ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.06.2020
Просмотров: 490
Скачиваний: 3
Однако
семьи бывают различными. Например, семьи
различаются в зависимости от формы
брака.
Брак
- это исторически обусловленная форма
отношений между мужчиной и женщиной,
устанавливающая их взаимные права и
обязанности. В этой связи различают
семьи полигамные и моногамные.
Полигамный
(групповой) брак - самая распространенная
в мире форма брака, встречается в 5 раз
чаще, чем моногамный брак (брак одного
мужчины с одной женщиной). Полигамия
бывает двух видов: полиандрия и
полигиния.
Полиандрия
- это семья, в которой женщина имеет
нескольких супругов. Имеет место во
многих частях света: юго-восточная
Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия,
Гавайские острова.
Полигиния
(нам знакома как гарем) - брак одного
мужчины с двумя или более женами. Он
зависит от способности супруга содержать
большую семью и является более характерным
для зажиточных классов. Имеет место в
Китае, Турции, Иране, странах Ближнего
и Среднего Востока.
Кроме
того, каждое общество ограничивает
выбор партнера в браке тем, что разрешает
выбирать его только вне определенной
узкой группы. Это явление называется
экзогамией. В нашем обществе это
ограничение применяется во избежание
кровосмесительных связей (явление
инцеста). Так, нравственные нормы
запрещают нам жениться на сестрах,
двоюродных сестрах и некоторых других
близких родственниках. Во многих
обществах запрещено выбирать супруга
внутри своего клана, деревни, а иногда
даже племени.
На
практике встречаются также противоположные
требования, когда выбор партнера в браке
возможен лишь в пределах своей группы,
Такой культурный образец называется
эндогамией. Клановая, деревенская или
племенная эндогамия очень часто
встречается в примитивных обществах.
В современных обществах широко
распространена расовая эндогамия или
эндогамия сословная (когда запрещается
выбирать партнера из низших слоев
общества). Эндогамия в чистом виде
характерна для закрытых групп типа
каст, где путем эндогамных браков
поддерживается их закрытость. Наиболее
яркий пример эндогамии можно встретить
в Индии, где люди различных каст не могут
сочетаться браком.
В
зависимости от состава различают семьи
нуклеарные, сложные и большие.
Нуклеарная
(простая) семья может быть как полной,
так и неполной. Полной нуклеарной семьей
считается семья, в которой есть муж,
жена и дети. Неполной - семья с ребенком
без одного из супругов.
Сложная
семья характеризуется тем, что состоит
из представителей нескольких
поколений.
Семьи
различаются:
-
по количеству имеющихся в них детей:
бездетные, однодетные, малодетные,
многодетные (3 и более ребенка);
-
по стажу семейной жизни: молодожены,
молодая семья, семья среднего супружеского
возраста, пожилая супружеская пара;
-
по географическому признаку: сельская
и городская семья;
-
по типу главенства в семье: авторитарная
и эгалитарная.
Представляет
интерес и деление семьи по иным
критериям:
-
аетоцентристские семьи. В таких семьях
центром всех забот, основой семейной
жизни является ребенок. Повышение
материальных и духовных забот о детях
- явление положительное. Однако гипертрофия
долга по отношению к ним приводит к
неблагоприятным социальным и нравственным
последствиям;
-
супружеская семья. В последние десятилетия
появляется новый тип семьи, который
условно назван супружеским (смотрим
работы Голода Сергея Исаевича). В этой
семье основная ось отношений определяется
не родительством и родством, а личностными
взаимоотношениями партнеров.
Семьи
различаются также по особым условиям
семейной жизни.
Дистантная
семья. От слова дистанция, таким семьям
свойственно частое отсутствие одного
из супругов, связанное с особенностью
профессии (моряки, военные и т.п.). В
последнее время к таким семьям стали
относить семьи, где один из супругов
проживает отдельно от семьи по различным
мотивам (кроме случая развода).
Студенческая
семья. Большое количество браков в наше
время заключается среди студентов.
Высокая мотивация на брак у студенческой
молодежи существует уже на первом курсе.
Взгляд студентов на функциональную
нагрузку современной семьи отражает
ориентацию на психологизацию семьи:
психологическая функция занимает в ней
доминирующее место.
По
типам цивилизационной эволюции семьи
разделяются на патриархальные и
эгалитарные.
Патриархальный
тип семьи - необычайно устойчивый тип
семейных отношений. Семейные отношения
строятся на принципах иерархизма и
неравенства членов семьи, на принципах
принудительного коллективизма и
централизма: индивидуальные интересы
отдельных членов семьи полностью
подчиняются интересам семьи.
Эгалитарная
семья - это семья, основанная на
демократических отношениях, равенстве
мужчины и женщины, отношениях партнерства,
отмене всякой дискриминации. Здесь
царят гуманные методы воспитания,
основанные на доверии к личности ребенка,
его индивидуальности, воспитании чувства
собственного достоинства, самостоятельного
мышления, проявления инициативы,
предприимчивости. Основная функция
такой семьи - удовлетворение потребности
в общении, воспитание творческой
индивидуальности.
7)понятия и структура семьи
Простые социальные институты – организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечи-вающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института.
Классическим примером простого социального института является институт семьи. А. Г. Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак.
Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.
Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, т. е. систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.
Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:
-
вступление в брак – образование семьи;
-
начало деторождения – рождение первого ребенка;
-
окончание деторождения – рождение последнего ребенка;
-
"пустое гнездо" – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;
-
прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.
На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и их дети и т. д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.
На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими п околениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальные контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.
Как уже выяснилось, причиной, побуждающей людей объединяться в семейные группы, выступают потребности человека. Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога А. Маслоу, делится:
-
на физиологические и сексуальные потребности;
-
экзистенциальные потребности в безопасности своего существования;
-
социальные потребности в общении;
-
престижные потребности в признании;
-
духовные потребности в самореализации.
-
Сегодня мы часто слышим, что семья скоро отомрет. Многие социологи говорят, что институт брака в западных странах за последние 40 лет сильно ослабел. В качестве аргументов они называют легкость и частоту разводов, вступление в брак в более позднем возрасте, увеличение числа людей, никогда не состоявших в браке, рост количества незарегистрированных браков, доступность контрацептивов, рассматривая эти факторы как силы, подтачивающие основы семьи и сводящие на нет ее главную функцию - продолжение рода. Если такая тенденция сохранится, предостерегают социологи и демографы, то индустриальные общества иссякнут, поскольку не смогут воспроизводить сами себя. Многие россияне тоже выражают обеспокоенность по поводу того, в каких направлениях развивается семейная жизнь в последние десятилетия. Они считают, что институт семьи переживает кризис, и приводит многие признаки, толкуемые как симптомы упадка и дезинтеграции: количество разводов катастрофически возросло; уровень рождаемости снизился; увеличилось число матерей, не состоящих в браке; выросло количество неполных семей; матери, имеющие маленьких детей, существенно пополняют трудовую армию страны.
-
Без сомнения, значение брака изменилось, а вместе с ним изменился и институт семьи, но правомерно предположить, что семья будет продолжать адаптироваться к существующим условиям совершенно непредсказуемым образом, а исследования семьи и ее трансформации в условиях современного общества будут продолжать и углубляться.
9)основные и специфические функции семьи
Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т. е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т. к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения, состоящего из 2-детных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот. Но смотря на это иначе, в частности с позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на данном этапе увеличение деторождаемости и многодетных семей не есть позитивная сторона.
Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда...
Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.
Лучший пример – это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.
Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее. Огромную роль в составе восстановительной функции играет общение, в том числе интеллектуальное. Ведь близость в общении, доверие и разговоры на интересные темы способны сблизить людей сильнее физической близости.
Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг происходит у каждого по-своему. Кто-то смотрит ТВ, слушает музыку и т. д. это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе – путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов.
Сексуальную функцию не всегда выделяют в качестве самостоятельной, порою её включают в состав восстановительной. Однако для многих семей отсутствие сексуальной гармонии является серьёзной проблемой и даже способно провоцировать возникновение конфликтов между супругами. Более того, в этой области существует особая опасность – супружеская измена. Ведь зачастую её причиной является не временное «помутнение рассудка», сиюминутное влечение, а сознательное предпочтение своему супругу другого человека – более желанного. Конечно, люди должны противостоять этому, помнить о том, что нельзя предавать своего самого родного и близкого человека (а именно таковым должен являться супруг), этот факт может показаться предосудительным и аморальным – но это факт, и не считаться с ним как минимум неразумно. Поэтому тому, кто стремится создать крепкую и счастливую семью, необходимо учитывать желания и предпочтения супруга, нельзя пренебрегать чем-то и игнорировать те мелочи, которые могут впоследствии оказаться «началом конца». Не забывая, естественно, и об остальных сторонах супружеской жизни, в том числе (и, вероятно, в первую очередь) о духовной. Вообще расстановка приоритетов играет немалую роль, и пожалуй, именно в этом случае особую роль играет компромисс между супругами, их желание идти навстречу друг другу. Каждый из них ждёт от брака чего-то своего – но ведь не чего-то одного! Поэтому достигнуть взаимопонимания в этом вопросе можно, хотя это своего рода труд, и труд не «односторонний» - когда один супруг делает для другого всё, чтобы тот был счастлив, а второй лишь принимает это как должное, не пытаясь дать что-то взамен. И возможно, второй по значению фактор (после уступчивости) – это терпимость плюс внимание. Ведь идеальных людей не существует, да и читать чужие мысли умеют далеко не все. Хотя за годы совместной жизни супруги более, чем кто-либо другой (например, отец и дочь, братья, друзья) начинают чувствовать друг друга, понимать настроение и душевное состояние своей половинки.
Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т. д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому – деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах.
Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой – привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов.
Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.
11)воспитание как социальный институт
В современных модернизированных обществах существует целая система социальных институтов — исторически сложившихся устойчивых форм совместной деятельности членов общества по использованию общественных ресурсов для удовлетворения тех или иных социальных потребностей (экономические, политические, культурные, религиозные и др.).
Воспитание как социальный институт возник для организации относительно социально контролируемой социализации членов общества, для трансляции культуры и социальных норм, а в целом для создания условий удовлетворения социальной потребности — осмысленного взращивания членов общества.
Воспитание как социальный институт представляет собой развивающийся феномен, который возникает на определенном этапе развития конкретного общества, автономизируясь от процесса социализации.
Нарастающее усложнение структуры и жизнедеятельности каждого конкретного общества приводит к тому, что на определенных этапах его исторического развития:
· воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и социальное, роль, значение и соотношение которых не являются неизменными;
· воспитание распространяется от элитарных слоев общества к более низшим и охватывает все большее количество возрастных групп (от детей до взрослых);
· в процессе социального воспитания выделяются как его составляющие сначала обучение, а затем образование;
· появляется коррекционное воспитание;
· складывается диссоциальное воспитание, осуществляемое в криминальных и тоталитарных, политических и квазирелигиозныхсообществах;