Файл: зачёт политология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2020

Просмотров: 448

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задачи полит системы:

  1. задачи полит руководства обществом

  2. задачи выражения, опр-ия и согласования индивидов и групп с целью предупреждения конфликтных ситуаций.

  3. вовлечение людей в соц полит дея-ть и ориентация их на опр-ые идеалы и ценности

  4. инфо- коммуникационные задачи – восприятие и орг потоков инфо.

Особенности полит системы:

- универсальность по охвату общ своим воздействием

- конечный контроль над применением физ принуждения

- право выносить обязывающее решение в качестве легитимного.

- решение полит системы яв-ся авторитетно- властными, легитимными и опр отношения управляющий – подчинённый.

Критерий вз-ия со средой:

  1. закрытые полит системы – повышение репрессивности внутри

  2. открытые – отзывчивые и гибкие по отношению к окружающей среде

Хар-р режима: демократичный и не демократичный.

Формационный подход: рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический, коммунистический.

Цивилизационный подход: до индустриальный, индустриальный, постиндустриальный.

Алмонд и Верба различали полит систему по типу культуры и выделяли 4 типа:

  1. англо- американский тип: хар-ся однородной полит культурой, автоном полит партии и группы интересов, стабильные.

  2. Континентальные – европейский: сегментарность полит культуры, взаимосвязь между партиями, многопартийность, не стабильность.

  3. До индустриальный или частично индустриальный: развивающиеся страны не демократичны, не стабильны, конфликтны.

  4. Тотальная полит система: однородность полит культуры. Высокий уровень интегрирования общества, особое положение гос-ва.


    1. Политический режим: понятие, критерии, типы.

Полит режим – совокупность ср-в и методов осущ го власти, рассматриваемый в связи с полит системой общества.

Полит решения – это сов-ть элементов идеала, институционного и социолог порядка, способность формирования полит власти.

Гомер: полит режим – способ владения, удержания, регулирования и использования гос власти в функционировании полит системы в целом.

Критерии дифференцирования полит режимов:

  1. хар-р и мера осущ власти

  2. механизм формирования власти

  3. вз-ия общества и власти

  4. роль и значение не гос и не полит орг

  5. хар-р сущ в обществе запретов

  6. роль идеологии в жизни общества

  7. характер полит лидерства

  8. состояние прав и свобод граждан

  9. положение СМИ

  10. роль полит партий

  11. соотношения между зак-ой и исполн-ой властью

  12. роль и значение органов подавления

  13. тип полит поведения

Колосов выделил 6 типов полит режимов:

  1. традиц режим – закрытый с незначительными возможностями участия. Консервативный

  2. соревновательная олигархия – открытый, с ограниченными возможностями участия. Консервативный

  3. военный – закрытый с незначительными возможностями участия, консервативный или реформисткой. Полит военный режим – особая форма авторитарного правления, при которой власть прямо принадлежит военным либо они яв-ся опорой.

  4. Популиский мобилизационный – закрытый, с умеренными возможностями участия, революц или адаптац; основан на одной партии, провозглашенной главной целью нац развития, характерен культурной личности. Используется в борьбе оппозиции ей подкуп, раздача привилегий и т.п.

  5. Система коммунистического режима – закрытый с широкими возможностями участия; революционный.

  6. режим либеральной демократии – открытый, с широкими возможностями участия, реформистский.


Полит режимы под воздействием внутренних и внешних факторов изменяется

Тоталит – авторит – демократ.

Внутренние факторы – изменение соц структуры, вопросов собственности, наличие соц проблем

Внешние факторы – эк воздействие со стороны др гос, прямое военное воздействие


    1. Тоталитарный и авторитарный политические режимы. Сравнительный анализ.

Тоталитаризм это полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества, каждого человека посредством прямого вооруженного насилия. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в 20 веке – режим правления одного лица или группы лиц во главе с лидером без какого либо контроля со стороны управляемых.

Признаки тоталитаризма 1.Единственная массовая партия 2. Монопольно существующая признанная всеми идеология 3. Монополия на средства массовой информации 4.террористический контроль со стороны политической полиции 5. Централизованная система контроля и управления экономикой. 6. Абсолютная концентрация власти в руках вождя, операющегося на властвующую партию.

Признаки тоталитаризма:

— тотальный государственный контроль над обществом;

— всеобщая монополизация и централизация власти в руках господствующего меньшинства;

—система жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами;

— политизация (в плане пропаганды) всей жизни;

— господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия может срастаться с государством.

— идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии;

— унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни;

— ставка на обновление общества на основе глобальных идей;

— ставка на свою рассу (может быть, в скрытом и закамуфлированном виде, например, в нашей стране идея «единого советского народа»).

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Авторитаризм - занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Значимым при определении авторитаризма является характер отношений государства и личности – они построены больше на принуждении чем на убеждении. При этом авторитарный режим не стремится навязывать обществу четко разработанной идеологии, допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении и действиях, мирится с существованием оппозиции. Автократия от греч. (autokrateia) – самодержавие самовластие т.е. неограниченная власть одного лица, не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, ей достаточно отсутствия открытого политического противостояния. Однако режим беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения к принятию решений по важнейшим вопросам жизни общества. Авторитаризм подавляет основные гражданские права.



13. Демократия.

Под демократией понимается тип государства, в котором поли­тическая и правовая системы, политический режим, построены ни принципах народовластия, свободы и равенства.

