Файл: Otvety_k_ekzamenu_po_dreli-1502.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.06.2020

Просмотров: 1123

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эпизод этот рассказан столь подробно, с такими конкретными деталями, что эта сцена еще раз вызывает воспоминание о страшной участи оклеветанного князя, вызывает сочувствие к нему, а выраженное им желание предстать перед богом «в той сорочке кроваве» как бы напоминает о неизбежном возмездии, служит публицистическим оправданием вполне «земным» действиям князей, выступивших войной против Давыда Игоревича с тем, чтобы восстановить права Василька на отнятый у него удел.


8. Житийная лит-ра XI-XIIвв. Оригинал княжеского жития о Борисе и Глебе (сказание, чтение).

«Сказание о Борисе и Глебе»

Появление оригинальной агиографической лит-ры связано с общей полит. борьбой Руси за утверждение своей религ. самост-ти, стремлением подчеркнуть, что Рус земля имеет собственных предстателей и ходатаев перед богом.

Образцом древнерус княжеского жития явл анонимное «Сказание о Борисе и Глебе», созд в конце XI-нач XII вв. В основу положен ист. факт убийства Святополком своих младших братьев Бориса и Глеба в 1015г. Ярослав добился канонизации визант церковью убитых братьев. На основе летописной повести в конце XIв. было написано неизв автором «Сказание о Борисе и Глебе», прославляющее подвиг страстотерпцев и мстителя за их гибель Ярослава.

Автор «Сказ-я» сохр истор конкретность, подробно излагая все перипетии. Как и летопись, «Сказ-е» осуждает убийцу – «окаянного» Святополка и выступает против братоубийственных раздоров (патриот. идея единства Руси).

Сказ-е подчинено задаче укрепления феодал правопорядка, прославлению вассальной верности: Борис и Глеб не могут нарушить верности по отн-ю к старшему брату, к-рый замен им отца. Борис отказ от идеи захвата Киева, а Глеб добровольно идёт на смерть. Также прослав подвиг вассальной верности слуги Бориса – отрока Георгия, к-рый своим телом прикрывает князя.

«Сказ-е» не соотв схеме жития (не опис всю жизнь подвижника), а излагает лишь 1 эпизод – злодейское убийство. Борис и Глеб – идеальные христ герои-мученики. Они добровольно принимают смерть, и прославление этого подвига (!) выдержано в манере агиограф лит-ры. Повеств-е уснащено обильными монологами (плачи героев, молитвы их). Всё это служит ср-вом раскрытия внутреннего мира героев, их психологического настроя.

Борис и Глеб окружаются ореолом святости. Этой цели служит не только прославл-е христ черт их хар-ра, но и шир. исп-е религ фантастики в описании посмертных чудес (в закл части пов-ия). Сказ-е заканч похвалой, она тоже служит этой цели. Исп. традиц библейские сравн-я, молитв обращ-я, цитаты из «священного писания».

Борису и Глебу противопоставлен «окаянный» Святополк. Он одержим завистью, гордостью, властолюбием и лютой ненавистью к братьям. Причина – в происх-ии: мать его была черницей, затем расстрижена и взята в жены Ярополком, а после его убийства Владимиром стала женой последнего, и Святополк произошёл от 2х отцов. Святополк полон отриц качеств, его наз след образом: «окаянный», «треклятый», «второй Каин», у него «прескверные уста», «злый глас». Он несёт достойное наказание за убийство братьев – разбитый Ярославом, он бежит с поля боя и погибает в пустыне. Тела Бориса и Глеба – нетленны, издают благоухание, а от тела Святополка исходит «смрад злый».


Святополк противопоставлен также идеальному правителю Ярославу, отомстившему за гибель братьев. Битва со Святополком происходит на том самом месте, на реке Альте, где убит Борис, и этот факт приобретает символ значение.

Драматизм пов-ия, эмоциональность стиля изложения, полит. злободневность «Сказ-ия» делали его весьма популярным в древнерусс. письм-ти (оно дошло до нас в 170 списках).

«Чтение о житии…Бориса и Глеба» Нестора.

Пространное изложение мат-ла с сохранением истор реалий делало его непригодным для богослужений. Тогда в 80е гг. XI специально для церковной службы Нестор создал «Чтение…» Опираясь на визант образцы, он открывает «Чтение» обширным ритор вступлением, к-рое приобретает публицист хар-р, перекликаясь в этом отн-ии со «Словом о законе и благодати» Илариона.

Центр. ч. посвящена агиобиографиям Бориса и Глеба. Нестор опускает конкрет истор подробности и придаёт рассказу обобщ хар-р: мученич смерть братьев – торжество христ смирения над дьявол гордыней, к-рая ведет к вражде, междоусоб борьбе.

