Файл: Turistskoe_resursovedenie_KUSKOV.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.06.2020

Просмотров: 18810

Скачиваний: 419

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особым направлением туризма является самодеятельный туризм – путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно, но под руководством опытного инструктора. Именно наличие инструктора и активный характер перемещения позволяют разграничить неорганизованный и самодеятельный туризм. К самодеятельному туризму относятся более частные его направления – пешеходный, водный, горный, лыжный, спелеотуризм, автотуризм, велотуризм, конный туризм, мототуризм. Самодеятельный туризм реализуется в нескольких формах. Наиболее популярными его формами являются туристские походы, туристские экспедиции в малоизученные и притягательные районы, туристские слеты и туристско-спортивные соревнования.


Контрольные вопросы


  • Какие существуют подходы к пониманию сущности страноведения?

  • Попытайтесь определить сущность и структуру комплексного страноведения.

  • Назовите основные элементы, которые включаются в комплексную страноведческую характеристику.

  • Определите место туристского ресурсоведения в системе научных направлений комплексного страноведения.

  • Выделите основные этапы становления туристского ресурсоведения как научного направления.

  • Каково теоретическое и практическое значение туристского ресурсоведения?

  • Каковы цели и задачи туристского ресурсоведения как учебной дисциплины?

  • Определите предмет, объект исследования и структуру туристского ресурсоведения.

  • Какие методы исследований применяются в туристском ресурсоведении?

  • Какую роль выполняют количественные методы в туристском ресурсоведении?

  • Каковы возможности применения качественных методов в туристском ресурсоведении?

  • Дайте определение понятию «туризм» и рассмотрите важнейшие подходы к его концептуализации.

  • Какие фундаментальные признаки отличают туризм от иных видов деятельности?

  • Как соотносятся между собой туризм и рекреация?

  • По каким основаниям проводится классификация туризма?

  • Кратко охарактеризуйте виды туризма, выделяемые на основе целей путешествия.

  • Какие виды туризма отличаются наиболее яркой ориентацией на использование туристских ресурсов? Рассмотрите подробно один из таких видов туризма.


Задания для практических занятий


  1. Покажите схематически место туристского ресурсоведения в системе наук, а также его связи с основными направлениями комплексного страноведения.

  2. Пользуясь списком литературы, представленным в конце работы, выделите 6-8 основных проблем туристского ресурсоведения, активно разрабатываемых в последние годы. Попытайтесь проследить динамику основных направлений исследований за период с конца 60-х гг. прошлого столетия до начала XXI в.

  3. Из приведенного списка выберите 2-3 научные и учебные работы, проведите их анализ и составьте краткое эссе.

  4. Составьте характеристику одного из ресурсоориентированных видов туризма по следующему плану: а) вид туризма; б) особенности организации; в) современное состояние; г) используемые туристские ресурсы; д) примеры известных туристских маршрутов; е) основные центры и их география.


Г Л А В А 2

ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ


2.1. Понятие и структура туристского потенциала


Результатом деятельности территории как среды обитания следует считать удовлетворение социальных и экономических потребностей людей, в том числе и в сфере туризма (внутреннего, международного). Их осуществление опирается на использование имеющихся природных ресурсов и условий, сложившихся экономических отношений. Факторы, от которых зависит данный результат, многочисленны и многогранны. Для их интегрального выражения необходим обобщающий показатель. В таком качестве может выступать величина потенциала территории.

Важным условием развития туризма является наличие туристского потенциала. Словосочетания, в которых «потенциал» используется как терминообразующее слово (рекреационный, туристский), стали достаточно часто употребляться в туристской литературе. Однако выяснить конкретное содержание, которым различные авторы нагружают термин «потенциал», нередко оказывается весьма сложно, поскольку широко известных и общепринятых профессиональных трактовок этого термина не существует и используют его чаще всего как термин общеупотребительный, очевидный. Вместе с тем содержание этого термина далеко не элементарно и в туристике должно быть ограничено более или менее отчетливыми рамками.

Туристским потенциалом какого-либо объекта (или территории) именуется совокупность приуроченных к данному объекту (территории) природных и рукотворных тел и явлений, а также условий, возможностей и средств, пригодных для формирования туристского продукта и осуществления соответствующих туров, экскурсий, программ. Понятие «туристский потенциал» по отношению к понятию «туристский ресурс» выступает как более широкое, в некотором смысле как собирательное.

Под туристским потенциалом также понимается вся совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации туристской деятельности на определенной территории. Туристским потенциалом часто называют и отношение между фактической и предельно возможной численностью туристов, определяемой исходя из наличия туристских ресурсов. Но, по мнению ряда специалистов, это неверная точка зрения. Потенциал – это наличие на определенной территории возможностей, резервов, которые могут быть при определенных условиях использованы для достижения намеченной цели – развития туризма.

Приведем мнение известного специалиста-географа А. М. Сазыкина, который считает, что наряду с появлением терминов, противоречащих устоявшемуся понятийному аппарату, появляются публикации, искажающие теорию рекреационной географии. Например, рекреационным потенциалом называют отношение между фактической и предельно возможной численностью туристов, определяемой исходя из наличия рекреационных ресурсов. Потенциал не может быть «отношением», хотя его изучение позволяет оценить предельно возможную численность туристов. Рекреационный потенциал – совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории, главной составной частью рекреационного потенциала являются рекреационные ресурсы8.


Т. В. Николаенко под туристским потенциалом понимает наличие на территории определенных уникальных или, по крайней мере, интересных не только для местных жителей объектов. Хотя это не вполне обязательный признак, а только желательный вариант. Туристский потенциал территории очень изменчив и зависит от особенностей социокультурного образования, в пределах которого она расположена.

По мнению В. А. Рубцова и С. А. Шабалиной «рекреационный потенциал представляет собой величину реализуемых и нереализуемых возможностей результативного и продуктивного использования ресурсов территории в процессе удовлетворения многообразных общественных потребностей, в том числе культурно-познавательных, деловых, религиозных, паломнических, спортивных и т. д. В этом случае учитывается не только количественная динамика рекреационных ресурсов, но и качественные характеристики через структурно-комплексный анализ, каждого элемента входящего в состав рекреационных ресурсов9.

Можно встретить и понятие «туристские ценности», под которыми понимают туристские ресурсы или туристско-рекреационный потенциал территории. Эта точка зрения не совсем верна, так как туристские ресурсы и туристский потенциал – понятия, занимающие различные иерархические уровни. По своей природе туристские ценности гетерогенны, то есть могут иметь как естественный характер, так и искусственный. При этом встречаются и туристские ценности комплексного характера, имеющие одновременно естественное и искусственное происхождение (к примеру, пляжи и водохранилища). Мы считаем, что данное понятие является синонимом понятия «туристские ресурсы».

Структура туристского потенциала наглядно показана на рисунке 2.1. Из рисунка следует, что туристский потенциал включает туристские ресурсы и туристскую инфраструктуру. Туристские ресурсы подразделяются на три основные группы – природные, культурно-исторические и социально-экономические. Многие авторы идут дальше, выделяя пять групп туристских ресурсов: природные, культурно-исторические, инфраструктурные, кадровые и информационные.


Рис. 2.1. Структура туристского потенциала территории


К социально-экономическим ресурсам относятся элементы туристской инфраструктуры, а также трудовые, информационные, материально-технические, финансовые ресурсы, элементы управления и т. д. Здесь сделаем акцент на двойственности социально-экономических ресурсов. Существует два основных подхода к их определению.

Первый подход предполагает выделение социально-экономических ресурсов в качестве отдельной группы, включающей трудовые, материальные и информационные ресурсы. Ряд авторов включают в социально-экономические ресурсы и инфраструктуру туризма. Тогда теряет смысл выделение в составе туристского потенциала туристской инфраструктуры.


Второй подход основан на самостоятельности туристской инфраструктуры и выделении в структуре социально-экономических ресурсов четырех их групп: кадровых, материальных, управленческих и информационных. При составлении рисунка автором были учтены оба подхода.



Рис. 2.2. Рекреационный потенциал и его структура


С. Л. Сычев оперирует понятием «рекреационный потенциал» и представляет его структуру следующим образом (рис. 2.2.), выделяя в структуре рекреационного потенциала две группы ресурсов – рекреационные и социально-экономические. Рекреационные ресурсы включают природные и антропогенные (материальные и духовные), а социально-экономические ресурсы включают объекты инфраструктуры, финансовые, правовые, образовательные и демографические ресурсы.

Н. И. Панов вводит понятие «туристско-рекреационные ресурсы», под которыми понимает природно-климатические, социально-культурные, исторические, археологические, архитектурные, научно-промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты и явления, способные удовлетворить потребности человека в процессе и в целях туризма и создающие организационно-экономическую и материальную базу для развития туризма. К туристско-рекреационным ресурсам он относит природные, исторические, социокультурные, материально-технические и трудовые.

В ряде работ используется понятие «пропускной потенциал» (экологический, туристский, социальный, бытовой), которое показывает возможности любого туристского объекта в виде пропускных способностей, то есть максимальной нагрузки, которую может иметь туристский объект без серьезного ущерба для местных ресурсов от поездок туристов и возникновения социально-экономических проблем у населения.

А. В. Даринский определяет туристский потенциал как совокупность туристских ресурсов, туристской индустрии и туристской инфраструктуры. Но с такой расширенной точкой зрения весьма сложно согласиться, так как туристская индустрия обязана своим существованием именно туристскому потенциалу – туристским ресурсам и инфраструктуре. Именно туристский потенциал определяет направления и перспективы развития индустрии туризма в том или ином регионе.

Так, для определения направлений и перспектив развития туристского потенциала в том или ином регионе необходимо: а) выявление потенциала; б) оценка потенциала; в) оценка современного состояния его использования; г) оценка возможностей интенсификации его использования; д) оценка факторов, сдерживающих развитие туризма в регионе; е) подготовка и реализация перспективной модели территориальной организации туристской сферы региона.

Следует сказать еще об одной терминологической проблеме. В научном обиходе часто употребляются понятия «туристско-рекреационный потенциал», «туристско-рекреационные ресурсы», «туристско-рекреационная сфера». Использование данных понятий является не совсем методологически верным. Заметим, что рекреационная деятельность включает в себя туристскую. Поэтому употребление формулировки «туристско-рекреационный» не является оправданным, так как заведомо содержит в себе дублирование. Автор учебника указывает на необходимость раздельного использования указанных понятий.





2.2. Интегральная оценка совокупного туристского потенциала


Выявление имеющегося туристского потенциала является далеко не самой сложной задачей, так как в настоящее время практически для любой староосвоенной территории имеются своды памятников истории и культуры, природных охраняемых объектов, подробные сведения об объектах социально-культурной сферы – музеях, гостиницах, ресторанах, санаториях и базах отдыха и т. д.

Более сложным аспектом является оценка имеющегося туристского потенциала. Она должна учитывать целый ряд параметров, а именно: уникальность имеющихся объектов; различия в доступности объектов; различия в плотности размещения объектов в пределах региона; разнообразие и комплексность имеющихся объектов; физическое состояние объектов.

Необходимо отметить, что большая часть российских регионов характеризуется низкой плотностью размещения туристских объектов, их слабой транспортной доступностью, плохим физическим состоянием и отсутствием комплексности. К регионам нашей страны, потенциал которых может быть признан высоким, возможно отнести лишь Московскую, Владимирскую и Ярославскую области, города Москва и Санкт-Петербург. Во всех остальных регионах имеются особенности, которые затрудняют его использование или ухудшают качественные характеристики, что означает и уменьшение его общей оценки.

Несмотря на сложности в использовании туристского потенциала, необходимо определять перспективы его использования. В этом плане одним из необходимых аспектов является разработка модели организации туристской сферы региона с выделением территорий, которые нуждаются в первоочередной концентрации усилий и средств на их развитие, резервных территорий и территорий, где развитие туристской инфраструктуры нецелесообразно.

Для грамотного и эффективного управления ресурсным потенциалом региона необходимо разработать и применить следующие параметры его оценки: 1) количественная оценка ресурсов; 2) оценка структуры потенциала, степень использования частных потенциалов; 3) оценка возможностей использования ресурсов; 4) систематический учет состояния туристских и рекреационных ресурсов и определение их значения в развитии туризма региона, что возможно лишь при введении системы туристских и рекреационных кадастров10.

В рамках параграфа рассмотрим теоретико-методологические основания существующих методик интегральной оценки совокупного туристского потенциала территорий. Одна из таких, сугубо экономических методик приводится в работе «Планирование на предприятии туризма»11. При оценке величины и эффективности туристского потенциала территории, необходимо различать такие понятия как: а) суммарный объем ресурсов туристского потенциала; б) величина туристского потенциала; в) показатель реализации туристского потенциала.