Файл: Курсовая работаФормы проявления социальной ответственности бизнеса на внутрифирменном рынке труда, на примере ООО «СИБА-ВЕНДИНГ».pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические аспекты корпоративной социальной ответственности работодателя
1.1. Понятие корпоративной социальной ответственности и её виды
1.2. Уровни и принципы корпоративной социальной ответственности
2.1. Общая характеристика компании "СИБА-ВЕНДИНГ"
2.2Социалыю-ориентироваиная политика в отношении сотрудников в организации
2.3. Рекомендации по совершенствованию корпоративной социальной ответственности компании
Роль государства изменяется, в том числе в сосредоточенности на поддержки других субъектах социальной ответственности. При этом предполагается, что разделение социальной ответственности не снизит общий уровень социальной поддержки в обществе, а наоборот, приведет к более адекватному удовлетворению потребностей на основе придания другим субъектам большего динамизма. Социальная ответственность в работе рассматривается в узком смысле - предполагает обязательство тех или иных общественных сил и институтов содействовать в разрешении социальных проблем населения, обеспечивая базу функционирования современного общества.
На сегодняшний день следует отметить рост ряда факторов, которые содействуют повышению значимости социальной ответственности для работодателей: К первому фактору можно отнести повышение важности кадрового обеспечения. Эффективная система кадрового обеспечения призвана создавать условия для мотивации, более высокой производительности труда и удовлетворенности работой. Она, также, позволяет руководителю получить необходимую информацию о работниках (квалификационная, половозрастная, национальная структура, и т.п.) с целью улучшения продуктивности их труда.
Происходит изменение подходов к конкурентоспособности и развитию Экономический рост современной экономики во все большей степени обусловлен увеличением продуктивности через инновации, существенным вкладом в образование, науку и своих работников. Снижение расходов на труд как фактор конкурентоспособности не гарантирует в долговременном периоде конкурентного преобладания по сравнению с низкозарплатными странами. Оно достигается за счет других факторов, таких как внедрение новых технологий, качество услуг и товаров. Идея развития давно используется для анализа экономических процессов, происходящих в современной экономике. Идею развития необходимо рассматривать не только в экономических положениях, но учитывать социальные стороны жизни общества. К которым можно отнести: снижение бедности, сокращение неравенства доходов и улучшение ситуации с занятостью, усовершенствование образования и медицинского обслуживания, поддержание качества жизни и продолжения рода, сохранение благоприятной окружающей среды. Таким образом, модернизация экономики и совершенствование человека в развитии взаимосвязаны.
Существенным фактором является и репутационный аспект СОР. Во многих развивающихся странах гражданское общество призывает к выполнению компаний их социально-трудовых норм, чтобы цели компаний соответствовали ожиданиям общества, в положении активизации различных групп интересов, преимущественно это относится к ТНК и их операциям заграницей. СОР становится одним из способов найти свою роль в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке труда.
В современный период активно развивается движение социально ответственных потребителей которые акцентируют внимание не только на стоимости и качестве товара, но даже учитывают, каким образом он был произведен, включая популярность фирмы, определяющее число доверия к ней потребителей данного товара. При этом специальные социальные маркеры позволяют потребителям рассмотреть при покупке товара насколько производители обеспечивают осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.
Отношение государства к СОР основывается под воздействием модели социального государства, целей, функций, задач социальной политики, масштаба и устройства социальных расходов. Стоит обратить внимание на то, что государство при организации социальной политики главной целью для себя ставит удовлетворение нужд работодателей, в результате координирование занятости и рынка труда в целом оказывается неотъемлемой частью социальной политики.
Основной проблемой связи СОР и социальной политики государства выступает то, что СОР независима и ее развитие протекает неравномерно, а также она во многом взаимосвязана с позицией работодателей, что создает различность в удовлетворении социальных нужд. С общественной точки зрения для того, чтобы быть результативной она должна быть многофункциональной. Это значимо в условиях стремления к повышению роли СОР в состоянии небезграничности возможностей перераспределения и реорганизации предназначения государства в смешанной экономике благосостояния при необходимости социального гарантирования для общества. Урегулирование этой проблемы в рамках социальной политики лежит на пути институционализации СОР. как на национальном, так и наднациональном уровне. которая предполагает. что СОР вынуждена стать общей деятельностью для всех работодателей. Для работодателей будут организованы равные условия, что повлияет на реализацию положительных условий социальной ответственности без вреда для экономической деятельности предприятия.
