Файл: Курсовая работаФормы проявления социальной ответственности бизнеса на внутрифирменном рынке труда, на примере ООО «СИБА-ВЕНДИНГ».pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические аспекты корпоративной социальной ответственности работодателя
1.1. Понятие корпоративной социальной ответственности и её виды
1.2. Уровни и принципы корпоративной социальной ответственности
2.1. Общая характеристика компании "СИБА-ВЕНДИНГ"
2.2Социалыю-ориентироваиная политика в отношении сотрудников в организации
2.3. Рекомендации по совершенствованию корпоративной социальной ответственности компании
Введение
Актуальность темы исследования. Современное общество развивается в условиях острых социальных, экономических и экологических проблем. Поскольку крупный бизнес как часть общества оказывает существенное влияние на его развитие, все большее значение приобретает корпоративная социальная ответственность (КСО).
Ценность КСО заключается в минимизации компаниями негативных последствий своей производственной деятельности, в решении проблем глобального и местного развития, в формировании атмосферы предсказуемости, доверия и общих ценностей в обществе.
Бизнес благодаря КСО становится более устойчивым в экономическом и социальном плане, получает возможность увеличения своих нематериальных активов.
Принципы КСО играют важную роль в управлении компаниями, однако в российской практике они применяются недостаточно. Хотя КСО является частной инициативой, существенное развитие она получает за счет стимулирования со стороны представителей гражданского общества и власти.
В России система стимулирования КСО не сформировалась, хотя ведение дел представителями крупного бизнеса, зачастую конфликтующее с интересами общества и государства, стало обращать на себя внимание еще в 1990-х гг. Как подтверждают авторитетные российские и международные исследования, крупный бизнес окреп скорее в экономическом аспекте, чем в социальном. Важность повышения в России уровня социальной ответственности предпринимателей неоднократно отмечали и Президент страны В.В. Путин, и премьер-министр Д.А. Медведев, и лидеры бизнеса, и представители гражданского общества. Все это вызывает необходимость поиска научно- обоснованных действий, нацеленных на поддержку и стимулирование КСО.
Целью работы является определение форм проявления социальной ответственности бизнеса на внутрифирменном рынке труда, на примере ООО "СИБА-Вендинг"
.Поставленная цель определила необходимость решения следующих взаимосвязанных задач:
1) Определение понятия и сущности корпоративной социальной ответственности.
2) Выявление характерных особенностей и принципов социальной ответственности в бизнесе.
3) Анализ социальной деятельности компании ООО "СИБА-Вендинг".
4) Предложения по совершенствованию корпоративной социальной ответственности компании.
Объектом данного исследования является корпоративная социальная ответственность российских компаний.
Предметом исследования является корпоративная социальная ответственность компании ООО "СИБА-Вендинг".
Исходя из цели и задач ы курсовая работа имеет следующую структуру: ввдение, две главы, заключение, список использованных источников.
Глава 1.Теоретические аспекты корпоративной социальной ответственности работодателя
1.1. Понятие корпоративной социальной ответственности и её виды
Понятие корпоративной социальной ответственности в обиход мирового бизнес-сообщества вошло в 50-х - 60-х годах прошлого столетия, когда данная концепция стала внедряться на предприятиях США и Канады. Тогда оно воспринималось исключительно как забота о персонале собственной компании и оказание помощи местным органам власти. В 70-е годы в связи с ростом беспокойства о состоянии окружающей среды понятие корпоративной социальной ответственности стало включать в себя и заботу об экологической ситуации в своей стране.
На всемирном бизнес конгрессе за устойчивое развитие в докладе «MakingGoodBusinessSense» (Лорд Холм и Ричард Уаттс) прозвучало следующее определение КСО: «Корпоративная социальная ответственность- это постоянная приверженность бизнеса вести дела на основах этики и вносить свой вклад в экономическое развитие, в то же время, улучшая качество жизни своих работников и их семей, как и общества в целом».
Очевидно, что на сегодняшний день не существует единого общепринятого определения корпоративной социальной ответственности. Однако все подходы едины в одном: корпоративная социальная ответственность подразумевает ответственность компании перед всеми людьми и организациями, с которыми она сталкивается в процессе деятельности, и перед обществом в целом. [14, С. 48]
На сегодняшний день не существует единого общемирового определения корпоративной социальной ответственности. Можно дать такое полное и обобщенное понятие: корпоративная социальная ответственность - это система экономических, социальных, экологических мероприятий, а также этических норм и ценностей компании, которые в совокупности обеспечивают общественную полезность ее деятельности, реализуется на основе постоянного взаимодействия с заинтересованными сторонами и направленных на долгосрочное улучшение имиджа и деловой репутации компании, а также на приобретение конкурентных преимуществ и стратегической устойчивости бизнес-структуры. Следовательно, любое решение в организации должно приниматься с учетом экономического, социального и экологического эффекта не только непосредственно для организации, но и для общества в целом.
В современных условиях развития экономики социальная ответственность бизнеса является частью стратегии развития любой корпорации. Корпоративную социальную ответственность предприятия для формирования корпоративной стратегии можно рассматривать как способ эффективного управления социальными и бизнес- процессами с целью обеспечения положительного влияния компании на общество. Компании, которые принимают активное участие в решении социально значимых проблем, могут внести весомый вклад в формирование общественного договора, выстраивать свою стратегию развития, предусматривая возможности и угрозы, что несут с собой новые общественно-политические и экономические процессы в государстве. [11, С.21]
Вопросы корпоративной социальной ответственности регламентируются системой стандартов: ISO 9000 «Менеджмент качества»; EMAS «Схема экологического менеджмента и аудита Европейского союза»; ISO 14000 «Система управления окружающей средой»; SA 8000 «Социальная ответственность»; АА1000 (система качества отчетности организации); Global Reporting Initiative (Глобальная инициатива по отчетности в отношении экономического, экологического и социального воздействия на окружающую среду); OHSAS 18000 «Менеджмент охраны здоровья и безопасности труда». Данные стандарты исходят из основополагающих принципов определяющиеся как стратегические цели реализации корпоративной социальной ответственности.
