ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.06.2020
Просмотров: 143
Скачиваний: 3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА
И ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Кафедра антикризисного управления, оценки бизнеса и инноваций
МЕТОДИЧЕСКИЕ
УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КУРСОВОЙ
РАБОТЫ
для студентов дневного и заочного отделения специальности
080503.65 «Антикризисное управление»
Барнаул 2010
Составители:
канд. экон. наук, профессор О.Н. Соколова;
канд. экон. наук, доцент Н.М. Абрамов;
канд. экон. наук, доцент А.Ю. Горбунова;
канд. экон. наук, доцент А.А. Бежовец;
канд. экон. наук, доцент Т.А. Акимочкина;
канд. экон. наук, доцент О.И. Линючева;
Н.С. Безматерных; Н.М. Затяжнова;
О.Ю. Рудакова; Л.А. Бочарова
Рецензент:
докт. экон. наук, профессор В.И. Беляев
План УМД 2009 г., п. К
Подписано в печать 24.04.2009. Формат 60х84/16.
Бумага газетная. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 1,5. Тираж 50 экз. Заказ
Отпечатано на экономическом факультете:
656099, пр. Социалистический, 68
CУЩНОСТЬ И ХОД НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Любое исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.
Цель научно исследования нахождение общего у ряда единичных явлений, обнаружение законов или закономерностей, по которым возникают, функционируют, развиваются явления.
Объект научного исследования – совокупность сходных явлений и ситуаций.
Основные средства научно-теоретического исследования:
-
совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в единую систему;
-
совокупность понятий, строго определенных терминов, связанных между собой и образующих характерный язык науки.
Ход научного исследования можно представить в виде следующей последовательности:
1. Обоснование актуальности выбранной темы;
2. постановка цели и конкретных задач исследования;
3. определение объекта и предмета исследования;
4. выбор методов проведения исследования;
5. описание процесса исследования;
6. обсуждение результатов исследования;
7. формулировка выводов и оценки полученных результатов.
Обоснование актуальности выбранной темы состоит в выявлении сути проблемной ситуации, из чего и будет ясна актуальность. Принято считать, что сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке.
Методы научного познания подразделяются на общие и специальные.
Общие методы научного познания обычно делят на три группы:
-
Методы эмпирического исследования:
-
наблюдение дает первичную информацию об объекте исследования и представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность;
-
сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения выявляется то общее, что присуще нескольким объектам;
-
измерение – это процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения;
-
эксперимент предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью их изучения.
-
Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях исследования:
-
абстрагирование состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов;
-
анализ – метод научного исследования путем разложения предмета на составные части;
-
синтез – соединение полученных при анализе частей в нечто целое.
-
Методы теоретического исследования:
-
восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой форму движения научного познания. Согласно этому методу процесс познания разбивается на два этапа. На первом этапе единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. На втором этапе восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится в своей многогранности, но уже в мышлении. В общем можно сказать, что этот метод представляет собой процесс познания, согласно которому мышление восходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него – к конкретному в мышлении;
-
исторический метод применяется для исследования сложных развивающихся объектов и используется там, где предметом исследования становится история объекта.
Специальные методы используются в конкретных специальных науках и имеют специфический характер согласно области их применения. Так, при исследовании экономических проблем используются статистические, математические и другие методы.
Основные этапы исследования
Обычно исследование состоит из двух основных этапов.
Первый этап включает в себя:
- выбор проблемы и темы;
- определение объекта и предмета, целей и задач;
- разработку гипотезы исследования.
Второй этап работы содержит:
- выбор методов и разработку методики исследования;
- проверку гипотезы;
- непосредственно исследование;
- формулировку предварительных выводов, их апробирование и уточнение;
- обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.
Общие требования к порядку выполнения курсовой работы
Курсовая работа является одним из важнейших видов подготовки студентов и выполняется в соответствии с учебными планами.
Графики написания, сдачи и защиты курсовых работ составляются и утверждаются кафедрами.
Выполнение курсовой работы должно способствовать углубленному усвоению лекционного курса и приобретению навыков в области решения производственных задач и ситуаций. Она базируется на изучении законов, постановлений правительства, нормативных и методических материалов, литературных источников, а также на практическом материале, экспериментальных и статистических данных.
