Файл: Управление процессом реализации изменений и нововведений (Понятие и сущность изменений и нововведений в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Менеджеры часто преодолевают сопротивление путем принуждения. В основном они заставляют людей смириться со стратегическими изменениями путем скрытой или явной угрозы (угрожая потерей работы, возможности продвижения и т.д.), реального увольнения, перевода на более низкооплачиваемую работу. Так же как и манипуляция, использование принуждения — это рискованный процесс, потому что люди всегда сопротивляются навязанному изменению. Однако в ситуациях, когда необходимо быстро осуществить стратегию, и там, где она не пользуется популярностью, независимо оттого, как она осуществляется, принуждение может стать единственным вариантом для менеджера.

Успешная реализация стратегии в организации всегда характеризуется умелым применением целого ряда перечисленных подходов, часто в самых различных сочетаниях, и отличается двумя особенностями; менеджеры используют эти подходы с учетом их достоинств и недостатков и реалистично оценивают ситуацию.

Наиболее распространенной ошибкой менеджеров является использование только одного или ограниченного числа подходов независимо от ситуации. Это касается и сурового начальника, который часто прибегает к принуждению, и менеджера, ориентированного на своих сотрудников, который постоянно пытается привлекать и поддерживать своих людей, и начальника-циника, всегда манипулирующего своими сотрудниками и часто прибегающего к кооптации, и интеллигентного менеджера, который в большой степени полагается на образование и общение, и, наконец, менеджера типа адвоката, который все время старается вести переговоры.

Рассмотрим каковы основные достоинства и недостатки различных методов преодоления сопротивления изменениям(табл.2)

В своем большинстве авторы, рассматривающие вопрос сопротивления, воспринимают его как барьер или преграду, который необходимо преодолеть и предлагают различные способы и методы преодоления сопротивления. Часто выделяют личные и структурные барьеры или личностные и организационные преграды. Можно сказать, что авторы смотрят на проблему сопротивления с точки зрения инициатора изменений, но не учитывают позицию сопротивляющегося или объекта изменений. Если же посмотреть на проблему сопротивления с позиции сопротивляющегося, то сопротивление выступает в качестве защитника. 

Таблица 2.

Методы преодоления сопротивления изменениям [2]

Подход

Этот подход обычно используется в ситуациях:

Преимущества (достоинства)

Недостатки

Информирование и общение

При недостаточном объеме информации или неточной информации в анализе

Если вам удалось убедить людей, то они будут помогать вам при осуществлении изменений

Подход может требовать очень много времени, если вовлекается большое количество людей

Участие и вовлеченность

Когда инициаторы изменения не обладают всей информацией, необходимой для планирования изменения, и когда другие имеют значительные силы для сопротивления

Люди, которые принимают участие, будут испытывать чувство ответственности за осуществление изменения, и любая соответствующая информация, которой они располагают, будет включаться в план изменения

Этот подход может потребовать много времени

Помощь и поддержка

Когда люди сопротивляются изменениям из-за боязни проблем адаптации к новым условиям

Ни один другой подход не срабатывает так хорошо при решении проблем адаптации к новым условиям

Подход может быть дорогостоящим, требовать большого количества времени и тем не менее потерпеть неудачу

Переговоры и соглашения

Когда отдельный служащий или группа явно теряют что-либо при осуществлении изменений

Иногда это является сравнительно простым (легким) путем избежать сильного сопротивления

Подход может стать слишком дорогостоящим, если он ставит целью добиться согласия только путем переговоров

Манипуляции и кооптации

Когда другие тактики не срабатывают или являются слишком дорогостоящими

Этот подход может быть сравнительно быстрым и недорогим решением проблем сопротивления

Этот подход может порождать дополнительные проблемы, если у людей возникнет чувство, что ими манипулируют

Явное и неявное принуждение

Когда необходимо быстрое осуществление изменений и когда инициаторы изменений обладают значительной силой

Этот подход отличается быстротой и позволяет преодолеть любой вид сопротивления

Рискованный способ, если люди остаются недовольными инициаторами изменений


Защищаясь, организация представляет собой саморегулирующуюся систему, которая мобилизует все свои силы. 

Система находится в относительном равновесии до тех пор, пока не появилось значимое воздействие от внешней среды. Воздействие вызывает отрицательные обратные связи, которые удерживают систему в равновесии и препятствуют движению к намеченной цели. Таким образом, система только кажется не подвижной и пассивной, на самом деле сопротивляющаяся система представляет собой комок энергии. Другими словами, все виды сопротивления представляют собой мобилизацию энергии, а не ее недостаток. И тогда возникает вопрос, как перенаправить имеющуюся энергию сопротивление в нужное русло, в русло организационного развития, или какие условия внешней и внутренней среды необходимы для возникновения положительных обратных связей. Понимание сопротивления как мобилизации энергии дает возможность рассматривать сопротивление как позитивное явление.

Глава 2. Анализ реализации изменений и нововведений в деятельности ОАО «Московское речное пароходство»

2.1. Краткая характеристика деятельности ОАО «Московское речное пароходство»

ОАО Московское речное пароходство — это одно из ведущих предприятий, предлагающих услуги по перевозке грузов, поставке нерудных строительных материалов собственного производства и перевозке пассажиров на комфортабельных туристических теплоходах на внутренних водных путях европейской части Российской Федерации.

На балансе пароходства имеется свыше 150 единиц грузового и более 20 единиц пассажирского флота, а также перегрузочная и добывающая техника. С 2012 года в состав пароходства вошло подразделение занимающееся перевозкой нефти и нефтепродуктов МРП-танкер.