Современную демократию характеризуют: избрание народом высшего законодательного органа; равенство избирательных прав; всеобщность избирательного права; ограничение прав меньшинства решением боль­шинства; непрерывный общественный контроль и др.

Демократия - это не просто многообразие взглядов и мнений, это -система правления, Современное демократическое государство - это го­сударство правовое, в котором на практике осуществлен принцип разде­ления властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан. Важнейшее значение в демократических государствах имеет идея народного суверенитета, которая воплощается в основных принци­пах демократии. Важнейшими принципами демок­ратии являются: парламентаризм; выборность, сменяемость органов власти; их ответственность перед обществом; власть закона, равенство всех пе­ред законом; разделение властей; широкий спектр прав и свобод граж­дан, их гарантии; политический плюрализм и др.

Важно отметить, что в демократических государствах действует прин­цип конституционализма, по которому конституция обладает высшей юридической силой по отношению ко всем иным правовым нормам.

Центральным инструментом демократии считают свободные выборы, в которых принимают участие все граждане, обладающие избирательными правами, без этнических, расовых, религиозных, национальных, имуще­ственных и других ограничений. Гарантом демократии служит обществен­ный контроль за ее конкретными проявлениями или срывами.

Демократия предполагает обеспечение широких прав и свобод человека, его защищенность от любого произвола. Право - совокупность правил поведения (норм), установлен­ных или санкционированных государством. Право представляет собой цель государственной деятельности, государство обязано обеспечить права. Ис­точником права является конституция, на основании которой создаются нормативно-правовые акты, договоры, законы, постановления и т.д.

Права личности представляют собой принципы, нормы взаимоотно­шений между людьми и государством. Следует выделить и охарактеризовать три основные группы прав, признаваемых современными демократическими государствами. Это социально-экономические права, отражающие отношения индивидов в граж­данском обществе; политические права, признаваемые за индивидом как членом определенной политической общности, и личные нрава и свобо­ды, защищающие индивида от произвола со стороны государственных органов и со стороны частных лиц. Анализируя права и свободы челове­ка, следует донимать, что они становятся реальностью лишь в том слу­чае, если связаны с обязанностями людей.



14. Модернизация.

Под политическая модернизацией в настоящее время понимается возрастание способности политической системы адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые виды институтов, обеспечивающих развитие социальной системы. Этот процесс обусловлен как объективными (социально-экономическими и культурными), так и субъективными (способность политического руководства осуществить более или менее эффективное изменение политической системы) факторами.

Выделяют следующие цели политической модернизации: создание новых политических институтов для решения постоянно расширяющегося круга социальных и экономических проблем; изменение политических ориентаций элиты и лидеров на открытую борьбу; формирование рациональной бюрократии.

Политическая модернизация осуществляется на протяжении длительного периода, в рамках которого общество характеризуется особым качественным состоянием, отличающимся нестабильностью и кризисами.


15. Государство как полит институт.

Государство - основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин “государство” обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все предоставляемое им общество.

Примерно до XVII века государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства применялись многие конкретные термины: “полития”, “княжество”, “королевство”, “правление” и другие. Одним из первых от традиций широкого значения государства отошел Макиавелли. Четкое разграничение государства и общества было обоснованно в договорных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного или иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган — государство. Функции государства делятся на внутренние внешние.

Внутренние функции:

Охранительная.

Экономическая.

Социальная.

Культурно-воспитательная.


Природоохранительная.

Внешние функции:

Защита государства от вооруженных нападений других государств.

Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей.

Борьба с международной преступностью.

Участие в международной охране окружающей Среды.

Реализация функций осуществляется различными государственными организациями.

Внешние функции:

Функция защиты из вне:

Функция сотрудничества с другими странами:

Борьба с международной преступностью:

Участие в охране окружающей среды:

Традиционно выделяют две основные формы правления – монархию и республику.

Монархия характеризуется номинальной принадлежностью государственной власти одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Монархии бываю абсолютными, ограниченными, конституционными. Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства (Саудовская Аравия, Непал). Правительство назначается монархом. Оно выполняет его волю и ответственно только перед ним.

В конституционной монархии власть монарха ограничена конституцией. Выделяют два вида конституционных монархий – дуалистическую и парламентскую. В дуалистической монархии монарх наделен преимущественно исполнительной властью (Кувейт, Иордания). В парламентской монархии монарх считается главой государства, но фактически выполняет лишь представительские функции. Законы принимаются парламентом. Право вето монархи в современном мире, как правило, не используют. Правительство формируется парламентом и ему подотчетно. Оно осуществляет реальное управление страной. Все издаваемые монархом распоряжения должны быть подтверждены главой правительства. Монарх же выполняет важную функцию символа нации и верховного арбитра, обеспечивающего единство страны.

Республика. В республиках источником власти является народ. Высшие государственные органы избираются законом. Республиканская форма правления является наиболее распространенной в современном мире. Существует три основных вида республики: президентская, парламентская и смешанная

Президентская республика предполагает жесткое разделение властей. Исполнительная власть возглавляется президентом, который является одновременно и главой государства.

Парламентская республика характеризуется тем, что правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Парламент также издает законы, утверждает бюджет, осуществляет контроль над правительством. Правительство обладает исполнительной властью. Руководитель правительства является фактически первым лицом в политической иерархии.

Смешанная республика. Для этой формы правления характерно сочетание сильной президентской власти с реальным контролем парламента за деятельностью правительства. Главная отличительная черта смешанной республики - двойная ответственность правительства (перед президентом и парламентом).