Файл: зачёт политология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2020

Просмотров: 449

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


24. Общ-полит организации.

Политические организации –обьединен. людей для достижен. общих политич-х целий на основе принципов разделен-я труда, специализ-и труда и иерархической структуры.

П.О. функционир-ют по заран-е выработ-м планам, направ-е на достижение различ. целей. Сущ. два вида П.О.: формальная и неформальная.

Формальная-им-т спец-й административный аппарат, основой явл-ся координация действий членов организ-и для ее сох-я и достиж-я поставленных целий. Неформальная-складывается стихийно и не им-т четко зафиксир-й струк-ы. Она дополняет бюрократ-й аппарат, основ. на принц-е иерархии, может повысить эффективность формальной П.О. за счет усиления сплоченности ее членов, сглаживание возмож-х конфликтов м-ду лидерами и рядовыми членами.


25. Полит сознание.

Понятие имеет достаточно длительную историю употребления в различных отраслях обществознания, однако специально разрабатывается в основном в рамках человеческого направления в политологии. Оно приобрело особую популярность к середине 20-го века. Политическое сознание даже в рамка политологии относится к числу междисциплинарных, комплексных категорий, с различных точек зрения исследуемых разными направлениями внутри политической мысли. Политическая социология выделяет в политическом сознании иные, прежде всего идеологический и массовый уровни, и сосредотачивает внимание на раскрытии содержательных характеристик демократического, консервативного, либерального, реформистского, революционного, тоталитарного, авторитарного и других типов политического сознания, трактуя его прежде всего как совокупность, с одной стороны, установок и стереотипов, сформировавшегося вне сферы политического сознания, и, с другой стороны, выводов, полученных в результате самостоятельного анализа индивидом или группой социально-политической деятельности, выделяя в качестве особых факторов идеологические компоненты политического сознания, оказавшие на него значительное влияние. Динамика и характеристики разных этапов развития политического сознания обычно исследуются на всех доступных уровнях – массовом, групповом и индивидуальном, что позволяет строить достаточно надежные прогнозы и оценивать вероятность конкретных вариантов модификации политических систем в исследуемых обществах. В целом, одним из ключевых в данном контексте является вопрос о связи политического сознания с функционирование политической системы. Важным функциональным направлением изучения политического сознания является исследование его обыденных и теоретико-идеологизированных форм. Обыденное политическое сознание отличается целым рядом специфических свойств: содержательной диффузностью, размытостью, “смутностью”, спутанностью и противоречивостью, отрывочностью, несистематизированностью, повышенной эмоциональностью, во многом случайностью его компонентов, стихийностью становления и развития под влиянием бытовых представлений о политике в рамках так называемого житейского здравого смысла. Одновременно, оно характеризуется устойчивостью и особого рода нерациональностью влияния на политическое поведение: даже вступая в противоречие с параметрами теоретико-идеологизированного политического сознания обыденной политическое сознание может продолжать определять такое поведение. В отличие от него, теоретико-идеологизированное политическое сознание исходит из строгих и стройных представлений, составляющих собой целостную рациональную систему взглядов и суждений, определенное мировоззрение, объясняющего окружающую человека политическую действительность на основе той или иной идеологической концепции и сводящееся к расширенному истолкованию идеологии на подлежащие осознанию сферы жизни. Диалектика перехода тех или иных компонентов политического сознания из одной формы в другую представляет собой существенный показатель социально-политического развития.



26. Полит культура: понятие, структура. Функции и типы.

Политическая культура - неотъемлемая часть общенациональной культуры. Это ценностно-нормативная система, которой придерживается общество. Она включает в себя: полит опыт человечества, полученный в ходе исторического развития. Этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и выражается в их ориентациях и установках, которые определяют политическое поведение.

Функции политической культуры:

  1. Познавательная - формирование у граждан необходимых общ-полит знаний, взглядов, убеждений и полит компетентности.

  2. Интегративная - достижение на базе общепринятых ценностей согласия в рамках существующей полит. системы и избранного обществом полит строя.

  3. Коммуникативная позволяет установить связь между участниками полит процесса как “по горизонтали”, так и “по вертикали”.

