ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.06.2020
Просмотров: 445
Скачиваний: 3
2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.
Статья 57
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Статья 58
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статья 59
1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Статья 60
Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Статья 61
1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.
2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
Статья 62
1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Статья 63
1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.
Статья 64
Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
36. Политический лидер.
Политическое лидерство – это постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество или группу.
Феномен лидерства встречается на любом уровне социальной организации общества. Оно существует везде, где есть коллективная деятельность и организация.
-
Теория личностных черт. Согласно ей природа лидерства объясняется выдающимися качествами отдельных личностей.
-
Факторно-аналитическая теория является разновидностью теории черт. Ее сторонники различают чисто индивидуальные качества лидера и его черты, связанные с достижением определенных политических целей.
-
Ситуативная теория отстаивает идею зависимости лидерства от определенных социальных условий и ситуаций.
-
Психологическая теория акцентируют внимание на субъективных сторонах лидерства. По мнению Фрейда, в основе лидерства лежит подавленное бессознательное влечение, оно проявляется в стремлении к власти. Личность стремится избавиться от своих комплексов путем навязывания своей воли другим людям.
-
Интегративная теория учитывает основные стороны лидерства: анализ личности лидера, его происхождение, процесс социализации, способы выдвижения; задачи, которые он должен выполнять; характеристики его последователей; конкретные условия и обстоятельства лидерства и т.п.
Функции лидера – это главные направления его деятельности. Обычно выделяют 6 общих функции:
-
Программная функция - разработка лидером программы деятельности
-
Диагностическая (аналитическая)
-
Мобилизационная привлечение широких слоев населения для достижения своей личной или общей цели.
-
Коммуникативная направлена на упрочение каналов политической связи с целью убеждения в правильности курса и предотвращения отчуждения граждан от власти
-
Функция социального арбитража и патронажа связана с защитой прав и свобод граждан, обеспечением законности и порядка.
-
Функция легитимации политического режима - обеспечение поддержки власти на основе личного авторитета лидера.
Типы лидеров
По Веберу. В зависимости от способа легитимации власти:
-
Традиционное. Авторитет традиционных лидеров основывается на вере в традиции, обычаи. Право на господство лидер получает по наследству.
-
Харизматическое. Основано на вере в исключительные, выдающиеся качества вождя.
-
Рационально-легальное характеризуется верой в правомерность порядка избрания лидера. Власть рационально-легального лидера основывается на праве.
Интересна классификация политических лидеров, предложенная Маргарет Херманн. Она выделила четыре собирательных образа лидера:
-
Знаменосец характеризуется привлекательностью, собственным видением действительности, способностью увлечь массы.
-
Служитель является выразителем интересов своих последователей. В своей деятельности он ориентируется преимущественно на их мнение.
-
Торговец характеризуется умением привлекательно преподнести свою программу избирателям, «продать» её.
-
Пожарный отличается способностью быстро решать возникающие перед обществом сложные проблемы.
37. Мировое сообщество и международные отношения.
Международные отношения — это сфера межгосударственного, межнационального общения. В ходе взаимодействия государств и народов, реализующих в этой сфере свои интересы, формируются разнообразные отношения: дипломатические, экономические, социальные, культурные, информационные и т.д.
Современные тенденции международных отношений:
— интернационализация практически всех сфер общественной жизни. Она выражается в росте контактов между людьми, международных обменов и взаимосвязей, а стало быть, взаимозависимостей в экономике, образовании, культуре, науке, здравоохранении, защите прав человека и в обеспечении всех аспектов его безопасности;
— формирование глобальных проблем, решение которых возможно только в результате успешного взаимодействия и сотрудничества всех народов, живущих на земле.
— демилитаризация и демократизация — постепенный отказ от военно-силовых методов решения возникающих в этой сфере проблем также уважение прав всех участвующих в этих отношениях субъектов, какими бы малыми они ни были.
Мировая политика — это часть системы международных отношений, деятельность государств по властному обеспечению их интересов при решении проблем, возникающих в сфере международных отношений. Современной доминантой мировой политики служит стремление к поддержанию безопасности в разнообразных ее аспектах: военном, экологическом, правовом, технологическом, информационном и т.д.
39. Полит элита.
Политич элита- относительно привилегированная политически господствующая группа, претендующая на представительство народа, и в демократическом общ-ве в той или иной степени подконтрольная масса, относительно открытая для вхождения в её состав любых граждан, обладающих необходимой квалификацией и политической активностью. Правящая элита- группы и индивиды, которые реально принимают важнейшие решения или же оказывают влияние на их принятие. Контрэлита- социальные слои и индивиды, которые стремятся занять позиции правящей элиты. Типы элит: 1. открытая-характеризуется достаточно динамичной циркуляцией, доступ в нее свободный и конкурентный, нет искусственных препятствий на законное вхождение новых людей в политическое руководство 2. закрытая – характеризуется замедленной циркуляцией, выражающейся в неравных возможностях доступа в нее неэлитных групп. Виды политической элиты: 1.правящая 2. высшая 3. средняя 4. административная. Функции элиты: 1. стратегическая 2. организаторская 3. интегративная 4. коммуникативная. В любом общ-ве власть осущ-ся правящей элитой. Она представляет собой группу людей, которая осущ-ет управление общ-вом, принимает важнейшие решения в жизни страны и тем самым оказывает решающее влияние на её развитие. Элита – не просто привилегированный слой, но и необходимая часть любого общ-ва. Сущ-ние элиты- неизбежность в политич жизни всех гос-в. Поэтому важно, чтобы её отношения с обществом строились не на принципах конфронтации, а на принципах контракта. Общ-во соглашается на привилегированное положение элиты, но элита берет на себя обязательства перед общ-вом, соглашается на контроль с его стороны.
42. Полит мысль Платона и Аристотеля.
Политическое учение Аристотеля - Он анализирует и совершенствует понятия, которыми должна оперировать политическая мысль.Так же он утверждал, что государство - естественное образование.Граждан он называл свободными людьми,но свободу понимал только как противоположность рабству.Формы государственного устройства Аристотель делит по двум основаниям: количество правящих и цель (моральная значимость) правления. В результате получается три "правельных" формы правления (монархия, аристократия,полития), при которых правители имеют в виду ощую пользу, и три "неправельных" (тирания, олигархия, демократия), где имеется в виду только личное благо правителей.
Политические учения, взляды М.Т.Цицерона - Государство, в трактовке Цицерона, представляет не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но также и как согласованное правовое общение.Он утверждал, что естественное право (истинный закон) возникло "раньше, чем какой бы то ни было писанный закон, вернее раньше, чем какое-либо государство вообще было основано".Таким образом, Цицерон стоял у истоков понимания идеи "правового государства".Различая три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию).
43. Полит мысль эпохи Просвещения.
Политические учения Гоббса - Он создал свою политесескую теорию от части для того,стобы оправдать реставрацию монархии. Он полагал,что монархия самая лучшая форма власти,но в тоже время он отрицал теорию божественного происхождения королевской власти.Согласно Гоббсу люди будучи разумными,осознали безнадежность своего существования инашли выход из хаоса- общественный договор.Очевидно что Гоббс,по современным меркам ,больше консерватор,чем либерал,ибо даже либеральную идею об общественном договоре он интерпретировал таким образом,что выводы оказались консервативными: свобода,к тому же ограниченная возможна лишь в том случае ,если люди передают распоряжение ею монарху.
Политеское учение Локка - Его учение было самым реалистичным и влиятельным из всех других учений этого периода.Его правомерно называют родоначальником либерализма.Он впервые четко разделил такие понятия как "личность","общество","государство",поставив личность выше общества и государства.Он считал.что человек от рождения обладает естественными ,неотчуждаемыми правами,такими правами он считал права на "жизнь,свободу и собственность".Для Локка частная собственность - необсалютная ценность,а средство достижения свободного общества.Согласно Локку,государство действует только в целях защиты прав личности,ОНо не должно быть могущественнее личности,ибо личности создают общества,а общество создает государство.
Политическое учение Монтескье- Он разрабатывал проблемы совокупности факторов,определяющих "дух законов" или "образ правления" в своей работе "О духе законов".Одной из его заслуг была теория разделения властей,которая происходила от старой идеи "смешанного правления".Верховенство права по его мнению может быть обеспечена лишь разделением властей на законодательную,испольнительную и судебную с тем,чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.
