Файл: зачёт политология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2020

Просмотров: 445

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.


Статья 57

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.


Статья 58

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.


Статья 59

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.


Статья 60

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.


Статья 61

1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.


Статья 62

1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.


Статья 63

1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.



Статья 64

Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.


36. Политический лидер.

Политическое лидерство – это постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество или группу.

Феномен лидерства встречается на любом уровне социальной организации общества. Оно существует везде, где есть коллективная деятельность и организация.

  1. Теория личностных черт. Согласно ей природа лидерства объясняется выдающимися качествами отдельных личностей.

  2. Факторно-аналитическая теория является разновидностью теории черт. Ее сторонники различают чисто индивидуальные качества лидера и его черты, связанные с достижением определенных политических целей.

  3. Ситуативная теория отстаивает идею зависимости лидерства от определенных социальных условий и ситуаций.

  4. Психологическая теория акцентируют внимание на субъективных сторонах лидерства. По мнению Фрейда, в основе лидерства лежит подавленное бессознательное влечение, оно проявляется в стремлении к власти. Личность стремится избавиться от своих комплексов путем навязывания своей воли другим людям.

  5. Интегративная теория учитывает основные стороны лидерства: анализ личности лидера, его происхождение, процесс социализации, способы выдвижения; задачи, которые он должен выполнять; характеристики его последователей; конкретные условия и обстоятельства лидерства и т.п.

Функции лидера – это главные направления его деятельности. Обычно выделяют 6 общих функции:

  1. Программная функция - разработка лидером программы деятельности

  2. Диагностическая (аналитическая)

  3. Мобилизационная привлечение широких слоев населения для достижения своей личной или общей цели.

  4. Коммуникативная направлена на упрочение каналов политической связи с целью убеждения в правильности курса и предотвращения отчуждения граждан от власти

  5. Функция социального арбитража и патронажа связана с защитой прав и свобод граждан, обеспечением законности и порядка.

  6. Функция легитимации политического режима - обеспечение поддержки власти на основе личного авторитета лидера.


Типы лидеров

По Веберу. В зависимости от способа легитимации власти:

  1. Традиционное. Авторитет традиционных лидеров основывается на вере в традиции, обычаи. Право на господство лидер получает по наследству.

  2. Харизматическое. Основано на вере в исключительные, выдающиеся качества вождя.

  3. Рационально-легальное характеризуется верой в правомерность порядка избрания лидера. Власть рационально-легального лидера основывается на праве.

Интересна классификация политических лидеров, предложенная Маргарет Херманн. Она выделила четыре собирательных образа лидера:


  1. Знаменосец характеризуется привлекательностью, собственным видением действительности, способностью увлечь массы.

  2. Служитель является выразителем интересов своих последователей. В своей деятельности он ориентируется преимущественно на их мнение.

  3. Торговец характеризуется умением привлекательно преподнести свою программу избирателям, «продать» её.

  4. Пожарный отличается способностью быстро решать возникающие перед обществом сложные проблемы.


37. Мировое сообщество и международные отношения.

Международные отношения — это сфера межгосударственного, межнационального общения. В ходе взаимодействия государств и народов, реализующих в этой сфере свои интересы, формируются разнообразные отношения: дипломатические, экономические, социальные, культурные, информационные и т.д.

Современные тенденции международных отношений:

интернационализация практически всех сфер общественной жизни. Она выражается в росте контактов между людьми, международных обменов и взаимосвязей, а стало быть, взаимозависимостей в экономике, образовании, культуре, науке, здравоохранении, защите прав человека и в обеспечении всех аспектов его безопасности;

формирование глобальных проблем, решение которых возможно только в результате успешного взаимодействия и сотрудничества всех народов, живущих на земле.

демилитаризация и демократизация — постепенный отказ от военно-силовых методов решения возникающих в этой сфере проблем также уважение прав всех участвующих в этих отношениях субъектов, какими бы малыми они ни были.

Мировая политика — это часть системы международных отношений, деятельность государств по властному обеспечению их интересов при решении проблем, возникающих в сфере международных отношений. Современной доминантой мировой политики служит стремление к поддержанию безопасности в разнообразных ее аспектах: военном, экологическом, правовом, технологическом, информационном и т.д.

39. Полит элита.