  4. Нормативно-регулятивная - заключается в формировании и закреплении в общественном сознании необходимых полит ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения.

  5. Воспитательная - дает возможность сформировать личность, гражданина.

Структура политической культуры включает 3 составляющие:

Познавательную – политические знания, образованность и элементы политического мышления.

Нравственную – касается политических чувств, традиций, ценностей, идеалов. Поведенческую – установки, типы, формы, стили, образцы политического поведения .

Уровни политической культуры:

Мировоззренческий - где представления человека о политике сочетаются с индивидуальной картиной мировосприятия; человек самоопределяется в мире политики.

Гражданский - где человек вырабатывает отношение к власти и способам ее осуществления.

Политический – складываются все ценностные представления человека, вырабатывается отношение ко всем политическим явлениям. На данном уровне определяется роль политики в жизни человека.

Три идеальных типа политической культуры:

Патриархальная характеризуется ориентацией на местные, национальные ценности и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции, мафии. Член такого общества пассивен в политике, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя). Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств.

Подданническая предполагает пассивное и отстранённое отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от неё различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается её диктата.

Гражданская отличается политической активностью, вовлечённостью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.).



28. Политическая идеология.

Полит.ид.-специфич-ая форма полит-го сознания, совокупность систематизированных представлений той или иной общ-ой группы, призванных выразить и защитить ее интересы и цели в сфере полит-ой власти. Понятие иделогии ввел А.Де Траси в 17в. и означало учение об идеях или систему идеалистических представлений о мире.

В основание ПИ могут лежать интересы определенной общности людей (классы,нации) или полит.цели,которые не сводятся к интересам социальных или этнических групп (напр.цели фашизма, анархизма и т.д.). ПИ выполняет определенные функции в организации и осуществлении власти (овладение массовым сознанием граждан; определение критериев ориентаций полит-ой жизни, мотивация полит-го поведения граждан).

Философия политическая изучает политику как целое, ее природу, значение для чел-ка, взаимоотношения между личностями,общ-ва и гос.властью и разрабатывающая идеалы и нормативные прицнипы поли-го устройства, общие критерии оценки политики. Стремится ответить на вопр-сы, почему и зачем существуют те или иные полит.явления и каковыми они должны быть.

Ф.П.служить общей методологич.базой полит.исследований, раскрывает смысл разл-ых концепций, выявляет универсальные принципы и законы во взаимоотношениях человека, общества и власти, соотношение рационального и ирацион-го в политике, ее нрав-ые критерии и мотивационную основу, определяет границы и принципы гос.власти и т.п.

Философские знания составляют ядро мировоззрения человека и полит-ой культуры общества.


29. Социализация личности.

Социализация – это врастание (интеграция) личности в общество через различные типы социальных общностей путем усвоения определенных норм и ценностей через приспособление и вхождение человека в уже созданные социальные отношения и системы; дальнейшее развитие этих отношений.

Социализация идет двумя путями:

через социальную адаптацию

через интериоризацию

Социальная адаптация – приспособление индивида к данным условиям (отношениям). Разновидность этого типа – конформизм (часто носит негативный оттенок – приспособленчество). Конформизм – принятие существующих отношений под определенным давлением. (Иногда это объясняют внушаемостью человека, но иногда конформизм осуществляется из корыстных соображений). Интериоризация – это когда нормы и ценности общества становятся внутренним убеждением самого человека, его вторым я.

Политическая социализация – вхождение человека в мир политики, что выражается:

в восприятии и усвоении политических ценностей и установок, характерных для данного общества и выражающихся в нормах поведения, традициях, историческом опыте.

это накопление политических знаний и превращение их в убеждения

это приобретение навыков политического поведения, овладение механизмами управление обществом


Процесс политической социализации начинается в детстве и продолжается в течение всей жизни. При этом ранние детские впечатления неполитического характера могут оказать существенное влияние на всю политическую деятельность человека.

Факторы политической социализации:

формальные и неформальные общественные институты, в рамках которых человек непосредственно приобретает политические знания и опыт (семья, школа, трудовой или учебный коллектив, армия, церковь и т.д.)

СМИ, где знания получаются опосредованно

Оба фактора играют определяющую роль на различных этапах социализации. В детстве сильнее первый, в зрелости – второй.

