Файл: Шойгу про пожарных и не только.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2020

Просмотров: 2723

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Элементы аромотерапии, музыкотерапии, цветотерапии, фитотерапии являются важными составляющими среды, которая оказывает воздействие на функциональное состояние специалиста. Во многих подразделениях суще­ствует традиция заботиться об уюте и комфорте в рабочих помещениях. Специалисты интуитивно чувствуют необхо­димость создания среды, способствующей быстрому вос­становлению. Для повышения эффективности таких мероприятий следуют учитывать закономерности воздей­ствия звуков, запахов, цветов на психическое состояние человека.

Воздействие на биологически активные точки являет­ся эффективным способом воздействия на функциональ­ное состояние, основанное на взаимосвязи определенных точек с функционированием органов. Пальцевым надав­ливанием на строго определенные точки можно дозиро-ванно, избирательно и направленно воздействовать на функции различных органов и систем, регулировать веге­тативные функции, обменные и восстановительные про­цессы. При надавливании на биологически активные точки, как правило, возникают своеобразные ощущения ломоты, некоторого «распирания», онемения, боли, отсут­ствующие при надавливании вне этих точек. Возникнове­ние этих ощущений настолько постоянно и обязательно, что служит критерием правильности нахождения точки. Точки следует находить с наибольшей точностью, это обес­печит лучший и более длительный эффект.

Среди приемов психологической саморегуляции мож­но выделить две группы. Первая связана с изменением эмоционального реагирования на стрессовую ситуацию. К этому подходу относятся приемы, направленные на:

а) изменение тонуса скелетных мышц и управление
дыханием;

б) управление вниманием;

в) активное включение представлений и чувственных
образов.

Ко второй группе относятся приемы, изменяющие субъективную значимость ситуации или особенности вос­приятии ситуации, а именно: использование программи­рующей и регулирующей функции слова и образов.

Дыхание — не только важнейшая функция организма, но и эффективное средство влияния на тонус мышц и воздей­ствия на центры мозга. Медленное и глубокое дыхание по­нижает возбудимость нервных центров и способствует мышечному расслаблению. Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма.

Большинство людей в повседневной жизни использу­ют только поверхностное дыхание, когда заполняются лишь верхушки легких. Полное же дыхание включает за­полнение нижней, средней и верхней части легких. Изме­няя вид, ритм дыхания, продолжительность вдоха и выдоха, человек может влиять на многие, в том числе и психические функции.

Умение управлять тонусом скелетных мышц позволяет более эффективно восстанавливать силы в любых услови­ях, снимать мышечные зажимы, возникшие в процессе профессиональной деятельности.


Скелетная мускулатура является одним из самых силь­ных источников стимуляции мозга. Произвольное напря­жение мышц способствует повышению и поддержанию психической активности, торможению нежелательных реакций на действующий или ожидаемый стимул. Для сня­тия неактуальной или чрезмерной психической активнос­ти необходимо мышечное расслабление (релаксация). Испытывая негативные влияния, организм максимально мобилизуется для интенсивной мышечной работы.

Многим хорошо известны ситуации, когда накопивше­еся психическое напряжение в теле снимается на спортив­ных занятиях, танцах, после которых в теле ощущается приятная усталость и расслабленность, нормализуется сон, улучшается настроение. Именно по принципу контраста «напряжение—расслабление» строятся многие упражне­ние на релаксацию.

Добиться полноценного расслабления сразу всех мышц тела, как правило, не удается. Поэтому рекомендуется пос­ледовательное расслабление различных групп мышц с со­блюдением ряда правил.

Управление тонусом скелетных мышц возможно и в процессе повседневной деятельности, не требующей высокой концентрации внимания. Необходимо макси­мально расслабить те мышцы, работа которых в данный момент не требуется. Так, если при ходьбе напрягаются преимущественно мышцы ног, то нужно расслабить мыш­цы лица, плеч, рук. В положении сидя следует расслабить мышцы лица, рук, плеч, ног.

Особенно важно формирование навыков расслабления мышц лица и рук. Именно эти части тела имеют самое большое представительство в коре головного мозга, и именно в этих частях наиболее часто возникают мышеч­ные зажимы, то есть группы мышц хронически находятся в повышенном тонусе даже тогда, когда человек расслаб­лен. Поэтому важно научиться расслаблять все мышцы лица и рук хотя бы на непродолжительное время.

Если напряженность мышц сохраняется, то напряжен­ный участок можно разгладить круговыми движениями кончиков пальцев.

Хорошо расслабляют мышцы упражнения, направлен­ные на развитие гибкости. Развитая подвижность и гибкость суставов и связок значительно снижает риск получения травм. Комплексы упражнений на развитие гибкости спо­собствует более быстрому и полному восстановлению пос­ле физических и эмоциональных нагрузок. Выполняя упражнения на растяжку, следует очень внимательно сле­дить за своими ощущениями. При правильно выполняемых упражнениях возникает ощущение приятного растяжения, как будто с усилием растягивается тугая резинка; появля­ются ощущения покалывания, ощущения тепла или про­хлады. В любом случае ощущения должны быть если не приятными, то терпимыми. Острая, резкая боль при рас­тяжке недопустима. Важно обращать внимание на дыхание. При выполнении трудных упражнений, как правило, изме­няется дыхание, становится прерывистым, поверхностным. Поэтому важно возвращаться к глубокому, ровному дыха­нию еще выполняя упражнение. Количество повторений упражнений может быть произвольным. Правую и левую сторону следует нагружать равномерно. Если наблюдается сильная асимметрия при растяжке, рекомендуется начинать и заканчивать хуже растянутой стороной. Это позволит со временем уменьшить асимметрию. Выполнение упражне­ний на растяжку способствует и развитию умения концент­рировать внимание на телесных ощущениях.


Упражнения на концентрацию внимания необходимо практиковать, потому что внимание обычного человека обладает непроизвольной переключаемостью с объекта на объект. Но если во время занятий по саморегуляции ваше внимание будет постоянно переключаться то на внутрен­ние ощущения, то на посторонние звуки, шумы, отвлечен­ные мысли, успех занятий станет сомнительным. Поэтому необходимо тренировать способность удерживать внима­ние на каком-либо предмете или ощущении, постепенно доводя его до 4—5 минут. Это может быть любая точка, собственный палец, ощущение своего дыхания, звуковой фон и т.д.

Посмотрите на рисунок. Если не прилагать усилий, вы видите то изображение старухи, то изображение молодой девушки. Так проявляется непроизвольная переключае-мость внимания. Определите, на какое изображение вам приятно смотреть. Попробуйте как можно дольше удержи­вать более приятное изображение. Без достаточной прак­тики это вызывает напряжение (рис. 9).










Рис. 9.

Произвольное переключение и концентрация внима­ния на определенных объектах, явлениях или процессах служит эффективным средством преодоления негативных психических состояний. Даже в самых сложных условиях работы, в моменты отдыха, когда позволяет ситуация, можно переключить внимание с того, что вызывает недо­вольство, страх, напряженность, на то, что более приятно, доставляет облегчение, удовольствие. Сталкиваясь с поте­рями и горем людей, испытывая усталость или беспокой­ство за результат работы, можно в моменты перерыва переключить и сконцентрировать внимание на приятных вкусовых ощущениях, зрительных образах (например, звездное небо или облако), телесных ощущениях расслаб­ления и покоя. Это позволит быстрее восстановить силы и дольше работать без ощущения чрезмерной усталости. Или, например, мысли о возможном неблагоприятном исходе ответственного дела заменяются и внимание концен­трируется на размышлениях о планировании и программи­ровании необходимых шагов по его реализации (то есть строится программа действий для достижения результата).

Умение произвольно создавать яркий мысленный образ (образ зрительный, в ощущениях, звуках) также является важной составляющей психологической саморегуляции и называется визуализацией. Прочувствовать эффект влия­ния образов на состояние достаточно просто. Как можно ярче представьте себе, что у вас в руках свежесрезанный ломтик лимона: вы ясно ощущаете его запах, видите ка­пельку янтарного сока, кладете ломтик на язык и ощуща­ете его пронзительно кислый вкус. Чем ярче и точнее образ, тем больше будет эффект. Скорее всего, уже пред­ставляя образ лимона, вы почувствовали, что усилилось слюноотделение. Если образ лимона ассоциативно свя­зан с каким-либо определенным состоянием, например, с бодростью после выпитой утром чашки чая с лимоном, то, скорее всего, изменится и психическое состояние.


Не у всех получается с первого раза отчетливо предста­вить даже простой образ лимона. Поэтому упражнения на развитие воображения, умение представить четко и быст­ро образ, связанный с определенным состоянием, явля­ются одной из основ, на которой формируются сложные и более эффективные навыки саморегуляции.

Переходя к приемам, изменяющим субъективную зна­чимость ситуации или особенности восприятии ситуации, хочется подчеркнуть, что они связаны с активным вклю­чением сознания в переработку ситуации. Для повышения эффективности этих приемов их лучше комбинировать с приемами первой группы.

Самовнушение — прием, который не требует усилий по анализу и разрешению трудной ситуации, чаще всего вну­шается уверенность в своих возможностях: «Я сделаю это! Это ситуация мне по силам. Я полон сил. Я готов к этому!» {Марищук, Евдокимов, 2001).

Десенсибилизация является более сложным вариантом самовнушения, при котором сначала необходимо предста­вить возможное неприятное течение событий с последую­щим самовнушением: «Я сделаю все как надо», «Я могу сделать значительно больше» и т.д.

