ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.06.2020
Просмотров: 18834
Скачиваний: 419
Таким образом, автобусные перевозки в международном сообщении пользуются огромной популярностью среди туристов в различных странах. Основным преимуществом данного вида перевозок является оптимальное соотношение «цена/качество», что позволяет использовать их в массовом международном туризме. В настоящее время на мировом рынке международных автобусных перевозок наблюдается быстрый рост объёмов сбыта и качественных показателей сервиса.
Существует два способа организации нерегулярных перевозок туристов:
1. Туристская фирма разрабатывает определённый автобусный тур и поручает перевозку транспортной организации, которая разрабатывает маршрут, выполняет техническое обслуживание рейса и т. д.
2. Туристская фирма арендует автобус у транспортной организации (или частного лица) и сама осуществляет перевозку. Однако в данном случае такая фирма должна иметь лицензию на осуществление перевозок пассажиров в международном направлении, необходимые разрешения и т. д.
Автобусные компании предлагают следующие пакеты туров и службу проката автобусов:
-
Чартерные туры – обслуживание вечеров, однодневные поездки на соревнования, недельные поездки – праздничные туры;
-
Сопровождаемые туры – поездки заранее запланированных групп продолжительностью от пяти дней до одного месяца в сопровождении руководителя;
-
Независимо сформированные группы – в тур включается посещение городов и достопримечательностей с использованием рейсовых автобусов;
-
Гибкие туры – сочетание автобусного транспорта с другими транспортными средствами.
Права и обязанности перевозчика и туристов регламентируются договором на перевозку, договором на туристское обслуживание и ваучером. Автобусные путешествия могут быть организованы на собственных автобусах, принадлежащих туристским фирмам, а также на арендованных автобусах, принадлежащих независимым автотранспортным предприятиям Министерства транспорта РФ. В настоящее время только в Москве работают более 30 фирм-перевозчиков, специализирующихся на международном туризме: «Старый город», «Автотур-Спутник», «Автотуртранс», «Интерс», «Туртранс-Вояж» и др.
Автомобильный туризм и прокат автомобилей. Преимущество использования автомобильного транспорта заключается в том, что он делает путешественников независимыми во времени, маршрутах, графике движения. Основными формами автотуризма являются:
-
индивидуальный туризм – турист, отправляясь в путешествие, знает, что ему никто не гарантирует ночлега и питания (при условии, что это длительное путешествие);
-
организованный туризм – поездка одной или нескольких машин по точному графику и с полным комплексом обслуживания во время остановок;
-
караванинг – вид автомобильного туризма, при котором в качестве средства размещения используется караван (автокараван).
Весьма распространенная услуга среди туристов, особенно на стационарных и курортных турах. Ведущей фирмой по прокату автомобилей в мире является фирма Hertz. Конкурирующая с ней фирма Avis в середине 90-х гг. XX в. была названа английским журналом «Institutional Investor» лучшей фирмой, сдающей автомобили напрокат.
Инфраструктура водных видов транспорта. Турбизнес имеет разные формы организации путешествий и одна из них – круизы. Круиз представляет собой туристскую поездку по реке или морю, как правило, с заходом в порты, на борту специального пассажирского судна. В настоящее время десятки круизных компаний по всему миру эксплуатируют сотни пассажирских судов, вместимостью от 70 до 2000-3000 пассажиров и предлагают увлекательные поездки практически в любой регион мира.
По сути дела круиз представляет собой морской или речной тур, в базовую стоимость которого включено комплексное обслуживание на борту судна. В частности: проезд на судне, проживание в каюте (в зависимости от выбранного класса), трехразовое питание, развлечение и, как правило, целый ряд специальных мероприятий на борту судна (праздники, фестивали, конкурсы, концерты и др.).
В инфраструктуру водных видов отдыха чаще всего включаются круизные компании и круизные лайнеры, которыми они владеют. Подавляющее большинство из почти пятидесяти работающих на мировом круизном рынке компаний – североамериканские. Но значимых компаний сегодня осталось не более пятнадцати, а из-за активного процесса их слияния и это число постоянно уменьшается. В первой десятке мегакомпаний – Carnival, Royal Caribbean, Р&О Princess, Star Cruises, Norwegian Cruise Lines, Holland America Line, Festival, Crystal. Среди основных игроков рынка примерно 85% компаний из США (зачастую совершающие плавания под флагами других государств – панамским, либерийским или др.). Первая тройка лидеров – Carnival, Royal Caribbean, Р&О Princess и аффилированные в них компании «держат» примерно 81% мирового круизного рынка.
