ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.06.2020

Просмотров: 472

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

35) соц раб с семьями имеющими в своем составе детей с ов

Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Основные направления работы с семей. Социальная защита и реабилитация детей-инвалидов. Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

Семья с ребёнком-инвалидом -- это се-мья с особым статусом, особенности и пробле-мы которой определяются не только личност-ными особенностями всех её членов и харак-тером взаимоотношений между ними, но v-большей занятостью решением проблем ребен-ка, закрытостью семьи для внешнего мира, де-фицитом общения, частым отсутствием работ»» у матери, но главное -- специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.

Семья для ребёнка, как известно, явля-ется наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения. Одна-ко ситуация, когда в семье есть ребёнок-инва-лид, может повлиять на создание более жёст-кого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Более того, вполне вероятно, что присутствие ребёнка с нарушениями развития, вкупе с другими фак-торами, может изменить самоопределение се-мьи, сократить возможности для заработка, от-дыха, социальной активности.

Маленькие дети с недостатками развития живут не в изоляции. Семья, являясь для них первичным социальным окружением, сама по-гружена в более широкий социальный контекст.

Экологическая модель включает инди-видуальные параметры организма и особенно-сти среды вместе с социальными и психологи-ческими характеристиками в единую систему. Системно-экологический подход позволяет оценить возможности семьи выполнять функ-ции реабилитации, а, с другой стороны, по-нять, что не всё будет зависеть только от семьи.

Цель данной курсовой работы заключается в том, что бы рассмотреть социальную работу с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- показать проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями;

- рассмотреть социальную защиту детей-инвалидов;

- охарактеризовать систему социальной помощи семье, имеющие ребенка с ограниченными возможностями;

-раскрыть задачи семейного воспитания, где есть дети-инвалиды.

Объектом исследования является проблемы семей с детьми инвалидами.

Предметом -является основные направления социальной работы с семьями имеющими детей инвалидов

Гипотеза- Проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире. Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными воз-можностями (ОВ) -- главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, проф-ориентации. Когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёст-кого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций.


В данной курсовой работе были использованы работы- Антонова А.И, Олиференко Л.Я.,Шульга Т.И.,Холостова Е.И и др. В которых рассматриваются проблемы семей имеющих детей с ограниченными возможностями, основные направления семей с детьми-инвалидами, система социальной помощи семье имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

37) трансформация ценностей патриархальной семьи

По мнению российских социологов (С.И. Голода, А.А. Авдеева и др.), в настоящее в Росси функционирует параллельно несколько различных типов семейных отношений: патриархальный, или традиционный; детоцентристский, или современный; супружеский, или постсовременный. Россия с этой точки зрения вполне сопоставима с европейскими странами, где, как утверждают зарубежные исследователи, семья сегодня - это «брак добрых друзей», объединившихся для совместного устройства жизни и воспитания детей Голод С. И., Клецин А. А. Состояние и перспективы развития семьи. - СПб, 1994. С.89.

В патриархальной семье на протяжении многих веков господствовала абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания. Малейшее нарушение этих принципов приводило к неотвратимым санкциям. Согласно уложению 1649 года, сын, в равной мере и дочь, независимо от возраста, подвергались наказанию кнутом, если они грубо разговаривали с родителями, тем более при попытке предъявить им иск. Вообще забота о своих детях не была в обычаях крестьянской семьи, у них, по мнению русских этнографов, отсутствовало понятие ответственности родителей перед детьми. «Отцы обязанность воспитания детей слагают исключительно на матерей, а себя перед детьми держат строго. Детей воспитывают нерадиво, неправильно, невежественно и грубо. Ухода большого за ними нет. Детей очень рано, с восьми лет заставляют работать» Антонюк Е. В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи: Автореф.дисс….канд.психол.наук.-М., 1992..

В то же время, наряду с безответственностью родителей перед детьми, существовала гиперответственность детей перед родителями. Отсюда особое почтение крестьян к пятой заповеди: «Чти отца своего и матерь свою».

В связи с этим, можно судить о принудительном коллективизме и централизме у приверженцев данного типа семьи. Общие интересы семьи, как их понимает «большак», не просто главенствуют, они являются некой абсолютной ценностью, при этом индивидуальные интересы отдельных членов семьи в расчет не принимаются. Это наглядно можно проследить на примере заключения брака. Молодые люди вступали в брак не по любви, а по родительской воле, которая в данном случае отражала не прихоть стариков, а интересы семьи в целом, ибо брак рассматривался как нечто, подобное имущественной сделки. В дальнейшем, в семье происходит жесткое закрепление ролей, где главенство мужа осуществляется благодаря сосредоточению в его руках экономических ресурсов и принятия основных решений.


Не стоит думать, что изживание экономических и нравственных приоритетов главы семейства происходит повсюду в одинаковом ритме. Обратимся к статистике - узбекский этнограф С.М. Мирхасимов констатирует тот факт, что и сейчас муж считается главой семьи и его слово во многих случаях является решающим: так, 43,3% опрошенных ответили, что важнейшие вопросы в семье решает муж Цит. по Голод И.С. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб.: Петрополис, 1998..

Можно выделить пять основных ценностей патриархальной семьи:

· семейная экономика - «семья» и «экономика» являются неразделимыми понятиями, причем, производственные отношения существуют в форме семейных демографических отношений. Социальные роли мужчин и женщин в этом случае строго дифференцированы;

· власть родственных связей, то есть в качестве доминанты общественной жизни выступает власть родства;

· нераздельная связь с землей, которая проявляется в том, что большинство русских семей конца XIX начала ХХ веков были крестьянскими, чья жизнь, как и жизнь дворянских семьей, неразрывно связывалась с землей. Земля была не только всеобщим базисом производства, но и основой, на которой держалась вся жизнь семьи;

· многодетность - последствие принятие социокультурных норм ранней брачности и высокой рождаемости, в связи с высокой смертностью населения;

· приоритет старших поколений, - другими словами, мощная власть межпоколенных связей. Возраст - основной агент социального контроля, при котором старшие поколения, используя свое право распоряжения ресурсами семьи, отстаивают и увеличивают свой статус и власть Голод И.С. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб.: Петрополис, 1998. Гл.5.

Детоцентристская семья - вариант патриархальной семьи, где главной семейной ценностью выступает рождение и воспитание ребенка. Этот вариант был подробно рассмотрен И.С. Голодом, и мы не будем на нем останавливаться вследствие ярко выраженной иерархической соподчиненности все семейных функций прокреативной.

Изменение экономических отношений и эгалитарные тенденции в обществе породили два течения, радикально трансформирующих патриархальную систему ценностей.

Первое - это освобождение детей от родителей. Действительно, в части семей (относительно небольшой) происходят радикальные изменения в межпоколенных отношениях: уменьшается доля формальных контактов и, напротив, возрастают эмоционально насыщенные отношения, сопровождаемые автономией детей от родителей. Последние дают возможность детям проявить самостоятельность и познакомиться с обширным кругом явлений. Поэтому социологи сегодня связывают эффективность социализации с сохранением и развитием на всех возрастных стадиях, с одной стороны, межпоколенной интимности, а с другой - определенной нравственно-психологической дистанции между ними.


Второе движение - освобождение женщин от мужчин. Оно заключается в следующем: к середине ХХ века женщины активно осваивают необычные для них сферы деятельности - общественно-трудовую и политико-культурную, а также интенсифицируют и преобразуют традиционную - семейную. Мужчины, с одной стороны, утрачивают монополию в профессиональной области, уступая в первую очередь отрасли промышленности с менее квалифицированным трудом (например, текстильную) и индустрию услуг (ее низшие страты, так, среди медиков - это санитарки и сестры), с другой, - по крайней мере, внешне, более пассивно принимают вновь формирующуюся систему семейных ценностей и ролей Антонюк Е. В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи: Автореф.дисс….канд.психол.наук.-М., 1992 .

Таким образом, особенности новой, супружеской семьи связаны с трансформацией патриархальных семейных ценностей. В этом типе отношения определяются не родством (как в патриархальном) и не порождением (как в детоцентристском типе), а свойством. Муж и жена отказываются безоговорочно подчинять собственные интересы интересам детей, сексуальность не сводиться к прокреации; а эротизм выступает основным моментом постсовременной семьи. Супружество - это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями.

39) методологическая база семьеведенья и ее место в системе общественных наук



41) основные теории происхождения семьи

Очевидно, что возникновение и становление всех форм семейно-брачных отношений обусловлено как биологическими, так и социокультурными причинами и определено всем ходом движения истории. Это нашло отражение в существующих в социологической науке теориях возникновения брака и становления семьи как социального института.

Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит известным древнегреческим мыслителям Платону и Геродоту.

Геродот отмечал общность женщин как положительную отличительную черту у ряда племен. А Платон считал семью неизменной исходной общественной ячейкой, но предлагал в своем сочинении «Идеальное государство» вводить общность жен, детей и имущества в целях достижения сплоченности общества.

Платон первый попытался дать философское толкование возникновению любви, психологической близости мужчины и женщины. В его теории, представленной в мифе об андрогинах (два существа с единым телом, которые после приказа Зевса рассечь их пополам не могли достичь духовного покоя, пока не находили свою половину и не сливались в одно целое), под сексуальным влечением понимается стремление человека к своей целостности, что легче всего достичь путем образования семьи.

Известный психоаналитик З. Фрейд считал, что в основе появления семьи лежит гаремная семья, в которой вождь контролирует все сексуальные контакты. По его мнению, боязнь кровосмешения и стала причиной экзогамии.


Немецкий ученый-философ А. Шопенгауэр обосновал теорию о том, что «мировая воля» использует семью для производства потомства. Интересы рода преобладают в нашей жизни. Влечение, которое испытывает мужчина по отношению к женщине, объясняется стремлением сохранить свой родовой тип. Таким образом, выбор женщиной определенного мужчины осуществляется подсознательно. Индивиду в процессе выбора отводится второстепенная роль: он только выполняет заказ рода. А. Шопенгауэр предложил собственную теорию жизни с женщиной, названную им самим тетрогамией, согласно которой мужчинам следует объединяться в пары и жить с одной лишь женщиной. Такой тройственный брак, по мнению философа, должен продолжаться лишь до тех пор, пока женщина способна производить на свет потомство.

Русский философ XIX в. Вл. Соловьев не отрицал определенного влияния на выбор супруга, партнера по сексуальным контактам, но считал, что не мировая воля, не род влияют на эти процессы, а «Промысел Божий», который соединяет в подходящие пары мужчин и женщин.

Еще одна теория – «теория изначального бытования парной» семьи – ближе всего к сущности человека, его природе, в большей степени отвечает требованиям культуры. Речь идет о том, что каждый индивид имеет право на выбор брачного партнера в зависимости от своих возможностей и индивидуальных предпочтений.



43) концепция демографического развития Р.Ф. на период до 2015 г

К началу 2001 года численность населения Российской Федерации составила около 145 млн. человек. С 1993 года естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0,7 - 0,9 млн. человек в год).

За 1992 - 2000 годы численность населения сократилась в 65 из 89 субъектов Российской Федерации. Естественный прирост населения в 2000 году был отмечен лишь в 15 субъектах Российской Федерации, в число которых входят некоторые субъекты Российской Федерации, расположенные в восточной части страны и на Северном Кавказе, а также Республика Калмыкия.

В 1999 году превышение числа умерших над числом родившихся составило в целом по стране 930 тыс. человек, в 2000 году - 958 тыс. человек. Депопуляция - устойчивое превышение числа умерших над числом родившихся - затронула в разной степени практически всю территорию Российской Федерации и почти все этнические группы.

Одной из причин депопуляции является низкая рождаемость. В 2000 году родилось 1267 тыс. человек, что на 722 тыс. человек, или в 1,6 раза, меньше, чем в 1990 году.

Снижение уровня рождаемости началось с конца 60-х годов. Современные параметры рождаемости в два раза меньше, чем требуется для замещения поколений: в среднем на одну женщину приходится 1,2 рождения при 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения.

В ряде регионов, расположенных в центральной части России, суммарный коэффициент рождаемости составляет около одного рождения на женщину.