Файл: Шойгу про пожарных и не только.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2020

Просмотров: 2720

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важно заметить, что природные и техногенные катаст­рофы, локальные вооруженные конфликты, террористи­ческие акты и пр. воздействуют на психику и способствуют возникновению отсроченных и затяжных реакций не толь­ко у непосредственных участников событий, но и у сторон­них наблюдателей, которые, как уже упоминалось, благодаря средствам массовой информации (СМИ) ста­новятся косвенными участниками этих событий. Посколь­ку СМИ реалистично отражают происходящие события, люди вынужденно погружаются в них, являясь как бы их непосредственными очевидцами.

Одним из ярких мировых примеров данного феномена является гибель принцессы Дианы, когда сотни тысяч лю­дей, не будучи ее родственниками, знакомыми либо как-либо причастными к ее гибели, глубоко (вплоть до психотических проявлений) скорбели о кончине Дианы на протяжении длительного времени. Достаточно было про­стого наблюдения за реакцией людей, чтобы понять, что она выходит за рамки обычного в этих случаях для обы­вателей сопереживания и сочувствия. Эта и подобные ей си­туации, по сути, являются проявлением современной действительности, в которой человеку навязывается не только образ жизни, но и форма психических переживаний.

Однако не только катастрофы и военные конфликты оказывают негативное воздействие на психику человека. Развитие технического прогресса и появление новых ви­дов профессиональной деятельности, представляющих высокую опасность, требующих повышенной ответствен­ности и концентрации внимания, так же сказываются на психическом здоровье людей.

До некоторого времени считалось, что в экстремальных условиях труда работают только шахтеры и космонавты. Изменения в жизни общества в последние 10—15 лет при­вели к тому, что число профессий, представители которых работают в экстремальных условиях, увеличилось. Так, профессии пожарного, спасателя, авиадиспетчера, инкас­сатора, работника дорожно-патрульной службы носят эле­менты экстремальности.

В деятельности работников «опасных профессий» су­ществуют два типа условий, при которых работа становит­ся экстремальной:

1) повседневная напряженная деятельность, в которой опасность представлена как потенциально возможное со­бытие (авиадиспетчеры, инкассаторы);

2) так называемые критические инциденты, при кото­рых работники сталкиваются с человеческими жертвами и материальными потерями, с реальной опасностью для своей жизни, здоровья или системы ценностей, а также с угрозой жизни, здоровью, благополучию окружающих (спасатели, пожарные).

Необходимость изучения влияния экстремальных фак­торов на психику человека привела к возникновению и ак­тивному развитию новой сферы психологической науки и практики — экстремальной психологии.

Экстремальная психология (ЭП) — отрасль психологи­ческой науки, изучающая общие психологические законо­мерности жизни и деятельности человека в измененных (непривычных) условиях существования. Исследования в области экстремальной психологии имеют своей задачей совершенствование психологического отбора и психоло­гической подготовки для работы в необычных условиях существования, а также разработку мер защиты от трав­мирующего воздействия психогенных факторов (Психо­логия. Словарь, 1990).


Предметом изучения ЭП является психика, подверга­ющаяся воздействию экстремальных факторов, механиз­мы воздействия экстремальных факторов на человека, закономерности реагирования и переживания, возможные последствия и способы их коррекции.


ПОНЯТИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ, ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ И КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ

Понятия чрезвычайной, экстремальной и кризисной ситуации еще не получили исчерпывающих определений. В контексте дальнейшего изучения предмета предлагаем использовать следующие определения.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) — это обстановка на опре­деленной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которое может повлечь за собой чело­веческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей («Закон о защите на­селения и территорий от чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ (СЗРФ 94-35)»).

Экстремальная ситуация (от лат. extremusкрайний, критический) — внезапно возникшая ситуация, угрожаю­щая или субъективно воспринимающаяся человеком как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию.

Кризисная ситуация (от греч. krisisрешение, поворот­ный пункт, исход) — это ситуация, требующая от человека значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер.

Остановимся подробнее на каждой из приведенных си­туаций.























Чрезвычайная ситуация

Это объективно сложившиеся условия. Катастрофа уже произошла.

Существует ряд классификаций чрезвычайных ситуа­ций по различным критериям












Региональные

ЧС, в результате которых пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. МРОТ на день возникновения ЧС и зона ЧС охватывает террито­рию двух субъектов Российской Федерации


Федеральные

ЧС, в результате которых пострадало свыше 500, либо нару­шены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. МРОТ на день возникновения ЧС и зона ЧС выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации


Трансграничные

ЧС, поражающие факторы которых выходят за пределы Рос­сийской Федерации, либо ЧС произошли за рубежом и их поражающие факторы захватывают территорию Российской Федерации

По источнику происхождения

ЧС техногенного характера

Транспортные аварии и катастрофы, пожары, неспровоци­рованные взрывы или их угроза, аварии с выбросами (угро­зой выбросов) опасных химических, радиоактивных, биоло­гических веществ, внезапное разрушение сооружений и зда­ний, аварии на инженерных сетях и т.д.



ЧС природного (естественного) характера, сти­хийные бедствия

Опасные геологические, метеорологические, гидрологичес­кие морские и пресноводные явления, деградация почв или недр, естественные пожары, землетрясения, наводнения, цу­нами, извержения вулканов, обвалы, оползни, лавины, сели, ураганы, смерчи, торнадо, лесные пожары, ливни, снегопады, засуха и др. явления, вызванные естественными причинами.


ЧС эколого-

биологического

характера

Массовое заболевание людей инфекционными заболевания­ми (эпидемии), сельскохозяйственных животных, массовое поражение сельскохозяйственных растений болезнями или вредителями, изменение состояния водных ресурсов и био­сферы, просадки, оползни, обвалы, деградация почв, исто­щение невозобновляемых природных ископаемых, разруше­ние озонового слоя атмосферы, истощение водных ресурсов, исчезновение видов животных, растений и т.д. в результате деятельности человека


ЧС социоген­ного характера

Терроризм, захват заложников, массовые беспорядки, воен­ные действия






















Экстремальная ситуация

Известная мудрость гласит: «Жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит, и на 90% — из того, что мы об этом думаем».

Под экстремальными подразумевают такие ситуации, которые выходят за пределы обычного, «нормального» че­ловеческого опыта. Иначе говоря, экстремальность ситу­ации определяют факторы, к которым человек еще не адаптирован и не готов действовать в их условиях. Степень экстремальности ситуации определяется силой, продол­жительностью, новизной, непривычностью проявления этих факторов.

Однако экстремальной ситуацию делает не только ре­альная, объективно существующая угроза жизни для са­мого себя или значимых близких, но и наше отношение к происходящему. Восприятие одной и той же ситуации каж­дым конкретным человеком индивидуально, в связи с чем критерий «экстремальности» находится, скорее, во внут­реннем, психологическом плане личности.

В качестве факторов, определяющих экстремальность, могут рассматриваться следующие:

  1. Различные эмоциогенные воздействия в связи с опасностью, трудностью, новизной, ответственностью ситуации.

  2. Дефицит необходимой информации или явный из­быток противоречивой информации.

  3. Чрезмерное психическое, физическое, эмоциональ­ное напряжение.

  4. Воздействие неблагоприятных климатических усло­вий: жары, холода, кислородной недостаточности и т.д.

5. Наличие голода, жажды.

Экстремальные ситуации (угроза потери здоровья или жизни) существенно нарушают базовое чувство безопасно­сти человека, веры в то, что жизнь организована в соответ­ствии с определенным порядком и поддается контролю, и могут приводить к развитию болезненных состояний — травматического и посттравматического стресса, других невротических и психических расстройств.


Кризисная ситуация. Кризис

Кризис является одним из неизбежных и необходимых моментов жизни, одной из движущих сил развития как лич­ности, так и группы, общества, человечества в целом.

Кризис возникает в ситуациях, когда усвоенных ранее образцов поведения недостаточно для совладания с обсто­ятельствами. Ситуация кризиса требует выработки новых способов поведения и нахождения новых смыслов жизне­деятельности.

Кризис — это всегда момент выбора из нескольких воз­можных альтернатив, момент принятия решения.

Кризис может возникать в результате внешних обстоя­тельств, некоего травмирующего события (экстремальной ситуации). Последствиями внешнего кризиса могут быть такие состояния, как посттравматическое стрессовое рас­стройство, шоковая травма.

Внутриличностный кризис — это момент перехода чело­века на новую ступень развития (психодуховный, экзистен­циальный, возрастной). Внутренние кризисы неизбежны и, в отличие от внешних, необходимы и желательны. Этот факт человечество знало всегда, что блестяще закодиро­вано в сказках абсолютно всех народов — это всем извест­ная ситуация витязя на распутье. Выбор дальнейшего пути легко дается герою только в сказках, но важно, что избе­жать выбора невозможно, не нужно и даже опасно. Таким образом, кризис — это всегда выбор между регрессивным и прогрессивным дальнейшим развитием личности. От того, какой именно выбор будет сделан, зависит вся последую­щая жизнь человека. Понимание кризиса и кризисной си­туации в психологии разрабатывалось в рамках психологии личности и психологии развития.


Совсем незаметного переживания внутреннего кризиса не бывает. Однако глубина и сила переживаний у разных людей существенно отличаются и зависят от следующих факторов:

уровень развития личности (сознания) — чем выше, тем болезненнее кризис;

  • социокультурные особенности;

  • личностные и характерологические особенности;

  • вид кризисного состояния, переживаемого человеком;

социально-психологические особенности, соци­альный статус.