Выделяют три этапа социализации:

от 3-х до 13 лет, когда формируются взгляды, тождественные со взглядами окружающих человека людей

13-18 лет: формируются и высказываются собственные взгляды, политические ориентиры, эмоции и чувства

с 18 лет человек принимает ту или иную позицию в своем отношении к миру политики; часто эта позиция не противоречит общепринятой

Политическая социализация – процесс бесконечный, но задача политических лидеров может быть двоякой в отношении этого процесса. Те, кто стремятся сохранить существующую структуру, акцентируют внимание и обеспечивают стабилизацию позитивных моментов социализации. Те, кто против существующей структуры, делают акцент на негативах политической социализации.


30. права и свобода.

Необходимо разобраться, что утверждение демократии не является самоцелью, а представляет собой условие, основу обеспечения широких прав и свобод человека, его защищенности от любого произвола.

Право - совокупность правил поведения (норм), установлен­ных или санкционированных государством. Право характеризует­ся обязательностью его правил, их определенностью, применением единого масштаба и меры к ситуациям и отношениям, имеющим одинаковые пра­вовые признаки, поддержкой и охраной авторитетом и силой государства. Право - первично, государство - вторично. Право представляет собой цель государственной деятельности, государство обязано обеспечить права. Ис­точником права является конституция, на основании которой создаются нормативно-правовые акты, договоры, законы, постановления и т.д.

Права личности представляют собой принципы, нормы взаимоотно­шений между людьми и государством.

Современные представления о правах человека впитали интел­лектуальный и политический опыт человечества, связанный с преодо­лением фашизма и тоталитаризма, разнообразных форм подавления лич­ности и эксплуатации. Они изложены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

Следует выделить и охарактеризовать три основные группы прав, признаваемых современными демократическими государствами. Это социально-экономические права, отражающие отношения индивидов в граж­данском обществе; политические права, признаваемые за индивидом как членом определенной политической общности, и личные нрава и свобо­ды, защищающие индивида от произвола со стороны государственных органов и со стороны частных лиц. Анализируя права и свободы челове­ка, следует донимать, что они становятся реальностью лишь в том слу­чае, если связаны с обязанностями людей. Рекомендуется рассмотреть раздел о правах человека Конституции Российской Федерации.




33. Политические конфликты: понятие, причины, способы разрешения.

-борьба двух и более сторон с целью реализации своих интересов в сфере гос.власти. Источники ПК – в различии статусов и ролей, исполняемых людьми в полит.жизни, в разнообразии и несовпадении их потребностей и интересов; в принадлежности граждан к разл. общ-ым группам, в наличии у людей разных ценностей и убеждений. ПК существуют, проявляются в форме борьбы, игры или спора (дебаты). Каждый конфликт имеет специфические способы урегулирования и завершения. ПК разделяют на внешние и внутренние политические, явные и латентные, кратко-,средне-, и долгосрочные. Все КП могут заканчиваться либо тупиковой ситуацией(неразрешимый), либо тем или иным урегулированием (лишение противоречия его остроты), либо разрешением (устранение источника конфликта), либо устранением самого конфликта(перенесение его в иную область соц.отношений).

Мирное урегулирование – наиболее часто встреч-ся цель управления ПК, возможно на основании копромисса сторон (взаимные уступки, понимание прав оппонента и др.) или за счет принуждения одной стороны др.стороной (при превосходстве имеющихся у последней ресурсов, статусов и др.факторов).

Политический конфликт - столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные, прежде всего, с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития общества.

Ф-ии. Положительные.

- объективного выражения неудовлетворенности;

- разрядки напряженности;

- достижения внутригрупповой сплоченности;

- коммуникативно-информационная;

- стимуляция социальных изменений.

Отрицательные.

- создает угрозу интеграции общества, ликвидации данной политической системы;

- может отрицательно влиять на авторитет и функционирование власти;

- материально-разрушительная и жизненно-опасная;

- духовно – деградирующая.

Решение: сила, переговоры, сотрудничество.


34. Конституция РФ 1993г. о правах и свободах личности.


ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА


Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.


Статья 18

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.