ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2020
Просмотров: 3317
Скачиваний: 14
Итак, мы, по существу, должны для каждого конкретного базового продукта и базовой услуги продумать, что надо изменить в этом продукте, чтобы он приблизился к оптимальному. То есть мы должны выработать рекомендации по их доработке.
Выработка рекомендаций необходима нам для составления условий будущего договора с каждым выбранным поставщиком услуг.
Выбор по описанному критерию еще сильнее сузит рассматриваемый нами набор базовых турпродуктов. После этого, исходя из объема имеющихся в нашем распоряжении ресурсов, которые могут быть направлены на создание, продвижение и реализацию нового продукта, и, зная по опыту, какие ресурсы понадобятся для отправки каждого нового туриста, мы можем оценить, какой объем базовых услуг – количество мест в средствах доставки туристов в дестинацию, количество мест в средствах размещения и т. д. мы можем обработать, имея такие ресурсы. Более подробно этот вопрос мы рассмотрим в экономической части данного пособия.
Следующий принцип отбора базовых услуг и турпродуктов:
2) Поставщики выбираемых услуг и турпродуктов должны удовлетворять критерию надежности и стабильности.
Соблюдение этого
требования означает, что, договорившись
с данным контрагентом о конкретных
условиях обслуживания наших туристов,
мы можем быть уверены в том, что всех
туристов и встретят, разместят и
предоставят весь комплекс услуги в
полном объеме и надлежащего качества
в соответствии с условиями договора и
подтвержденной заявкой на обслуживание.
Проверка надежности поставщиков услуг – это не единовременная задача. Она должна вестись постоянно: во время работы – по отзывам туристов и собственному опыту общения.
Условие стабильности в первую очередь относится к качеству услуг, предоставляемых туристам поставщиками услуг. Ведь турпродукт, как мы помним, это комплекс услуг и товаров, объединенных общей целью. Ориентируя свой турпродукт на определенную целевую группу, мы подбираем все составляющие этого комплекса с таким уровнем качества, который соответствует требованиям целевой группы. И очень важно чтобы этот уровень качества всех услуг и товаров не снижался, поскольку самые благоприятные впечатления от многих использованных туристом услуг могут быть испорчены низким качеством всего лишь одной услуги или некомпетентностью всего лишь одного представителя обслуживающего персонала.
3) Следует стремиться к охвату разнообразных наиболее содержательных базовых услуг и турпродуктов, причем все выбираемые услуги и турпродукты должны соответствовать целям проектируемого турпродукта.
В лечебно-оздоровительном туризме, например, желательно в выбранной дестинации охватить разнообразные по своим лечебным свойствам курорты, а также средства размещения, максимально соответствующие целям нового турпродукта. Предпочтительны курорты, обладающие большим разнообразием лечебных факторов, и средства размещения, которые, соответствуя требуемому уровню комфорта и обслуживания, предлагают наибольшее количество услуг.
Примеры: На используемом нами для иллюстрации Черноморском побережье это такие курорты, как Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи. И желательно задействовать в своем турпродукте все эти курорты, поскольку они обладают разным климатом, разными лечебными факторами, привлекающими разные категории людей.
Так, в Анапе климат сухой степной, очень полезный для детей и людей, страдающих заболеваниями дыхательных путей. Есть целебные грязи, которыми успешно лечат заболевания суставов. Кроме того, пляжи Анапы обладают важной особенностью: при входе в море глубина нарастает медленно, дно песчаное, ровное.
Все эти факторы вызывают большой интерес к отдыху в Анапе родителей с детьми, людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и легочными заболеваниями. Здесь много соответствующих пансионатов и санаториев.
Геленджик, расположенный всего в 130 км южнее Анапы, - курорт совершенно иного типа: Геленджик окружен горами, климат здесь горно-морской, иной характер прибрежной зоны моря. В Геленджике три Аквапарка, один из них - самый большой в России. Есть Парк экстремальных развлечений, много кафе, ресторанов.
Этот курорт предпочитают любители веселого и шумного отдыха.
Туапсинский район протянулся вдоль берега моря на 60 км. Здесь мягкий довольно сухой субтропический климат средиземноморского типа. Эти места привлекательны для семейных туристов и любителей спокойного отдыха.
И, наконец, район Большого Сочи. И этот район не похож ни на один из рассмотренных выше курортов. Здесь к морю спускаются отроги Главного Кавказского хребта, закрывающие этот курорт от холодных северных ветров. Здесь настоящий субтропический климат, причем довольно влажный. Уникальность этого района состоит в том, что период купания здесь составляет более пяти месяцев (с середины мая по конец октября), зимой цветут розы, а при этом совсем рядом, в получасе езды находится знаменитая «Красная поляна», где значительную часть года можно заниматься горнолыжным спортом. В Сочи немало природных лечебных факторов: это и знаменитая мацестинская вода, и йодобромные воды Кудепсты, и иловые адлерские грязи.