Еще одна особенность современного круизного бизнеса – появление кораблей-гигантов. Ведущие круизные компании устроили между собой настоящую гонку титанов. В ближайшие несколько лет (2007-2010 гг.) на воду будет спущено еще около 50 лайнеров нового поколения класса 4-5* водоизмещением 70-100 тыс. т, которые заменят суда постройки 80-90-х гг. Новые суперлайнеры будут вмещать 2,5-3 тыс. пассажиров, они оборудованы аркадами магазинов и ресторанов, казино, ледовыми катками и полями для гольфа.
Существует несколько распространенных классификаций пассажирских кораблей и круизных маршрутов. Международная ассоциация круизных компаний CLIA (Cruise Lines International Association), а также ведущие международные круизные справочники «Берлиц», «Фодор» подразделяют морские маршруты в зависимости от стоимости дня проживания на четыре категории: экономичные, классические, премиум-круизы и круизы-«люкс». Первыми в международных списках компаний класса «люкс» значатся Silversea Cruises, единственная имеющая категорию «шесть звезд» и работающая по системе ultra all inclusive, и предлагающая высококлассный, но более демократичный отдых Crystal.
В свою очередь, круизные корабли классифицируются по звездности – от 1 до 6 звезд и группы: Standart («2-4 звезды»), Premium («5 звезд» – «5 звезд плюс») и Lux («6 звезд»). Круизные суда сертифицируются по 6 категориям (звездам). К категории супер-люкс (6 звезд) принадлежат всего четыре судна в мире. Стоимость круиза данного класса $6000-8000 в неделю. Здесь пассажиры размещаются только в апартаментах. В стоимость такого круиза входит все, включая чаевые. Суда такого класса рассчитаны на 200 пассажиров и 150 членов экипажа.
6.4. Инфраструктура размещения и питания туристов
Инфраструктура размещения туристов. Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление гостиничных услуг и организацию за вознаграждение краткосрочного проживания в гостиницах, кемпингах, мотелях, школьных и студенческих общежитиях, домах для приезжих и т. д. К этой деятельности относятся и услуги ресторанов.
В международной практике принята Стандартная классификация средств размещения туристов, разработанная экспертами ВТО (табл. 6.1.). В России на основе указанной выше классификации разработан Государственный стандарт «Средства размещения», введенный в действие в 1999 г.
Таблица 6.1.
Стандартная классификация средств размещения туристов
Категории |
Разряды |
Группы |
Коллективные средства размещения туристов |
Гостиницы и аналогичные средства размещения |
|
Специализированные заведения |
|
|
Прочие коллективные заведения |
|
|
Индивидуальные средства размещения туристов |
Индивидуальные средства размещения |
|
По определению ВТО, гостиница – это коллективное средство размещения, состоящее из определенного количества номеров, имеющее единое руководство, предоставляющее набор услуг (минимум – заправку постелей, уборку номера и санузла) и сгруппированное в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами и оборудованием номеров.
По уровню услуг отели делятся на несколько типов, причем общей основной услугой является предоставление размещение, а все прочие так или иначе способствуют повышению качества этой основной услуги и могут предоставляться в том или ином наборе.
Отель «люкс»: 100-400 номеров; центр города; обслуживание на высоком уровне хорошо обученным персоналом, который выполняет различные пожелания клиентов; цена очень высокая; потребитель – руководители крупных организаций, профессионалы высокого уровня, участники конференций на высоком уровне; условия элитарные, дорогая отделка помещений.
Отель высокого класса: размер большой – 400-2000 номеров; в пределах города; широкий набор услуг, предоставляемый обученным персоналом; цена выше среднего; потребитель – бизнесмены, индивидуальные туристы, участники конференций; дорогая мебель и оборудование, большой холл, рестораны.
Отель среднего уровня: стремится максимально использовать современные технологии и снизить эксплуатационные расходы и, следовательно, цены, в том числе путем сокращения рабочей силы, и за счет автоматизации. Цены на среднем уровне по региону или несколько выше среднего.
Апарт-отель: 100-400 номеров; чаще всего самообслуживание; цена зависит от времени размещения; потребитель – бизнесмены и семейные туристы, останавливающиеся на длительный срок; условия аналогичны полностью меблированной квартире.
