ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.06.2020
Просмотров: 1123
Скачиваний: 4
Эпизод этот рассказан столь подробно, с такими конкретными деталями, что эта сцена еще раз вызывает воспоминание о страшной участи оклеветанного князя, вызывает сочувствие к нему, а выраженное им желание предстать перед богом «в той сорочке кроваве» как бы напоминает о неизбежном возмездии, служит публицистическим оправданием вполне «земным» действиям князей, выступивших войной против Давыда Игоревича с тем, чтобы восстановить права Василька на отнятый у него удел.
8. Житийная лит-ра XI-XIIвв. Оригинал княжеского жития о Борисе и Глебе (сказание, чтение).
«Сказание о Борисе и Глебе»
Появление оригинальной агиографической лит-ры связано с общей полит. борьбой Руси за утверждение своей религ. самост-ти, стремлением подчеркнуть, что Рус земля имеет собственных предстателей и ходатаев перед богом.
Образцом древнерус княжеского жития явл анонимное «Сказание о Борисе и Глебе», созд в конце XI-нач XII вв. В основу положен ист. факт убийства Святополком своих младших братьев Бориса и Глеба в 1015г. Ярослав добился канонизации визант церковью убитых братьев. На основе летописной повести в конце XIв. было написано неизв автором «Сказание о Борисе и Глебе», прославляющее подвиг страстотерпцев и мстителя за их гибель Ярослава.
Автор «Сказ-я» сохр истор конкретность, подробно излагая все перипетии. Как и летопись, «Сказ-е» осуждает убийцу – «окаянного» Святополка и выступает против братоубийственных раздоров (патриот. идея единства Руси).
Сказ-е подчинено задаче укрепления феодал правопорядка, прославлению вассальной верности: Борис и Глеб не могут нарушить верности по отн-ю к старшему брату, к-рый замен им отца. Борис отказ от идеи захвата Киева, а Глеб добровольно идёт на смерть. Также прослав подвиг вассальной верности слуги Бориса – отрока Георгия, к-рый своим телом прикрывает князя.
«Сказ-е» не соотв схеме жития (не опис всю жизнь подвижника), а излагает лишь 1 эпизод – злодейское убийство. Борис и Глеб – идеальные христ герои-мученики. Они добровольно принимают смерть, и прославление этого подвига (!) выдержано в манере агиограф лит-ры. Повеств-е уснащено обильными монологами (плачи героев, молитвы их). Всё это служит ср-вом раскрытия внутреннего мира героев, их психологического настроя.
Борис и Глеб окружаются ореолом святости. Этой цели служит не только прославл-е христ черт их хар-ра, но и шир. исп-е религ фантастики в описании посмертных чудес (в закл части пов-ия). Сказ-е заканч похвалой, она тоже служит этой цели. Исп. традиц библейские сравн-я, молитв обращ-я, цитаты из «священного писания».
Борису и Глебу противопоставлен «окаянный» Святополк. Он одержим завистью, гордостью, властолюбием и лютой ненавистью к братьям. Причина – в происх-ии: мать его была черницей, затем расстрижена и взята в жены Ярополком, а после его убийства Владимиром стала женой последнего, и Святополк произошёл от 2х отцов. Святополк полон отриц качеств, его наз след образом: «окаянный», «треклятый», «второй Каин», у него «прескверные уста», «злый глас». Он несёт достойное наказание за убийство братьев – разбитый Ярославом, он бежит с поля боя и погибает в пустыне. Тела Бориса и Глеба – нетленны, издают благоухание, а от тела Святополка исходит «смрад злый».
Святополк противопоставлен также идеальному правителю Ярославу, отомстившему за гибель братьев. Битва со Святополком происходит на том самом месте, на реке Альте, где убит Борис, и этот факт приобретает символ значение.
Драматизм пов-ия, эмоциональность стиля изложения, полит. злободневность «Сказ-ия» делали его весьма популярным в древнерусс. письм-ти (оно дошло до нас в 170 списках).
«Чтение о житии…Бориса и Глеба» Нестора.
Пространное изложение мат-ла с сохранением истор реалий делало его непригодным для богослужений. Тогда в 80е гг. XI специально для церковной службы Нестор создал «Чтение…» Опираясь на визант образцы, он открывает «Чтение» обширным ритор вступлением, к-рое приобретает публицист хар-р, перекликаясь в этом отн-ии со «Словом о законе и благодати» Илариона.
Центр. ч. посвящена агиобиографиям Бориса и Глеба. Нестор опускает конкрет истор подробности и придаёт рассказу обобщ хар-р: мученич смерть братьев – торжество христ смирения над дьявол гордыней, к-рая ведет к вражде, междоусоб борьбе.
Завершается «Чтение» описанием многочисл чудес. Нестор сохранил осн полит тенденцию «Сказания»: осуждение братоубийственных распрей и признание необходимости младших князей беспрекословно повиноваться старшим в роде.
9. Проповедническое житие о Феодосии Печерском. Идейно-художественное содержание и значение.
«Житие Феодосия Печерского», написанное Нестором, прославляет Феодосия – монаха, одного из основателей Киево-Печерского монастыря, посвят свою жизнь воспитанию монастырской братии и мирян, в т.ч. и князей.
Житие имеет 3хчаст комп стр-ру: авторское вступление-предисловие, центр часть – пов-ие о деяниях героя и заключение.Основу повеств части сост эпизод, связанный с деяниями не только гл героя, но и его сподвижников (Варлаама, Исайи, Ефрема, Никона Великого, Стефана). Факты Нестор черпает из устных источников, рассказов «древьних отец», келаря монастыря Фёдора, чернеца Иллариона, «повозника», «некоего человека». В истинности этих рассказов Нестор не сомневается. Он «полагает их по ряду». Во врем. послед-ти излаг событий обнаруживаются следы монастырской устной летописи. Больш-во эпизодов жития имеют заверш сюжет, напр описание отроческих лет Феодосия, связ с его конфликтом с матерью. Аскет христ идеал сталкивается с враждебным отн-м общ-ва и материнской любовью к сыну. Гиперболически Нестор изображает гнев матери, избивающей непослушного отрока до изнеможения. Всё заканч победой Феодосия, торжеством небесной любви над земной. Мать смиряется с поступком сына и сама стан монахиней, чтобы видеть его.
Эпизод с «повозником» свидетельствует об отн-ии к жизни монахов трудового народа, считающего, что черноризцы проводят свои дни в праздности. Этому противопост изображ-е «трудов» Феодосия и окруж его черноризцев. Много внимания он уделяет хоз деят-ти игумена, его взаимоотн-м с братией и великим князем. Феодосий заставляет Изяслава считаться с монаст уставом, обличает Святослава, захват великокняж престол и изгнавшего Изяслава.
«Житие» содержит богатый материал, позвол судить о монастырском быте, хоз-ве, хар-ре взаимоотн-й игумена и князя. Тесно связ с монастырским бытом и демонолог мотивы жития, напомин народные былички.
«Житие» можно определить как житийную повесть, сост из отдельных эпизодов, объединённых гл героем и автором-повествователем в единое целое. Оно отлич от визант пр-ий своим историзмом, патриот пафосом и отражением особенностей полит и монастырской жизни XIв. В дальнейшем развитии древнерус агиографии оно служило образцом при создании преподобнических житий Авраамия Смоленского, Сергия Радонежского.
10. Слово о законе и благодати митрополита Илариона как выдающееся пр-ие ораторской прозы XIв.
В связи с принятием христ-ва на Руси распр жанр поучений. Он служит важным ср-вом пропаганды нового религ вероучения. Дидакт церковная проповедь не имеет худ значения, лежит за пределами лит-ры. Таково поучение Ф.Печерского.
