Файл: 199556_1CAB7_kontrolnaya_rabota_istoriya_gpzs.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.06.2020

Просмотров: 299

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Основные тенденции развития права в XX веке.


Новейший период истории права отмечен значительным ростом законодательной активности, затронувшей помимо традиционных фундаментальных отраслей – гражданского и уголовного права – также область конституционного права и секторы обычного и тради­ционного права в развивающихся национальных правовых системах. Определенное воздействие на эти перемены оказали глобальные сдвиги и процессы, связанные с возникновением, а затем и распа­дом стран социалистического лагеря, возникновением зоны нацио­нально-освободительных движений в Азии, Африке и Латинской Америке, и др. Торговый оборот между развитыми и развивающими­ся странами только после 60-х гг. XX в. вырос в десятки раз. Отдельные транснациональные корпорации имеют в этот период торговые и финансовые сношения с половиной стран мира.

Основные перемены в области структуры отраслей национальных правовых систем можно рассматривать по крайней мере с двух раз­ных позиций – с точки зрения новаций в области классических приемов фиксации источников права (обычай, закон, кодекс, преце­дент) либо новаций в самой структуре отрасли законодательства (из­менения в дефинициях, содержательных характеристиках отдельного правового института: договора, обязательства, процедурного прин­ципа и т.д.). Ко второй категории новаций можно отнести и явле­ния дифференциации отраслей законодательства либо их интегра­ции.

Резкое увеличение массы нормативного, в том числе кодифицированного, материала значительно усложняет работу судебных учре­ждений, не говоря уже о трудностях ориентации в этой массе мате­риала для обывателя.

Судебное (прецедентное) правотворчество сохраняется в основ­ном в странах англосаксонского семейства права. Однако и здесь вносятся коррективы. В 1966 г. Палата лордов приняла решение о том, что отныне она не считает себя связанной вынесенными ею су­дебными решениями и постановлениями (прецедентами) и оставляет за собой право решать вопросы по своему усмотрению.

Для структуры национальных систем права характерны адаптация к явлениям государственного вмешательства во многие сферы обще­ственной жизни (не только экономической) и вызванное таким вме­шательством дробление традиционных отраслей, а также возникно­вение новых, например таких, как патентное и авторское право, банковское, природоохранное, детское, космическое право и др. По­требности в регулировании сложных и взаимосвязанных областей социальной жизни и правового общения вызвали появление таких комплексных отраслей права, как деловое право (business law) в США, хозяйственное право в Германии и Австрии, экономическое право в Бельгии и Франции, и т.д. Кроме того, характерно выделение следующих отраслей регулирования: антитрестовского (антимонопольного, преимущественно торгового) законодательства и права юридических лиц в США.


Наконец, особое значение стали иметь образцы международного универсального права (международные договоры, конвенции, пакты и т.д.) и международного регионального права (европейское право, панамериканское право и др.).

Гражданское и торговое законодательство. Антимонопольное законодательство

В области источников права здесь наблюдается рост кодифицированного массива законодательства и уменьшения судебного правотворчества, хотя сохраняется значение учено-догматических толкований и влияние региональных и международных нормативно-правовых источников.

Среди участников гражданских лично-имущественных правовых отношений неизмеримо возросло число и значение юридических лиц. Законодательство об акционерных обществах – наиболее изменчивая и часто совершенствуемая область законодательства.

Для послевоенной истории акционерного законодательства стало характерным регулирование деятельности суперобъединений предпринимателей, акционерных обществ и промышленных корпораций, которые получили особое распространение после Второй мировой войны. С помощью рычагов финансового и административного контроля эти суперорганизации становятся монополистами в области не только производства, но и сбыта.

Антитрестовский характер текущего законодательства следует понимать и в более узком смысле – в смысле запрета некоторых видов договоров, которые ведут к неправомерной дискриминации и ослаблению свободной торговли: когда договоры "связывают" или "стесняют" конкуренцию. К антимонопольному законодательству непосредственно примыкает законодательство о защите прав потребителей.

Послевоенный период отмечен некоторыми подвижками в такой консервативной области правового общения, как семья и лично-имущественные отношения в семье. Во многих странах признано равноправие мужчины и женщины, в т.ч. в политико-правовом общении.

Карательное законодательство

Основные изменения в карательной политике и праве на законное возмездие связаны с новациями в системе наказаний, пересмотром степени тяжести отдельных преступлений, практикой составления модельных кодексов там, где преобладает прецедентная система (опыты США), и с принятием новых кодексов (Французский карательный кодекс 1994 г., редакция Германского Уголовного кодекса 1975 г.).

Трудовое и социальное законодательство

Трудовое законодательство сегодня выражает совокупность требований, относящихся к субординированному (совместному и подвластному) труду, к общению между нанимателем и его платными работниками. Оно включает в себя требования и правила трудового договора, коллективного соглашения, а также перечень условий и способы осуществления права на создание профсоюза, на проведе­ние забастовки и др.

Долгое время в нашей литературе под социальным законодатель­ством понимался круг законодательного регулирования, связанный с социальным обеспечением – пенсиями, пособиями, охраной здоро­вья, иногда школьным бесплатным образованием. В корпусе соци­ального законодательства существует один из элементов, который нередко заслоняет другие, – это трудовое законодательство. Вот по­чему трудовое законодательство нередко ставится в качестве главно­го опознавательного знака всего социального законодательства.


Со временем социальное законодательство сильно раздвинуло свои рамки и охватывает сегодня не только сферу труда и помощи в беде и нужде, но также сферу отдыха, пользование культурными, ма­териальными и духовными ценностями, а в конце XX в. еще и поль­зование пригодной для жизни окружающей средой – воздухом, во­дой, пищей.

Современное социальное законодательство, таким образом, пред­стает разновидностью защиты и обеспечения пользования правом на жизнь, на достойное человека существование, обеспечиваемые и са­мим человеком, и различными человеческими общностями (семья, трудовой коллектив, благотворительные фонды и т.д.), включая го­сударство. Государство делает это с помощью организованного сбора различных средств и распределения их в виде тех или иных благ, а также законодательного регулирования сферы труда, отдыха, образо­вания, культуры, медицинского обслуживания и охраны окружаю­щей среды. Частными проявлениями этой богатой своими возмож­ностями регулирующей деятельности можно считать альтернативную службу в армии, компенсации жертвам войны, массового террора или техногенных катастроф. Не следует забывать и о жертвах сти­хийных бедствий, жертвах обмана торговых или финансовых мошен­ников, жертвах терроризма новых религиозных сект, а также жертвах незаконных медицинских и психиатрических экспериментов. Особая проблема, родственная предыдущим, встает в связи с необходимо­стью ресоциализации отбывших наказание сограждан и дальнейшей гуманизации исправительно-наказательной системы.

Правильнее было бы связать трудовое и пенсионное, а также школьно-дошкольное материальное обеспечение с социальным за­конодательством, предметом которого в современных условиях сле­довало бы считать регулирование и обеспечение достойного челове­ка существования во всех областях его жизнедеятельности. Одним из важных направлений является общественное призрение – забота о людях, живущих вне нормальной и привычной обстановки, зани­мающихся бродяжничеством, попрошайничеством, выбитых из при­вычной жизненной колеи.

Гарантирование права на достойное человека существование вы­растает из гарантий социальной защиты, включая социальное обес­печение и систему социального страхования, которые в конце XX в. разрастаются во всесторонние системы социального обеспечения и в комплексную политику социальной защиты. Правосудие и само ре­гулирование прав и свобод в деле социальной защиты также состав­ляют важную разновидность обеспечения социальных прав.

Гарантом социальной защиты выступает государство в целом, и в этой связи современное государство нередко именуется социальным. В таком государстве провозглашается забота об общем благе для все­го общества и отдельного гражданина, причем государство выступает одновременно социальным работником, разработчиком экономиче­ских планов, распределителем национальных ресурсов, инвестором, организатором просвещения, устроителем летнего отдыха.


Особый ареал социальных и личных прав образуют: право на труд, право на проживание, право потребления, право на здоровую (пригодную для обитания) окружающую среду, а также право на воз­мещение ущерба от несчастного случая и новое, более широкое ис­толкование права жертвы преступного посягательства.

Административное право (регулирование государственной службы)

Роль государственных служащих в современной управленческой и правоприменительной практике столь велика, что некоторые уче­ные стали предсказывать смену всех общественных устройств и всех эволюционирующих формаций единой формацией – бюрократиче­ской. М. Вебер, знаменитый историк и социолог, предрекал в начале века, что не капитализм сменится социализмом, а тот и другой заме­нит единая бюрократическая формация, в которой всем будет за­правлять просвещенная и деловая управленческая прослойка бюро­кратов.

При всех достоинствах квалифицированного и компетентного аппарата, комплектуемого на конкурсной экзаменационной основе, ему присущи все недостатки централизованного и посреднического варианта управления – волокита, групповой эгоизм, расточительст­во, подверженность коррупции и др. Расточительство, вероятно, яв­ляется наиболее привычной темой для критики тех или иных отрядов государственных бюрократов.








Литература


  1. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. – М.: Норма, 2007

  2. История Древнего Востока: материалы по историографии. Учебное пособие / Сост. А. А. Вигасин, С. С. Соловьева, О. В. Томашевич; Под ред. В. И. Кузищина, А. А. Вигасина. – М.: Изд- во МГУ, 1991

  3. Крашенинникова Н.А. Индусское право, история и современность. – М., 1988

  4. Крашенинникова Н.А. История права Востока. – М.: Изд- во МГУ, 1994

  5. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. В 2 т. – М.: Остожье, 1998

  6. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. В 2 т. / Под редакцией К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. – М.: Юрист. 1996