Отель экономического класса: гостиница с ограниченным набором услуг; 10-150 номеров; окраина или средняя часть города; ограниченное число персонала; цена невысокая, на 25-30% ниже средней по региону, из-за чего пользуются спросом; потребители – экономные туристы, не нуждающиеся в полном пансионе; условия – современный, хорошо оборудованный номерной фонд, но, как правило, питание в этих отелях не предоставляется.
По российскому стандарту гостиница классифицируется как предприятие временного проживания вместимостью не менее 10 номеров. Категорийность гостиниц обозначают символом * (звезда). Количество звезд увеличивается в соответствии с повышением качества обслуживания и оборудованием гостиницы. Для гостиниц установлены категории от одной до пяти звезд, для мотелей – от одной до четырех звезд. Классификация услуг проживания и терминология, представленные в нормативных документах России и Стандартной международной классификации видов деятельности в туризме (СИКТА), принятой Евростатом и ВТО, существенно отличаются.
В различных странах мира для обозначения категорийности гостиниц и других средств размещения применяются различные символы – от звезд во Франции и России до корон – в Англии. Попытки введения унифицированной международной классификации гостиниц до настоящего времени не увенчались успехом.
В зависимости от размеров и видов жилых и служебных помещений, оборудования предприятий, уровня комфортности номеров и общественных помещений, предоставляемых услуг и других факторов, производится классификация гостиниц по разрядам. В зависимости от разрядности устанавливается оплата номеров и других услуг. В зарубежных странах действует около 30 классификаций гостиниц. Их можно разделить на две группы:
«европейская» система, на основе французской национальной классификации, распространенная в большинстве стран (разряд устанавливается присвоением определенного количества звезд – от одной до пяти);
«балльная» или индийская система, в основе которой лежит оценка гостиницы экспертной комиссией.
Европейская классификация |
Американская классификация |
***** |
Super deluxe |
**** |
Deluxe |
*** |
Expensive |
** |
Moderate |
* |
Inexpensive |
Количеству звезд в европейской гостинице соответствует определенный термин в американском варианте классификации.
Гостиницы делятся на три категории: высший класс (люкс) – 4-5 звезд; туристский класс (средний) – 2-3 звезды; экономический класс – 1-2 звезды. Практически во всех классификациях оцениваются следующие основные параметры гостиницы: характеристика номерного фонда: площадь номеров, наличие коммунальных удобств в номерах и на этажах, комфортность номеров; оборудование и оформление интерьера; информационное обеспечение, в том числе связь; наличие лифта; характеристика общественных помещений; наличие и характеристика предприятий питания; обеспечение возможности дополнительных услуг бытового обслуживания и других; характеристик здания, подъездных путей, развитие инфраструктуры, обустройство прилегающей территории.
Различают большие и малые гостиницы. ВТО рекомендует считать под малой гостиницей – гостиницу с количеством номеров до 30. Другая точка зрения заключается в том, что малая гостиница – это такая гостиница, которая может обслуживаться и управляться членами одной семьи. В большинстве своем малые гостиницы, как правило, независимые гостиницы, не входящие в гостиничные цепи.
Ю. Ф. Волков68 выделяет ряд классификационных признаков, по которым выделяются различные разновидности гостиниц. Данная классификация гостиниц приводится нами ниже со значительными сокращениями и поправками на авторское восприятие.
По расположению на территории определенной местности гостиницы делятся на: расположенные в городе (в центре, на окраине); расположенные в сельской местности (в том числе и высокогорной). По месту расположения также можно выделить следующие виды гостиниц: гостиницы в центре города; придорожные, как правило, малой этажности с открытыми автостоянками; гостиницы в окрестностях города и в аэропортах; плавучие отели – плавсредства, оборудованные под гостиницы, для размещения и отдыха туристов у берега моря, реки или озера.
Емкость номерного фонда. Вместимость гостиницы определяется числом постоянных спальных мест. Классификация гостиниц по вместимости в различных странах различно. Например, в Швейцарии и Австрии гостиницы, имеющие менее 100 мест, считаются малыми, 100-200 мест – средними, более 200 мест – крупными; в Чехии до 120 мест – малыми, до 500 мест – средними, свыше 500 мест – большими; в США до 100 номеров – малыми, до 500 номеров – средними, свыше 500 – крупными.
В нашей стране нет официальной классификации гостиниц по их емкости, в связи с чем предлагается их группировка: до 150 мест (не более 100 номеров) – гостиницы малой вместимости, от 150 до 400 мест (до 300 номеров) – средней вместимости, более 400 мест (свыше 300 номеров) – большой вместимости. Мировой гостиничный номерной фонд в основном размещен в малых и средних гостиницах.