Механизмы этой институционализации разнообразны. Мы выделим 6 важнейших механизмов, к которым относятся: обязательные, стимулирующие (регулирующие), поощрительные, переговорные, добровольные и рамочные. Данные механизмы представлены в таблице.
В каждой стране применяется определенный набор, сочетание отдельных механизмов, но их взаимосвязь слабо проявляется. Основная грань проходит между прямым государственным влиянием, т.е. обязательными механизмами, и добровольностью СОР. Очевидная тенденция в социальной политике состоит в стимулировании работодателей к тому, чтобы те добровольно принимали большую, чем это определено обязательными правилами, ответственность за социальную обеспеченность своих сотрудников. Разнообразность институциональных механизмов СОР ставит задачу обеспечения связи между ними в интересах преемственности, чтобы избежать как дублирования, так и выпадения тех или иных вопросов из регулирования.
Важную роль в распространении разносторонних принципов социальной ответственности работодателей, играет работа международных организаций (ООН, ВОЗ, МОТ, ЕС, ОЭСР) и утверждаемые ими документы. В этом отношении необходимо выделить как общие нормы социальной защиты сотрудников, так и специальные нормы.
Таблица 1
Классификация механизмов институционализации СОР
Тип механизма |
Субъекты |
Меры |
Основание |
обязательные |
государство |
социальное страхование, нормы социально-трудовых отношений (трудовой кодекс) |
закон |
стимулирующие/ регулирующие |
государство |
налоговые льготы, социальная обусловленность экономических решений (инвестиций) |
закон |
поощрительные |
государство |
премии, конкурсы, распространение передовых практик |
образцы поведения |
переговорные |
работник/профсоюз, возможно государство |
социальное партнерство, коллективные соглашения, индивидуальные контракты |
баланс интересов на основе компромисса |
добровольные |
работодатели и их ассоциации |
кодексы поведения, специальные соглашения, социальная отчетность |
социальное обязательство, экономическая рациональность |
рамочные |
международные организации, многосторонние соглашения |
конвенции, рекомендации, кодексы, инструкции |
моральное обязательство, ориентир |
Несомненно важным аспектом в обеспечении социальной защиты работников является Международная организация труда (МОТ). В основу которой входит конвенция № 102 по основным социальным гарантиям. Принятая в 1998 году Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда включает в себя обязательства правительств и организаций работодателей и трудящихся сохранять основные человеческие ценности - ценности, которые имеют важную значимость для социальной и экономической жизни.
Документы международных организаций отражают общие социально-трудовые основы, к которым относятся: минимальная заработная плата, продолжительность рабочего дня, охрана труда и безопасность на работе. Основные правила по СОР в мировой экономике представлены в Трехсторонней декларации о принципах, касающихся транснациональных предприятий и социальной политики, которая была принята МОТ в 1976 г. В последующем ее структура изменялась в 2000 и 2006 гг. Задачей является направление поведения ТНК на реализацию потенциальных выгод глобализации, преимущественно в четырех сферах отношений: занятость, трудовые отношения, профессиональная подготовка кандидатов, условия труда и быта. Ввиду своеобразности МОТ как организации, где представлен круг интересов трех сторон трудовых отношений, данное заявление гарантирует понимание и выполнение работодателями своей ответственности. Ввиду специфики МОТ как организации, где представлен круг интересов трех сторон трудовых отношений, данная декларация обеспечивает встраивание и понимание работодателями своей ответственности в общий социальный контекст развития тех стран, где они работают.
В России принято использовать все известные механизмы институционализации СОР, при использовании сохраняется их историческая преемственность, и образуются другие механизмы с учетом зарубежного опыта и новых социально-экономических явлений. Особенности институционального контекста состоят в следующем.
