ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.06.2020
Просмотров: 2700
Скачиваний: 3
5) Международная ассоциация развития (МАР) – создана для оказания помощи беднейшим из развивающихся стран, которые не в состоянии брать займы у МБРР. Она предоставляет как правило беспроцентные кредиты на срок 30-40 лет, в зависимости от кредитоспособности страны с отсрочкой платежей на 10 лет.
6) Всемирный банк (ВБ) – причисляют две организации МБРР и его дочернюю структуру МАР. В группу Всемирного Банка (ГВБ), помимо указанных входят на правах ассоциированных членов МФК, Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ)_, Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС). Основными целями деятельности ГВБ являются: содействие реконструкции и развитию народного хозяйства стран-членов; поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий и участия в займах и инвестициях частных кредиторов и других инвесторов; стимулирование сбалансированного роста международной торговли и поддержание сбалансированного платежного баланса стран членов.
7) МЦУИС – создан для стимулирования расширения инвестиций путем обеспечения условий для проведения примирительных и арбитражных переговоров между правительствами стран и иностранными инвесторами. Осуществляет консультативную и издательскую деятельность по правовому обеспечению иностранных инвестиций.
8) МАГИ – создано для оказания помощи развивающимся странам в привлечении частных иностранных инвестиций посредством предоставления инвесторам гарантий от политических рисков. Предоставляет также консультативные услуги правительствам по вопросам возможностей и условий привлечения иностранных инвестиций.
9) Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Основные функции: прямое финансирование, т.е. предоставление кредитов на реализацию конкретных проектов; инвестирование средств в акционерные капиталы; предоставление гарантий для содействия заемщикам в получении доступа к источникам капитала; финансирование с помощью посредников мелких и средних предприятий. Основные принципы: объем финансирования по каждому проекту не более 35%; непредставление средств для приобретения уже выпущенных или вновь выпускаемых акций; требование к другим, в частности промышленным инвесторам, приобретения контрольного пакета акций, или достаточных прав на управление.
Вопрос 36. Финансовый контроль как функция управления финансами
Финансовый контроль – это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками.
Финансовый контроль имеет огромное значение в системе управления финансами, так как позволяет выявить резервы, ошибки, злоупотребления. В связи с этим финансовый контроль осуществляется на всех этапах управления финансами.
В системе финансового контроля на практике и в теории различают внешний и внутренний контроль.
Внешним называют контроль, который осуществляют специальные, вышестоящие по отношению к проверяемому объекту или независимые от него органы финансового контроля. Под внутренним контролем понимают контроль в пределах одной организации или отрасли, ведомства силами их собственных структурных подразделений и штатных сотрудников.
В современной России, как и в других странах, финансовый контроль осуществляется в виде государственного финансового контроля и аудиторской деятельности.
Государственный финансовый контроль помогает обеспечить проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защиту финансовых интересов государства и его граждан.
Государственный финансовый контроль реализуется в форме предварительного, текущего и последующего контроля.
Аудиторская деятельность как вид финансового контроля представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Эта разновидность финансового контроля рождена потребностями рыночной экономики и осуществляется в интересах участников рыночных отношений.
Согласно Бюджетному кодексу РФ органами государственного финансового контроля в РФ являются: Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ. На практике государственный финансовый контроль в настоящее время осуществляют Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ (Главное управление федерального казначейства, Департамент государственного финансового контроля и их территориальные органы), Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, Комитет РФ по финансовому мониторингу, контрольно-ревизионные подразделения органов исполнительной власти всех уровней.
К основным методам финансового контроля относятся ревизия и проверка. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности всех совершаемых в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, а также законности и правильности действий должностных лиц при их осуществлении. Проверка – единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности объекта контроля.
Вопрос 37. Финансовая система России, ее сферы и звенья
Финансовая система в целом – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Другими словами, финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий. Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений. Финансовая система как форма организации денежных отношений может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающих формирование и использование финансовых ресурсов соответственно: а) у хозяйствующих субъектов; б) у населения; в) у государства и органов местного самоуправления. Существующие различия как в функциональном назначении указанных подсистем, так и в методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений: 1) финансы организаций (хозяйствующих субъектов); 2) публичные финансы (государственные и муниципальные); 3) финансы домашних хозяйств. Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов.
Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий).
Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.
Особое значение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющие временно свободные денежные средства с лицами нуждающимися в них. Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Финансы неккомерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком их использования, владением имущества и т.д.
Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом. Бюджетная система – это совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности органов местного самоуправления. Финансовые ресурсы аккумулируемые в бюджетах имеют строго целевое направление их расходования.
В качестве самостоятельного звена в системе государственных финансов выделяют государственный и муниципальный кредиты. Они обслуживают функционирование и использование средств бюджетов и внебюджетных фондов и выступают как: 1) способ финансирования дефицита бюджета, а также бюджетов внебюджетных фондов и 2) средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов для исполнения бюджетов внебюджетных фондов.