Сочи – самый престижный и самый дорогой российский курорт.
Видим, что все основные курорты дестинации заметно отличаются друг от друга по многим параметрам.
Пример турпродукта, связанного со спортивным туризмом: «Сплав по рекам Алтая». Здесь базовая услуга – услуга единения с природой в преодолении различных препятствий. Анализируя базовые услуги и турпродукты, стоит выбирать различные по технической сложности маршруты и, при этом, наиболее содержательные, то есть содержащие разные по характеру препятствия, разнообразные природные ландшафты и культурные объекты.
В экскурсионном турпродукте, посвященном, например, архитектуре определенного стиля, необходимо отбирать объекты показа, относящиеся к этому стилю, причем, выбирать разные здания, каждое из которых наиболее ярко отражает то или иное свойство, те или иные элементы этого стиля, а также здания, наиболее полно сочетающие в себе все свойства и элементы данного стиля. Содержательными должны быть не только объекты показа, но и рассказы экскурсоводов об этих объектах.
Все отбираемые услуги и турпродукты должны соответствовать целям проектируемого турпродукта: в нашем примере – «Семейный отдых туркласса на Черноморском побережье России» общая сформулированная нами ранее цель: «Эффективный отдых и оздоровление в условиях черноморского климата и комфорта». А раскрывающие ее частные цели: - «Проживание в современном пансионате уровня 3*- 4* звезды с собственной благоустроенной территорией, в условиях безопасности и высокого комфорта»; - «Качественное питание, богатое витаминами»; - «Интеллектуальное и физическое развитие ребенка».
Следование указанному принципу означает, что выбираемые нами средства размещения должны максимально обеспечивать эффективный и качественный отдых, т.е. быть уровня 3*- 4*, иметь свою обустроенную охраняемую территорию, свой оборудованный пляж, номера со всеми удобствами, питание, богатое свежими овощами и фруктами, различные кружки для детей, спортивные площадки, педагогов, тренеров.
Другой пример: «Спортивный сплав по рекам Алтая». Цели турпродукта: -«Общение с дикой природой в преодолении водных препятствий»; - «Пожить в дикой природе»; - «Испытать себя в экстремальных условиях», и т. п.
Здесь соответствие всех услуг указанным целям означает, что в качестве средства размещения гостиницы не годятся и размещать туристов надо в палатках; пищу туристы самостоятельно готовят на костре; - средства передвижения – катамараны, рафты или плоты. Соответственно целям тура выбирается и все снаряжение: рюкзаки, спальные мешки, гидрокостюмы, спасжилеты, весла, шлемы, одежда, обувь и т. п..
Следование сформулированному принципу позволит туроператору привлечь к своему турпродукту максимальное число покупателей.
4) Выбираемые базовые и прочие услуги и турпродукты должны быть примерно одного класса обслуживания, а их себестоимость для туроператора должна соответствовать выбранной ценовой категории проектируемого турпродукта.
Говоря ранее о ценовой категории проектируемого турпродукта, мы соотносили ее с уровнем доходов выбранной целевой группы. Мы отмечали, что целевая группа это слой людей, одним из признаков которого является принадлежность всех его членов одному экономическому сегменту потребительского рынка. То есть, это люди, имеющие примерно одинаковый уровень доходов. Выбирая турпродукт, такой человек делает свой выбор в соответствии с уровнем своих доходов и своим социальным статусом. Собираясь на курорт и имея возможность жить в гостиницах уровня 3*-4*, он не захочет оказаться в гостинице 1*-2*. Но туроператору важно знать и такую психологическую особенность человека, как отсутствие психологического комфорта в условиях, не соответствующих социальному статусу человека. Под такими условиями можно, в частности, понимать размещение в гостинице уровня 5*, - если человек привык жить в гостиницах уровня 3*. Известны случаи, когда принимающая сторона в силу тех или иных обстоятельств размещала туристов не в оплаченный ими отель 3*, а в существенно более качественный и комфортабельный. После возвращения из тура некоторые туристы обращались с жалобами именно на факт такой замены. По их словам, попав в дорогой комфортабельный отель, они чувствовали себя очень некомфортно.
Указанному классу обслуживания должны соответствовать все основные услуги. Например, в экскурсионном туре туристского класса обслуживания экскурсионный автобус должен быть современным, комфортабельным, с панорамными стеклами, кондиционером.
В индивидуальном туре первого класса обслуживания необходим легковой автомобиль бизнес-класса, индивидуальный экскурсовод и т. д.
5) Себестоимость для туроператора услуги размещения должна соответствовать уровню средства размещения В ЦЕЛОМ
Себестоимостью для туроператора услуги размещения в каком-либо средстве размещения мы будем называть ту цену, которую туроператор платит за размещение здесь своих туристов.
