Файл: 199556_1CAB7_kontrolnaya_rabota_istoriya_gpzs.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.06.2020

Просмотров: 300

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После смерти Мухаммада объединение арабских племен продолжилось. Власть в союзе племен была передана духовному наследнику пророка – халифу. Внутренние противоборства были подавлены. В правление первых четырех халифов ("праведных") арабское протогосударство, опираясь на всеобщее вооружение кочевников, стало быстро расширяться за счет соседних государств. Завоевания были продолжены в период правления халифов из рода Омейядов (661-750). В это время арабы подчинили себе Сирию, Иран, Северную Африку, Египет, Среднюю Азию, Закавказье, Афганистан, многие владения Византийской империи, Испанию и даже острова в Средиземном море. Сложилась наднациональная империя, основой единства которой стали ислам и новая военная и налоговая система. Государственность раннего халифата была развита слабо, система администрации была перенята из завоеванных Ирана и Византии. Большая часть земель была объявлена собственностью государства, и на этой основе (по византийскому образцу) стала формироваться система полуфеодальных пожалований под условием военной службы. Основой собственной налоговой системы стало привилегированное обложение правоверных мусульман и отягощение иноверцев. В начале VIII в. государственность стала приобретать более оформленный вид: началась чеканка собственной монеты, арабский язык стал общегосударственным.

После внутренних смут правление в империи перешло к династии проиранских правителей – Аббасидов (750-1258). Столицей государства стал Багдад. В государстве упрочились своеобразные отношения государственного служилого феодализма. Обособилась собственность мусульманских религиозных учреждений (вакф). В IX в. завершилось формирование централизованной общегосударственной администрации. Несмотря на прекращение завоеваний, период IX-X вв. стал временем своеобразного мусульманского ренессанса, расцвета культуры, богословия, юриспруденции.

К концу IX в. обозначились центробежные тенденции в обширной империи. Они опирались на феодальные стремления отдельных правителей, особенно тех, кто утвердил свою власть на местах без ее признания халифами. В сер. X в. окрепшие правители Ирана захватили власть в центральных областях империи, оставив xaлифaм номинальную духовную власть. Лишение халифов политической власти вызвало закономерный процесс распада обширного государства, не обладавшего никакой внутренней прочностью и единством В XI в. в Иране и Малой Азии возникли самостоятельные султанаты, номинально признававшие сюзеренитет халифов. В XIII в. Средней Азии сложилось обширное государство мусульманских правителей – хорезмшахов, объединившее большую часть прежних владений халифата. Еще ранее в самостоятельные государства обособились Кордовский халифат в Испании, султанаты Северной Африки. Окончательный разгром азиатских владений бывшей арабской империи произошел в ходе монгольского завоевания. Багдадский халифат был упразднен. Династия и власть арабских халифов несколько веков еще сохранялись в государстве мамлюкских правителей в Египте, ставшем временно священным центром мусульман, пока в XVI в. он не попал под власть новой мощной образующейся на Ближнем Востоке политической силы – Османсксой империи.



Организация власти и управления


Арабская империя – и в целом, и отдельные составившие ее государства была в чистом виде теократией, т.е. государственностью, все властные и административные (и даже социально-правовые) принципы которой определялись религией ислама и непререкаемым авторитетом духовного главы. В начале халифата таким главой был пророк Мухаммад. Ему в равной степени принадлежала и светская, и духовно-религиозная власть. Верховенство правителя основывалось и на верховной собственности государства на землю: точнее, земли принадлежали только Аллаху, от имени которого ими распоряжались земные властители.

После смерти пророка правителями арабского государства стали халифы. Халиф (от араб. "халифа" – заместитель) считался полноправным наместником пророка со всеми светскими и духовными правами. Позднее халифа стали считать непосредственно заместителем самого Аллаха. Полномочия его ограничивались только предписаниями Корана. Причем постановления и судебные решения первых четырех халифов, непосредственных преемников пророка получили даже значение священного предания (сунны).

В течение первых 60 лет государства халифов избирали – либо советом родовой знати, либо решением "всех мусульман" (т.е. Мекки и Медины). С правлением Омейядов власть халифа стала наследственной в роде, хотя абсолютно выверенной традиции не сложилось.

В период правления Аббасидов положение халифа кардинально изменилось. Рядом с ним стал (945) светский правитель – султан, которому подчинялись армия, бюрократия, местные правители, администрация. Халифу сохранялись духовные полномочия, а также высшая судебная власть.

