Файл: 199556_1CAB7_kontrolnaya_rabota_istoriya_gpzs.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.06.2020

Просмотров: 289

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В период наивысшей концентрации и централизации власти ха­лифов значительна роль законов и распоряжений верховных правите­лей (аль канунзакон, фирмануказ и распоряжение халифа). Обычное право арабов (урф) официально не включается в число ис­точников права. Однако у неарабских исламизированных народов оно такую роль выполняло и продолжает выполнять (адаты родо­вые и племенные обычаи, в том числе правового назначения).

В предписаниях шариата различают пять разновидностей поведе­ния правоверного мусульманина, которые воспринимаются и как ре­лигиозно-моральные, и как законные. Среди них действия обяза­тельные, рекомендуемые, дозволенные, предосудительные (но не влекущие за собой применение наказания), а также запрещенные и подлежащие наказанию. Мусульманин должен соблюдать требова­ния шариата повсюду, даже за пределами своей страны. Ему запре­щается пить вино, играть в азартные игры, есть свинину, заниматься ростовщичеством и колдовством, иметь запретные книги. Он обязан принять участие в объявленной "священной" войне (джихад) с не­верными.

Основные институты. Личный статус. Полноправным статусом по шариату в той его части (фикх), которая относилась к юридическим началам, пользовались только мусульмане. Иноверцы (зиммии) зани­мали более низкое положение и облагались тяжелыми налогами. Са­ми правоверные платили закят (сороковую часть доходов от недви­жимого имущества), предназначенный в пользу бедных, что состав­ляло 2,5% суммы доходов. Было известно также ограничение дееспособности для малолетних, слабоумных, находящихся в состоянии опьянения. Мусульманкам запрещалось также выходить замуж за иноверца.

Вещные права. Среди этой категории прав особую разновидность составили вещи, которые не могли находиться в собственности мусульман (чистые вещи – воздух, море, пустыня, мечети и так называемые нечистые вещи – вино, свинина, запретные книги).

Имущественные права имели те, кто достиг совершеннолетия и находился в здравом уме. Факт достижения совершеннолетия удостоверялся судьей. Собственник мюлька, оставивший свою веру терял право на имущество. Оно переходило в этом случае к мусульманской общине либо к родственникам и наследникам.

Значительное количество земли и оросительных сооружений, а также источников пресной воды, оружия, драгоценностей и рабов находилось в распоряжении государства. Государственная земля сдавалась в аренду. Определенная часть принадлежала халифу и его семье на правах частной собственности.

Крестьяне платили два налога – тяжелый поземельный налог (харадж) и подушный налог (джизья). При взимании налогов дозволялось применять насилие – пытки, тюремное заключение и др.

Завоеванные земли поступали в распоряжение халифов и эмиров. Захваченное имущество делилось на несколько частей – добытчику, государству и мечетям. При Аббасидах к государственному, частному и общинному землевладению прибавились условные формы владения. Часть захваченных государственных земель предоставлялась в военную и государственную службу (икта). Владелец этой земли (мукта) собирал подати с подвластного населения в свою пользу. Со временем это владение стало передаваться по наследству и сравнялось по статусу с частным владением (мульк, мильк).


Особую разновидность собственности составил вакф (вакуф)обычно недвижимое имущество, переданное собственником для каких-либо благотворительных целей (мечети, медресе и др.). Лицо, передавшее вакф, сохраняло за собой право управлять (мутавили) и резервировать часть дохода для себя самого или для своих родственников. Вакуф был удобен еще тем, что он был освобожден от налогов и государственного обложения.

Исламское общество в принципе было бессословным. Все взрослые мусульмане-мужчины были равными перед Аллахом и его законом – не было привилегий и изъятий сословного характера.

Обязательственные отношения. Всесторонней разработке подвергнуты договорные права. Обязательства из договоров делились на срочные и бессрочные, возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние. Специфический институт односторонних обязательств носит название "обета".

Договор рассматривался как связь, возникающая по взаимному согласию, выраженному в документе, в неофициальном письме или высказанному устно. Недействительными признавались договоры, заключенные с безнравственными целями или с использованием изъятых из оборота и так называемых нечистых вещей. Обязанность по соблюдению договора, даже кабального для одной из сторон, считалась священной. Обязанность соблюдать "свои договоры" упо­мянута в Коране (23,8). В случае обнаружения скрытых недостатков в приобретенных вещах покупатель мог требовать возврата уплачен­ной суммы.

Ростовщичество осуждалось, но на практике имело место. Запре­щалось обращать в рабство должника, но должника можно было привлечь к отработке долга.

В отношении найма земли арендаторы на завоеванных террито­риях обязывались платить тяжелый государственный налог.

Объединения для совместного орошения или снаряжение торго­вого каравана оформлялись договорами союза и товарищества.

Брак и семья. Заключение брака рассматривалось как своеобраз­ная торговая сделка с необходимым согласием сторон и значитель­ным выкупом за невесту ее отцу.

Коран допускает иметь мужчине до четырех жен, но оговаривает это обязанностью предоставлять каждой жене имущество, жилище и одежду, которые соответствовали бы его положению. Принуждать рабыню к сожительству воспрещалось. Любой из четырех браков мог быть расторгнут, число разводов не фиксировалось. Муж мог развес­тись без объяснения причин, при помощи простого произнесения ритуальных фраз: "Ты отлучена" или: "соединись с родом" либо трижды сказанного слова "талак" (2,237).

Жена могла добиться развода только при содействии суда и при наличии следующих оснований: муж имеет физические недостатки, не выполняет супружеских обязанностей, жестоко обращается с же­ной или не выделяет средств для ее содержания.

В случае развода муж обязан выделить жене часть имущества "согласно обычаю". Разведенная женщина в течение трех месяцев оста­валась в доме мужа. Родившийся ребенок должен был оставаться в доме отца.


Наследственное право. Завещание не должно составляться в поль­зу законных наследников и превышать треть имущества. При насле­довании по закону за счет наследственной массы покрывались рас­ходы, связанные с погребением, затем оплачивались долги. Первыми в списке получателей наследства стояли дети, затем братья, дяди. Наследственная доля женщин составляла 1/2 доли мужчин.

Преступления и наказания. Особую группу составили преступле­ния против религии и общественного спокойствия. Отступление от ислама наказывалось смертной казнью с конфискацией имущества. Точно так же преследовались участники восстаний и сопротивляю­щиеся властям. Тяжким религиозным грехом считались разбой, кра­жа, употребление вина, прелюбодеяние, умышленное убийство или смертельное поранение, которые по обычному праву влекли кровную месть; с появлением ислама стало возможным возмещать ущерб денежным выкупом, если родственники убитого прощали убийцу.

Выкуп, который сопровождался двухмесячным постом и отпуском на волю раба-мусульманина, устанавливался также и за не­умышленное убийство. Не считалось преступлением убийство вора, которого поймали с поличным.

Некоторые наказания носили особо жестокий и устрашающий характер. Смертная казнь обычно проводилась публично путем повешения или четвертования, а затем тело казненного выставляли на всеобщее обозрение и поругание. Применялось также утопление и закапывание заживо в землю. Кораном предписывается за воровство отрубать руку мужчинам и женщинам (5,42). Однако руку отрубали при условии, что стоимость украденного не превышала установленного минимума (от четверти до целого динара). За первую кражу отсекали правую руку, за повторную – левую руку. Несогласные на выкуп родственники имеют право мстить по ветхозаветному принципу "око за око" (5,49).

В случае прощения, которое считается богоугодным делом, проводится градация между различным социальным статусом соответствующих лиц – "свободный за свободного, раб за раба, женщина женщину" (2, 173). Безусловной защите подлежит только жизнь младенцев, причем матерям запрещается детоубийство (60,12). Наказание за детоубийство не определяется, но запрет сам по себе оказался гораздо действеннее законов, принимавшихся у других народов.


Судебная система


Суды мусульманского права составляли как бы вторую (наряду с финансовой администрацией) часть государственной организации, реально связующую империю ислама. Верховная судебная власть в доктрине ислама принадлежала пророку и халифам как носителям справедливости.

Первоначально халифы сами и творили суд. В провинциях это делалось от их имени эмирами. Со временем управленческие и духовные обязанности потребовали создания специальных судей – кади.

Кади всегда оставались под верховной властью халифов, и высшие должностные лица могли отменять их решения. Собственно судебных инстанций, апелляций и т.п. в мусульманском праве не существовало. Жаловаться можно было только верховной власти. В IX в. кади были выведены из-под власти эмиров провинций, и всех, в том числе и в главные города, непосредственно назначал халиф. Право назначения судей сохранялось за халифами даже тогда, когда большинство светских и политических полномочий у них были отняты султанами. Если кади был назначен не халифом, его права вызывали сомнение. Наряду с обычными существовала должность верховного кади.


Первоначально, чтобы сделать должность судьи более независимой, жалованья им не полагалось. В правление Аббасидов должности стали платными и даже продавались. Это было тем более возможно, что мусульманские юристы и правоведы относились весьма отрицательно к занятию должности судьи: это считалось недостойным и неприличным, и приличия требовали от этого отказываться.

Правовые полномочия кади формировались постепенно. Так только с X в. закрепилось право судей решать дела о наследствах. В их обязанности входил и надзор за тюрьмами, решение дел о благочинии. При кади состоял свой судейский персонал из 4-5 служителей и писцов, в том числе судьи, которые разбирали самые мелкие споры.

Кади проводил суд, как правило, во вспомогательных помещениях мечети. Тяжущиеся обращались в суд при помощи записок, и сами должны были явиться в суд. Однако активного участия в судоговорении не принимали.

С IX в. сложился один из самых своеобразных и не имеющих аналогии институт мусульманского судопроизводства – "постоянные свидетели".

Поскольку право требовало принимать свидетельские показания только от лиц, пользующихся хорошей репутацией, кади вел список таких свидетелей, постоянно приглашая их на заседания суда. Они свидетельствовали акты, по четверо участвовали в разборе дел. Иногда такие "свидетели" брали поручение самостоятельно разбирать мелкие дела от имени судьи.

Должности судей в значительной степени сделалась наследственными. Во многом еще и потому, что судопроизводство, основываясь на Коране и сунне, сохраняло характер обычного права и ориентировалось на традицию судебной практики.

Кроме духовного суда кади, в халифате были и светские суды. В них попадало "всякое дело, разрешить которое кади было не под силу и разрешить которое должен был имеющий больше власти". В светский суд чаще поступали уголовные и полицейские дела. Назначал светских судей везир. В светском суде можно было обжаловать решение суда кади. Высшей инстанцией светской юстиции (хотя собственно жесткой подчиненности не было) считался придворный суд. Нередко его творили везиры, управляющие дворца. Со второй половины IX в. халифы сами не участвовали в разрешении конкретных дел.

Светский суд был менее ограничен рамками Корана и традиции. В нем господствовало местное право, применялись такие наказания, какие запрещались в судах кади (например, телесные). Но здесь возможны были мировые сделки, свидетелей приводили к присяге, усмотрение суда было в большей степени свободным.

Наказание приводилось в исполнение в присутствии судьи в лю­бом общественном месте, за исключением мечети. Женщина при осуществлении наказания должна быть сокрыта под покрывалом. Мужчина наказывается в таком одеянии, которое не смягчало бы мучительности наказания. Смертная казнь чаще всего осуществля­лась путем перерубания шеи, а не отсечения головы. Допускалась также казнь через четвертование, удушение, распятие. За неосторож­ное убийство Коран предусматривает денежный выкуп и религиозно-искупительную жертву – освобождение раба-мусульманина.