Внутренние кризисы, имеющие экзистенциальное значение, как правило, связаны с определенными возраст­ными этапами в жизни человека. Поэтому, общаясь с чело­веком, проявляющим «кризисную» симптоматику, важно учитывать его возраст. Основными кризисными периода­ми жизни являются следующие:

Пубертат (13—15 лет). Связан с осознанием подрост­ком своей идентичности и уникальности. Отражает вхож­дение человека в мир взрослых. Может быть выражен фразой: «Я ищу смысл».

Кризис самоопределения (29—33 года). Может быть вы­ражен фразой: «Я меняю смысл».

Кризис второй половины жизни (45—55 лет). Человек пребывает в сомнениях по поводу того, что не смог само­реализоваться, достичь желаемого, стать в жизни тем, кем хотел. Наиболее остро переживается проблема конеч­ности жизни, которая может усугубляться в этот период потерей родителей (возникает установка: «Между мной и смертью никого нет»). Этот кризис может быть выражен фразой: «Я теряю смысл».

Некоторые исследователи описывают также кризис по­жилых. Как показывает опыт работы Телефонов доверия, люди пожилого возраста часто являются абонентами служб психологической помощи. Их переживания свя­заны с утратой смысла жизни, потерей родных, друзей, здоровья, профессии, ощущением ненужности и беспо­мощности. Наибольшую остроту для них приобретает проблема одиночества.

Таким образом, кризис может быть не связан с глобаль­ными и широкомасштабными бедствиями и рассматри­ваться как процесс, состояние, характерное для кри­тических периодов в естественном течении человеческой жизни (например, подростковый кризис — «переходный возраст»). Кризис имеет причинно-следственную связь с предыдущим жизненным опытом человека, но не может быть преодолен способами, известными ему из прошло­го опыта.

Например, к намерению совершить самоубийство челове­ка может привести безответная влюбленность, потеря рабо­ты, потеря близкого человека, чувство вины. Ярким примером кризиса как реакции на смерть близкого человека является поведение Жанны Эбютерн — подруги известного итальянс­кого художника Амадео Модильяни. Она преданно ухаживала за больным Амадео. Едва ли не каждую ночь эта мужественная женщина, которая готовилась стать матерью, бегала по всему Парижу в поисках своего мужа — страстного игрока.

На следующий день после смерти Модильяни Жанна, не пролившая ни одной слезинки, выбросилась из окна 6 этажа.


Для Жанны ее любовь была жизненным стержнем, и даже ре­бенок, которого она ждала, не смог восполнить утрату смыс­ла ее существования.

Кризис — некий поворотный пункт человеческой судь­бы, в котором рушатся основы предыдущей жизни, а но­вой еще не существует. К счастью, большинство людей могут справиться с кризисом самостоятельно, причем это утверждение верно и по отношению к жертвам травмати­ческих событий.


Влияние экстремальных ситуаций на человека

В сознании человека экстремальные и чрезвычайные ситуации резко делят жизнь на «до» и «после». Трудно сде­лать однозначный вывод о том, какой вид ЧС оказывает наиболее тяжелые последствия на психическое состояние людей, а какие переживаются легче — природного проис­хождения или антропогенные.

Существует мнение о том, что чрезвычайные происше­ствия природного происхождения люди обычно пережи­вают гораздо легче, чем антропогенные. Такие стихийные бедствия как землетрясения, наводнения и пр. пострадав­шие расценивают как «божью волю» либо действие без­ликой природы — тут ничего нельзя изменить.

А вот экстремальные ситуации антропогенного харак­тера, подобные трагедии в Беслане, настолько разруши­тельно действуют наличность, что не только дезорганизуют поведение человека, но и «взрывают» базовые структуры всей его личностной организации — образ мира. У челове­ка разрушается привычная картина мира, а вместе с ней — вся система жизненных координат.

Среди стихийных бедствий по разрушительному дей­ствию, причиненному ущербу и числу жертв первое место по данным ЮНЕСКО занимают землетрясения. Земле­трясения разрушают искусственные сооружения, дома, здания, возводимые человеком. Кроме того, во время зем­летрясений могут происходить горные обвалы, оползни, пожары, приносящие большие разрушения и представля­ющие угрозу для жизни людей.

К специфическим последствиям землетрясения, свя­занным с психическим состоянием людей, можно отнес­ти развитие реакций дезадаптации, возникновение фобических расстройств, связанных со страхом находить­ся в зданиях (например, девочка 9 лет, пережившая зем­летрясение в Корякин весной 2006 г., отказывалась заходить в здание школы, где была временно размещена ее семья, плакала, вырывалась, убегала на улицу); стра­хом повторных подземных толчков (у людей, пережив­ших землетрясение, часто бывает нарушен сон, так как их состояние характеризуется тревогой и ожиданием по­вторных толчков); опасениями за жизнь своих близких. Степень тяжести последствий стихийных бедствий в каж­дом случае необходимо оценивать индивидуально. Для одного человека — землетрясение, разрушение дома, эва­куация, смена места жительства может стать крахом все­го, вызвать острые переживания и тяжелые отсроченные последствия, для другого — лишь стать возможностью начать новую жизнь.