Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития (Проблемы спорта в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В дальнейшем, указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство преобразовано в Министерство спорта Российской Федерации.

Согласно Указу, «функции по выработке и реализации государственной молодёжной политики, а также по созданию условий для обеспечения здорового образа жизни, нравственного и патриотического воспитания молодёжи, реализации ее профессиональных возможностей переданы Министерству образования и науки РФ, а функции по координации деятельности по реализации приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в РФ — Министерству культуры РФ».

Федеральный закон №329 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» гласит, что орган исполнительной власти субъекта России в области физической культуры и спорта, а именно, орган местного самоуправления взаимодействует с физкультурно-спортивным объединением по вопросу развития физической культуры и спорта [2]:

  • координация деятельности по проблеме физкультурно-спортивного и олимпийского движения, проведение спортивного соревнования, спартакиады, организация пропаганды физической культуры и спорта, осуществление профессиональной подготовки работника физкультурно-спортивной организации и обеспечение повышения его квалификации, обеспечение эффективного использования спортивного сооружения и постройка нового спортивного сооружения;
  • оказание помощи физкультурно-спортивному объединению, содействие по выполнению им уставной задачи, заслушивание информации по основному вопросу развития физической культуры и спорта, принятия соответствующего решения, контроль его исполнения;
  • осуществление сбора информации, которая представляется физкультурно-спортивным объединением.

Федеральный закон №131 – ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления» гласит, что обеспечение условий для развития на территориях муниципальных районов физической культуры и массовых видов спорта, организация проведения официального физкультурно-оздоровительного и спортивного мероприятия муниципальных районов относится к вопросу местного значения муниципальных поселений и муниципальных районов.

Орган местного самоуправления создает в структуре своего исполнительного органа ряд специализированных подразделений. В их полномочия входят:

  • определить основные задачи и направления по развитию физической культуры и спорта при учете местных условий и возможностей, принимать и реализовывать местные программы развития физической культуры и спорта;
  • популяризировать физическую культуру и спорт среди граждан;
  • организовывать проведение муниципального официального физкультурного мероприятия и спортивного мероприятия, организовывать физкультурно-спортивную работу по месту жительства гражданина;
  • содействовать обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении на территории муниципального образования официального физкультурного мероприятия и спортивного мероприятия;
  • утвердить порядок формирования спортивной сборной команды муниципального района и городского округа, ее обеспечение;
  • оказывать содействие субъекту физической культуры и спорта, осуществляющему свою деятельность на территории муниципального образования;
  • осуществлять иные полномочия.

В соответствие с федеральным законом №131-ФЗ, муниципальный район не имеет полномочий по развитию физической культуры и спорта. Государство должно поддерживать местный орган власти по вовлечению ребенка, подростка, всех граждан в постоянные занятия физической культурой [7, c. 123].

Орган местного самоуправления при участии органа исполнительной власти субъекта России в области образования, органа исполнительной власти субъекта России в области физической культуры и спорта может ввести дополнительное учебное и внеучебное физкультурно-спортивное занятие в дошкольном и другом образовательном учреждении.

Также орган местного самоуправления может создать спортивную школу как учреждение дополнительного образования. Финансирование находящейся в ведении органа местного самоуправления спортивной школы и училищ олимпийского резерва осуществляется из бюджета соответствующего уровня и другого не запрещенного законом источника [7, c. 124].

Орган местного самоуправления может иметь физкультурно-оздоровительное, спортивное и спортивно-техническое сооружение. Содержание всего вышеперечисленного, их ремонт, организация массового спортивного мероприятия, оплата труда работника физкультурно-спортивной организации, которая проводит занятия с гражданами, осуществляется в порядке, который определен правовым актом органа местного самоуправления.

Орган местного самоуправления может регулировать цену за посещение спортивного соревнования, аренду спортивного сооружения, которое находится в его собственности, продавать абонемент гражданину на пользование таким сооружением, разрешить проводить занятие бесплатно или на льготных условиях для ребенка дошкольного возраста, ребенка из малообеспеченной и многодетной семьи, для обучающегося в образовательном учреждении, пенсионера, инвалида и при необходимости компенсировать соответствующее спортивное сооружение за счет средств местного бюджета или другого не запрещенного законом источника.

