Файл: Финансы и кредит.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2020

Просмотров: 2695

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коммерческий кредит можно охарактеризовать как кредит, предоставляе­мый в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары. Он предоставляется под обязательства должника (покупа­теля) погасить в определенный срок как сумму основного долга, так и начис­ляемые проценты.

Применение коммерческого кредита требует наличия у продавца достаточ­ного резервного капитала на случай замедления поступлений от должников.

Выделяют пять основных способов предоставления коммерческого кредита:

  1. Вексельный способ;

  2. Открытый счет;

  3. Скидка при условии оплаты в определенный срок;

  4. Сезонный кредит;

  5. Консигнация.

При вексельном способе после поставки товаров продавец выставляет трат­ту на покупателя, который, получив коммерческие документы, акцептует ее, т.е. дает согласие на оплату в указанный на ней срок.

Другой способ - скидка при условии оплаты в определенный срок. Этот способ предусматривает условие, что если платеж будет произведен покупате­лем в течение оговоренного в контракте периода после выписки счета, то из цены будет вычтена скидка. В противном случае, вся сумма должна быть выплачена в установленный срок.

Согласно договору об открытом счете, однажды принятому обеими сторо­нами, покупатель может делать периодические закупки без обращения за кредитом в каждом отдельном случае. Обычный порядок осуществления сдел­ки таков: когда покупатель заказывает товар, он немедленно отгружается, а платеж за него производится в установленные сроки после получения счета.

Сезонный кредит обычно применяется в производстве игрушек, сувениров и других изделий массового потребления. Этот способ разрешает розничным торговцам покупать товары в течение всего года с целью организации необхо­димых запасов перед пиком сезонных продаж и позволяет отсрочить платеж производителю до конца распродажи. Например, производители игрушек раз­решают торговцам закупать игрушки за несколько месяцев до Рождества, а платить за товар - в январе-феврале. Главное преимущество при этом способе - возможность выпуска продукции без дополнительных расходов на склади­рование, хранение и т.д.

Консигнация - способ, при котором розничный торговец может просто получить товарно-материальные ценности без обязательства. Если товары будут проданы, то будет осуществлен и платеж производителю, а если нет, то розничный торговец может вернуть товар производителю без выплаты неустойки. Консигнация обычно применяется при реализации новых, нети­пичных товаров, спрос на которые трудно предположить. Примером может служить практика производства и продажи новых учебников для институтов. Книгоиздатели посылают свои книги в институтские магазины с условием их возврата, если они не будут куплены.


Само собой разумеется, что любой из этих способов может быть наиболее эффективным в конкретных рыночных условиях. Выбор наиболее эффектив­ного способа - главная задача кредитной политики каждой корпорации.

Продажа товаров в кредит стала обычным способом ведения дел для про­мышленных компаний, предложение кредитных услуг является орудием кон­куренции при привлечении клиентов. Из-за этой тенденции к увеличению покупки в кредит все более острой становится дилемма твердой или свободной кредитной политики. Излишне твердые условия могут отпугнуть покупателей, а очень свободные - способствовать не только большому объему продажи товара, но и минимальному обратному притоку капитала из-за неоплаты дол­гов в срок и больших расходов, связанных с "вышибанием" долга. Главная задача корпорации в этой области - правильное управление своим остатком дебиторской задолженности в соответствии с размером ожидаемой реализации товарной продукции. Чем быстрее оборачивается остаток дебиторской задол­женности по данному объему продажи товаров, тем короче цикл кругооборота наличных средств корпорации и, следовательно, выше ликвидность фирмы (т.е. ее способность своевременно погашать свои долговые обязательства).

Корпорация должна постоянно пересматривать свою кредитную политику из-за изменения рыночных условий. Кредитная политика состоит из общих направлений принятия решений по выбору надежного заемщика, объема и срока кредита. Эти направления, в дальнейшем, реализуются младшим уп­равленческим аппаратом для принятия ежедневных решений. Например, в соответствии с проводимой кредитной политикой корпорация может предо­ставить право младшему менеджеру кредитовать клиентов в пределах 50 тыс. долларов. Следовательно, клиент, нуждающийся в большей сумме кре­дита, скажем до 200 тыс. долларов, должен будет получить согласие старшего менеджера, а свыше 200 тыс. долларов - одобрение кредитного комитета. Эти процедуры должны быть четко определены, чтобы клиентам не надо было ждать прохождения своего дела по инстанциям.

Коммерческое кредитование - глав­ный финансовый инструмент сбыта продукции в оптовом звене. В современном мире львиная доля коммерческого кредита приходится на крупнейшие ТНК, которые имеют наиболее благоприятные условия реализа­ции товаров и получения причитающихся платежей. Сила таких ТНК состоит в их способности осуществлять широкий выбор вариантов тактической полити­ки по отношению к должникам и оценивать потенциальные возможности по­купателей в более раннем получении финансовых ресурсов через классический метод учета и залога векселей и другие более современные формы банковского рефинансирования коммерческого кредита.

В настоящее время преобладающей на рынке становится тенденция к удли­нению сроков реализации товаров, причем не только в фазах кризиса и депрес­сии, но и во время оживления и подъема. Если в прошлом веке наблюдалось ускорение реализации товаров (например, средний срок учета векселей в царской России сократился со 156 дней в 1870-1874 гг. до 92 дней в 1905-1909 гг. (аналогичные тенденции наблюдались и в других странах), и вплоть до 70-х годов типичным сроком учета векселя были 3 месяца), то сейчас получают развитие более длительные сроки учета векселей до 120-170 дней.


Наряду с развитием прямой продажи продукции ее конечному потребителю непосредственным производителем возрастает значение оптовых посредников, что способствует накоплению больших товарных запасов в различных торг­овых звеньях.

В последнее время ускоренно развивается торговля потребительскими то­варами, которая все больше влияет на торговлю в целом, на производственный процесс и на развитие кардинальных связей между производителями и потребителями. Резко возрос товарооборот между компаниями, входящими в состав одной ТНК. Все это во многом предопределило уровень и формы развития кредита во внешней торговле в 80-е годы.

В последнее время все больше и больше становится заметным государст­венное субсидирование экспорта. Правительства развитых стран стали чаще и в больших объемах направлять на эти цели часть мобилизованных у налогоп­лательщиков в бюджет средств для улучшения платежного баланса страны, поддержания уровня занятости и экономической активности в экспортных отраслях промышленности.

Поскольку экспортные кредиты в первую очередь требуют наличия боль­ших денежных фондов, государство стремится снять с себя часть бремени по их аккумуляции и привлекает основную массу необходимых ресурсов с част­ных рынков капитала, а собственные бюджетные средства направляет только на доведение условий предоставления внешнеторговых кредитов до конкурен­тоспособного уровня, понижая процентные ставки по ним и увеличивая период кредитования. Соответственно, чем больше условия предоставления внешне­торговых кредитов отличаются от существующих на внутреннем рынке капи­тала, тем выше расходы правительства. Теоретически при такой системе суб­сидирования экспорта государство способно значительно "отрывать" условия своих кредитов от рыночных, но на практике его возможности в этом отноше­нии не безграничны. Это вынуждает развитые страны искать компромиссы в данной области, т.е. определять рамки взаимосогласованных условий государ­ственного финансирования внешней торговли.

Весной 1978 г. страны-члены ОЭСР, кроме Турции и Исландии, подписали соглашение об унификации экспортных кредитов, называемое чаще Консенсу­сом по экспортным кредитам. Это соглашение направлено на унификацию важнейших условий государственных экспортных кредитов: сроков, мини­мального размера процентной ставки, доли покрытия льготной ссудой стоимо­сти контракта или минимального размера наличных платежей, круга подпада­ющих под него товаров и услуг. Все эти условия регулярно пересматриваются.

Рост доли государственного кредитования экспорта по сравнению с част­ным вызван меньшей выгодностью последнего. Эта сравнительная невыгод­ность заключается не только в рыночном уровне процентной ставки, но и в меньшем размере кредита, отсутствии автоматизма в его получении. Кроме того, развитие на международном ссудном рынке тенденции предоставления займов по "плавающим" ставкам значительно затрудняет оценку общей сто­имости займа для должника, т.к. уровень процента заранее неизвестен.


Однако в 80-е годы одновременно с быстрым развитием государственного прямого банковского кредитования происходит и увеличение объема коммер­ческого кредитования и связанного с ним косвенного банковского кредита, хотя и гораздо меньшими темпами. Рост мирового внешнеторгового оборота (доля экспорта в мировом ВВП поднялась с 12% в 1960 г. до 22 % в 1980 г.), удлинение времени реализации товаров, увеличение числа посредников, фор­сирование (в том числе и государством) производства и реализации товаров - все это привело к необходимости для фирм увеличения объема продаж товаров в кредит.

Как уже отмечалось выше, в первой половине XX века при абсолютном росте объема коммерческого кредитования, его доля в опосредствовании внеш­неторговых продаж имела тенденцию к снижению. Одна из причин этого процесса, продолжающегося и поныне, заключалось в формировании все боль­шего числа монополий и укреплении их позиций в экономике, что способство­вало росту продаж товаров конечному потребителю, минуя оптовых посредни­ков. Кроме того, изменение роли банков означало, в частности, и снижение доли косвенного банковского кредитования по сравнению с прямым.

Существует внутренняя противоречивость развития коммерческого креди­тования, которая обусловлена тем, что оно, с одной стороны, базируется на движении товаров и определено им, а с другой стороны, является одной из форм кредита вообще и отражает общее состояние его развития.

Коммерческий кредит самым тесным образом связан с банковским - банки производят акцепт, учет, переучет коммерческих векселей, принимают их в залог. Поскольку за каждым таким векселем стоят определенные товары, продажа которых позволяет погасить обязательства по нему, то эти операции с векселями считаются для банков наиболее безопасными и ликвидными.

Получили развитие и векселя не базирующиеся на торговых сделках - финансовые векселя, плательщиками по которым выступают банки, а также "дружеские" векселя, взаимно выставляемые предпринимателями друг на дру­га с целью получения банковских ссуд.

Таким образом, векселю не всегда противостоят реальные товары, что часто приводит к серьезным затруднениям при превращении его в деньги.

В период экономического кризиса 1929-1933 годов и последующей депрес­сии четверть всех банкротств произошла вследствие неплатежеспособности векселедателя или гарантировавшего его банка.

В настоящее время проблема получения денег по векселям не только не ослабла, но, напротив, значительно возросла. Особенно актуальной стала про­блема задержки возврата средств по векселю. По оценкам специалистов, почти каждый пятый вексель погашается с несоблюдением сроков. Все это замедляет нормальный кругооборот капитала, может подорвать доверие к корпорации и снизить ее конкурентоспособность. В связи с этим возрастает внимание корпо­раций к вопросам организации коммерческого кредита. Особенно активны в этой области ТНК.


Буржуазные экономисты выделяют следующие основные составляющие реализации: условия предоставления коммерческого кредита (количество гарантов, срока) , методы платежа (формы расчетов, оплата частями или целиком и т.д.), возможность отклонения объема товаров в каждой партии от заказан­ного количества. Эти элементы во многом определяют организацию механизма коммерческою кредитования.

В 70-х юлах в крупных ТНК появились специальные отделы, занимающи­еся коммерческим кредитованием, руководители этих отделов стали входить в советы управляющих. Первоначально основной задачей этих отделов был сбор платежей, причитающихся по векселям. В дальнейшем их функции расшири­лись и стали охватывать: организацию воздействия на потенциальных неплательщиков; изучение платежеспособности клиентов; разработку новых форм коммерческого кредита и платежей.

Эти отделы тесно сотрудничают с банками, работающими с векселями, принадлежащими ТНК. Например, у "American Steel" в отделе коммерческого кредита работают банковские служащие, создана картотека векселей, соеди­ненная электронными каналами связи с банковским компьютером; предостав­ление банковского кредита под вексель происходит практически автоматиче­ски, в результате данный отдел ТНК срастается с банком.

Если в 60-х годах ТНК уделяли мало внимания реализации товаров, то с 1973 г. положение резко изменилось. По целой группе товаров (нефть, газ, цемент, кофе и др.) спрос стал в течение длительного времени превышать предложение, а по другим товарам (автомобили, черные металлы, суда и др.) имело место противоположное явление. Все это наложило значительный отпе­чаток на развитие коммерческого кредита и поведение контрагентов при за­ключении торговых сделок. Основным желанием поставщиков стало ускорение срока получения платежа. Наличие векселя в портфеле корпорации отнюдь не гарантировало получение денежных средств, а в случае их получения - возме­щение затрат на производство из-за инфляционного процесса. Особенно остро данная проблема затрагивала экспортные поставки из-за резких валютных колебаний.

У ТНК в 80-е годы произошли серьезные структурные сдвиги в составе ресурсов, формах мобилизации средств и направлениях их использования. Определяющей тенденцией в этих изменениях становится возрастание роли банковских кредитов в движении промышленного капитала, постепенное вы­теснение и замена ими коммерческого кредита. В основе данной тенденции находятся общие направления развития банковского кредитования (увеличе­ние объема, появление новых направлений и механизмов кредитных вложе­ний), а также происходящий ныне переход от преимущественно косвенного к прямому банковскому кредитованию. Если еще 20 лет назад главной формой кредитования внешнеторговой деятельности ТНК был кредит поставщика, то ныне он значительно уступил свои позиции кредиту покупателю и другим формам прямого банковского финансирования. По оценке Института между­народных исследований (ФРГ), соотношение задолженности по коммерческо­му и прямому банковскому кредитованию внешнеторговых сделок крупней­ших западноевропейских ТНК составляло: