал 6 баллов из 12 возможных, а по критерию освещение деятельности компании в сфере КСО в СМИ - 5 баллов из 12 возможных, что подтверждает высокий уровеб социальной корпоративной ответственности, но и одновременно свидетельствует о том, что данный уровень необходимо повышать.
Количественное измерение деловой репутации ОАО «Аэрофлот» приводится такими значениями:
- сопоставление расходов на корпоративные социальные программы ОАО «Аэрофлот» с величиной полученной чистой прибыли, а также со стоимостью бренда;
- показатели, характеризующие производственно-финансовую деятельность авиакомпании Аэрофлот за период 2013-2016 гг.
Таблица 2.6– Сопоставление расходов на корпоративные социальные программы ОАО «Аэрофлот» с величиной полученной чистой прибыли, а также со стоимостью бренда
Наименование |
01.01.2015 |
01.01.2016 |
Изменение, % |
Затраты на социальные программы, направленные на работников |
860,3 |
883,5 |
102,70 |
Затраты на социальные программы, направленные на экологическую безопасность |
2,1 |
5,1 |
242,86 |
Итого затраты на социальную ответственность корпорации |
862,4 |
888,6 |
103,04 |
Стоимость бренда, млрд. долл. |
1,308 |
1,423 |
108,79 |
Чистая прибыль, млн. руб. |
5169,5 |
7334,7 |
141,88 |
Доля затрат на корпоративную социальную ответственность в чистой прибыли, % |
16,68 |
12,12 |
72,62 |
По данным международного агентства Brand Finance, признанного эксперта в области оценки бизнеса, стоимость брендов Группы «Аэрофлот» в 2013 году составила 1,515 млрд. долларов США, в том числе стоимость бренда авиакомпании «Аэрофлот» увеличилась по сравнению с предыдущим периодом до 1,423 млрд. долларов США.
Из табл. 27 можно сделать вывод, что доля затрат на корпоративную социальную ответственность в чистой прибыли ОАО «Аэрофлот» в 2013 г. снизилась с 16,68% до 12,12%, при этом чистая прибыль в 2013 г. увеличилась на 14,88%, а затраты на социальную ответственность корпорации увеличились на 3,04%. Темп роста затрат на социальную ответственность в области окружающей среды значительно превышает затраты на социальную ответственность в области персонала.
Таблица 2.7 – Показатели, характеризующие производственно-финансовую деятельность авиакомпании Аэрофлот за период 2011-2016 гг. .
Показатели |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Темп роста, % |
Пассажирооборот, млрд. пасс. км |
25,99 |
34,78 |
42,02 |
50,53 |
60,23 |
61,86 |
238,01 |
Перевезено пассажиров, млн. чел. |
8,76 |
11,29 |
14,17 |
17,66 |
20,90 |
21,74 |
248,17 |
Перевезено грузов, и почты тыс. т |
86,76 |
163,40 |
160,60 |
193,95 |
176,46 |
130,84 |
150,81 |
Доходы, млрд. руб. |
87,64 |
112,6 |
135,8 |
176,6 |
206,3 |
240,3 |
274,19 |
Прибыль, млрд. руб. |
1,55 |
11,7 |
10,5 |
7,1 |
8,9 |
13,14 |
847,74 |