В некоторых случаях компетенцию органа исполнительной власти субъекта России в области физической культуры и спорта определяет соответствующий законодательный акт субъекта России. Эту компетенцию конкретизируют подзаконные акты, а именно положения о соответствующих органах управления физической культурой и спортом в субъекте России.

Требуется сказать о том, что в первоначальной редакции 131-го Федерального закона физическая культура и спорт не были в перечне вопросов по местному значению. Компетенция муниципального образования в такой сфере, как физическая культура и спорт могут рассматриваться только в качестве реализации полномочий органом местного самоуправления в сфере создания условия для того, чтобы организовать досуг и обеспечить жителя поселения услугой организаций культуры. И только 31 декабря 2005 года Федеральным законом №199-ФЗ к вопросу местного значения муниципального образования отнесли совокупность вопросов по обеспечению условий для развития на территории поселений физической культуры и массового спорта, организацию проведения официального физкультурно-оздоровительного и спортивного мероприятия поселения, организацию и осуществление мероприятия по работе с ребенком и молодым человеком.


Также учитывая социальную значимость такой сферы, как физическая культура и спорт, ее растущую роль при решении социальной проблемы общества, требуется разработка комплекса мер по государственной поддержке и стимулированию труда работника физической культуры, а также выдающегося спортсмена и его тренера.

Стратегия по совершенствованию правовой и нормативной базы развития физической культуры и спорта связана с тем, что, кроме создания эффективного федерального закона по любому аспекту деятельности в такой сфере, как физическая культура и спорт, требуется активным образом участвовать в законодательной деятельности, внося соответствующую статью, поправку в закон РФ, который в той или иной степени влияет на развитие физкультурно-спортивного движения [10, c. 161].

Исходя из федерального устройства страны орган государственной власти субъекта Федерации в пределах собственной компетенции принимает собственный законодательный и нормативно-правовой акт, имеющий правовое регулирование и обеспечивающий его исполнение в своем регионе.

Специфическая функция физкультуры и спорта регулируется подзаконным, административным и иным нормативным и регламентирующим актом и документом, целевой программой по развитию отрасли, образовательным стандартом, учебным планом и программой и т.п.

Текущее состояние спорта в России

При современных финансовых и экономических условиях по развитию спортивной инфраструктуры в России привлечение инвестиций - это ключ к решению множества проблем. Отмечается ряд отработанных способов по привлечению инвестиций, при помощи которых инвестор является способным находить необходимый источник по финансированию с целью осуществления своего бизнес-проекта. Но приступая к тому или иному проекту, требуется детальным образом оценивать каждый риск, нюанс и проблему его реализации, включая инвестиционный климат, рентабельность инвестиций, инвестиционную политику, инвестиционные механизмы, инвестиционные стратегии, инвестиционные процессы, инвестиционный менеджмент, инвестиционный бюджет, динамики инвестиций и, кроме того, инвестиционный потенциал.

Отметим главные распределения в спорте России (рис. 2),

Рисунок 2 –Распределение денежных средств в спорте в РФ [16]

На основании рисунка отметим, что большая часть бюджетных средств идет на строительство инфраструктуры спорта.

На 31. 12.2016 года в РФ отмечается 253 000 объектов спорта (рис. 3).


Рисунок 3 – Спортивные объекты в РФ [16]

С точки зрения аналитиков, финансовый оборот спортивной индустрии в государственном экономическом секторе России равняется более $200 млрд в год, что 2 раза больше объемов рынка российской автомобильной промышленности.

В совокупности в 2013-2020 гг. на развитие индустрии спорта при государственной Программе под названием «Развитие физической культуры и спорта» выделяет 1 717 млрд рублей. Большая часть этих средств будет идти на развитие инфраструктуры спорта. Главным образом, инфраструктурные инвестиции смогут послужить одним из важных инструментов по реализации социально-экономической политики страны, которая, инвестируя в определенный инфраструктурный проект, мотивирует и частный капитал участвовать при его реализации.

