ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.06.2020
Просмотров: 18817
Скачиваний: 419
Е. А. Котляров, в развитие взглядов В. С. Преображенского, разработал концепцию рекреационно-туристских комплексов, которые определил как сочетание рекреационных сооружений и сопутствующих предприятий инфраструктуры, объединенных тесными функциональными и экономическими связями, а также совместным использованием географического положения, природных и экономических ресурсов территории, занимаемой комплексом81. В данной трактовке туристско-рекреационный комплекс рассматривается как основа формирования особого территориально-отраслевого образования – туристско-рекреационного района.
Туристские районы отличаются следующими признаками: а) время возникновения, исторические особенности формирования; б) природные, историко-культурные, социально-экономические и населенческие предпосылки формирования; в) уровень развития туристской инфраструктуры; г) туристская специализация.
Однако не любой регион способен стать туристским, а лишь тот, в котором имеются: а) необходимые для принятия туристов качественные услуги (трансфер, размещение и питание с соответствующим уровнем обслуживания); б) достопримечательности для привлечения туристов, порождающие интерес людей к данному региону и создающие конкуренцию с другими; в) информационные системы, являющиеся важным средством функционирования региона на туристском рынке.
Любой туристский регион в процессе становления проходит определенный цикл развития (рис. 7.5.). Изначально основными мотивами приезда в регион людей является посещение родственников и друзей, а также деловые поездки. Затем возникает интерес к природным и культурным достопримечательностям посещаемого региона. Данные потребности легко удовлетворяются существующей сферой обслуживания, и посетители уезжают с хорошими впечатлениями.
Рис. 7.5. Цикл развития туристского региона
На этой стадии развития туризма лишь небольшая часть имеющейся инфраструктуры зависит от количества прибывающих и сроков их пребывания. Но постепенно информация о качественном обслуживании и достопримечательностях распространяется, способствуя увеличению потока туристов. На это незамедлительно реагируют туристские предприятия, развивая специализированные сервисные услуги для приезжих.
Регион начинает приобретать характерные черты туристского: появляются новые средства размещения, предприятия питания, развлечений и др. Инвестиции приносят большую прибыль и, естественно, возникают новые дополнительные возможности для привлечения туристов и их обслуживания. Приезжие изменяют уклад жизни местных жителей, привнося свои традиции и культуру. Появляется необходимость управления, основные цели которого состоят в продвижении региона на рынке для привлечения необходимого количества туристов, чтобы поддержать на высоком уровне туристский бизнес, а также в выборе инструментов, обеспечивающих развитие выгодных с финансовой точки зрения форм и видов туризма. На данном этапе органом управления туризмом принимаются решения о том, какие виды услуг развивать, как удовлетворять постоянно меняющиеся вкусы приезжих.
В регион идет постоянный приток новой рабочей силы, в результате чего происходит постепенная ассимиляция местных жителей в их среде, что нередко приводит к утрате местной культуры и формированию новой, но уже не свойственной и не характерной для данного региона. Далее следуют необратимые экологические изменения, из-за чего регион теряет свою привлекательность, количество туристов снижается, пустуют средства размещения, прибыль сокращается. Важно незамедлительно отреагировать на эти изменения путем усовершенствования политики развития туризма через разработку новой программы.
Е. В. Логинова делит цикл развития туристского региона на четыре этапа82:
Первый этап – открытие и первоначальное освоение. Эта стадия характеризуется медленным ростом числа посетителей, слабым контактом с местным населением, отсутствием средств обслуживания и очень слабой нагрузкой на среду и ресурсы. Здесь эффективно может развиваться так называемый «дикий» и спортивный туризм, но для этого необходимо наличие красивых ландшафтов, без значительных изменений человеческой деятельностью и минимальное присутствие социально-экономических туристских ресурсов.
Второй этап – развитие. Отличается быстрым ростом числа посетителей, возникновением специальных организаций и средств обслуживания туризма и отдыха (отели, бары, стоянки и т. д.), усилением контактов с местным населением, для которого обслуживание туристов становится важным источником дохода. Воздействие на среду резко возрастает и может приобрести отрицательный характер.
Третий этап – зрелость или застой. Здесь достигается предел емкости территории, состояние окружающей среды становится неудовлетворительным, местное население начинает относиться к туристам отрицательно, рост числа туристов замедляется, а затем и прекращается.