Виды деятельности:

- перевозка грузов и пассажиров;

- обработка местного и транзитного флота;

- погрузо-разгрузочные работы;


- поставка минерально-строительных материалов.

Услуги по комплексному обслуживанию флота в ОАО «Московское речное пароходство»:

-перевозка экипажа судна служебно-разъездным катером (по вызову);

-прием (сбор) подсланевых вод и отработанных масел, хозяйственно-фекальных стоков (вод), пищевых отходов и сухого мусора;

-предоставление буксира;

-снабжение судов водой.

Основные показатели финансово-экономической деятельности ОАО "Московское речное пароходство" представлены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3.

Доходы за 2014-2018 гг.

Показатели

2014

2015

2016

2017

2018

Тыс.руб.

%

Тыс.руб.

%

Тыс.руб.

%

Тыс.руб.

%

Тыс.руб.

%

Доходы всего, в т.ч.

201697

100

197066

100

274647

100

391594

100

214819

100

От перевозок

57399

28,55714

38083

19,32

50187

18,27327

100435

25,65

62533

29,110

погрузочно-разгрузочных работ

102534

51,0127

86771

44,03

116547

42,4352

158320

40,43

72035

33,533

доходы от реализации товаров

15464

7,693647

49697

25,22

71285

25,95514

87414

22,32

39557

18,414

прочие

25600

12,73651

22515

11,43

36628

13,33639

45425

11,60

40694

18,943

Таблица 4.

Показатели:

2014

2015

2016

2017

2018

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

От перевозок

57399

38083

50187

100435

62533

погрузочно-разгрузочных работ

102534

86771

116547

158320

72035

доходы от реализации товаров

15464

49697

71285

87414

39557

прочие

25600

22515

36628

45425

40694


Из таблицы 3 видно, что в общем объеме доходов порта доходы от погрузочно-разгрузочных работ имеют наибольший удельный вес. На втором месте стоят доходы от перевозок и от реализации товаров и на 3 прочие доходы.

Неустойчивость в экономике, как в целом по стране, так и в Московской области приводят к недоиспользованию производственных мощностей и флота, принадлежащих ОАО "Московское речное пароходство"

Таблица 5.

Расходы за 2014-2018 гг.

Показатели

2014

2015

2016

2017

2018

Тыс.руб.

%

Тыс.руб.

%

Тыс.руб.

%

Тыс.руб.

%

Тыс.руб.

%

Расходы всего, в т.ч.

181002

100

204449

100

262065

100

353890

100

234379

100

От перевозок

65522

36,1996

80586

39,42

100481

38,34

119271

33,70

67650

28,86

погрузочно-разгрузочных работ

91060

50,30884

69224

33,86

95966

36,62

133497

37,72

101406

43,27

расходы от реализации товаров

32706

16,00

35408

13,51

57363

16,21

26293

11,22

прочие

24420

13,49156

21933

10,73

30210

11,53

43759

12,37

39030

16,65

Таблица 6.

Показатели:

2014

2015

2016

2017

2018

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

От перевозок

65522

80586

100481

119271

67650

погрузочно-разгрузочных работ

91060

69224

95966

133497

101406

расходы от реализации товаров

32706

35408

57363

26293

прочие

24420

21933

30210

43759

39030


Структура расходов порта выглядит практически так же как и структура доходов. Первое место занимают расходы на погрузочно-разгрузочные работы. На втором месте находятся расходы по перевозкам.

    1. Изменения и нововведения в деятельности ОАО «Московское речное пароходство»

Отрасль деятельности ОАО «Московское речное пароходство» это одна из консервативных отраслей, в которых изменения и нововведения крайне необходимы, однако на предприятии даются с огромным трудом.

Такая невосприимчивость к организационным переменам обусловлена самой спецификой деятельности и особенностями менеджмента предприятий.

Стратегические планы изменений и нововведений на ОАО «Московское речное пароходство» строятся на основе детальных проработок, где определяется состав ключевых технико-технологических комплексов, которые должны быть реализованы в заданные сроки, оцениваются потенциальная технологическая результативность и экономическая эффективность новых технологий.

Если в результате проведенного анализа выявляются возможность или необходимость проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ силами собственных научно-технических подразделений компании, на основе партнерства или приобретения ноу-хау и патентов, то такие исследования и разработки включаются в стратегические планы предприятия.

Инновационные стратегии реализуются в планах ОАО «Московское речное пароходство» и в инвестиционных планах предприятия.

Управление исследованиями и разработками осуществляется на основе программно-целевого метода планирования. На базе долгосрочных планов, сформированных в результате формулирования инновационных стратегий, разрабатываются среднесрочные и краткосрочные программы. Исследования и разработки, включаемые в план, должны решать приоритетные научно-технические проблемы, стоящие перед организацией сегодня и в перспективе в соответствии с инновационной стратегией, а также разработки, имеющие высокую коммерческую значимость.

План предприятия формируется с учетом ограничений ресурсов, выделенных на проведение изменений. Распределение ресурсов осуществляется по следующим направлениям:

  1. работы, перешедшие из плана предыдущего года, необходимость выполнения которых ежегодно подтверждается;
  2. разработки, позволяющие в ближайшее время достичь коммерческого результата;
  3. исследования, направленные на решение перспективных научно-технических проблем в соответствии со стратегическими целями организации;
  4. научно-исследовательские работы, необходимость выполнения которых обусловлена требованиями хозяйственной деятельности (стандарты, нормативные и методические разработки в области экологической и промышленной безопасности, разработка нормативной базы потребления ресурсов, прогнозно-аналитические исследования и т.п.);
  5. инициативные исследования, то есть исследования, не связанные с планами компании.