Файл: Метод.указ.по выпол.курс.работ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2020

Просмотров: 141

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА

И ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Кафедра антикризисного управления, оценки бизнеса и инноваций






МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ

для студентов дневного и заочного отделения специальности

080503.65 «Антикризисное управление»























Барнаул 2010



Составители:

канд. экон. наук, профессор О.Н. Соколова;

канд. экон. наук, доцент Н.М. Абрамов;

канд. экон. наук, доцент А.Ю. Горбунова;

канд. экон. наук, доцент А.А. Бежовец;

канд. экон. наук, доцент Т.А. Акимочкина;

канд. экон. наук, доцент О.И. Линючева;

Н.С. Безматерных; Н.М. Затяжнова;

О.Ю. Рудакова; Л.А. Бочарова


Рецензент:

докт. экон. наук, профессор В.И. Беляев






План УМД 2009 г., п. К



















Подписано в печать 24.04.2009. Формат 60х84/16.

Бумага газетная. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 1,5. Тираж 50 экз. Заказ


Отпечатано на экономическом факультете:

656099, пр. Социалистический, 68


CУЩНОСТЬ И ХОД НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


Любое исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Цель научно исследования нахождение общего у ряда единичных явлений, обнаружение законов или закономерностей, по которым возникают, функционируют, развиваются явления.

Объект научного исследования – совокупность сходных явлений и ситуаций.

Основные средства научно-теоретического исследования:

  • совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в единую систему;

  • совокупность понятий, строго определенных терминов, связанных между собой и образующих характерный язык науки.

Ход научного исследования можно представить в виде следующей последовательности:

1. Обоснование актуальности выбранной темы;

2. постановка цели и конкретных задач исследования;

3. определение объекта и предмета исследования;

4. выбор методов проведения исследования;

5. описание процесса исследования;

6. обсуждение результатов исследования;

7. формулировка выводов и оценки полученных результатов.

Обоснование актуальности выбранной темы состоит в выявлении сути проблемной ситуации, из чего и будет ясна актуальность. Принято считать, что сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке.

Методы научного познания подразделяются на общие и специальные.

Общие методы научного познания обычно делят на три группы:

  1. Методы эмпирического исследования:

  • наблюдение дает первичную информацию об объекте исследования и представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность;

  • сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения выявляется то общее, что присуще нескольким объектам;

  • измерение – это процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения;

  • эксперимент предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью их изучения.

  1. Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях исследования:

  • абстрагирование состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов;

  • анализ – метод научного исследования путем разложения предмета на составные части;

  • синтез – соединение полученных при анализе частей в нечто целое.


  1. Методы теоретического исследования:

  • восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой форму движения научного познания. Согласно этому методу процесс познания разбивается на два этапа. На первом этапе единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. На втором этапе восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится в своей многогранности, но уже в мышлении. В общем можно сказать, что этот метод представляет собой процесс познания, согласно которому мышление восходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него – к конкретному в мышлении;

  • исторический метод применяется для исследования сложных развивающихся объектов и используется там, где предметом исследования становится история объекта.

Специальные методы используются в конкретных специальных науках и имеют специфический характер согласно области их применения. Так, при исследовании экономических проблем используются статистические, математические и другие методы.


Основные этапы исследования


Обычно исследование состоит из двух основных этапов.

Первый этап включает в себя:

- выбор проблемы и темы;

- определение объекта и предмета, целей и задач;

- разработку гипотезы исследования.

Второй этап работы содержит:

- выбор методов и разработку методики исследования;

- проверку гипотезы;

- непосредственно исследование;

- формулировку предварительных выводов, их апробирование и уточнение;

- обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.


Общие требования к порядку выполнения курсовой работы


Курсовая работа является одним из важнейших видов подготовки студентов и выполняется в соответствии с учебными планами.

Графики написания, сдачи и защиты курсовых работ составляются и утверждаются кафедрами.

Выполнение курсовой работы должно способствовать углубленному усвоению лекционного курса и приобретению навыков в области решения производственных задач и ситуаций. Она базируется на изучении законов, постановлений правительства, нормативных и методических материалов, литературных источников, а также на практическом материале, экспериментальных и статистических данных.

Ее выполнение требует от студентов не только знаний общей и специальной литературы по теме, но и умения проводить экономико-математические, экспертные и другие исследования, увязывать вопросы теории с практикой хозяйствования, делать обобщения, выводы и предложения по улучшению производства.


Общие требования к курсовой работе:


- целевая направленность;

- четкость построения;

- логическая последовательность изложения материала;

- глубина исследования и полнота освещения вопросов;


- убедительность аргументаций;

- краткость и точность формулировок;

- конкретность изложения результатов работы;

- доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;

- грамотное оформление.

Студентам предоставляется право выбора темы курсовой работы, вместе с тем можно предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования, возможно выполнение комплексных тем группой (25 чел.) студентов. В этом случае каждый студент исследует отдельный аспект проблемы.

Студенты заочного отделения выполняют работу на материалах предприятий, где они работают или проходят практику.

Написание курсовой работы осуществляется под руководством преподавателя-руководителя работы.

Студенты совместно с руководителем уточняют круг вопросов, подлежащих изучению и экспериментальной проверке, сроки выполнения ее этапов, определяют необходимую литературу и другие материалы.


Оформление курсовой работы


Структура курсовой работы:

1) титульный лист (приложение 1);

2) содержание (приложение 2);

3) введение;

4) основная часть;

5) заключение;

6) библиографический список;

7) приложение.


Требования к структурным элементам курсовой работы


Во введении обосновывается выбор темы, определяемый ее актуальностью, формулируются проблема и круг вопросов, необходимых для ее решения; определяется цель работы с ее расчленением на взаимосвязанный комплекс задач, подлежащих решению для раскрытия темы; указываются объект исследования, используемые методы исследования, литературные источники.

Основная часть

Курсовая работа содержит, как правило, три главы, каждая из которых делится на 23 параграфа.

Первая глава носит общетеоретический характер. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к решению, дается их оценка, обосновывается и излагается собственная позиция студента.

Вторая глава носит аналитический характер. В ней дается глубокий анализ изучаемой проблемы с исследованием различных методов исследования, включая экономико-математические.

Третья глава состоит из разработанных студентом рекомендаций и предложений, которые должны носить конкретный характер. Основой для этого служит проведенный анализ исследуемой проблемы во второй главе, а также имеющийся прогрессивный отечественный и зарубежный опыт. В этой главе должна быть проведена оценка стоимости предлагаемых мероприятий и их эффективности.

Заключение состоит из логически последовательно изложенных теоретических и практических выводов и предложений, к которым пришел студент в результате исследований. Они должны быть краткими и четкими, написаны в виде тезисов (можно по пунктам).


Приложение. В приложение включают вспомогательный материал, который в основной части работы загромождает текст (расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, иллюстрации вспомогательного характера, заполненные формы отчетности и т.п.).

Все части курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязи.



Оформление курсовой работы


Курсовая работа должна быть грамотно написана и правильно оформлена. Писать следует на одной стороне листа формата А4. Работа может быть отпечатана на пишущей машинке (компьютере) через полтора межстрочных интервала. Текст работы следует писать, соблюдая следующие размеры полей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, нижнее – не менее 20 мм и верхнее – не менее 20 мм. Общий объем работы должен быть в пределах 30-35 страниц машинописного текста (без приложений).

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные при оформлении работы, должны быть исправлены чернилами соответствующего цвета после аккуратной подчистки или закрашивания штрихом.

Курсовая работа должна быть сброшюрована в обложке.

Титульный лист оформляется в соответствии с приложением 1.

Пример содержания работы приведен в приложении 2.


Нумерация страниц и глав


Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. На титульном листе номер не ставится, но включается в общую нумерацию работы.

Титульный лист включается в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляется.

Иллюстрации, таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц. Основная часть курсовой работы делится на главы, пункты и подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами.

Главы и подразделы должны иметь заголовки. Слово «глава» не пишется. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов.

Каждую главу, «Введение», «Заключение», «Содержание», «Список литературы» следует располагать в середине строки без точки в конце и писать прописными буквами, не подчеркивая, отделяя от текста тремя межстрочными интервалами. Переносы слов в заголовках не допускаются.


Графический материал


1. Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) располагают непосредственно после текста. Иллюстрации могут быть выполнены в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

2. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово рисунок и его наименование располагают по середине строки.

3. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой, например: