Файл: зачёт политология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2020

Просмотров: 447

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зависимости от национально-территориальной организации государственной власти выделяют три формы государства – унитарное, федерация и конфедерация.

Унитарное государство отличается наличием единой системой высших органов государственной власти, единой конституции, единого гражданства, единой судебной системы.

Федерация – это государство, имеющее в своем составе относительно самостоятельные государственные образования. Субъекты федерации не могут по своему усмотрению выйти из федерации. Федерации могут создаваться по территориальному признаку (США, Германия), национальному (Индия), смешанному (Россия).

Конфедерация это союз полностью независимых государств, объединившихся для проведения единой политики в общих целях. Каждый член конфедерации сохраняет полную государственную самостоятельность и делегирует центру лишь строго ограниченный круг полномочий. В настоящее время Швейцария хотя и именуется официально Швейцарской конфедерацией, но реально является федерацией. В современном мире можно с определенной долей условности считать конфедерацией Европейский союз (1991 г). После распада СССР на его территории появилась новая форма ассоциированного государственного объединения – Содружество Независимых Государств (СНГ).


16. Монархия: понятие, принципы, основные формы.

Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Различают монархию абсолютную и конституционную. Абсолютная монархия сформировалась как политическое учреждение в поздний период развития средневековья. Для него характерно полное бесправие народа, отсутствие каких-либо представительных органов, сосредоточение государственной власти в руках монарха.

По мере развития социально-экономических отношений абсолютная монархия в целом ряде стран эволюционировала в конституционную монархию, которая условно подразделяется на дуалистическую и парламентскую. Дуалистическая монархия является переходной формой правления, характерной для того периода, когда экономически и политически слабая буржуазия вынуждена делить власть с феодалами (Иордания, Марокко). При ней одновременно существует монарх и парламент, которые делят между собой государственную власть. Парламент, которому конституция формально предоставляет законодательные полномочия, никакого влияния ни на формирование правительства, ни на его состав, ни на его деятельность не оказывает. Законодательные полномочия парламента сильно урезаны монархом, которому предоставляется право “вето”, право назначения в нижнюю палату и право роспуска парламента.


17. Республика.

Республики существуют трех типов: парламентские (Италия, Германия, Финляндия, Индия), президентские (США, Мексика, Бразилия. Аргентина) и смешанные (Франция).


В парламентских республиках правительства формируются из пред­ставителей одной или нескольких партий, располагающих большин­ством в парламенте, и несут по конституции ответственность перед ним. Президент избирается либо парламентом, либо расширенной коллеги­ей, в состав которой входят и члены парламента.

В президентских республиках и парламент и президент избираются всенародно путем прямых всеобщих выборов. Поэтому президент непос­редственной политической ответственности перед парламентом не несет. Отношения между президентом и парламентом строятся на основе систе­мы сдержек и противовесов.

В смешанных республиках президент, избираемый народом, своими значительными полномочиями на практике не пользуется, а система функционирует в основном по парламентскому типу.


18. Нац – территориальное устройство гос-в.

По типу государственно-территориального устройства различают государства унитарные, федеративные, конфедеративные. Унитарное устройство отличается внутренним единообразием. Все дер­жится на одной оси: правительство - территориальная администрация. Полномочия местных руководителей определяются центральными орга­нами, их деятельность подконтрольна центру. В унитарном государстве имеется единая Конституция, единое гражданство, единое право, единая судебная система, отсутствует политическая самостоятельность у. административно-территориальных единиц. Вместе с тем в ряде унитарных государств некоторые регионы пользуются административной автономией (Шотландия и Северная Ирландия в Великобритании, областная автономия в Италии).

Федеративное государство представляет собой союз государ­ственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Эти образования являются субъектами федерации и имеют собственное административно-территориальное де­ление. При федеративном устройстве территория государства не яв­ляется единым целым в политико-административном отношении, субъекты федерации наделяются учредительной властью, имеют пра­во на собственную конституцию, собственную правовую и судебную систему. Федеративными государствами являются США, Германия, Мексика, Россия и др. Конфедерации - это государственно-правовые объединения.

Государство в политической системе занимает центральное место, обусловливаемое его природой и назначением как особого инструмента, с помощью которого осуществляется политическая власть. Сохранение и упрочение политической власти возможно лишь тогда, когда государ­ство интегрирует интересы всех слоев населения. Стремясь обеспечить консолидацию общественных сил, их сотрудничество, гражданское со­гласие, государство взаимодействует с другими субъектами политичес­кой системы как ее основа, придавая обществу устойчивость и способ­ность к развитию



19. Правовое гос-во. Правовое государство — это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного “связывания” государственной власти с помощью права в целях недопущения злоупотреблений.

Прообраз идеи правового государства возник как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.

Для правового государства характерны два основных принципа:

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона);

2) наиболее последовательное “связывание” государственной власти правом, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).

Идея правового государства есть идея взаимоуправления граж-данского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.


20. Полит партии: понятие, признаки, функции. Место партий в современной системе

Политическая система- это совокупность политических институтов, общественных структур, норм и ценностей, а также их взаимодействий, в которых реализуется политическая власть и осуществляется политич влияние. Политическая партия – это активная и организованная часть социальной группы или класса, объединенная общими интересами, целями или идеалами и стремящаяся овладеть гос-нной властью или решающим образом влиять на её осуществление. Признаки полит партии: 1.носитель определенной идеологии или определенного видения мира и ч-ка 2.организованное объединение людей 3. нацеленность на завоевание и осуществление власти 4. выражение и отстаивание в п-ке интересов определенных соц-ых групп общ-ва. Структура полит партий: 1. партийный аппарат 2. рядовые члены (партийные массы) 3. сторонники партии. Партийная система- совокупность существующих в общ-ве партий, а также принципы взаимоотношений между ними. Особенности партийных систем: 1. хар-р и особ-ти партийной системы той или иной страны обусловлены множеством факторов- расстановкой социально классовых сил, степенью политической зрелости общ-ва, исторических традиций, национальным составом, религиозной ситуации 2. существенное воздействие на формирование партийной системы оказывает действующее законодательство, конституция и избирательный з-н. Типы политич систем: 1.однопартийная 2.двухпартийность 3.многопартийность 4.партийная коалиция 5. партийный блок.


21. Типы политических партий. Партийная система. Особенность многопартийности в России.

партия - это организация, это объединение действует долго, не зависимо от смены лидера


2) наличие местных организаций, которые связаны с центральном

3) цель партии - завоевание и осуществление власти


1) кадровые партии (в зависимости от организации), когда избирательное право не было всеобщим.

Главная цель - победа на выборах, путём проведения элит, которые могли воздействовать на избирателей. Главный структурный элемент - комитет. Численность его не велика и постоянное. Он организуется по территориям. В партии такого типа отсутствует членство.

2) массовые партии.

Возникают с введением всеобщего избирательного права. Партии нового типа. Они нацелены на воспитание масс, и формирования новых элит вышедших из народа. Первичная организация строится по территориальному и производственному принципу. Эти партии являются открытыми для общих членов. Они заинтересованы в увеличении своих рядов, так как там существуют членские взносы.

- социалистические

- коммунистические

- фашистские

Партийная система. Чем больше неоднородности общества, тем больше полит партий.

Совокупность полит партий, и взаимосвязи между ними составляют партийную систему. Эти системы делятся, как правило, по количественному признаку:

1) однопартийная система (для тоталитарных и авторитарных режимов)

2) двухпартийная система (в обществе может быть множество партий, но лидирующими могут быть только 2 Н: Великобритания и США). В такой системе в основном остаётся стабильный курс. НО изменения возможны, но не столь глобальны.

3) многопартийные системы (более чем 2 партии). Партии вынуждены вступать в различные союзы и блоки, так как 1 партия ничего сама по себе не сумеет. Такие системы характерны для западной Европы. Такие полит системы в наибольшей степени отвечают, полит плюрализма, так как лучше всего отражают интересы общества. Недостатком является то, что каждые партии отвечают только интересы определённого слоя населения. Правительства часто бывает неустойчивым. Наличие многопартийности является непременным признаком развитой демократии

Многопартийная система в России сложилась в 1905-1908 гг. В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано более 300 партий, организаций, движений, фондов и других объединений.. Можно предположить, что в судьбе будущей российской многопартийной системы проявятся следующие мировые тенденции. Во-пер­вых, упрощение партийной системы. Через блокирование на выборах постепенно создаются условия для перерастания многопартийности в двухпартийное. Во-вторых, прежнее значение партий даже в изби­рательных кампаниях уменьшается. Сокращается число «твердых» сто­ронников какой-либо партии. Все большую роль играет не партийная принадлежность, а восприятие кандидата. Основные социальные ожидания масс, адресованные российским по­литическим партиям, можно сформулировать следующим образом. Это потребность в стабилизации общественно-политической ситуации и удер­жание ее в рамках конституционно-правового развития, в нормализации процессов построения гражданского общества, преодоление сползания в корпоративизм (одна из форм авторитаризма) регионального, местничес­кого, ведомственного и иного толка, ослабление криминального давления на власть, в обеспечении трансформации частных, групповых интересов зарождающегося гражданского общества в общие интересы государства.



22. Гражданское общество.

Гражданское общество - это совокупность неполитических отношений людей, социальных общностей, находящихся вне государственных структур и отражающих их частные об­щественные интересы. Специфика гражданского общества состо­ит в том, что оно основано на самостоятельной инициативе граждан. Властные полномочия гражданское общество передает государственным органам, но оно воздействует на них и приводит в соответствие со сво­ими интересами, опираясь на демократический механизм государствен­ной власти (выборы и т.д.). Вместе с тем решение важнейших жизнен­ных вопросов остается за гражданским обществом, для чего использу­ются референдумы (всенародное голосование) и другие демократические формы.

Гражданское общество - это такой способ социальной организации, при котором вмешательство государства в жизнь граждан сведено к минимуму, а функции его ограничены теми--сферами, в которых сами граждане не но своей воле делегируют, перепоручают государству часть своих прав и свобод. Тем не менее гражданское общество испытывает на себе регламентирующее влияние государства и чем более оно конт­ролирует государство, тем более общество является демократическим, а государство - правовым. Государство должно создавать нормальные условия для развития и функционирования гражданского общества, но не поглощать, заменять его, призвано учитывать и соответствовать ин­тересам гражданского общества, выражать и защищать их, Гражданс­кое общество - это система социальных связей, обеспечивающих жизне­деятельность социокультурных и общественно-политических институ­тов, независимых от государства. В этой системе экономические, профессиональные, культурные, религиозные, идеологические, частные интересы реализуются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные, культурные союзы, ассоциации, не являющиеся элементами политичес­кой системы.


23. Полит власть.

Многие философы обращались к исследованию сущности и содержания власти. Т.Гоббс определял власть как средство достичь блага в будущем и потому на первое место ставил «вечное и беспрестанное желание все большей и большей власти, желание, прекращающееся лишь со смертью». Определением власти М.Вебером: власть - это «возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чем такая возможность основана. По мере демократизации общества власть стала рассматриваться не только как господство, но и как отношение субъектов, основанное на убеждении, авторитете, как способность достигать соглашения, разрешать конфликты. Сущн.власти заключается в том, что это специфическое отношение субъекта к себе (власть над собой. Виды:1)Власть может приобретать законность благодаря традиции. Такую власть М.Вебер характеризует как традиционную власть. В этом случае повинуются потому, что «так всегда было». Традиционное господство имеет место в патриархальных обществах. 2)Харизматическая власть - Авторитет носителя харизматической власти – это авторитет какого – то необычного личного дара – харизмы. Это авторитет таких большевистских лидеров: Ленин, Сталин, Троцкий и д.р. 3)Рационально – правовая власть. Источник её законности состоит в том , что она опирается на общепризнанный правовой порядок . Люди , обладающие такой властью , приходят к своему положению на основе узаконенной процедуре