Во-первых, работодатели всегда выступали активными деятелями в обеспечении социальных потребностей работников. Во- вторых, межнациональная деятельность в условиях глобализации оказала существенное влияние на развитие социальной ответственности работодателей в современной России. В-третьих, в период социально-экономических реформ и формирования новых отношений в обществе, социальные обязательства перед сотрудниками стали основным фактором легитимизации российского бизнеса. В-четвертых, в некоторых российских городах градообразующие предприятия предназначены для обеспечения граждан социальными услугами. Их закрытие отразится на удовлетворении общественных потребностях и трудящихся, и местного населения. В-пятых, в России весьма широко распространена неофициальная занятость, которая играет важную роль в формировании социально-трудовых отношений. В-шестых, рост числа крупных предприятий и сосредоточение на них все большей части средств производства создает широкие возможности для социальной поддержки своих работников. В-седьмых, государство обычно активно регулирует работу других элементов социальной ответственности, играет значительную роль в социальной сфере общества. Поэтому при установлении механизмов институционализации СОР в России требуется осмысление иностранного опыта с учетом реальных социально-экономических положений и особенностей ее развития.
Социальная политика на сегодняшний день содействует усилению СОР. Изменение значимости государства в условиях формирования свободной модели социальной политики способствует изменению основных ее факторов - повышение значимости рынка в удовлетворении социальных нужд населения, преодоление централизованного распределения социальных услуг, выравнивание негативных социальных последствий рыночных отношений путем создания системы безопасности и т.д.
Глава 2 .Характеристика формы корпоративная социальной ответственности работодателя на примере компании "СИБА-ВЕНДИНГ"
2.1. Общая характеристика компании "СИБА-ВЕНДИНГ"
Компания "СИБА-Вендинг" была основана в конце 1999 года группой всего из трёх человек. Компания начала свою деятельность с закупки 10 торговых автоматов Necta, их установки на точках продаж и обслуживания.
Активная и целенаправленная работа по развитию компании дала результат: сегодня это крупнейший вендинг-оператор в России и Украине. Компания создала собственную сеть, в составе которой теперь более 2500 современных вендинговых автоматов и итальянских кофемашин Lavazza BLUE. [23]
Кроме этого, компания начала поставлять торговое оборудование для вендинга, ингредиенты и расходные материалы своим партнёрам в России и Украине, обучать клиентов работе с продающими автоматами, помогать им в организации собственного бизнеса.
Компания "СИБА-Вендинг" сегодня - это: • развитая клиентская сеть в России и Украине, насчитывающая более 500 партнёров, которым мы
помогли в создании и становлении собственного вендингового бизнеса;
- сплочённый коллектив, который в настоящее время насчитывает более сотни сотрудников;
- крупнейшие в России объёмы импорта вендингового оборудования и ингредиентов, к которым относятся торговые автоматы Necta, торговые автоматы и настольные кофемашины Lavazza BLUE;
- специализированные растворимые расходные ингредиенты для вендинг-автоматов Ristora и зерновой кофе Lavazza, Covim, Boasi итальянского производства; платежные системы для торговых автоматов: монетоприемники Fage (Италия) и NRI (Германия), а также банкнотоприемники CashCode (Канада) и ICT (Тайвань);
- развитие собственной сети торговых автоматов в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Донецке, полный спектр услуг в сфере вендинга для тех, чьим выбором стало сотрудничество с нашей компанией, привлечение новых предпринимателей;
- деятельность по развитию и популяризации вендинга в России и Украине; учредительство и активное участие в работе Национальной Ассоциации Автоматической Торговли (НААТ), созданной в 2005 году. [23]
Компания "СИБА-Вендинг" (общество с ограниченной ответственностью) является ответственным корпоративным членом общества и добросовестным участником рыночных отношений. Компания добровольно и в инициативном порядке принимает на себя нижеследующие обязательства по социально ответственному поведению перед всеми сторонами, интересы которых затрагивает деятельность компании. Осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации на основании учета интересов всех заинтересованных сторон - акционеров, инвесторов, сотрудников, потребителей услуг, местного и регионального сообщества, партнеров.