Файл: Финансы и кредит.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2020

Просмотров: 2700

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5) Международная ассоциация развития (МАР) – создана для оказания помощи беднейшим из развивающихся стран, которые не в состоянии брать займы у МБРР. Она предоставляет как правило беспроцентные кредиты на срок 30-40 лет, в зависимости от кредитоспособности страны с отсрочкой платежей на 10 лет.

6) Всемирный банк (ВБ) – причисляют две организации МБРР и его дочернюю структуру МАР. В группу Всемирного Банка (ГВБ), помимо указанных входят на правах ассоциированных членов МФК, Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ)_, Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС). Основными целями деятельности ГВБ являются: содействие реконструкции и развитию народного хозяйства стран-членов; поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий и участия в займах и инвестициях частных кредиторов и других инвесторов; стимулирование сбалансированного роста международной торговли и поддержание сбалансированного платежного баланса стран членов.

7) МЦУИС – создан для стимулирования расширения инвестиций путем обеспечения условий для проведения примирительных и арбитражных переговоров между правительствами стран и иностранными инвесторами. Осуществляет консультативную и издательскую деятельность по правовому обеспечению иностранных инвестиций.

8) МАГИ – создано для оказания помощи развивающимся странам в привлечении частных иностранных инвестиций посредством предоставления инвесторам гарантий от политических рисков. Предоставляет также консультативные услуги правительствам по вопросам возможностей и условий привлечения иностранных инвестиций.

9) Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Основные функции: прямое финансирование, т.е. предоставление кредитов на реализацию конкретных проектов; инвестирование средств в акционерные капиталы; предоставление гарантий для содействия заемщикам в получении доступа к источникам капитала; финансирование с помощью посредников мелких и средних предприятий. Основные принципы: объем финансирования по каждому проекту не более 35%; непредставление средств для приобретения уже выпущенных или вновь выпускаемых акций; требование к другим, в частности промышленным инвесторам, приобретения контрольного пакета акций, или достаточных прав на управление.


Вопрос 36. Финансовый контроль как функция управления финансами


Финансовый контроль – это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками.

Финансовый контроль имеет огромное значение в системе управления финансами, так как позволяет выявить резервы, ошибки, злоупотребления. В связи с этим финансовый контроль осуществляется на всех этапах управления финансами.


В системе финансового контроля на практике и в теории различают внешний и внутренний контроль.

Внешним называют контроль, который осуществляют специальные, вышестоящие по отношению к проверяемому объекту или независимые от него органы финансового контроля. Под внутренним контролем понимают контроль в пределах одной организации или отрасли, ведомства силами их собственных структурных подразделений и штатных сотрудников.

В современной России, как и в других странах, финансовый контроль осуществляется в виде государственного финансового контроля и аудиторской деятельности.

Государственный финансовый контроль помогает обеспечить проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защиту финансовых интересов государства и его граждан.

Государственный финансовый контроль реализуется в форме предварительного, текущего и последующего контроля.

Аудиторская деятельность как вид финансового контроля представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Эта разновидность финансового контроля рождена потребностями рыночной экономики и осуществляется в интересах участников рыночных отношений.

Согласно Бюджетному кодексу РФ органами государственного финансового контроля в РФ являются: Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ. На практике государственный финансовый контроль в настоящее время осуществляют Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ (Главное управление федерального казначейства, Департамент государственного финансового контроля и их территориальные органы), Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, Комитет РФ по финансовому мониторингу, контрольно-ревизионные подразделения органов исполнительной власти всех уровней.

К основным методам финансового контроля относятся ревизия и проверка. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности всех совершаемых в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, а также законности и правильности действий должностных лиц при их осуществлении. Проверка – единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности объекта контроля.


Вопрос 37. Финансовая система России, ее сферы и звенья

Финансовая система в целом – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Другими словами, финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий. Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений. Финансовая система как форма организации денежных отношений может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающих формирование и использование финансовых ресурсов соответственно: а) у хозяйствующих субъектов; б) у населения; в) у государства и органов местного самоуправления. Существующие различия как в функциональном назначении указанных подсистем, так и в методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений: 1) финансы организаций (хозяйствующих субъектов); 2) публичные финансы (государственные и муниципальные); 3) финансы домашних хозяйств. Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов.


Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий).

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Особое значение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющие временно свободные денежные средства с лицами нуждающимися в них. Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Финансы неккомерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком их использования, владением имущества и т.д.

Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом. Бюджетная система – это совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности органов местного самоуправления. Финансовые ресурсы аккумулируемые в бюджетах имеют строго целевое направление их расходования.

В качестве самостоятельного звена в системе государственных финансов выделяют государственный и муниципальный кредиты. Они обслуживают функционирование и использование средств бюджетов и внебюджетных фондов и выступают как: 1) способ финансирования дефицита бюджета, а также бюджетов внебюджетных фондов и 2) средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов для исполнения бюджетов внебюджетных фондов.


Вопрос 38. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

Финансовая политика представляет собой совокупность мероприятий, которые осуществляет государство для регу­лирования процессов формирования, распределения и исполь­зования финансовых ресурсов.

Основными направлениями финансовой политики явля­ются: налоговая политика; денежно-кредитная политика; бюд­жетная политика.