На основании расчета главного экономиста Moody’s Economy каждый доллар, который вкладывается в инфраструктурный проект, будет вызывать мультипликационный эффект в размерах $1,59. С точки зрения отечественных аналитиков, за последние 5 лет объемов инвестиций в российскую спортивную индустрию, как минимум, стал больше в 2 раза. Вызывается данное увеличение вполне объективной причиной. Первое, крупнейшие отечественные компании на данном этапе смогут себе позволить безболезненно потратить значительную сумму на совершенно непрофильный актив. Второе, потенциального инвестора к большей щедрости будут подталкивать государственные органы, объявившие развитие спорта национальным приоритетом. Наиболее ярким и свежим примером является «добровольное» участие российских бизнес-структур при финансировании подготовки к зимней Олимпиаде 2014 года в Сочи. Из 312 млрд рублей запланированных затрат около 1/2 приходилось на частные виды бизнеса. Объяснено это не только привычным понятием «социальная ответственность», но и тем, что бизнес-структуры всегда интересуют масштабное мероприятие, и чем интерес зрителя к нему выше - тем лучше. Так, доход сочинской Олимпиады от спонсорской деятельности уже превысил $500 млн. [13, c. 169].

Большая часть существующих крупнейших спортивных сооружений была построена в РФ во второй половине XX века. Главным образом, это связано со стадионами и ледовыми аренами. Многие из них тяжелым бременем лежат на муниципальном образовании, которому сложно их содержать. Также состояние около 50% крупнейших объектов аналитики характеризуют как фактический износ. Их требуется реконструировать вместе со строительством нового сооружения.


Однако ряд экспертов подчеркивает, что в ближайшие годы Россия все в меньшей степени будет нуждаться в большом спортивном объекте.

К Олимпиаде-2014 и футбольному ЧМ-2018 их строится вполне достаточно с целью насыщения рынка на много времени вперед. Тренды сегодняшнего дня заключаются в росте темпа и объема строительства небольшого по своему размеру высокотехнологичного спортивного объекта площадью до 0,7 га. Перспектив выхода приведенного объекта на самоокупаемость значительно более высокая, чем крупного. К примеру, затрата на содержание одного ледового дворца в год составляет около 80 млн рублей (для сравнений, бюджет небольшого города в Подмосковье составляет 250 млн рублей) (рис.4).

Рассмотрение структуры собственности спортивных объектов РФ говорит о том, что 78% из них принадлежат муниципальным образованиям, в собственности российских регионов отмечены 8%, а в федеральной собственности - 5% спортивных объектов. Однако постепенно растет и доля иных форм собственности - это фитнес-центр и частный клуб. Структура собственности различна на основании тех или иных российских субъектов [16].

 

Рисунок 4 – Формы собственности объектов спорта в регионах РФ [16]

Содержать высокотехнологичный спортивный объект на должном уровне муниципалитету не позволяет существующий бюджет. Небольшой же спортивный объект позволяет привлекать к активному образу жизни граждан муниципального образования, и затраты на его содержание не являются столь великими. Стоимость строительства современных высокотехнологичных спортивных объектов на основании специфики равняется около 100-150 млн рублей. Если спортивно-развивающее оборудование будет присутствовать во всех дворах и школах, это позволит заниматься спортом каждому желающему вне зависимости от возраста и социальных статусов.

Обеспечение России спортивными сооружениями в большей степени варьируется от субъекта к субъекту.

Крайне мало данных объектов в Костромской и Тверской областях. В несколько лучшем положении находится Красноярский край. С целью анализа, в той же Японии спортивных объектов строится на 30% больше, чем это требуется гражданам для активного спортивного занятия. В Финляндии - на 20% больше. РФ отнесена к государствам со средним уровнем обеспеченности граждан спортивным объектом (на данном этапе - 25%). Дефицит спортивных площадок породил дороговизну по их эксплуатации. К примеру, Финляндии средняя цена по аренде спортивных площадок колеблется в пределе $50/час, в Москве же данная цифра в 6 раз выше!