Что мы вкладываем в понятие «Уровень средства размещения в целом»? Чтобы прояснить этот вопрос, необходимо заметить, что, во-первых, отсутствует классификация таких средств размещения, как пансионаты, санатории, дома отдыха. Во-вторых, общая оценка уровня средства размещения потребителем существенно зависит от того, с какой целью этот потребитель оказался в данном средстве размещения. Так, человек, приезжая куда-то по делам и размещаясь в гостинице, оценивает ее уровень с точки зрения «выспаться и перекусить» и удобства добираться к цели приезда. Его не волнует отсутствие у гостиницы территории, отсутствие самых разнообразных дополнительных услуг, окружение и многое другое.
Совсем иначе человек оценивает уровень средства размещения на морском курорте, например, пансионата, в котором он собирается провести свой отпуск с женой и ребенком. В этом случае очень важным становится и расположение пансионата, качество и расположение номера, наличие территории и ее обустроенность и озелененность, наличие и качество пляжа, расстояние до него, наличие душа, навесов, лежаков, туалета, водных развлечений, а также наличие в пансионате самых разных дополнительных услуг: бассейн, сауна, развивающие кружки для ребенка и т. п. Более того, ему важно, что находится рядом с пансионатом – парк, такие же здравницы или какое-нибудь предприятие или улица с оживленным автомобильным движением.
И в своей оценке уровня данного пансионата турист учитывает все это большое количество факторов. Соответственно и туроператор вынужден делать тоже самое. Не зря некоторые туроператоры в своих каталогах дают собственную систему классификации курортных средств размещения.
Рассмотренный уровень средства размещения, учитывающий весь набор факторов, влияющих на ощущения людей, живущих здесь, можно также назвать качеством жизни в данном средстве размещения и характеризовать его описанным набором факторов.
6) С поправкой на фактор «раскрученности» дестинации, курорта или базовой услуги, турпродукта, себестоимость для туроператора базовых услуг или турпродуктов примерно одного уровня должна быть примерно одинаковой
Имеется ввиду следующее: как и один и тот же товар у разных продавцов в условиях рыночной экономики должен на данном рынке иметь примерно одинаковую цену, так и базовые услуги или турпродукты разных поставщиков должны иметь примерно одинаковую цены для туроператора, если эти услуги, турпродукты имеют примерно одинаковый уровень.
Например: Мы отбираем средства размещения для заключения с ними договоров и сталкиваемся с тем, что два примерно одинаковых по уровню пансионата предлагают нам сильно отличающиеся цены на свои услуги. Если мы согласимся с этими предложениями, это означает для нас потенциальные проблемы в реализации более дорогостоящего варианта: как туроператор объяснит покупателю разницу в цене турпродуктов на базе этих пансионатов, если он сам не видит заметной разницы в уровне этих продуктов? И в такой ситуации покупатели как правило предпочтут более дешевый турпродукт, а продукт на базе более дорогого пансионата будет реализовываться значительно хуже. Если же мы для стимулирования продаж второго турпродукта назначим такую же цену, как в первом, более дешевом пансионате, это означает, что, затрачивая на создание второго турпродукта больше финансовых ресурсов, чем на создание первого, мы соглашаемся получать при этом меньшую прибыльность, что экономически совершенно нецелесообразно.
Поясним влияние фактора «раскрученности». Серьезным фактором, влияющим на себестоимость для туроператора базовой услуги или турпродукта, является степень «раскрученности» и престижности данного курорта в целом или средства размещения. Здесь играет значительную роль психологический фактор. Если какой-то товар данного производителя долго рекламируется или, говоря современным языком, «раскручивается», им начинают интересоваться все больше и больше, он становится популярнее, и в итоге это приводит к тому, что его, несмотря на постепенное повышение цены, покупают более охотно, чем такой же, хотя и более дешевый товар другого производителя.
Та же картина складывается и на уровне целых курортов. Поскольку Сочи много лет рекламируется как самый элитный курорт России, курорт, где отдыхают члены правительства и даже президент, у Сочи появился имидж самого хорошего, самого шикарного, самого престижного курорта, куда надо стремиться попасть. А раз туда хотят попасть многие, цены на все услуги там будут выше, чем там, куда люди стремятся не так активно. То есть размещение в пансионате уровня 3* в Сочи будет стоить дороже, чем размещение в точно таком же пансионате Анапы или Туапсе.
Иными словами, если есть два пансионата одного уровня на каком-либо курорте, то при всех одинаковых прочих условиях стоимость размещения в этих пансионатах для нас как для туроператора должна быть примерно одинаковой. Если же один из них находится в Анапе, а другой в Сочи, то учитывая, что Сочи у большинства людей считается более престижным, чем Анапа, более высокая стоимость размещения в таком пансионате в Сочи будет восприниматься людьми как нормальное явление и вопрос только в том, какая разница в ценах будет восприниматься как нормальная.