На каждом этапе социально-экономического развития страны государство выделяет определенные приоритеты, для достижения которых необходимо проведение соответствую­щих направлений финансовой политики. Важными направле­ниями финансовой политики являются бюджетная и налого­вая политика.

Приоритетом бюджетной политики на современном эта­пе социально-экономического развития страны является обес­печение собственной платежеспособности государства. Для этого необходимо привести обязательства государства в со­ответствие с имеющимися у него финансовыми ресурсами. Избыточные обязательства должны быть сокращены, не под­лежащие отмене — выполнены. С этой целью будет опреде­лен перечень предприятий которые должны обеспечиваться услугами естественных монополий за государственный счет, остальные предприятия должны отключаться от пользования услугами естественных монополий в общем порядке. Тот же порядок пользования услугами естественных монополий дол­жен быть распространен и на домашние хозяйства, которым в перспективе будет предоставляться минимальная социальная защита, и все расходы в основном будут осуществляться за счет собственных доходов домашних хозяйств или их семей­ных бюджетов.

Также существенно должны сократиться расходы через субсидии на поддержку предприятий жилищно-коммуналь­ного хозяйства (в дальнейшем предполагается выделение адресных субсидий конкретным нуждающимся домашним хо­зяйствам). Предполагается уменьшение инвестиционных суб­сидий в дорожное строительство, на целевые комплексные программы, отдельным промышленным предприятиям на ре­гиональном и местном уровнях.

Субсидии являются достаточно распространенным явле­нием и в зарубежной практике государственного регулиро­вания экономики.

Наиболее часто встречающиеся субсидии — ценовые и инвестиционные. Ценовые субсидии предоставляются для сни­жения цен на конкретные товары и услуги, например на го­рючее и минеральные удобрения для сельского хозяйства, а инвестиционные компенсируют часть капиталовложений ин-, вестора в объект (отрасль, подотрасль, развивающийся рай­он, научные исследования, освоение новых зарубежных рын­ков), намеченных государственной экономической програм­мой.

Еще один вид субсидий — поддержка нерентабельных субъектов хозяйствования, покрытие их убытков или финан­сирование независимо от их рентабельности. Значительное число государственных компаний в ряде стран хронически не покрывают свои затраты. Поэтому государство не только ежегодно покрывает дефицит от их текущей деятельности, но и выделяет субсидии на их модернизацию и расширение. Особенно крупные бюджетные субсидии выплачивались в странах Западной Европы государственным железным доро­гам, почте и телеграфу.


В нашей стране сейчас также вплотную перешли к проб­леме функционирования государственных предприятий, эф­фективности их деятельности, решается проблема их частичной приватизации, поскольку многие из представленных го­сударственных предприятий, во-первых, не являются рен­табельными, а во-вторых, сложившийся механизм их функ­ционирования не обеспечивает открытости их деятельности.

Предполагается значительно сократить избыточные фе­деральные обязательства. Все виды помощи, направляемой из федерального бюджета, или бюджетные обязательства бу­дут выполняться через финансирование конкретных нужда­ющихся в этой помощи. Также должна произойти отмена ка­тегориальных льгот, и эта мера должна компенсироваться по­вышением реальной заработной платы и денежного доволь­ствия. Но региональные бюджеты, если они имеют такую возможность, могут осуществлять компенсацию или недофи­нансирование федеральных обязательств.

В соответствии с проводимой бюджетной политикой госу­дарство концентрирует свои усилия на выполнении базовых функций и прежде всего финансировании социальной сфе­ры, обеспечивающей систему социальной защиты и инвести­ции в "человеческий капитал". Для этого государство прово­дит мероприятия по повышению заработной платы работни­кам бюджетной сферы, прежде всего врачам и учителям, увеличивает размеры пенсий, социальных пособий и стипен­дий, сохраняет льготы ветеранам войны. Осуществляет це­лый ряд других финансовых мер, направленных на борьбу с бедностью.

Важным направлением финансовой политики является налоговая политика. В системе мероприятий по реализации налоговой политики важным звеном является повышение уров­ня справедливости и нейтральности налоговой системы, пред­полагающее выравнивание условий налогообложения для всех категорий налогоплательщиков за счет отмены имеющихся необоснованных льгот; отмены неэффективных налогов, преж­де всего налога с продаж; корректировка порядка определе­ния налоговой базы по отдельным налогам.

Предполагается также значительно упростить процеду­ры обжалования решений и действий налоговых органов, в том числе за счет создания специализированных коллегий адво­катов по налоговым спорам в судах общей юрисдикции и ар­битражных судах.

Одним из важных направлений налоговой политики яв­ляется дальнейшее снижение налогового бремени. Эта зада­ча может быть реализована через снижение налоговой на­грузки на фонд оплаты труда; снижение ставки НДС.

В целом приоритетным направлением налоговой полити­ки является упрощение налоговой системы, сокращение числа налогов и сборов, унификация правил исчисления отдельных налогов и порядка их уплаты.

В будущем, по мере развития финансово-экономическо­го потенциала бюджетов субъектов Российской Федерации и выравнивания экономических условий функционирования субъектов будут созданы условия для отказа от деления на­логов на "собственные" и "регулирующие" и от понятия нор­мативы отчислений от налогов.