Политеская теория Мэдисона - Он придеоживался мнения о том,что народ единственный источник политической власти и выборы- характерная черта республиканского правления.У него вызывала тревогу фракция большинства,ибо она,как он отмечал,находясь у власти будет бесусловно , подавлять интересы меньшинства.Поэтому главное -"лишить большинство,имеющее особую страсть и интерес,способности действовать согласованно и приводить в исполнение теранические замыслы" и гарантировать свободу меньшинству.Он изобрел такую систему сдержек и противовесов,согласно которой каждая из трех властей,является относительно равной.
Политеское учение Руссо - Руссо рассматривает ассоциацию ,возникающую посредством заключения общественног договора,как "моральное и совокупное тело","общественного человека",который приобретает "свое единство,общую эдентичность,жизнь и волю" в результате отчуждения этих прав членами- создателями.Также он рассматривает проблему общей воли,заключающееся в том,что создание "морального и совокупного тела "государства является одновременно трансформацией "естественных" индивидумов в "моральных" граждан.Обладающих не только законными правами и обязанностями,но и соответствующими маральнвми понятиями и чувствами.
44. Полит учения: либерализм, неоконсервизм, элитарные полит концепции.
Политическая идеология- социально-значимая, теоретически оформленная система ценностей, взглядов, убеждений, идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Либерализм- политическая идеология, отстаивающая приоритет прав и интересов личности по сравнению с интересами гос-ва и общ-ва Консерватизм- социально-политическое течение, ориентированное на защиту традиционных устоев общ-ной жизни, незыблемых ценностей, отрицание революционных изменений. Неоконсерватизм- течение западной политической мысли, сочетающее трезвый реализм с ориентацией на сохранение и укрепление традиционных общественных ценностей.
46. Внутренняя политика гос-ва, её основные направления.
Понятие имеет достаточно длительную историю употребления в различных отраслях обществознания, однако специально разрабатывается в основном в рамках человеческого направления в политологии. Оно приобрело особую популярность к середине 20-го века. Политическое сознание даже в рамка политологии относится к числу междисциплинарных, комплексных категорий, с различных точек зрения исследуемых разными направлениями внутри политической мысли. Политическая социология выделяет в политическом сознании иные, прежде всего идеологический и массовый уровни, и сосредотачивает внимание на раскрытии содержательных характеристик демократического, консервативного, либерального, реформистского, революционного, тоталитарного, авторитарного и других типов политического сознания, трактуя его прежде всего как совокупность, с одной стороны, установок и стереотипов, сформировавшегося вне сферы политического сознания, и, с другой стороны, выводов, полученных в результате самостоятельного анализа индивидом или группой социально-политической деятельности, выделяя в качестве особых факторов идеологические компоненты политического сознания, оказавшие на него значительное влияние. Динамика и характеристики разных этапов развития политического сознания обычно исследуются на всех доступных уровнях – массовом, групповом и индивидуальном, что позволяет строить достаточно надежные прогнозы и оценивать вероятность конкретных вариантов модификации политических систем в исследуемых обществах. В целом, одним из ключевых в данном контексте является вопрос о связи политического сознания с функционирование политической системы. Важным функциональным направлением изучения политического сознания является исследование его обыденных и теоретико-идеологизированных форм. Обыденное политическое сознание отличается целым рядом специфических свойств: содержательной диффузностью, размытостью, “смутностью”, спутанностью и противоречивостью, отрывочностью, несистематизированностью, повышенной эмоциональностью, во многом случайностью его компонентов, стихийностью становления и развития под влиянием бытовых представлений о политике в рамках так называемого житейского здравого смысла. Одновременно, оно характеризуется устойчивостью и особого рода нерациональностью влияния на политическое поведение: даже вступая в противоречие с параметрами теоретико-идеологизированного политического сознания обыденной политическое сознание может продолжать определять такое поведение. В отличие от него, теоретико-идеологизированное политическое сознание исходит из строгих и стройных представлений, составляющих собой целостную рациональную систему взглядов и суждений, определенное мировоззрение, объясняющего окружающую человека политическую действительность на основе той или иной идеологической концепции и сводящееся к расширенному истолкованию идеологии на подлежащие осознанию сферы жизни. Диалектика перехода тех или иных компонентов политического сознания из одной формы в другую представляет собой существенный показатель социально-политического развития.