Завершается «Чтение» описанием многочисл чудес. Нестор сохранил осн полит тенденцию «Сказания»: осуждение братоубийственных распрей и признание необходимости младших князей беспрекословно повиноваться старшим в роде.


9. Проповедническое житие о Феодосии Печерском. Идейно-художественное содержание и значение.

«Житие Феодосия Печерского», написанное Нестором, прославляет Феодосия – монаха, одного из основателей Киево-Печерского монастыря, посвят свою жизнь воспитанию монастырской братии и мирян, в т.ч. и князей.

Житие имеет 3хчаст комп стр-ру: авторское вступление-предисловие, центр часть – пов-ие о деяниях героя и заключение.Основу повеств части сост эпизод, связанный с деяниями не только гл героя, но и его сподвижников (Варлаама, Исайи, Ефрема, Никона Великого, Стефана). Факты Нестор черпает из устных источников, рассказов «древьних отец», келаря монастыря Фёдора, чернеца Иллариона, «повозника», «некоего человека». В истинности этих рассказов Нестор не сомневается. Он «полагает их по ряду». Во врем. послед-ти излаг событий обнаруживаются следы монастырской устной летописи. Больш-во эпизодов жития имеют заверш сюжет, напр описание отроческих лет Феодосия, связ с его конфликтом с матерью. Аскет христ идеал сталкивается с враждебным отн-м общ-ва и материнской любовью к сыну. Гиперболически Нестор изображает гнев матери, избивающей непослушного отрока до изнеможения. Всё заканч победой Феодосия, торжеством небесной любви над земной. Мать смиряется с поступком сына и сама стан монахиней, чтобы видеть его.

Эпизод с «повозником» свидетельствует об отн-ии к жизни монахов трудового народа, считающего, что черноризцы проводят свои дни в праздности. Этому противопост изображ-е «трудов» Феодосия и окруж его черноризцев. Много внимания он уделяет хоз деят-ти игумена, его взаимоотн-м с братией и великим князем. Феодосий заставляет Изяслава считаться с монаст уставом, обличает Святослава, захват великокняж престол и изгнавшего Изяслава.


«Житие» содержит богатый материал, позвол судить о монастырском быте, хоз-ве, хар-ре взаимоотн-й игумена и князя. Тесно связ с монастырским бытом и демонолог мотивы жития, напомин народные былички.

«Житие» можно определить как житийную повесть, сост из отдельных эпизодов, объединённых гл героем и автором-повествователем в единое целое. Оно отлич от визант пр-ий своим историзмом, патриот пафосом и отражением особенностей полит и монастырской жизни XIв. В дальнейшем развитии древнерус агиографии оно служило образцом при создании преподобнических житий Авраамия Смоленского, Сергия Радонежского.


10. Слово о законе и благодати митрополита Илариона как выдающееся пр-ие ораторской прозы XIв.

В связи с принятием христ-ва на Руси распр жанр поучений. Он служит важным ср-вом пропаганды нового религ вероучения. Дидакт церковная проповедь не имеет худ значения, лежит за пределами лит-ры. Таково поучение Ф.Печерского.

Наряду с церк поучением созд торжественные, эмоц-образ проповеди с четко выраженной полит направ-тью.

Выдающееся пр-ие ораторской прозы XIв. – «Слово о законе и благодати». Оно было написано между 1037-1050гг. священником княж церкви в Берестове Илларионом, облад незаурядным умом, широкой образ-тью и пис талантом. Созд им пр-ие было произнесено в Десятинской церкви, либо в Софийском соборе, оно произвело большое впечатление на Ярослава Мудрого. По его настоянию в 1501г. Иларион стал ми, трополитом Киевским. В 1055г. преемник Ярослава вынужден был пойти на уступки Византии, откуда и прибыл на митрополичью кафедру грек Ефрем. Иларион же уходит в Киево-Печерский монастырь, приняв монашество под именем Никона.

«Слово» проникнуто патриот пафосом прославления Руси как равноправной среди всех гос-в мира. Византийской теории вселенской империи и церкви Иларион противопост идею равноправия всех христ народов. Сопоставляя иудаизм (Закон) с христианством (Благодатью), Иларион в нач. Слова доказывает преим-ва Благодати перед Законом. Закон – только среди иудеев, Благодать – для всех. Ветхий завет – Закон, данный богом пророку Моисею на горе Синайской, регламентировал жизнь только еврейского народа. Новый завет – христ вероучение – имеет всемирное значение. Т.образом, отвергаются притязания Византии на монопольное владение Благодатью. Он созд, как отмечает Д.С.Лихачев, собств патриот концепцию всемирной истории, прославляя Русь и её «просветителя» Владимира.

Иларион возвелич подвиг Владимира в принятии и распр хр-ва на Руси.

В похвале Владимиру иларион перечисл заслуги князя перед родиной. Его деят-ть содействовала славе и могуществу Руси. И тем не менее, подчерк, что принятие христ-ва – свободный выбор руссих, и заслуги греков в этом нет. Привод обидное для греков сопоставл Владимира с Константином.


Слово выдвигало тре-ие канонизации Владимира как святого. Также прослав и деят-ть Ярослава, успешно продолжающего дело своего отца по распр-ию христ-ва на Руси: строит. деят-ть и заботы о христ. образованности.

«Слово» построено по строгому, логически продуманному плану. 1я ч. – сопоставл Закона и Благодати – явл пространным введением ко 2й, центр части – похвале Владимиру, заверш авторским обращением к Владимиру с призывом встать из гроба, отряхнуть сон и посмотреть на дела своего сына Георгия (христ имя Ярослава). 2я часть ставит своей задачей непосредств прославление соврем Иллариону правителя Руси и его деят-ти. 3я ч. – молитв обращение к богу «от всея земли нашая».

«Слово» адресовано к людям начитанным, поэтому автор облекает своё пр-ие в книжную ритор форму. Он пользуется цитатами из Библии, библ сравнениями, сопоставяя Закон с рабыней Агарью и её сыном Измаилом, а Благодать – с Саррой и её сыном Исааком. Эти символ параллели призваны нагляднее показать превосходство Благодати над Законом.

В 1й ч. Иларионом последовательно соблюд принцип антитезы – типичнейший приём ораторского красноречия. «Прежде закон, потом благодать: прежде стень (тень) ти, потом истина».

Широко исп книжные метафоры – символы и метафор сравнения: Закон – это «иссохшее охеро», язычество – «мрак идольский», «тьма служения бесовскаго», Благодать – «наводнившийся источник» и т.д. Употреб ритор вопросы и восклицания – типич приёмы торж красноречия.

Выс художественное мастерство обеспечило «Слову о законе и благодати» большую популярность в средневек письм-ти. Оно становится образцом для книжников XII-XV вв., к-рые используют отдельные приёмы и стилист формулы «Слова».



11. Осн. Пафос, содержание и значение Хождения игумена Даниила в Св. Землю.


Патриотич. Пафос. Даниил – «представитель» Руси в Палестине.

С XI в. В ДРЛ жанр хожения (путешествия к св.местам с целью поклонения) + знакомство с чужой культурой и бытом. (70 хожений=50 летописн+20 перевод)

Сведений о личности Даниила мало – споры о том, кто, когда, зачем.

1) Карамзин: Даниил = епископ г. Юрьева.

2) Даниил = постриж. Киево-печерской лавры.

В любом случае, священник.

Время посещения Палестины:

1) 1113-15

2) 1106-08

3) 1104-06

В любом случае, полтора года.

Повод: желание увидеть землю обетованн., рассказать на родине.

Описание начинается с Царьграда => по морю до г.Яфа => пешком с пилигримами до Иерусалима, в монастырь Св.Саввы.

Несмотря на трудности, побывал на Иордане, Мертвом море, Вефлиеме, Галилее, горе Фавор, Назарете, потом и в Иерусалиме, в церкви Воскр. Господня.

Подробно описывает маршрут, конкретно и образно – природу. Топографич.эл-ты.

Слияние легендарного с реальным (характерно для хожений).

Поражает практицизм автора – рассказ, чем богата та или иная земля. Не забывает о своих людях, молится за русских и свою паству, радуется, что его свеча самовоспламеняется в отличие от римской (чудо на Пасху).


Самая большая и важная (имеет сюжет!) глава – о чудесном свете к гробу Господню. Опровергает скептиков, рассказ о нескольких днях ожидания лампады.

Цели хожения (значение):

1) Познават-поучит. (просветит)

2) Нравственно-воспитат. Для русского народа, укрепление христианства на Руси.

3) Образец худ.очерка очевидца. Традиции этого произвед. окажут влияние на весь жанр.

Стиль:

- лаконичность,

- четкость,

- скупость яз.средств.