Наряду с церк поучением созд торжественные, эмоц-образ проповеди с четко выраженной полит направ-тью.
Выдающееся пр-ие ораторской прозы XIв. – «Слово о законе и благодати». Оно было написано между 1037-1050гг. священником княж церкви в Берестове Илларионом, облад незаурядным умом, широкой образ-тью и пис талантом. Созд им пр-ие было произнесено в Десятинской церкви, либо в Софийском соборе, оно произвело большое впечатление на Ярослава Мудрого. По его настоянию в 1501г. Иларион стал ми, трополитом Киевским. В 1055г. преемник Ярослава вынужден был пойти на уступки Византии, откуда и прибыл на митрополичью кафедру грек Ефрем. Иларион же уходит в Киево-Печерский монастырь, приняв монашество под именем Никона.
«Слово» проникнуто патриот пафосом прославления Руси как равноправной среди всех гос-в мира. Византийской теории вселенской империи и церкви Иларион противопост идею равноправия всех христ народов. Сопоставляя иудаизм (Закон) с христианством (Благодатью), Иларион в нач. Слова доказывает преим-ва Благодати перед Законом. Закон – только среди иудеев, Благодать – для всех. Ветхий завет – Закон, данный богом пророку Моисею на горе Синайской, регламентировал жизнь только еврейского народа. Новый завет – христ вероучение – имеет всемирное значение. Т.образом, отвергаются притязания Византии на монопольное владение Благодатью. Он созд, как отмечает Д.С.Лихачев, собств патриот концепцию всемирной истории, прославляя Русь и её «просветителя» Владимира.
Иларион возвелич подвиг Владимира в принятии и распр хр-ва на Руси.
В похвале Владимиру иларион перечисл заслуги князя перед родиной. Его деят-ть содействовала славе и могуществу Руси. И тем не менее, подчерк, что принятие христ-ва – свободный выбор руссих, и заслуги греков в этом нет. Привод обидное для греков сопоставл Владимира с Константином.
Слово выдвигало тре-ие канонизации Владимира как святого. Также прослав и деят-ть Ярослава, успешно продолжающего дело своего отца по распр-ию христ-ва на Руси: строит. деят-ть и заботы о христ. образованности.
«Слово» построено по строгому, логически продуманному плану. 1я ч. – сопоставл Закона и Благодати – явл пространным введением ко 2й, центр части – похвале Владимиру, заверш авторским обращением к Владимиру с призывом встать из гроба, отряхнуть сон и посмотреть на дела своего сына Георгия (христ имя Ярослава). 2я часть ставит своей задачей непосредств прославление соврем Иллариону правителя Руси и его деят-ти. 3я ч. – молитв обращение к богу «от всея земли нашая».
«Слово» адресовано к людям начитанным, поэтому автор облекает своё пр-ие в книжную ритор форму. Он пользуется цитатами из Библии, библ сравнениями, сопоставяя Закон с рабыней Агарью и её сыном Измаилом, а Благодать – с Саррой и её сыном Исааком. Эти символ параллели призваны нагляднее показать превосходство Благодати над Законом.
В 1й ч. Иларионом последовательно соблюд принцип антитезы – типичнейший приём ораторского красноречия. «Прежде закон, потом благодать: прежде стень (тень) ти, потом истина».
Широко исп книжные метафоры – символы и метафор сравнения: Закон – это «иссохшее охеро», язычество – «мрак идольский», «тьма служения бесовскаго», Благодать – «наводнившийся источник» и т.д. Употреб ритор вопросы и восклицания – типич приёмы торж красноречия.
Выс художественное мастерство обеспечило «Слову о законе и благодати» большую популярность в средневек письм-ти. Оно становится образцом для книжников XII-XV вв., к-рые используют отдельные приёмы и стилист формулы «Слова».
11. Осн. Пафос, содержание и значение Хождения игумена Даниила в Св. Землю.