Четвертый этап – упадок или обновление. Эта стадия возникает в зависимости от того, будут ли обнаружены новые ресурсы для развлечения и туризма или нет.
Контрольные вопросы
-
Какие вы знаете разновидности пространства?
-
К какой группе пространств относится туристское пространство?
-
Какие существуют подходы к определению понятия «туристское пространство»?
-
Перечислите важнейшие особенности и элементы туристского пространства.
-
Понятие и типы туристских территорий.
-
Охарактеризуйте модель эволюции туристских территорий Ю. А. Веденина.
-
В чем заключается сущность учения о территориальных рекреационных системах?
-
Изобразите схематически модель рекреационной системы.
-
Почему в последнее время учение о ТРС критикуется многими учеными?
-
Перечислите и охарактеризуйте основные подсистемы ТРС.
-
Дайте определение понятию «туристский маршрут».
-
Какие разновидности туристских маршрутов вы знаете? Приведите примеры.
-
Перечислите основные факторы формирования туристских центров.
-
Какие типы туристских центров вы знаете? Охарактеризуйте один из них.
-
Приведите примеры туристских центров разных типов.
-
Что такое «туристская дестинация» и каковы ее характерные черты?
-
Какие разновидности туристских дестинаций вы знаете?
-
Выделите и охарактеризуйте основные стадии жизненного цикла дестинации.
-
Перечислите особенности и принципы туристского районирования.
-
Сущность и признаки туристского региона.
-
Определите и охарактеризуйте основные этапы развития туристского региона.
Задания для практических занятий
-
Выберите один из туристских регионов мира или России и составьте его краткую характеристику (нарисуйте образ региона) по следующему плану: а) географическое положение и политико-административный состав; б) природно-рекреационные ресурсы; в) культурно-исторические ресурсы; г) социально-экономические ресурсы туризма (в том числе туристская инфраструктура); д) пространственная организация туристской деятельности (туристские микрорайоны, туристские центры и дестинации, туристские объекты и их комплексы, туристские маршруты); е) проблемы и перспективы развития.
-
Проследите особенности эволюции туристского региона, выбранного вами при выполнении первого задания, пользуясь при этом моделью развития туристских территорий Ю. А. Веденина. Определите стадию развития, на которой находится выбранный вами регион.
-
Пользуясь материалом учебника и результатами, полученными при выполнении заданий № 1 и 2, ответьте на следующие вопросы:
-
Можно ли считать выбранный вами регион территориальной системой рекреации и туризма? Ответ обоснуйте и поясните на конкретных примерах.
-
Какие принципы и закономерности организации туристской деятельности наиболее активно проявляются в рамках территории туристского района?
-
Туристские центры каких типов представлены в границах туристского района? Приведите примеры центров каждого типа.
-
Назовите наиболее популярные туристские маршруты, проходящие по территории района. К каким типам они относятся?
-
Туристские дестинации каких типов можно выделить в границах туристского района? На какой стадии жизненного цикла они находятся?
-
Сделайте вывод об эффективности пространственной организации туристской деятельности в рамках своего района и постарайтесь выработать основные направления ее оптимизации.
Г Л А В А 8
ЭКОЛОГИЯ И ОХРАНА ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ
8.1. Туризм и окружающая среда
Туризм является одним из видов природопользования. Различается множество типов туристского природопользования. Особое значение придается типологии по функциям туристского природопользования, поскольку она указывает на соответствие вида природопользования характеру туристских потребностей. В соответствии с основными потребностями выделяются три типа туристского природопользования: туристско-оздоровительный; туристско-спортивный и познавательно-туристский.
Туристско-оздоровительный тип природопользования служит для удовлетворения потребностей в простом и расширенном воспроизводстве физических и психических сил человека. Этот тип природопользования сопровождается существенными изменениями природных комплексов, требует значительного благоустройства территории, проведения ее функционального зонирования.
Познавательно-туристский тип природопользования. Основной функцией его является развития интеллектуальных, духовных сил человека. Осуществляется это путем потребления культурных и природных ресурсов. При этом речь идет не вещественном и энергетическом потреблении, а о потреблении информационном – через восприятие экскурсионных объектов и ландшафтов в местах их локализации.