Самовнушение эффективнее, если его проводить на фоне мышечного расслабления. Существует ряд требова­ний, которым должны отвечать формулы самовнушения:

  • необходимо четко определить цель, которую вы хо­тите достичь во время самовнушения;

  • формула должна быть четкой, короткой, отражать самую суть;

  • формула должна носить позитивный характер, без частицы «не»;

  • формула должна произноситься в ритм дыхания, при этом решающая ее часть на выдохе;

  • хорошо, если формула носит несколько иронично-веселый характер или зарифмована.

Самоубеждение — это процесс сознательного воздей­ствия, заключающийся в логическом обосновании прак­тической пользы того или иного действия.

Одним из вариантов самоубеждения является мыслен­ное моделирование предстоящей ситуации и вариантов собственных действий, необходимых для позитивного за­вершения ситуации. Такой вариант самовнушения не толь­ко переключает внимание с негативных вариантов развития событий, но и подготавливает к различным ва­риантам разворачивания ситуации, что создает готов­ность к активной деятельности, формирует направленность на успех.

Деактуализация заключается в намеренном снижении значимости события. Может быть использован прием рас­ширения контекста ситуации по принципу: «На фоне про­блем глобализации все остальное мелочи». Например, излишнюю тревогу перед экзаменом можно снизить, под­робно ответив на вопрос: «Может ли сдача экзамена на тройку или четверку повлиять на мое желание работать в этой области?»

Крайне полезным приемом является самоподкрепление. Часто накоплению усталости, а затем и развитию синдро­ма выгорания способствует неумение человека позитивно относиться к самому себе, к своим целям, к своим успехам и неудачам. В этом случае функция поощрения или пори­цания делегируется внешним субъектам: руководителю, наставнику, организации, отцу и т.д. Необходимо учиться самоподкреплению, включающему самостоятельную оценку собственных достижений, внутреннее проговари­вание похвалы или порицания, умение подкрепить себя тем, что приносит удовольствие и т.д.


Вспомните, пожалуйста, что приносит вам удоволь­ствие. Постарайтесь написать как можно больше пунктов. Это могут быть вещи, занятия, все что угодно. Просмот­рите весь список. Выберите те пункты, которыми вы наи­более часто пользуетесь для самоподкрепления. А теперь выделите те, которыми вы пользуетесь редко, хотя их реа­лизация не составляет затруднений в нынешний период. Найдите в выделенных пунктах наиболее привлекатель­ный для вас в настоящий момент. Похвалите себя за про­деланную работу — определите, когда в ближайшее время вы выполните выделенный пункт.

Еще одним примером самоподкрепления может быть следующее упражнение: перечислите не менее пяти на­пряженных ситуаций, когда с вашей точки зрения, удалось достичь результатов. Ответьте, какие ваши качества спо­собствовали достижению результатов в этих ситуациях. Вы­делите те качества, которые проявились во всех ситуациях. Назовите их. Проговорите с максимально возможной ис­кренностью и чувством похвалу себе (про себя или вслух) за эти качества. Возможно, названные вами качества скла­дываются в целостный образ. Если образ вам нравится, за­помните его. Возможно, в определенных ситуациях вам захочется вспомнить этот образ, чтобы подкрепить себя или образ будет возникать как бы без вашего участия.

С чего же начать практику заботы о себе? Поскольку спектр приемов достаточно широк, то целесообразно сле­довать принципу «от простого к сложному».

Обратите внимание на среду, в которой вы проводите много времени. Как правило, это дом и работа. Попро­буйте внести изменения эту среду так, чтобы в ней было более комфортно, уютно, безопасно. Возможно, это будут незначительные изменения: вы перемените положение мелких вещей или появятся новые. Возможно, вы внесете изменения в режим питания или в вашей среде появятся запахи или звуки, которые вы хотите чувствовать или слы­шать чаще, чем другие. Возможно, вы чаще будете полу­чать удовольствие от самых простых движений, дающих возможность почувствовать гибкость и эластичность мышц. Может быть, изменений не будет. Самое главное, время от времени обращать внимание на окружающее вас и вносить те изменения, которые позволят вам чувствовать себя более комфортно, уютно и безопасно.

Каждый взрослый человек в той или иной степени, под­час неосознанно, пользуется приемами саморегуляции. Можно последовательно пройти по перечисленным при­емам, определить, какие приемы преобладают, а какие используются значительно реже. Выделить те приемы, которые являются наиболее эффективными для вас и со­вершенствоваться в них.

И самое важное — до начала занятий четко поставить себе цель, которую планируется достичь: снизить напря­жение, тревогу или волнение или, наоборот, мобилизовать­ся, активизировать деятельность организма. Следует ставить цели реально достижимые, в позитивной форму­лировке (без частицы «не»), достижение этой цели долж­но зависеть только от вас, должны быть поставлены временные рамки по достижению этой цели и критерии до­стижения цели.