Ее выполнение требует от студентов не только знаний общей и специальной литературы по теме, но и умения проводить экономико-математические, экспертные и другие исследования, увязывать вопросы теории с практикой хозяйствования, делать обобщения, выводы и предложения по улучшению производства.
Общие требования к курсовой работе:
- целевая направленность;
- четкость построения;
- логическая последовательность изложения материала;
- глубина исследования и полнота освещения вопросов;
- убедительность аргументаций;
- краткость и точность формулировок;
- конкретность изложения результатов работы;
- доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;
- грамотное оформление.
Студентам предоставляется право выбора темы курсовой работы, вместе с тем можно предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования, возможно выполнение комплексных тем группой (25 чел.) студентов. В этом случае каждый студент исследует отдельный аспект проблемы.
Студенты заочного отделения выполняют работу на материалах предприятий, где они работают или проходят практику.
Написание курсовой работы осуществляется под руководством преподавателя-руководителя работы.
Студенты совместно с руководителем уточняют круг вопросов, подлежащих изучению и экспериментальной проверке, сроки выполнения ее этапов, определяют необходимую литературу и другие материалы.
Оформление курсовой работы
Структура курсовой работы:
1) титульный лист (приложение 1);
2) содержание (приложение 2);
3) введение;
4) основная часть;
5) заключение;
6) библиографический список;
7) приложение.
Требования к структурным элементам курсовой работы
Во введении обосновывается выбор темы, определяемый ее актуальностью, формулируются проблема и круг вопросов, необходимых для ее решения; определяется цель работы с ее расчленением на взаимосвязанный комплекс задач, подлежащих решению для раскрытия темы; указываются объект исследования, используемые методы исследования, литературные источники.
Основная часть
Курсовая работа содержит, как правило, три главы, каждая из которых делится на 23 параграфа.
Первая глава носит общетеоретический характер. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к решению, дается их оценка, обосновывается и излагается собственная позиция студента.
Вторая глава носит аналитический характер. В ней дается глубокий анализ изучаемой проблемы с исследованием различных методов исследования, включая экономико-математические.
Третья глава состоит из разработанных студентом рекомендаций и предложений, которые должны носить конкретный характер. Основой для этого служит проведенный анализ исследуемой проблемы во второй главе, а также имеющийся прогрессивный отечественный и зарубежный опыт. В этой главе должна быть проведена оценка стоимости предлагаемых мероприятий и их эффективности.
Заключение состоит из логически последовательно изложенных теоретических и практических выводов и предложений, к которым пришел студент в результате исследований. Они должны быть краткими и четкими, написаны в виде тезисов (можно по пунктам).
Приложение. В приложение включают вспомогательный материал, который в основной части работы загромождает текст (расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, иллюстрации вспомогательного характера, заполненные формы отчетности и т.п.).
Все части курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязи.
Оформление курсовой работы
Курсовая работа должна быть грамотно написана и правильно оформлена. Писать следует на одной стороне листа формата А4. Работа может быть отпечатана на пишущей машинке (компьютере) через полтора межстрочных интервала. Текст работы следует писать, соблюдая следующие размеры полей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, нижнее – не менее 20 мм и верхнее – не менее 20 мм. Общий объем работы должен быть в пределах 30-35 страниц машинописного текста (без приложений).
Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные при оформлении работы, должны быть исправлены чернилами соответствующего цвета после аккуратной подчистки или закрашивания штрихом.
Курсовая работа должна быть сброшюрована в обложке.
Титульный лист оформляется в соответствии с приложением 1.
Пример содержания работы приведен в приложении 2.
Нумерация страниц и глав
Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. На титульном листе номер не ставится, но включается в общую нумерацию работы.
Титульный лист включается в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляется.
Иллюстрации, таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц. Основная часть курсовой работы делится на главы, пункты и подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами.
Главы и подразделы должны иметь заголовки. Слово «глава» не пишется. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов.
Каждую главу, «Введение», «Заключение», «Содержание», «Список литературы» следует располагать в середине строки без точки в конце и писать прописными буквами, не подчеркивая, отделяя от текста тремя межстрочными интервалами. Переносы слов в заголовках не допускаются.
Графический материал
1. Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) располагают непосредственно после текста. Иллюстрации могут быть выполнены в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.
2. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово рисунок и его наименование располагают по середине строки.
3. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой, например: