ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.06.2020

Просмотров: 471

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Характер рождаемости в Российской Федерации определяется массовым распространением малодетности (1-2 ребенка), сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости.

По сравнению с 1990 годом количество зарегистрированных браков в 2000 году снизилось почти на треть. Молодые пары все чаще отказываются от официальной регистрации брака, распространенность юридически не оформленных браков привела к тому, что в 2000 году каждый четвертый ребенок рождался вне брака.

Причиной депопуляции в Российской Федерации также является высокая смертность. В 2000 году рост числа умерших отмечался в 78 субъектах Российской Федерации.

Общая тенденция динамики смертности населения страны характеризуется сверхсмертностью людей трудоспособного возраста, среди которых около 80 процентов составляют мужчины. Уровень смертности среди мужчин в 4 раза выше, чем уровень смертности среди женщин, и в два - четыре раза выше аналогичного показателя в развитых странах.

Стабильно высокими сохраняются показатели смертности от инфекционных и паразитарных болезней, в том числе от туберкулеза, болезней органов дыхания, системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений и травм (включая отравления алкоголем и автотранспортные травмы), а также в результате убийств и самоубийств.

Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения страны, которая в настоящее время составляет 65,9 года (в 1992 году - 68,8 года). Ожидаемая продолжительность жизни мужчин на 12 лет ниже, чем продолжительность жизни женщин. При сохранении имеющегося на сегодня уровня смертности населения из числа россиян, достигших в 2000 году 16 лет, доживут до 60 лет лишь 58 процентов мужчин.

Снижение рождаемости и сокращение доли детей в общей численности населения ведет к старению общества. В 1998 году в стране впервые было зарегистрировано людей пенсионного возраста на 110 тыс. больше, чем детей и подростков в возрасте до 16 лет. На 1 января 2000 г. лиц пенсионного возраста было больше, чем детей на 1,1 млн. человек. В 41 субъекте Российской Федерации доля детей и подростков составляет менее пятой части населения.

Низкий уровень здоровья населения репродуктивного возраста, высокая распространенность абортов, а также патологические состояния в период беременности и родов обусловливают высокие показатели материнской (44,2 случая на 100 тыс. родившихся), перинатальной смертности, мертворождаемости (7,2 случая на 1000 родившихся).

Негативные явления в демографической и социальной сфере во многом связаны с ухудшением миграционной ситуации в стране.

В 90-е годы внешняя миграция играла существенную роль, восполняя численность населения Российской Федерации, равную естественной убыли. Однако в последние годы устойчивое сокращение иммиграции в Россию из государств - участников Содружества Независимых Государств, а также из Латвии, Литвы и Эстонии привело к тому, что в 1995 - 1999 годах миграционный прирост населения компенсировал естественную убыль населения только на 45 процентов, а в 2000 году - менее чем на четверть.


Вследствие изменения внутренних миграционных потоков в течение 90-х годов сокращалась численность населения северных и восточных регионов России. За 1992-1999 годы районы Севера потеряли за счет миграционного оттока более 1 млн. человек, или 8,5 процента населения.

Серьезной проблемой с точки зрения национальных интересов Российской Федерации является эмиграция населения. Если до середины 80-х годов численность выезжающих на постоянное жительство за границу ежегодно составляла 3 тыс. человек, то в 1990 году она превысила 100 тыс. человек и в последующие годы удерживалась на этом уровне.

Анализ демографической ситуации свидетельствует о наличии в ряде регионов специфических проблем народонаселения, требующих особого подхода к их решению.

Так, общее сокращение численности отдельных этнических групп, особенно коренных малочисленных народов, может привести к их полному исчезновению. Из 30 малочисленных народов Севера с 1995 года сократилась численность 21, наблюдается резкое снижение рождаемости, значительный рост смертности, средняя продолжительность жизни на 10-15 лет ниже, чем в среднем по Российской Федерации.

В сельской местности Центральной России уменьшается численность населения, при этом увеличивается доля лиц старшего возраста.

Сформировавшиеся тенденции в области естественного и миграционного движения населения предопределяют дальнейшее сокращение его численности, а также старение населения. По прогнозам Государственного комитета Российской Федерации по статистике, население страны к 2016 году сократится по сравнению с началом 2001 года на 10,4 млн. человек, или на 7,2 процента, и составит 134,4 млн. человек, а численность лиц, выходящих за пределы трудоспособного возраста, почти в два раза превысит численность лиц, достигших 16 лет.

Такое изменение возрастной структуры населения потребует большей эффективности функционирования учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, соответствующих мер по обязательному социальному страхованию.

45) гос. семейная политика современ. России

Прежде всего, необходимо отметить, что государственная семейная политика в России является важной составной частью социальной политики нашей страны. 

Объектом государственной семейной политики в Российской Федерации является семья.

Целью государственной семейной политики является обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и максимального повышения качества жизни каждой семьи.

Изложенное выше позволяет сделать вывод, что семейная политика в современной России представляет собой целостную систему принципов, направленных на улучшений условий и повышение качества жизни семьи.

Кроме того государственная семейная политика в России имеет свои основные направления и принципы.

К основным направлениям государственной семейной политики относятся:

• Обеспечение условий для улучшения и стабилизации материального положения семьи, уменьшение бедности и увеличения помощи малоимущим семьям путем предоставления со стороны государства дополнительных льгот, гарантий и выплат;

• Обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязательств путем закрепления указанных условий в Трудовом кодексе Российской Федерации, например, в соответствии со статьей 258 Трудового кодекса РФ работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа продолжительностью не менее 30 минут каждый;

• Кардинальное улучшение охраны здоровья семьи путем проведения консультаций, обследований, определение условий оказания медицинской помощи беременным женщинам, матерям и несовершеннолетним детям;

• Усиление помощи семье в воспитании детей путем предоставления семьям, имеющим детей, мер социальной поддержки.


К основным принципам государственной семейной политики в России относятся:

• Самостоятельность и автономность семьи в принятии решений в отношении своего развития. Данный принцип заключается в том, что каждая семья вправе самостоятельно принимать решения в отношении своей семьи и никто не вправе влиять на принятие того или иного решения, например, сколько иметь детей в семье, как вести совместное хозяйство, на что тратить деньги и так далее.

• Равенство семей и всех членов семьи независимо от социального положения, национальности, места жительства. Данный принцип является следствием принципа равенства перед законом.

• Приоритет каждого ребенка независимо от того в какой семье он рожден. Данный принцип заключается в том, что все дети (вне зависимости от того какой статус в обществе занимают их семьи) имеют равные права.

• Равенство мужчины и женщины в достижении справедливого распределения семейных обязанностей и возможностях самореализации в трудовой сфере. Данный принцип заключается в том, что государством на законодательном уровне не возложены те или иные семейные обязанности только на мужчину или только на женщину, например, заниматься воспитанием детей, зарабатывать деньги и так далее.

• Единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях.

• Принятие на себя государством обязательств по безусловной защите семьи от нищеты вынужденных лишений.

• Преемственность и стабильность мер государственной политики.


47) заключение и прекращение брака в семейном праве Р.Ф.

Статья 10. Заключение брака

1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Статья 11. Порядок заключения брака

1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.

При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

2. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

3. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).

Статья 12. Условия заключения брака

1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

2. Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса.

Статья 13. Брачный возраст

1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака

Не допускается заключение брака между:

лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

усыновителями и усыновленными;

лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Статья 15. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак

1. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак, а также консультирование по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи проводятся учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения по месту их жительства бесплатно и только с согласия лиц, вступающих в брак.