Оценка социально ответственной деятельности корпораций лежит в основе международных рейтингов устойчивых компаний, наиболее распространенными среди них являются: Dow Jones Sustainability Index (DJSI), FTSE4Good Index, MSCI Index, Corporate Knights Global 100 Most Sustainable Corporations in the World. Яркой иллюстрацией распространение практики корпоративной социальной ответственности в европейских странах есть рейтинг наиболее устойчивых компаний мира - Corporate Knights Global 100 Most Sustainable Corporations in the World, лидерами которого не случайно являются в основном европейские компании из Германии, Финляндии, Франции, Австралии и Дании такие как BMW, Dassault Systemes, Adidas и прочие. Для этих стран необходимым условием эффективной корпоративной стратегии является выполнение стандартов корпоративной социальной ответственности, которые определяют экономические, социальные и экологические аспекты их деятельности.
Таким образом, корпоративная социальная ответственность сегодня это основной фактор формирования корпоративной стратегии, что представляет собой сферу деятельности корпоративных структур, связанную с добровольно взятыми на себя социальными обязательствами относительно заинтересованных групп и общества в целом.
Социальная ответственность бизнеса многогранна. Она включает в себя:
1. Имущественную ответственность перед инвесторами, акционерами и кредиторами за их собственность.
2. Перед потребителями и клиентами ответственность за качество товаров и услуг.
3. Перед работниками - ответственность за рабочие места, занятость, охрану труда.
4. Перед населением - за охрану и восстановление окружающей среды.
5. Перед государством - за соблюдение законов, включая уплату налогов. [10]
Важным представляется разделение социальной политики корпорации в соответствие с её адресатам на внутреннюю и внешнюю. [18]
Внутренняя корпоративная социальная политика - социальная политика, проводимая для работников своей компании, а потому ограниченная рамками данной компании.
Внешняя корпоративная социальная политика - социальная политика, проводимая для местного сообщества на территории деятельности компании или ее отдельных предприятий.
Внутренняя социальная политика основывается на сложившемся мнении общества о необходимости компании не только обеспечивать прибыль и платить налоги, но и заботиться о своих работниках. Однако мониторинг ожиданий общества не всегда представляется возможным. [18] Поэтому компания зачастую формирует социальную политику исходя из собственных представлений о данном процессе.
1.2. Уровни и принципы корпоративной социальной ответственности
Основным фактором, влияющим на систему организационного обеспечения КСО, является уровень социальной ответственности компании. При этом можно выделить три уровня ответственного поведения фирмы:
1. Базовый уровень, на котором находятся все компании, соблюдающие действующее законодательство. Организационное обеспечение компании данного уровня не является специфическим, поскольку, по сути, речи о реализации принципов КСО не идет.
2. Второй уровень социальной ответственности бизнеса предполагает использование инструментов, направленных на повышение качества внутренней среды для работников предприятия: обеспечение медицинским добровольным страхованием, возможности повышения квалификации, обеспечение жильем, детскими садами детей работников и т.п. Такой тип ответственности был условно назван «корпоративной ответственностью».
3. Третий - высший уровень ответственности предполагает направленность на развитие общества, повышение качества жизни населения территории, где работает предприятие. [14]
Для второго и, в большей степени, третьего уровня социальной ответственности остро стоит проблема формирования системы организационного обеспечения реализации принципов КСО в компании.
Предприятие, находящееся на двух последних уровнях применения практик КСО при построении организационной структуры, обеспечивающей реализацию концепции, по моему мнению, должны придерживаться следующих принципов:
-комплексности: внедрение принципов КСО в общую стратегию компании;
-системности: поддержка принципов КСО всеми членами компании и учет их при принятии управленческих решений;
-открытость и информационная прозрачность в деятельности;
-формализации и регламентации: четкая регламентация процедур и бизнес-процессов;
-портфельного социального инвестирования (всесторонняя оценка эффективности КСО);
-принцип анализа и контроля результатов реализации КСО в деятельности компании с целью разработки решений, направленных на повышение эффективности деятельности компании.
Таким образом, можно сделать вывод, что КСО не должна быть самоцелью, а инструментом стратегического устойчивого и успешного развития компании.
Алгоритм формирования системы управления корпоративной социальной ответственностью представлен на рис. 1.
Рисунок 1. Цикл управления социальной ответственностью на уровне предприятия [16]
На протяжении долгого времени решение социальных проблем связывали с государством. Но в последнее время развитые страны претерпевают значительные изменения, и речь идет о кризисе государства благосостояния, взаимосвязанном с его ограниченными возможностями рационального перераспределения ресурсов. Это акцентирует повышенное внимание на других источниках социального благополучия в обществе, в том числе работодателей, то есть происходит упорядочение социальных прав и обязанностей. Разделение социальной ответственности между социальными институтами на сегодняшний день рассматривается как один из способов решения социальных задач современного общества.
Актуализация понятия социальной ответственности определена социально-экономическими процессами, которые протекают в обществе, и в свою очередь оказывают воздействие на цели и функции социальной политики и государства благосостояния. [20, С. 63]