Политич элита- относительно привилегированная политически господствующая группа, претендующая на представительство народа, и в демократическом общ-ве в той или иной степени подконтрольная масса, относительно открытая для вхождения в её состав любых граждан, обладающих необходимой квалификацией и политической активностью. Правящая элита- группы и индивиды, которые реально принимают важнейшие решения или же оказывают влияние на их принятие. Контрэлита- социальные слои и индивиды, которые стремятся занять позиции правящей элиты. Типы элит: 1. открытая-характеризуется достаточно динамичной циркуляцией, доступ в нее свободный и конкурентный, нет искусственных препятствий на законное вхождение новых людей в политическое руководство 2. закрытая – характеризуется замедленной циркуляцией, выражающейся в неравных возможностях доступа в нее неэлитных групп. Виды политической элиты: 1.правящая 2. высшая 3. средняя 4. административная. Функции элиты: 1. стратегическая 2. организаторская 3. интегративная 4. коммуникативная. В любом общ-ве власть осущ-ся правящей элитой. Она представляет собой группу людей, которая осущ-ет управление общ-вом, принимает важнейшие решения в жизни страны и тем самым оказывает решающее влияние на её развитие. Элита – не просто привилегированный слой, но и необходимая часть любого общ-ва. Сущ-ние элиты- неизбежность в политич жизни всех гос-в. Поэтому важно, чтобы её отношения с обществом строились не на принципах конфронтации, а на принципах контракта. Общ-во соглашается на привилегированное положение элиты, но элита берет на себя обязательства перед общ-вом, соглашается на контроль с его стороны.


42. Полит мысль Платона и Аристотеля.

Политическое учение Аристотеля - Он анализирует и совершенствует понятия, которыми должна оперировать политическая мысль.Так же он утверждал, что государство - естественное образование.Граждан он называл свободными людьми,но свободу понимал только как противоположность рабству.Формы государственного устройства Аристотель делит по двум основаниям: количество правящих и цель (моральная значимость) правления. В результате получается три "правельных" формы правления (монархия, аристократия,полития), при которых правители имеют в виду ощую пользу, и три "неправельных" (тирания, олигархия, демократия), где имеется в виду только личное благо правителей.

Политические учения, взляды М.Т.Цицерона - Государство, в трактовке Цицерона, представляет не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но также и как согласованное правовое общение.Он утверждал, что естественное право (истинный закон) возникло "раньше, чем какой бы то ни было писанный закон, вернее раньше, чем какое-либо государство вообще было основано".Таким образом, Цицерон стоял у истоков понимания идеи "правового государства".Различая три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию).

43. Полит мысль эпохи Просвещения.

Политические учения Гоббса - Он создал свою политесескую теорию от части для того,стобы оправдать реставрацию монархии. Он полагал,что монархия самая лучшая форма власти,но в тоже время он отрицал теорию божественного происхождения королевской власти.Согласно Гоббсу люди будучи разумными,осознали безнадежность своего существования инашли выход из хаоса- общественный договор.Очевидно что Гоббс,по современным меркам ,больше консерватор,чем либерал,ибо даже либеральную идею об общественном договоре он интерпретировал таким образом,что выводы оказались консервативными: свобода,к тому же ограниченная возможна лишь в том случае ,если люди передают распоряжение ею монарху.

Политеское учение Локка - Его учение было самым реалистичным и влиятельным из всех других учений этого периода.Его правомерно называют родоначальником либерализма.Он впервые четко разделил такие понятия как "личность","общество","государство",поставив личность выше общества и государства.Он считал.что человек от рождения обладает естественными ,неотчуждаемыми правами,такими правами он считал права на "жизнь,свободу и собственность".Для Локка частная собственность - необсалютная ценность,а средство достижения свободного общества.Согласно Локку,государство действует только в целях защиты прав личности,ОНо не должно быть могущественнее личности,ибо личности создают общества,а общество создает государство.


Политическое учение Монтескье- Он разрабатывал проблемы совокупности факторов,определяющих "дух законов" или "образ правления" в своей работе "О духе законов".Одной из его заслуг была теория разделения властей,которая происходила от старой идеи "смешанного правления".Верховенство права по его мнению может быть обеспечена лишь разделением властей на законодательную,испольнительную и судебную с тем,чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.

Политеская теория Мэдисона - Он придеоживался мнения о том,что народ единственный источник политической власти и выборы- характерная черта республиканского правления.У него вызывала тревогу фракция большинства,ибо она,как он отмечал,находясь у власти будет бесусловно , подавлять интересы меньшинства.Поэтому главное -"лишить большинство,имеющее особую страсть и интерес,способности действовать согласованно и приводить в исполнение теранические замыслы" и гарантировать свободу меньшинству.Он изобрел такую систему сдержек и противовесов,согласно которой каждая из трех властей,является относительно равной.

Политеское учение Руссо - Руссо рассматривает ассоциацию ,возникающую посредством заключения общественног договора,как "моральное и совокупное тело","общественного человека",который приобретает "свое единство,общую эдентичность,жизнь и волю" в результате отчуждения этих прав членами- создателями.Также он рассматривает проблему общей воли,заключающееся в том,что создание "морального и совокупного тела "государства является одновременно трансформацией "естественных" индивидумов в "моральных" граждан.Обладающих не только законными правами и обязанностями,но и соответствующими маральнвми понятиями и чувствами.



44. Полит учения: либерализм, неоконсервизм, элитарные полит концепции.

Политическая идеология- социально-значимая, теоретически оформленная система ценностей, взглядов, убеждений, идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Либерализм- политическая идеология, отстаивающая приоритет прав и интересов личности по сравнению с интересами гос-ва и общ-ва Консерватизм- социально-политическое течение, ориентированное на защиту традиционных устоев общ-ной жизни, незыблемых ценностей, отрицание революционных изменений. Неоконсерватизм- течение западной политической мысли, сочетающее трезвый реализм с ориентацией на сохранение и укрепление традиционных общественных ценностей.


46. Внутренняя политика гос-ва, её основные направления.

Понятие имеет достаточно длительную историю употребления в различных отраслях обществознания, однако специально разрабатывается в основном в рамках человеческого направления в политологии. Оно приобрело особую популярность к середине 20-го века. Политическое сознание даже в рамка политологии относится к числу междисциплинарных, комплексных категорий, с различных точек зрения исследуемых разными направлениями внутри политической мысли. Политическая социология выделяет в политическом сознании иные, прежде всего идеологический и массовый уровни, и сосредотачивает внимание на раскрытии содержательных характеристик демократического, консервативного, либерального, реформистского, революционного, тоталитарного, авторитарного и других типов политического сознания, трактуя его прежде всего как совокупность, с одной стороны, установок и стереотипов, сформировавшегося вне сферы политического сознания, и, с другой стороны, выводов, полученных в результате самостоятельного анализа индивидом или группой социально-политической деятельности, выделяя в качестве особых факторов идеологические компоненты политического сознания, оказавшие на него значительное влияние. Динамика и характеристики разных этапов развития политического сознания обычно исследуются на всех доступных уровнях – массовом, групповом и индивидуальном, что позволяет строить достаточно надежные прогнозы и оценивать вероятность конкретных вариантов модификации политических систем в исследуемых обществах. В целом, одним из ключевых в данном контексте является вопрос о связи политического сознания с функционирование политической системы. Важным функциональным направлением изучения политического сознания является исследование его обыденных и теоретико-идеологизированных форм. Обыденное политическое сознание отличается целым рядом специфических свойств: содержательной диффузностью, размытостью, “смутностью”, спутанностью и противоречивостью, отрывочностью, несистематизированностью, повышенной эмоциональностью, во многом случайностью его компонентов, стихийностью становления и развития под влиянием бытовых представлений о политике в рамках так называемого житейского здравого смысла. Одновременно, оно характеризуется устойчивостью и особого рода нерациональностью влияния на политическое поведение: даже вступая в противоречие с параметрами теоретико-идеологизированного политического сознания обыденной политическое сознание может продолжать определять такое поведение. В отличие от него, теоретико-идеологизированное политическое сознание исходит из строгих и стройных представлений, составляющих собой целостную рациональную систему взглядов и суждений, определенное мировоззрение, объясняющего окружающую человека политическую действительность на основе той или иной идеологической концепции и сводящееся к расширенному истолкованию идеологии на подлежащие осознанию сферы жизни. Диалектика перехода тех или иных компонентов политического сознания из одной формы в другую представляет собой существенный показатель социально-политического развития.