Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития (Проблемы спорта в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования связана с тем, что за последние годы в РФ обостряются проблемы с состоянием здоровья граждан, растет численность людей, которые употребляют наркотики, злоупотребляют алкоголем и курят. К главным причинам, отрицательно влияющим на состояние здоровья граждан, относят понижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, рост стрессовой нагрузки, в том числе понижение физической подготовленности и физического развития почти каждой социально-демографической групп граждан.

На данном этапе физической культурой и спортом в РФ занято 8-10% населения, тогда как в экономически развитых государствах приведенный показатель равен 40-60%.

Наиболее острая и требующая срочного решения проблема – невысокая физическая подготовленность и физическое развитие учащегося. Растет численность учащихся и студентов, которые отнесены к специальной медицинской группе. Это более 30% от студентов, которые обучаются в ВУЗах. В новых социально-экономических условиях происходят отрицательные изменения в постановке физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в трудовом и производственном коллективах.

Многократный рост стоимости физкультурных и спортивных услуг делает недоступным учреждение физической культуры и спорта.

Бюджетное финансирование не может обеспечивать в полной мере, как потребности спорта высших достижений, так и развитие спорта для всех, а для инвестора, готового вложить деньги в физкультуру и спорт, не создали совокупность соответствующих условий [5, c. 78].

Недостаточное число регулярно занимающихся физической культурой и спортом в больше степени обуславливается почти полным отсутствием пропаганды здорового образа жизни и ценностей физкультуры и спорта в СМИ.

Целью работы является анализ современного состояния и перспектив развития индустрии спорта в РФ.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

  1. Изучить структуру органов управления спортом в России, нормативно-правовую базу по регулированию спорта.
  2. Определить текущее состояние спорта в России.
  3. Выявить проблемы спорта в России.
  4. Предложить направления совершенствования спорта в России.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.


1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ СПОРТОМ В РОССИИ

1.1 Структура органов управления спортом в России, нормативно-правовая база по регулированию спорта

Социально-экономический кризис в 90-х годах прошлого столетия отрицательным образом отражается на социальной сфере Российского государства и в частности на физической культуре и спорте. Уменьшение бюджетного финансирования физкультуры и спорта приводит к тому, что занятия некоторыми видами спорта являются платными, из-за чего резким образом снижается их доступность для широкого слоя граждан. Такой факт особенно сказывается на подростке, приводя к заметному усилению уровня наркомании, алкоголизма, преступности в среде подростков [8, c. 102].

На данном этапе времени, невзирая на созданные нормативно-правовые механизмы по регулированию системы физической культуры и спорта в РФ, существуют проблемы, влияющие на организацию физкультурно-спортивной работы по месту жительства с подростком в муниципальном образовании. Требуется отметить ту информацию, что совершенствование условий жизни граждан приведет к повышению возможности реализовывать собственный интерес в такой сфере, как физическая культура и спорт. Но вместе с тем возрастает и численность видов деятельности и услуг, которые отвлекают подростка от занятия физкультурой и спортом.

На данном этапе времени основная функция по развитию массовых видов спорта передана муниципальному образованию. На основании интересов государства и требований общественности перед муниципальным образованием стоит задача по совершенствованию структуры управления и организации мероприятия, направленного на вовлечение наибольшей численности детей и подростков в активный досуг и систематическое занятие физкультурой.

Главный орган РФ, осуществляющий функцию по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в такой сфере, как физическая культура и спорт, а также по оказанию государственной услуги (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в такой сфере, как физическая культура и спорт – это Министерство спорта РФ.


Согласно Положению о Министерстве спорта РФ от 12.06.2012 №607 [3], последнее руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Министерство спорта Российской Федерации возглавляет Министр спорта Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности Министерства. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации, количество которых устанавливает Правительство РФ (рис.1).

Министерство спорта Российской Федерации

Департамент координации подготовки к чемпионату мира по футболу

Департамент государственной политики в сфере спорта и международного сотрудничества

Департамент инвестиционного развития и управления государственным имуществом

Департамент спорта высших достижений

Департамент развития физической культуры и массового спорта

Департамент организации бюджетного процесса

Департамент науки и образования

Правовой департамент

Департамент бюджетного учета, внутреннего финансового контроля и аудита

Департамент управления делами и контроля

Рисунок 1 - Структура Министерства спорта РФ [15]

На данном этапе времени можно выстраивать схему по взаимодействию и определять управленческую функцию и вопрос по ведению всех вышеуказанных уровней. Кроме того, важно исходить из приоритетов территориального принципа на основании самоуправления местной физкультурно-спортивной организации.

Федеральный уровень:

  • выработать стратегию государственной политики по развитию физической культуры и спорта в новом социально-экономическом условии;
  • обеспечивать реализацию основного положения федеральной целевой программы;
  • межотраслевая координация и функциональное регулирование в такой области, как физическая культура и спорт;
  • создать нормативную правовую баз по поддержке физкультурно-спортивного движения, профессионального спорта, спорта высших достижений, сюда же относится участие при разработке проекта федерального закона в рассматриваемой сфере;
  • создать научно-обоснованную систему по оздоровлению и физическому воспитанию граждан;
  • разработать и реализовать федеральные целевые программы по вопросу развития физкультуры и спорта при учете основного вида деятельности;
  • подготавливать и переподготавливать кадры;
  • обеспечивать подготовку и выступление сборной команды на международном соревновании, включая Олимпийские и Параолимпийские игры;
  • создавать условия для того, чтобы развивать спортивную индустрию в стране, для привлечения инвестиций в такую сферу, как физкультура и спорт;
  • взаимодействовать с федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, общественным объединением и иной организацией;
  • организовать и проводить работы по обязательной сертификации продукта и услуг в области физической культуры и спорта, в пределах собственной компетенции;
  • осуществлять контрольные функции и полномочия в сфере собственной компетенции [15].

Прерогативой регионального органа власти и муниципального образования должна стать конкретная, практическая работа по развитию физической культуры и спорта. Ее основное направление – создать условия для занятия физкультурой и спортом по месту жительства, в образовательном учреждении, в трудовом коллективе, среди каждой возрастной группы и категорий граждан [10, c. 102].

Региональный уровень:

  • совершенствовать региональное законодательство в такой сфере, как физическая культура и спорт;
  • формировать региональный бюджет при учете принципа приоритета физкультурно-спортивной работы в социальной политике местной власти;
  • разрабатывать и осуществлять конкретизированные региональные и межмуниципальные программы и проекты в такой области, как физическая культура и спорт, в том числе по массовому приобщению разных групп граждан к систематическому занятию физкультурой и спортом.

Муниципальный уровень:

  • разрабатывать, используя имеющийся опыт, эффективные системы управления и организации физкультурно-спортивной работы на месте;
  • разрабатывать программы по реконструкции и строительству учебно-спортивной базы образовательных учреждений, обеспечивать их необходимым оборудованием и инвентарем;
  • организовывать строительство простейшего спортивного сооружения и ФОКа;
  • организовывать центры физкультурно-спортивного досуга по месту жительства на базе подросткового клуба, дошкольного учреждения, школы, образовательного учреждения профессионального образования, физкультурно-спортивного комплекса предприятия и коммерческой структуры;
  • привлекать на взаимовыгодных условиях трудовой коллектив, первого руководителя конкретного предприятия и учреждения к работе по строительству физкультурно-спортивного сооружения и комплекса, использованию уже имеющегося по назначению;
  • организовать и проводить муниципальные смотры-конкурсы на лучшую постановку массовой физкультурной, оздоровительной работы по месту жительства, в образовательном учреждении, в трудовом коллективе;
  • материальное и моральное стимулирование каждого вида и формы физкультурно-спортивной деятельности, ведущего спортсмена трудового коллектива, городов, районов;
  • пропаганда и поддержка, шефства спортсмена, студента спортивного вуза, сотрудника военной организации и МВД над учреждением образования, интернатским учреждением, детским и молодежным объединениями;
  • осуществлять работу с целью создания материально-спортивной базы по месту жительства и определению механизмов по оплате инструктора-методиста [10, c. 104].

Самой эффективной системой по организации и управлению физической культурой и спортом на федеральном уровне – это федеральный орган исполнительной власти. На уровне субъектов Российской Федерации, на местном уровне – самостоятельные структурные подразделения.

Конституционная основа по развитию физической культуры и спорта РФ - две статьи Конституции РФ – статья 41, в которой сказано о том, что поощряют деятельность, способствующую укреплению здоровья людей, развитию физической культуры и спорта, и статья 72, где говорят о том, что в совместном ведении РФ и субъекта РФ находится ряд вопросов по воспитанию, образованию, науке, культуре, физической культуре и спорту [1].

Теперь поговорим и о принципах управления физической культурой и спортом, которые являются основными правилами, положениями и нормами поведения. Всем вышеперечисленным руководствуется орган управления и отдельный руководитель при осуществлении управленческих воздействий.

Органы управления физической культурой и спортом являются физкультурно-спортивными организациями (юридическим лицом), которые находятся в статусе субъекта управления (управляющая подсистема) и воздействуют на другую физкультурно-спортивную организацию как объект (управляемая подсистема).

На данном этапе времени управлением физической культурой и спортом занимается Министерство спорта Российской Федерации (в соответствие с Указом Президента России).

Одна из особенностей управления – это то, что оно осуществляется при взаимодействии государственных и общественных органов управления разных уровней и характера. Эта взаимозависимость составляет организационную структуру управления отраслью.

В соответствие с федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» субъектами управления физической культурой и спортом государства являются: федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, орган исполнительной власти субъекта России в области физической культуры и спорта. Данный закон определяет и их компетенцию [2].

По Указу Президента России от 9 марта 2004 №314 существует Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму, в ведение которого переданы правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом упраздненного Государственного комитета России по физической культуре и спорту. В 2008 году произошли изменения, и агентство было преобразовано в Федеральное агентство по физической культуре и спорту (Росспорт). Росспортупразднён 7 октября 2008 года. Функции переданы Министерству спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации.