Файл: Финансы и кредит.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2020

Просмотров: 2639

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4) Кредиты в рамках дополнительного резервного финансирования (5,3 млрд. долл.);

5) Кредит в рамках механизма компенсационного и чрезвычайного финансирования (2,9 млрд. долл.).

Всего одобрено кредитов на сумму 32,6 млрд. долл., из которых было получено примерно 15,6 млрд. долл. (1992–1999 гг.), погашено 11,3 млрд. долл. На 30.04.2003 г. и процентов на сумму 3,3 млрд. долл.


Европейский банк реконструкции и развития

Общие сведения. Межгосударственный банк, предназначенный для содействия странам Центральной и Восточной Европы в создании рыночной экономики. Создан в мае 1990 г. Свою деятельность начал в апреле 1991 г. Количество членов на 01.01.2003 г. – 62.

Официальные цели:

1) Содействие переходу европейских постсоциалистических стран к демократии и открытой, ориентированной на рынок экономике;

2) Развитие частной и предпринимательской инициативы.

Источники ресурсов:

1) Уставный капитал – на 01.01.2003 г. – 19,85 млрд. евро, в том числе оплаченный – 5,2 млрд. евро – 25,9%;

2) Заемные средства; средства, полученные в счет погашения займов или по гарантиям.

Филиалы и отделения. Отсутствуют филиалы. Имеет 13 отделений.

Структура управления. Руководящий орган – Совет управляющих. Исполнительный орган – Совет директоров (23 члена). Президент избирается на 4 года и руководит текущей деятельностью ЕБРР.

Функции:

1) Среднесрочное (до 10 лет) кредитование коммерческих предприятий (частных и государственных в стадии приватизации), которые не могут получить средства от крупных иностранных банков или инвесторов – 60% выделяемых банком средств.

Остальные 40%:

– долгосрочное (до 15 лет) кредитование инфраструктуры или развития производства;

– инвестирование в акционерные капиталы;

– предоставление гарантий;

– обеспечение консультационного обслуживания и технического сотрудничества.

Кредиты России:

1) Создание Банка проектного финансирования в Москве;

2) Кредиты предприятиям частного сектора для выполнения проектов в области природных ресурсов (736,2 млн. евро);

3) Поддержка промышленных проектов (751,2 млн. евро);

4) Программа кредитования инфраструктуры (458,3 млн. евро);

5) Программа кредитования малого бизнеса (236,6 млн. евро);

6) Кредитование сельского хозяйства (351,8 млн. евро);

7) Участие в уставных капиталах, в том числе банков, предприятий (461,2 млн. евро).

Всего было одобрено 223 проекта на общую сумму 14,4 млрд. долл.; из них кредитование ЕБРР составляет 4,8 млрд. долл. (на 01.01.2003 г.)

В силу определенного разделения труда МВФ предоставляет краткосрочные и среднесрочные (на 3–5 лет) кредиты на урегулирование платежного баланса и на решение макроэкономических проблем. Всемирный банк, в свою очередь, был призван кредитовать долгосрочные проекты (на 13–15 лет) и отрасли для экономического развития стран. Обе организации кредитуют под гарантии правительств.

В отличие от Всемирного банка основной деятельностью Европейского банка является поддержка не столько правительств, сколько конкретных предприятий в форме кредитования определенных проектов. При этом гарантии правительств не требуется, что значительно упрощает получение кредитов.


Около 75% кредитов Всемирного банка выделяется на конкретные проекты по созданию дорог, электростанций, дамб, по развитию сельского хозяйства и промышленности. С начала 80-х гг. Банк стал предоставлять кредиты под структурное и отраслевое урегулирование, направленные на перестройку экономики развивающихся стран.

Различают структуры кредитов.

Структура кредитов Всемирного банка (ВБ) и Международной ассоциации развития (МАР) (1999 г.):

1) Социальная сфера (25%);

2) Финансовый сектор (23%);

3) Многоотраслевое кредитование (15%);

4) Инфраструктура (13%);

5) Сельское хозяйство и окружающая среда (12%);

6) Другие области (6%);

7) Частный сектор (4%);

8) Городское развитие (2%).

Структура кредитов Всемирного банка (ВБ) и Международной ассоциации развития (МАР) (2002 г.):

1) Законодательство, право, управление госсектором (28%);

2) Финансовый сектор (15%);

3) Здравоохранение, социальная защита населения (12%);

4) Транспорт (12%);

5) Угольная промышленность, электроэнергетика (10%);

6) Промышленность и торговля (7%);

7) Образование (7%);

8) Сельское хозяйство, рыболовство (6%);

9) Водоснабжение и канализация (3%).

В настоящее время Банк расширил сферу кредитования, перейдя от проектного финансирования к более широкому спектру экономических реформ. В 1999 г. сумма кредитов, выделенных Всемирным банком, достигла 22 млрд. долл., в 2000 г. эта сумма снизилась до 10,9 млрд. долл., и в 2002 г. составила 11,5 млрд. долл. Всего со дня своего основания Банк предоставил займов 129 странам на сумму 325,3 млрд. долл. (на 30.06.2002 г.). Приоритетным направлением кредитования для Всемирного банка является поддержка беднейших слоев населения, борьба с финансовыми кризисами и природными катастрофами. По сравнению с 1999 г. в 2002 г. структура кредитов, предоставленных Всемирным банком, изменилась. Вложения в финансовый сектор снизились на 8%, увеличилась сумма кредитов на развитие инфраструктуры, на образование. Больше кредитов Банк предоставил в сферу управления госсектором, законодательства и права для укрепления доверия предпринимателей и сокращения бедности, поскольку совершенное законодательство и качественное государственное управление имеет важное значение.

Структура кредитов МВФ (1999 г.):

1) Резервное кредитование «Стенд–бай» (57%);

2) Механизм расширенного кредитования (27%);

3) Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования (12%);

4) Механизм финансирования структурной перестройки (4%);

5) Механизм финансирования системных преобразований (0%).

Структура кредитов МВФ (2002 г.):

1) Резервное кредитование «Стенд–бай» (96%);

2) Механизм сокращения масштабов бедности и стимулирование роста (4%).

Структура кредитов ЕБРР (01.01.1999 г.):

1) Банковские системы и финансирование мелких и средних предприятий

(37%);

2) Вложения в акционерные капиталы (28%);

3) Повышение эффективности работы предприятий по производству энергии


(8%);

4) Транспорт (8%);

5) Природные ресурсы (8%);

6) Муниципальное развитие и окружающая среда (7%);

7) Повышение эффективности потребления энергии (2%);

8) Туризм и судоходство (2%).

Структура кредитов ЕБРР (01.01.2002 г.):

1) Инфраструктура (35%);

2) Межбанковские кредиты (21%);

3) Вложения в акционерные капиталы (13%);

4) Сельское хозяйство (11%);

5) Телекоммуникации, СМИ (11%);

6) Природные ресурсы (7%);

7) Кредитование малого бизнеса (2%).

В 1998–1999 гг. МВФ направил большую часть выделенных средств – 13,7 млрд. СДР (примерно 17,25 млрд. долл.) – на структурную перестройку для оказания поддержки странам, осуществляющим переход к рыночной экономике. МВФ предоставил им кредиты для урегулирования макроэкономических показателей при нарушении равновесия их платежного баланса. В зависимости от причин таких нарушений, вызванных либо неблагоприятными структурными изменениями производства или торговли, либо непредвиденными внешними факторами, МВФ использует механизм расширенного кредитования или механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования. За 2000 финансовый год МВФ предоставил кредитов на сумму 6,9 млрд. СДР (примерно 8,7 млрд. долл.), в 2002 г. эта сумма составляла 30 млрд. СДР в связи с тем, что сумма обязательств МВФ увеличилась на 26 млрд. СДР. Всего с начала своей деятельности (июль 1944 г.) по 30.04.2002 г. МВФ предоставил кредитов на суму 267,5 млрд. СДР (339,1 млрд. долл.). Структура кредитов МВФ в 2002 г. изменилась в связи с относительной стабилизацией на мировом рынке и переориентацией международных финансовых организаций на решение проблемы бедности. При этом, МВФ одобрил кредиты «стенд–бай» Бразилии и Турции на суммы 12,1 млрд. и 12,8 млрд. долл. На поддержку правительственных экономических программ.

Структура кредитов ЕБРР похожа на структуру Всемирного банка, поскольку денежные средства направляются на конкретные проекты в финансовый сектор, инфраструктуру, промышленность и коммерцию. Разница лишь в том, что ЕБРР кредитует мелкие и средние предприятия и банковские структуры, а Всемирный банк – правительства. Европейский банк вкладывает средства в акционерные капиталы, а сам Всемирный банк в соответствии с Уставом не может предоставлять займы непосредственно частному сектору. В 2002 г. ЕБРР подписал 203 проекта на сумму 3,9 млрд. евро. Структура кредитов 2002 г. по сравнению с 1999 г. не изменилась, что свидетельствует о стабильной реализации выбранной кредитной политики.

Условия получения кредитов у ведущих международных финансовых организаций также различны. Если МВФ требует от страны для получения очередного транша стабилизацию платежного баланса и изменение макроэкономических показателей, то Всемирный банк ставит предоставление кредита в зависимость от выполнения рекомендаций по развитию соответствующей кредитуемой отрасли, от проведения реформ, включающих приватизацию и реорганизацию государственных предприятий, проведение антимонопольной политики, а также снижение максимального экспортного тарифа до 30% и обязательный экспорт товаров и услуг из главных стран - акционеров Банка. Поскольку кредиты выдаются под гарантии правительств, то обеспечение не требуется.


ЕБРР предоставляет кредиты, условия которых учитывают конкретные требования проекта. Кредит может обеспечиваться активами спонсора или предусматривать участие в акционерном капитале предприятия заемщика. Банк может взять кредитный риск либо полностью на свой баланс, либо синдицировать часть его на рынке ссудных капиталов. Основанием для выдачи кредита являются движение кассовой наличности по проекту и предусмотренная в проекте возможность погасить кредит в течение согласованного срока за счет реализации продукции, произведенной на основе вложенных инвестиций.

Существует различие и в формировании капиталов. Поскольку уставный капитал Всемирного банка оплачен лишь на 6%, то в основном Банк заимствует средства на мировом рынке ссудных капиталов посредством выпуска облигационных займов. Облигации Всемирного банка имеют рейтинг ААА, пользуются спросом, так как высокодоходны и надежны – их погашение гарантируется правительствами стран – членов. У ЕБРР сформирован капитал таким же образом. На 24,5% капитал оплачен, а оставшуюся часть Банк заимствует на рынке путем выпуска средне – и долгосрочных сертификатов, хотя рейтинг надежности ниже, чем у Всемирного банка: на 51,1% - ААА и на 42,9% - АА.

У МВФ другая структура капитала. Члены МВФ имеют доступ к его объединенным ресурсам, сформированным за счет оплаченных на 100% квот (взносов в капитал) стран – членов. Вступая в МВФ, каждая страна вносит в капитал квоту пропорционально своему экономическому размеру и мощи, т.е., учитывая ВВП, объем текущих операций платежного баланса, официальные золотовалютные резервы. Чем больше взнос, тем более значительные кредиты в случае необходимости может получить страна. Для пополнения ресурсов МВФ несколько раз пересматривал размер квот, а также привлекал заемные денежные средства в соответствии с Генеральным соглашением о займах или с Новым Соглашением о займах.

Еще одной способностью Всемирного банка является наличие подразделений. В отличие от МВФ и ЕБРР, у которых нет ни вспомогательных организаций, ни филиалов, в группу Всемирного банка объединены сам Банк, МАР, МФК и МАГИ. Эти организации юридически и в финансовом отношении независимы от Всемирного банка. Различны у них и направления кредитования. Ресурсы МАР, сформированные за счет взносов стран – доноров и трансферта прибыли ВБ, направляются на кредитование правительства беднейших стран, где ВНП составляет менее 120 долл. Проценты не выплачиваются, а сроки погашения назначаются 35 – 40 лет.

Деятельность МФК дополняет инициативы Всемирного банка, поскольку не только предоставляет кредиты, но и приобретает акции компаний, стремится привлечь инвесторов на развивающиеся фондовые рынки. Основным направлением кредитования является промышленность.


Отличительной чертой Всемирного банка является то, что пост президента традиционно занимал представитель американских правительственных или финансовых кругов. Директором – распорядителем МВФ избирался европеец – кандидатура Франции (1963 г. за исключением пятилетнего периода в 70-х гг.). В 2000 г. порядок несколько нарушен (глава Центрального банка Франции Жан Клод Трише выбыл из списка кандидатов, и в результате жесткой борьбы в марте 2000 г. им стал бывший глава ЕБРР Х. Келер). Штат сотрудников Всемирного банка шире, чем в МВФ, в Банке работают 6000 специалистов: экономисты, инженеры, адвокаты, статистики, эксперты по ценным бумагам, по оценке стоимости проектов.

МВФ содержит узконаправленный персонал численностью около 2500 сотрудников. Интернациональный состав служащих почти из 100 стран включает в основном экономистов, а также статистиков, научных работников, экспертов по государственным финансам и налогообложению. Основной персонал находится в штаб – квартире МВФ в Вашингтоне, хотя незначительное количество служащих приписано к небольшим отделениям в Париже, Женеве и ООН в Нью–Йорке.

У Всемирного банка и у МВФ различается позиция, которую они занимают в отношении государств, нуждающихся в кредитах, хотя при этом политика вырабатывается совместно и во многом совпадает. Получая информацию о проводимой в стране – заемщике экономической политике и ее перспективах, МВФ обнародует факты всему сообществу, чтобы скоординировать с другими международными финансовыми институтами свои действия и оценить, какое влияние они могут оказать на их внутреннюю политику. Подход Всемирного банка состоит в том, чтобы, изучая экономику стран – заемщиков и нужды тех отраслей, которые планируется кредитовать, Банк мог проводить анализ и вырабатывать основные принципы для формирования стратегии оказания помощи по долговременному развитию экономики.


  1. Валютный рынок: понятие, его участники и классификация

Валютный рынок — это сфера экономических отношений, проявляющихся при осуществлении операций по купле - продажи иностранной ва­люты и ценных бумаг в инвалюте, а также операций по инвестированию валютного капитала,

Субъектами валютных отношений на валютном рынке являются резиденты и нерезиденты.

К резидентам относятся - граждане, которые имеют постоянное ме­стожительство в России, юридические лица, созданные на территории РФ в соответствии с законодательством РФ, предприятия и организации, не яв­ляющиеся юридическими лицами, но созданные на территории РФ, дипло­матические представительства; РФ, филиалы и представительства рези­дентов за пределами РФ.

Нерезиденты - граждане, имеющие постоянное местожительство за пределами РФ, юридические лица, созданные за пределами РФ по законо­дательству иностранных государств, предприятия и организации, не яв­ляющиеся юридическими лицами, созданные по законодательству ино­странных государств, находящиеся; в РФ иностранные дипломатические представительства, филиалы и представительства нерезидентов, находя­щиеся на территории РФ.