До X в. арабская государственность формировалась преимущественно военной организацией (сплачивавшейся постоянными завоеваниями), единой налоговой системой и общей политико-религиозной властью. Общегосударственной администрации не существовало.

К началу X в. при халифах появляется должность везира – вначале старшего из чиновников, потом главы правительства и всей администрации империи. Везира назначал халиф, вручая управителю особое одеяние. Везир управлял государственной администрацией самостоятельно, предоставляя халифу (султану) еженедельные отчеты о делах. Должность его к концу X в. стала наследственной в родах, и "сыны везиров" сформировали как бы особую прослойку высшей бюрократии, к XI в. значение поста везира упало, подчас назначались даже по двое везиров, в том числе даже из христиан.

Области-провинции существовали в халифате отдельно друг от друга и от центральной власти. Правители областей носили титул эмира (верховный). Нередко, закрепив за своим родом наследственную власть, эмиры принимали и более звучные титулы – шахиншаха и т.п. И политически, и юридически они обладали практически полнотой власти в своей провинции, подчиняясь религиозному авторитету халифа и центральной администрации.


Каждая область-провинция имела в столице халифата Багдаде свое представительство – диван, занимавшийся ее делами. В свою очередь областной диван подразделялся на 2 отдела: основной (асл), ведавший распределением и сбором налогов, земельной политикой, и финансовый (зимам). В конце IX в. один из халифов объединил областные диваны в ведомство двора, попытавшись создать из этого подобие центральной администрации, где были бы подотделы по укрупненным районам: канцелярии по делам Запада, по делам Востока и по делам Вавилонии. После нескольких преобразований, сопряженных с общим усилением централизованной власти в сер. X в., при дворе багдадских халифов сформирмировалась централизованная администрация. К четкому распределению прав и функций так и не пришли, но всего существовало до 11 отдельных ведомств.

Наиболее важным было военное ведомство (все они назывались диванами), где были палата военных расходов и палата набора войск. Отдельные воинские части управлялись самостоятельно. Самым разветвленным было ведомство расходов, предназначенное для обслуживания двора. В нем было до 6 особых палат советников по разным делам. Государственное казначейство было контрольным ведомством, где велись книги учета казны. Ведомство конфискаций вело делопроизводство по столь важной статье взаимоотношений власти с подданными, нарушившими порядок и законы службы. Оформлением всевозможных документов и грамот о назначениях занималась специальная Канцелярия писем; она же вела и корреспонденцию халифа.

Одним из главнейших на деле было Главное ведомство дорог и почт, которое контролировало отдельных чиновников почты, дорог. На чиновниках этого ведомства лежала обязанность явной и тайной информации власти о происходящем в империи, поэтому в его ведении была сеть осведомителей. Особое ведомство составлял кабинет халифа, где велось делопроизводство по прошениям. В ведомстве печати после согласования в других ведомствах придавалась сила распоряжениям халифа. Отдельно существовало банковское ведомство, наиболее уникальное учреждение, где производились обмен денег и другие расчеты.

Управляющие ведомствами (сахибы) подразделялись на три ранга. Соответственно рангам им назначалось жалованье. Правда, со временем сложилась традиция выплачивать государственное жалование лишь за 10 из 12 месяцев в году. Однако выручала практика многочисленных совмещений должностей.

При наместниках провинций были свои везиры. Провинциальную администрацию представляли также командующий областными войсками – амир и гражданский правитель – амил; в обязанности последнего главным образом входил сбор податей.

Чиновники могли набираться только из свободных и составляли как бы особое сословие. Военное офицерство преимущественно вербовалось из несвободных. Это делало их более лично зависимыми от верховного военачальника и от халифа. Получая значительное жалованье, чиновники сами должны были содержать свои конторы, писцов и других мелких служащих.


В Омейядском халифате, имевшем соприкосновение с римским культурным наследием и произведениями греческих авторов, обра­зовалась прослойка людей, которые стали интересоваться вопросами богословия и законоведения самостоятельно и вне связи с правящим классом и его аппаратом. Правоведы столь широкого профиля могли быть судьями на службе у отдельных правителей, но могли быть и весьма критически настроенными служителями, считая и доказывая, что правители отходят от требований "богооткровенного права".

Аббасиды тоже старались считаться с мнениями правоведов. Ре­шения законоведов не вводились в практику сразу и непосредствен­но, а лишь постольку, поскольку правители сами избирали их в ка­честве доктринальной основы для своих политических или судебно-карательных действий. На практике законоведы обсуждали и обоб­щали гораздо больше, чем практические законоведческие вопросы в современном смысле: они интересовались и признавались автори­тетными советчиками в области ритуалов и обрядов, этикета и мо­ральных заповедей. Богооткровенное право простиралось, таким об­разом, на весь уклад жизни и становилось в силу этого "богооткровенным образом жизни".