Патриотич. Пафос. Даниил – «представитель» Руси в Палестине.
С XI в. В ДРЛ жанр хожения (путешествия к св.местам с целью поклонения) + знакомство с чужой культурой и бытом. (70 хожений=50 летописн+20 перевод)
Сведений о личности Даниила мало – споры о том, кто, когда, зачем.
1) Карамзин: Даниил = епископ г. Юрьева.
2) Даниил = постриж. Киево-печерской лавры.
В любом случае, священник.
Время посещения Палестины:
1) 1113-15
2) 1106-08
3) 1104-06
В любом случае, полтора года.
Повод: желание увидеть землю обетованн., рассказать на родине.
Описание начинается с Царьграда => по морю до г.Яфа => пешком с пилигримами до Иерусалима, в монастырь Св.Саввы.
Несмотря на трудности, побывал на Иордане, Мертвом море, Вефлиеме, Галилее, горе Фавор, Назарете, потом и в Иерусалиме, в церкви Воскр. Господня.
Подробно описывает маршрут, конкретно и образно – природу. Топографич.эл-ты.
Слияние легендарного с реальным (характерно для хожений).
Поражает практицизм автора – рассказ, чем богата та или иная земля. Не забывает о своих людях, молится за русских и свою паству, радуется, что его свеча самовоспламеняется в отличие от римской (чудо на Пасху).
Самая большая и важная (имеет сюжет!) глава – о чудесном свете к гробу Господню. Опровергает скептиков, рассказ о нескольких днях ожидания лампады.
Цели хожения (значение):
1) Познават-поучит. (просветит)
2) Нравственно-воспитат. Для русского народа, укрепление христианства на Руси.
3) Образец худ.очерка очевидца. Традиции этого произвед. окажут влияние на весь жанр.
Стиль:
- лаконичность,
- четкость,
- скупость яз.средств.
Первый образец жанра хожения-«Паломническое хождение игумена Даниила в Палестину». Произведение начинается довольно обширным вступлением. Даниил использует самоуничижение, говорит о цели написания: чтобы люди, которые не могли путешествовать, получили духовное наслаждение. Но 2-ая сторона его цели-труд, сотворение «прикупа» таланту, данному ему. По композиции это цепь путевых очерков, соединённых по топографическому принципу. Для «Хождения» характерно слияние легендарного, источником которого могли быть Библия, апокрифы, народные предания, с реальным, топографически достоверным. Особенности «Хождения игумена Даниила»: описания святых мест; множество реальных пейзажных зарисовок, он стремится к предельной конкретности изображаемого; пересказ или упоминание житийных, библейских или апокрифических легенд; повествование о самом путешествии и рассуждения о повествователе. Также поразительна разносторонность интересов игумена: помимо святых мест его интересуют практические вопросы-оросительная система Иерихона, добыча фимиама на острове Кипр, особая планировка Иерусалима, построенного в форме 4-х конечного креста. Для стиля произведения характерен лаконизм и скупость языковых средств. Даниил избегает абстрактных слов, предпочитая простую лексику конкретно-бытового характера. Эпитеты обычно носят описательный или оценочный характер. Простой язык объясняется тем, что игумен с самого начала дал себе установку писать просто и понятно для обычных людей. Хождение игумена Даниила» ценно как обстоятельный путеводитель для русских паломников и источник археологических сведений об Иерусалиме. В его произведении, первом в своём жанре, формировались основные каноны написания хождений, которые впоследствии стали отличительными признаками для этого жанра.
12. Поучение Владимира Мономаха. Содержание, Основное идейное звучание.