Первый образец жанра хожения-«Паломническое хождение игумена Даниила в Палестину». Произведение начинается довольно обширным вступлением. Даниил использует самоуничижение, говорит о цели написания: чтобы люди, которые не могли путешествовать, получили духовное наслаждение. Но 2-ая сторона его цели-труд, сотворение «прикупа» таланту, данному ему. По композиции это цепь путевых очерков, соединённых по топографическому принципу. Для «Хождения» характерно слияние легендарного, источником которого могли быть Библия, апокрифы, народные предания, с реальным, топографически достоверным. Особенности «Хождения игумена Даниила»: описания святых мест; множество реальных пейзажных зарисовок, он стремится к предельной конкретности изображаемого; пересказ или упоминание житийных, библейских или апокрифических легенд; повествование о самом путешествии и рассуждения о повествователе. Также поразительна разносторонность интересов игумена: помимо святых мест его интересуют практические вопросы-оросительная система Иерихона, добыча фимиама на острове Кипр, особая планировка Иерусалима, построенного в форме 4-х конечного креста. Для стиля произведения характерен лаконизм и скупость языковых средств. Даниил избегает абстрактных слов, предпочитая простую лексику конкретно-бытового характера. Эпитеты обычно носят описательный или оценочный характер. Простой язык объясняется тем, что игумен с самого начала дал себе установку писать просто и понятно для обычных людей. Хождение игумена Даниила» ценно как обстоятельный путеводитель для русских паломников и источник археологических сведений об Иерусалиме. В его произведении, первом в своём жанре, формировались основные каноны написания хождений, которые впоследствии стали отличительными признаками для этого жанра.



12. Поучение Владимира Мономаха. Содержание, Основное идейное звучание.


Поучение Мономаха. Обращено к детям и продолжено его автобиографией. Датируется промежутком между концом XI и 1125 г. – датой смерти ВМ. Выступает, как умудренный большим жизненным опытом человек. Это энергичный, предприимчивый, наделенный военными доблестями князь. Давать клятву он рекомендует в том случае, если можно ее сдержать, а поклявшись – сдержать клятву, чтобы душу не погубить. Он не рекомендует своим детям спасать душу в монастыре или посте, но лишь в покаянием, слезами и милостыней. Советует защищать всех обездоленных. Мономах зовет своих детей к деятельной жизни, к постоянному труду, убеждает никогда не пребывать в лености и не предаваться разврату.
В «Поучении» Мономах выражает поэтический восторг перед красотами природы. Он с умилением говорит о том, как устроен мир, «како небо устроено, како ли солнце, како ли луна». Свойственны лирические чувства.
Не ленитесь, а трудитесь. Имейте страх Божий в сердце своем. Милостыню подавать щедрую, ибо это - начало всякого добра. Уклонись от зла, сотвори добро.
Уметь сдерживать язык. Не ленитесь. Похвалите Бога, давшего вам милость свою. Ночным поклоном и молитвой человек побеждает диавола. Грехи за день искупляются.
Не губить христианской души. Старых чтите, как отца, а молодых - как братьев.
На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает.
Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело.
Напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, — то пищей и питьем...
Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте им власти над собой.
Призывает детей быть милостивыми ко всем. Кроме крепкой веры, человек должен обладать ответственностью и трудолюбием. Власть для Мономаха – это постоянный и серьезный труд. Ко всякому делу относиться ответственно и честно. Лень – мать всех пороков. «Пусть не застанет вас солнце в постели». Поднявшись, следует сразу идти в церковь, а потом исполнять супружеские обязанности. Ни дома, ни на войне не полагаться на окружающих.
«Поучение» Владимира Мономаха-замечательный памятник светской «учительной» литературы. Оно написано в форме поучения детям. В советах, данных в нём, отразился не только его опыт государственного деятеля, дальновидного политика и полководца, но и литературная образованность, писательский талант, его представления о нравственном облике христианина. Это «Поучение» дошло до нас в Лаврентьевской летописи. В назидание современникам и потомкам Мономах создал образ идеального князя, пекущегося о славе и чести русской земли. Он беспрекословно подчиняется старшим, живёт в мире с равными себе князьями, строго соблюдает христианские заповеди и беспрестанно трудится. В автобиографической части множество описаний битв и походов князя. Рассказы об этих походах идут в форме перечисления, практически не концентрируя внимания на деталях. Заканчивается эта часть похвалой Богу и благодарностью за то, что Бог защищал его всю жизнь. Владимир Мономах свободно владел разными стилями речи, варьируя их в «Поучении» в зависимости от темы и жанра. Автобиографическая часть написана просто, безыскусным языком, близким к разговорному. «Высокий слог» характерен для рассуждений этико-философского плана, пронизанных библейскими цитатами и ритмически организованных. Тонким лирическим чувством пронизаны многие фрагменты послания к Олегу Святославичу, например, просьба отпустить к нему вдову Изяслава, чтобы оплакивать его вместе.