Туристско-спортивный тип природопользования связан с удовлетворением потребностей человека в расширенном восстановлении физических сил. Особое место в структуре данного типа занимают группы физических занятий с тренирующим режимом. Данный тип природопользования должен быть связан с уникальными и иногда труднодоступными природными комплексами, требует наличия естественных преград, препятствий, экстремальных природных условий.
Развитие туризма требует вовлечения в человеческую деятельность природных ресурсов. При этом образуется особый вид ландшафта – рекреационный. Во многих странах территории, используемые для туризма, занимают третье место по площади после сельскохозяйственных и лесных земель. Быстрые темпы развития мировой индустрии туризма и большая экономическая выгода, которую она приносит, делает туристское использование земель перспективным и способным успешно конкурировать и вытеснять другие виды землепользования. Туристское использование территорий создает «фон», где проявляются другие виды хозяйственной деятельности. В ряде мест создаются ландшафты, где туристское использование является основным.
Туристские ландшафты легко уязвимы и хрупки, а туристские ресурсы исчерпаемы, незаменимы и имеют ограниченные возможности. Их стихийное и нерациональное использование создает ряд экологических проблем в районах интенсивного туристского освоения, как в экономически развитых странах, так и в развивающихся. По мере освоения территорий, их хозяйственного освоения возникла проблема обеспечения сохранения хотя бы части первозданной природы, а также и сохранения отдельных рукотворных объектов, представляющих культурно-историческую ценность для культуры данной страны или общества или для всего человечества. Для этого в мире практически во всех государствах выделены определенные участки суши или водные пространства, объявленные охраняемыми территориями, где хозяйственная деятельность человека строго ограничена, либо прекращена вовсе.
Можно выделить несколько аспектов влияния туризма на окружающую среду: на экосистемы и природные ресурсы – землю, флору, фауну, воздух, ландшафт и др.; на постройки, особенно на памятники архитектуры; на местные общества и народы – их культуру, ценности, уклад и т. д.; на местную региональную и национальную экономику.
Примеры негативного воздействия туризма на природную среду многочисленны. Но вместе с тем туризм может оказывать и позитивное воздействие, способствовать устойчивому развитию, обеспечивая благосостояние и социальный прогресс. Если сам туризм носит устойчивый характер и правильно организован, он может внести существенный вклад в сохранение окружающей и культурной среды. Туризм – мощный стимул для создания водоочистных сооружений, удаления мусора и прочих отходов, так как большинство туристов считают оптимальным именно то место отдыха, где не наблюдается вредного воздействия производственных предприятий и транспортных средств, а благоприятная экологическая обстановка остается основным требованием туристов. Обобщим основные аспекты воздействия компонентов туристской индустрии на окружающую среду в таблицах 8.1. и 8.2.
Таблица 8.1.
Положительные аспекты воздействия составляющих
туристской индустрии на окружающую среду
|
Экономическое воздействие |
Социально-культурное воздействие |
Экологическое воздействие |
Индустрия размещения |
Занятость и доход для местного населения; рынки для местных товаров и услуг; создание более современной инфраструктуры |
Предотвращение миграций, особенно когда объекты расположены в удаленных и сельских районах; сохранение традиционного стиля архитектуры |
Альтернатива другой, более разрушающей деятельности; охрана близлежащих природных объектов |
Морские и речные круизы |
Расширение участия в международном разделении труда; занятость и доход для местного населения; |
Концентрация деятельности около терминалов |
Создание фондов по исследованию и охране |
Индустрия досуга и развлечений |
Основа для начала диверсификации местной экономики |
Вклад в развитие местных традиций |
Пропаганда и привлечение внимания туристов через средства досуга к проблемам региона |
Индустрия питания |
Рост потребления местных товаров; связь с другими секторами экономик (сельским хозяйством и др.) |
Поддержание традиционных форм хозяйствования |
Предоставление возможностей для развития потребления натуральных продуктов (уменьшение использования ядохимикатов) |
Индустрия перевозок |
Стимуляция развития смежных отраслей; внесение различных налогов и сборов |
Новые возможности культурно-социального обмена |
Улучшение экологической обстановки путем развития высокотехнологичных и экологически чистых видов транспорта |