Поучение
Мономаха. Обращено к детям и продолжено
его автобиографией. Датируется промежутком
между концом XI и 1125 г. – датой смерти
ВМ. Выступает, как умудренный большим
жизненным опытом человек. Это энергичный,
предприимчивый, наделенный военными
доблестями князь. Давать клятву он
рекомендует в том случае, если можно ее
сдержать, а поклявшись – сдержать
клятву, чтобы душу не погубить. Он не
рекомендует своим детям спасать душу
в монастыре или посте, но лишь в покаянием,
слезами и милостыней. Советует защищать
всех обездоленных. Мономах зовет своих
детей к деятельной жизни, к постоянному
труду, убеждает никогда не пребывать в
лености и не предаваться разврату.
В
«Поучении» Мономах выражает поэтический
восторг перед красотами природы. Он с
умилением говорит о том, как устроен
мир, «како небо устроено, како ли солнце,
како ли луна». Свойственны лирические
чувства.
Не ленитесь, а трудитесь.
Имейте страх Божий в сердце своем.
Милостыню подавать щедрую, ибо это -
начало всякого добра. Уклонись от зла,
сотвори добро.
Уметь сдерживать
язык. Не ленитесь. Похвалите Бога, давшего
вам милость свою. Ночным поклоном и
молитвой человек побеждает диавола.
Грехи за день искупляются.
Не губить
христианской души. Старых чтите, как
отца, а молодых - как братьев.
На войну
выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на
воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь,
ни спанью; сторожей сами наряживайте и
ночью, расставив стражу со всех сторон,
около воинов ложитесь, а вставайте рано;
а оружия не снимайте с себя второпях,
не оглядевшись по лености, внезапно
ведь человек погибает.
Лжи остерегайтесь,
и пьянства, и блуда, от того ведь душа
погибает и тело.
Напоите и накормите
нищего, более же всего чтите гостя,
откуда бы к вам ни пришел, простолюдин
ли, или знатный, или посол; если не можете
почтить его подарком, — то пищей и
питьем...
Больного навестите, покойника
проводите, ибо все мы смертны. Не
пропустите человека, не поприветствовав
его, и доброе слово ему молвите. Жену
свою любите, но не давайте им власти над
собой.
Призывает детей быть милостивыми
ко всем. Кроме крепкой веры, человек
должен обладать ответственностью и
трудолюбием. Власть для Мономаха – это
постоянный и серьезный труд. Ко всякому
делу относиться ответственно и честно.
Лень – мать всех пороков. «Пусть не
застанет вас солнце в постели». Поднявшись,
следует сразу идти в церковь, а потом
исполнять супружеские обязанности. Ни
дома, ни на войне не полагаться на
окружающих.
«Поучение» Владимира Мономаха-замечательный
памятник светской «учительной»
литературы. Оно написано в форме поучения
детям. В советах, данных в нём, отразился
не только его опыт государственного
деятеля, дальновидного политика и
полководца, но и литературная
образованность, писательский талант,
его представления о нравственном облике
христианина. Это «Поучение» дошло до
нас в Лаврентьевской летописи. В назидание
современникам и потомкам Мономах создал
образ идеального князя, пекущегося о
славе и чести русской земли. Он
беспрекословно подчиняется старшим,
живёт в мире с равными себе князьями,
строго соблюдает христианские заповеди
и беспрестанно трудится. В автобиографической
части множество описаний битв и походов
князя. Рассказы об этих походах идут в
форме перечисления, практически не
концентрируя внимания на деталях.
Заканчивается эта часть похвалой Богу
и благодарностью за то, что Бог защищал
его всю жизнь. Владимир Мономах свободно
владел разными стилями речи, варьируя
их в «Поучении» в зависимости от темы
и жанра. Автобиографическая часть
написана просто, безыскусным языком,
близким к разговорному. «Высокий слог»
характерен для рассуждений этико-философского
плана, пронизанных библейскими цитатами
и ритмически организованных. Тонким
лирическим чувством пронизаны многие
фрагменты послания к Олегу Святославичу,
например, просьба отпустить к нему вдову
Изяслава, чтобы оплакивать его вместе.