При Аббасидах и их наместниках мечети из средоточия государственной жизни, в том числе правосудной деятельности, превращались в богослужебные заведения. При таких заведениях возникали начальные школы обучения азбуке и Корану. Знавший наизусть сти­хи Корана считался закончившим свое обучение. Некоторые из на­чальных школ, по-видимому, были не только духовными, но и свет­скими (обучались дети иноверцев, запрет на это был введен в сере­дине IX в.). Люди науки и философы вначале группировались в мечетях и занимались с отдельными любознательными людьми здесь и в других местах. Такова была первоначально деятельность живших при первых Аббасидах основоположников четырех главных толков (мазхабов), на которые разделился правоверный мусульманский мир: Абу Ханифы в Куфе (Сирия), Малика ибн Анаса в Медине, Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии в Мекке (потом в Каире) и Ахмада ибн Ханбала в Багдаде. Богословские толки были одновременно и законоведческими толками.


Мусульманское право: возникновение, источники и основные институты


В широком смысле слова оно представляет собой социально-нормативный свод самых различных по происхождению и характеру, но основанных на религиозных заповедях правил поведения. Такие правила включают в нерасчлененном виде собственно религиозные нормы-требования, сосуществующие или совмещаемые с правилами нравственными, юридическими, этическими и даже эстетическими. Мусульманское право в узком смысле слова выросло из ислама как "богооткровенное право", аналогичное в этом смысле законам Мои­сея, заповедям Христа; оно входит в ислам, санкционируется исла­мом, но тем не менее выступает и как автономное нормативное об­разование, обособленное от некоторых других частей ислама, отно­сящихся к ритуалу, к правилам добродетельного и благочестивого поведения мусульманина.


Мусульманское право нередко обозначают словом шариат (от араб. "шариа" – правильный путь), смысл которого передается вы­ражением "то, что открыто Богом". Такое толкование частично сов­падает с правопониманием позитивистов – "право есть то, что пове­лел суверен (правитель, парламент и т.д.) в законе". Мусульманское право в этом смысле предстает своего рода законом Божьим, чему в большой мере способствует наличие кодифицированных священных текстов, т.е. собранных в некое фиксированное число священных текстов и книг. Для законоведов особое значение приобрели Коран и Сунна.

Коран первый источник мусульманского права. Само слово "коран" происходит от слова "читать" и чаще всего передается выра­жением "произносить речитативом, декламировать". Коран содержит откровения, которые Аллах ниспослал Мухаммеду и которые Пророк затем излагал. В Коране есть слова: "И так Мы ни­спослали его, как арабский судебник" (16, 105).

В первые годы после кончины Пророка применяли три способа формулирования правил, если не находили их в тексте Корана. Во-первых, прибегали к помощи "прецедентов", которыми стали счи­тать "предания о словах и поступках Пророка" (хадисы), собранные в Сунне (от араб. "тропа, по которой ходил Пророк"). Обращались также к древним обычаям Медины, из которых делал заимствования и сам Мухаммед. Наконец, обращались к собственному чувству справедливости (рай). Однако последний способ, к которому был вынужден прибегать факих (законовед), был довольно быстро вытес­нен Сунной.

В Коране есть выражения "Сунна пророков" и "Сунна Аллаха" в значении поведения Аллаха в общении с древними народами, кото­рых он подверг каре за неверие. Но вне Корана Сунна воспринима­лась как собрание слов и поступков (деяний) Мухаммеда и в расши­рительном значении как свод обычаев и правил поведения древней общины, практика и теория мусульманского правоведения. Со временем свод преда­ний (хадисов) был канонизирован и собран в шести сборниках, при­способленных к судебной практике и потребностям законоведения (IX в.). В эти сборники вошли нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебно-процессуального права, а также пра­вила об отпущении рабов на волю и др.

Помимо Корана и Сунны, к источникам права относится иджма – вначале толкуется как общее согласие мусульманской общи­ны (аль-умма), а затем как "общее согласие законоведов" из числа имамов, муфтиев и муджтахидов. Этот источник освящен авторите­том Мухаммеда, который однажды сказал: "Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает". К этому роду источников права примыкает фетва (решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопро­сам).

Значительные облегчения (на случай молчания первых источни­ков или знатоков) приносит решение по аналогии, обозначаемое термином кыяс (решение юридических дел по аналогии).