Вопрос 38. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
Финансовая политика представляет собой совокупность мероприятий, которые осуществляет государство для регулирования процессов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.
Основными направлениями финансовой политики являются: налоговая политика; денежно-кредитная политика; бюджетная политика.
На каждом этапе социально-экономического развития страны государство выделяет определенные приоритеты, для достижения которых необходимо проведение соответствующих направлений финансовой политики. Важными направлениями финансовой политики являются бюджетная и налоговая политика.
Приоритетом бюджетной политики на современном этапе социально-экономического развития страны является обеспечение собственной платежеспособности государства. Для этого необходимо привести обязательства государства в соответствие с имеющимися у него финансовыми ресурсами. Избыточные обязательства должны быть сокращены, не подлежащие отмене — выполнены. С этой целью будет определен перечень предприятий которые должны обеспечиваться услугами естественных монополий за государственный счет, остальные предприятия должны отключаться от пользования услугами естественных монополий в общем порядке. Тот же порядок пользования услугами естественных монополий должен быть распространен и на домашние хозяйства, которым в перспективе будет предоставляться минимальная социальная защита, и все расходы в основном будут осуществляться за счет собственных доходов домашних хозяйств или их семейных бюджетов.
Также существенно должны сократиться расходы через субсидии на поддержку предприятий жилищно-коммунального хозяйства (в дальнейшем предполагается выделение адресных субсидий конкретным нуждающимся домашним хозяйствам). Предполагается уменьшение инвестиционных субсидий в дорожное строительство, на целевые комплексные программы, отдельным промышленным предприятиям на региональном и местном уровнях.
Субсидии являются достаточно распространенным явлением и в зарубежной практике государственного регулирования экономики.
Наиболее часто встречающиеся субсидии — ценовые и инвестиционные. Ценовые субсидии предоставляются для снижения цен на конкретные товары и услуги, например на горючее и минеральные удобрения для сельского хозяйства, а инвестиционные компенсируют часть капиталовложений ин-, вестора в объект (отрасль, подотрасль, развивающийся район, научные исследования, освоение новых зарубежных рынков), намеченных государственной экономической программой.
Еще один вид субсидий — поддержка нерентабельных субъектов хозяйствования, покрытие их убытков или финансирование независимо от их рентабельности. Значительное число государственных компаний в ряде стран хронически не покрывают свои затраты. Поэтому государство не только ежегодно покрывает дефицит от их текущей деятельности, но и выделяет субсидии на их модернизацию и расширение. Особенно крупные бюджетные субсидии выплачивались в странах Западной Европы государственным железным дорогам, почте и телеграфу.
В нашей стране сейчас также вплотную перешли к проблеме функционирования государственных предприятий, эффективности их деятельности, решается проблема их частичной приватизации, поскольку многие из представленных государственных предприятий, во-первых, не являются рентабельными, а во-вторых, сложившийся механизм их функционирования не обеспечивает открытости их деятельности.
Предполагается значительно сократить избыточные федеральные обязательства. Все виды помощи, направляемой из федерального бюджета, или бюджетные обязательства будут выполняться через финансирование конкретных нуждающихся в этой помощи. Также должна произойти отмена категориальных льгот, и эта мера должна компенсироваться повышением реальной заработной платы и денежного довольствия. Но региональные бюджеты, если они имеют такую возможность, могут осуществлять компенсацию или недофинансирование федеральных обязательств.
В соответствии с проводимой бюджетной политикой государство концентрирует свои усилия на выполнении базовых функций и прежде всего финансировании социальной сферы, обеспечивающей систему социальной защиты и инвестиции в "человеческий капитал". Для этого государство проводит мероприятия по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы, прежде всего врачам и учителям, увеличивает размеры пенсий, социальных пособий и стипендий, сохраняет льготы ветеранам войны. Осуществляет целый ряд других финансовых мер, направленных на борьбу с бедностью.
Важным направлением финансовой политики является налоговая политика. В системе мероприятий по реализации налоговой политики важным звеном является повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы, предполагающее выравнивание условий налогообложения для всех категорий налогоплательщиков за счет отмены имеющихся необоснованных льгот; отмены неэффективных налогов, прежде всего налога с продаж; корректировка порядка определения налоговой базы по отдельным налогам.
Предполагается также значительно упростить процедуры обжалования решений и действий налоговых органов, в том числе за счет создания специализированных коллегий адвокатов по налоговым спорам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.
Одним из важных направлений налоговой политики является дальнейшее снижение налогового бремени. Эта задача может быть реализована через снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда; снижение ставки НДС.
В целом приоритетным направлением налоговой политики является упрощение налоговой системы, сокращение числа налогов и сборов, унификация правил исчисления отдельных налогов и порядка их уплаты.
В будущем, по мере развития финансово-экономического потенциала бюджетов субъектов Российской Федерации и выравнивания экономических условий функционирования субъектов будут созданы условия для отказа от деления налогов на "собственные" и "регулирующие" и от понятия нормативы отчислений от налогов.