Файл: Финансы и кредит.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2020

Просмотров: 2604

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Вопрос 51. Фонд социального страхования

Фонд социального страхования создан в Российской Федерации соответствии с указом президента РФ. Он предназначен для управления средствами государственного страхования. Он выступает в качестве специализированного финансово- кредитного учреждения при правительстве РФ. Денежные средства и иное имущество находящиеся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением фонда утверждаются его председателем.

Основными задачами Фонда являются: 1) обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещения стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей; 2) участие в заработки и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования.

Средства фонда формируются за чет: 1) Страховых взносов работодателей в виде отчислений от социального налога до 94%; 2) страховых взносов индивидуальных предпринимателей, родовых общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, КФХ, адвокатов, обязанных уплачивать взносы в соответствии с действующим законодательством; 3) доходов от капитализации временно свободных средств; 4) ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим в следствии радиационных аварий и их последствий; 5) добровольных взносов граждан и юридических лиц; 6) поступлений от реализации путевок, оплачиваемых за счет средств фонда; 7) средств, взыскиваемых со страхователей, в результате предъявления регрессивных требований; 8) других поступлений.

Основные направления использования средств являются: 1) выплаты пособий: по временной нетрудоспособности работника; на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей; оплату проезда к месту лечения и отдыха; на погребение; семьям имеющим детей, а именно: пособия по беременности и родам, единовременные пособия при рождении ребенка, единовременные пособия женщинам ставшим на учет в медицинские учреждения на ранних сроках беременности, ежемесячные пособия по уходу за ребенком до полутора лет, ежемесячные пособия на ребенка при достижении им возраста 16 лет, а на учащих образовательных школ до ее окончания, но не старше 18 лет.


Кроме того, значительные средства расходуются на: частичное содержание санаторно-курортных и оздоровительных центров, обеспечение текущей деятельности фонда, проведение научно исследовательских работ по вопросам социального страхования и охраны труда. Наиболее крупными статьями бюджета являются выплаты по временной нетрудоспособности вместе с выплатами пособий на детей (около 60%), на санаторно-курортное обслуживание (около 30%), выплата пособий семьям имеющим детей составляет примерно 20% бюджета.


Вопрос 56. Фонды здравоохранения: назначение и финансовые ресурсы


В состав фондов здравоохранения входят: федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальный фонд обязательного медицинского страхования и фонды медицинских страховых организаций. Основными направлениями этих фондов являются финансирование медицинского обслуживания населения.

Фонды ОМС созданы для реализации государственной политики в области государственного медицинского страхования. Фонды обязательного медицинского страхования являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями. Они предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение. Финансовые средства ФОМС находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

На ФФОМС возложены следующие основные функции: 1) выравнивание условий деятельности территориальных фондов ОМС по обеспечению финансирования программ ОМС; 2) финансирование целевых программ в рамках ОМС; 3) разработка нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию закона о медицинском страховании граждан в РФ; 4) организация подготовки специалистов для системы ОМС; участие в создании территориальных фондов ОМС и в разработке базовой программы ОМС.

Территориальные ОФМС создаются местными органами власти. На них возложены следующие основные функции: 1) финансирование ОМС, проводимого страховыми медицинским организациями, имеющие соответствующие лицензии (страховщиками); 2) выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направленное на проведение ОМС; 3) предоставление кредитов, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств; 4) создание финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы ОМС; 5) организация банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в территориальный фонд.

Финансовые средства ФФОМС формируются за счет: 1) страховых взносов работодателей в виде отчислений от социального налога; 2) взносов ТФОМС на реализацию совместных программ; 3) ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ ОМС; 4) доходов от использования временно свободных финансовых средств федерального фонда; 5) нормативного страхового запаса финансовых средств федерального фонда; 6) добровольных взносов и иных поступлений.


Источника ТФОМС являются: 1) страховые платежи работодателей в виде отчислений от социального налога; 2) страховые платежи на неработающее население из бюджетов субъектов РФ; 3) доходы от использования временно свободных финансовых средств; 4) нормированные страховые запасы финансовых средств территориального фонда; 5) финансовые средства взыскиваемые со страхователей, медицинских учреждений и других лиц в виде штрафных санкций. 1 и 2 пункты до 90% поступлений.


Вопрос 57. Роль финансов в развитии международного сотрудничества


Финансы – это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Финансы как экономическая категория представляет собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта.

Финансы играют большую роль в развитии международного сотрудничества. Они напрямую стимулируют процессы экономической интеграции и глобализации посредством создания региональных и мировых целевых фондов денежных средств, организуемых финансово-кредитными организациями и фондами. Главной их целью является перераспределение национальных финансовых ресурсов в наднациональные фонды, откуда эти средства направляются на финансирование различных программ, на развитие социальной и экономической инфраструктуры отдельных территорий и.т.д. Последовательно решаются проблемы развитых стран, развивающихся стран и неразвитых стран. В Европе например финансы идут на развитие различных социальных программ, например обмена опытом и знаниями (врач из Франции еден на обучение и работу в Англию, и наоборот).

Основная задача международных финансов – это регулирование движения финансовых ресурсов для быстрейшего развития развивающихся и неразвитых стран, обеспечения стабильной работы развитых стран и защиты их от кризиса.

1) Международный валютный фонд (МВФ). Его капитал складывается из взносов участников в соответствии с установленными квотами, размер которых зависит от экономического потенциала и активности стран в международной торговле. Основными функциями МВФ являются: содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества; поддержанию устойчивости валютных паритетов и устранение валютных ограничений; предоставление кредитных ресурсов любым странам участникам для выравнивания платежного баланса и т.д. 2) Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Основными функциями МБРР являются: инвестиционная деятельность в развивающихся странах по широкому спектру направлений: от здравоохранения, образования и окружающей среды до инфраструктур и реформ экономической политики; аналитическая и консультативная деятельность по экономическим вопросам; постоянная корректировка состава и содержания оказываемых услуг, а также деталей реализуемых программ; посредничество в перераспределении ресурсов между богатыми и бедными странами. 3) Международная финансовая корпорация (МФК) – создана для стимулирования деятельности частного сектора экономики в развивающихся странах без получения правительственных гарантий. Она может инвестировать средства в акционерные капиталы предприятий, которым оказывает кредитную поддержку. Она финансирует создание новых и реконструкцию действующих предприятий. Большое внимание уделяется развитию малого бизнеса и охране окружающей среды. 4) Международная ассоциация развития (МАР) – создана для оказания помощи беднейшим из развивающихся стран, которые не в состоянии брать займы у МБРР. Она предоставляет, как правило, беспроцентные кредиты на срок 30-40 лет, в зависимости от кредитоспособности страны с отсрочкой платежей на 10 лет.



Вопрос 58. Международные финансовые институты


Финансовые институты имеют ограниченные финансовые ресурсы и различаются источниками финансирования. Данные учреждения создавались и действуют на основании межгосударственных соглашений и призваны регулировать международные экономические отношения. В их состав входят:

1) Банк международных расчетов (БМР). Целью создания является содействие сотрудничеству центральных банков стран-участниц и обеспечение международных расчетов между ними. Основными его функциями являются обеспечение благоприятных условий для международных финансовых операций и выполнении роли доверенного лица при выполнении межгосударственных расчетов участников. Банк проводит депозитно-ссудные, фондовые и другие операции, в том числе с золотом, а также осуществляет межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений. Также в целях поддержания курсов мировых валют БМР проводит совместные валютные интервенции центральных банков («базельские кредиты»). Является признанным крупным экономическим информационно-исследовательским центром.

2) Международный валютный фонд (МВФ). Капитал складывается из взносов участников в соответствии с установленными квотами, размер которых зависит от экономического потенциала и активности стран в международной торговле. Основными функциями МВФ являются: содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества; поддержанию устойчивости валютных паритетов и устранение валютных ограничений; предоставление кредитных ресурсов любым странам участникам для выравнивания платежного баланса и т.д.

3) Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Основными функциями МБРР являются: инвестиционная деятельность в развивающихся странах по широкому спектру направлений: от здравоохранения, образования и окружающей среды до инфраструктур и реформ экономической политики; аналитическая и консультативная деятельность по экономическим вопросам; постоянная корректировка состава и содержания оказываемых услуг, а также деталей реализуемых программ; посредничество в перераспределении ресурсов между богатыми и бедными странами. МБРР придерживается следующих принципов: выделение ресурсов – только для эффективных капиталовложений; принятие инвестиционных решений – исходя лишь из экономических соображений с учетом степени вероятности возврата; предоставление кредитов – только под гарантии правительства стран-заемщиков, в акционерные капиталы средства не инвестируются; отсутствие ограничений использования предоставленных ресурсов рамками одной страны участницы.

4) Международная финансовая корпорация (МФК) – создана для стимулирования деятельности частного сектора экономики в развивающихся странах без получения правительственных гарантий. Она может инвестировать средства в акционерные капиталы предприятий, которым оказывает кредитную поддержку. Она финансирует создание новых и реконструкцию действующих предприятий. Большое внимание уделяется развитию малого бизнеса и охране окружающей среды. Предоставляются консультативные услуги. Один из главных принципов является: финансирование не более 25 % общей суммы расходов по проекту; приобретение не более 35% акций предприятий и неучастие в их управлении.


5) Международная ассоциация развития (МАР) – создана для оказания помощи беднейшим из развивающихся стран, которые не в состоянии брать займы у МБРР. Она предоставляет как правило беспроцентные кредиты на срок 30-40 лет, в зависимости от кредитоспособности страны с отсрочкой платежей на 10 лет.

6) Всемирный банк (ВБ) – причисляют две организации МБРР и его дочернюю структуру МАР. В группу Всемирного Банка (ГВБ), помимо указанных входят на правах ассоциированных членов МФК, Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ), Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС). Основными целями деятельности ГВБ являются: содействие реконструкции и развитию народного хозяйства стран-членов; поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий и участия в займах и инвестициях частных кредиторов и других инвесторов; стимулирование сбалансированного роста международной торговли и поддержание сбалансированного платежного баланса стран членов.

7) Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС) – создан для стимулирования расширения инвестиций путем обеспечения условий для проведения примирительных и арбитражных переговоров между правительствами стран и иностранными инвесторами. Осуществляет консультативную и издательскую деятельность по правовому обеспечению иностранных инвестиций.

8) Международное агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) – создано для оказания помощи развивающимся странам в привлечении частных иностранных инвестиций посредством предоставления инвесторам гарантий от политических рисков. Предоставляет также консультативные услуги правительствам по вопросам возможностей и условий привлечения иностранных инвестиций.

9) Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Основные функции: прямое финансирование, т.е. предоставление кредитов на реализацию конкретных проектов; инвестирование средств в акционерные капиталы; предоставление гарантий для содействия заемщикам в получении доступа к источникам капитала; финансирование с помощью посредников мелких и средних предприятий. Основные принципы: объем финансирования по каждому проекту не более 35%; непредставление средств для приобретения уже выпущенных или вновь выпускаемых акций; требование к другим, в частности промышленным инвесторам, приобретения контрольного пакета акций, или достаточных прав на управление.

1 Контингент определенного налога, сбора это общая сумма его мобилизации от всех плательщиков на соответствующей территории (в целом по РФ, у субъекта РФ, в границах определенного административно-территориального образования) в месяц, квартал, год.

* Гербовый сбор на векселя сохранен в большинстве капиталистических стран. На оборотную сторону векселя наклеивается марка, которая сразу же погашается. Если сбор не оплачен при составлении векселя, то его должен оплатить последующий приобретатель, в противном случае может быть приостановлена реализация прав по векселю. В США, Англии, Швеции гербовый сбор с векселей не взимается.